«Спасатели Малибу» спешат в Арктику
В 2009 году президентом США Бараком Обамой была издана Директива №66, в которой говорится: «У США имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развёртывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полётов авиации».
На запах прибыли
Повышенный интерес к заполярным территориям, морям и Северному Ледовитому океану в США появился после экономического кризиса 2008-2009 годов. До этого кризиса основным источником углеводородного сырья были страны Ближнего и Среднего Востока. Второй причиной обострения национальных интересов США стали открытие и разработка Россией новых месторождений углеводородов в Заполярье, в том числе с участием зарубежных компаний-партнёров.
Разведанные запасы нефти Арктической зоны России сейчас оцениваются на уровне 33 млрд т, природного газа - 212,5 трлн куб. м, газового конденсата - 12,3 млрд т.
Скорее всего, именно утечка информации о разведанных российских ресурсах в Арктике так возбудила американские транснациональные компании, что они тут же пролоббировали свои интересы через Пентагон, который разработал ряд стратегий по «защите национальных интересов США в Арктике». Примечательный факт - во всех военных стратегиях присутствует оценка богатств Арктики. Одни только запасы редкоземельных металлов оценены в 7 трлн долл., а запасы углеводородов могут обеспечить жизнь США на ближайшие 600 лет. И всё это богатство присвоила себе «страна-бензоколонка» - Россия, которая имеет «наглость устанавливать правила прохождения Северного морского пути».
Да-да, именно так характеризуют возврат России в Заполярье, её экономические программы развития Арктического региона, строительство инфраструктуры обеспечения безопасного судоходства по Северному морскому пути и строительство военной инфраструктуры по защите наших северных границ западные ненадёжные партнёры, у которых от этого случилась истерика.
Маслица в огонь американской истерии подлило заключение «Национальная оценка климата», которое было сделано по заказу правительства Дональда Трампа. Основной вывод по климату звучит так: «судоходство и товарные потоки в арктических широтах будут возрастать по причине активного таяния льдов». По сообщению «Национального центра данных по снегу и льду» США - Арктика с 1979 года потеряла более одного миллиона квадратных миль льда.
В связи с потеплением изменился ареал обитания популяции промысловых рыб у берегов Аляски - он сместился к более северным широтам. Такое изменение было оценено американскими климатологами в ежегодную потерю 5 миллиардов долларов прибыли, а ущерб общественной инфраструктуры от оттаивания вечной мерзлоты оценён в 5,5 млрд долларов. Согласитесь, американские воротилы бизнеса получили достаточное количество алармистских доводов, чтобы нажать на все лоббистские рычаги в Конгрессе, Сенате и Пентагоне.
В результате Пентагон изменил свою арктическую стратегию от 2016 года на более новую, которая учитывает не только возможности армии и флота США, но также усилия Национальной гвардии и вооружённые силы четырёх союзников по НАТО (Канада, Дания, Исландия и Норвегия) и двух стран-партнёров НАТО с расширенными возможностями - Финляндии и Швеции.
Таким способом Пентагон планирует объединить против России восемь своих военных баз в Исландии, Дании и Норвегии. Помимо этого, если удастся убедить Швецию и Финляндию вступить в блок НАТО, то под контроль США перейдут ещё девять военных баз. Всё это делается под предлогом того, что «возросшая экономическая активность увеличивает вероятность массовых несчастных случаев в Арктике». Поэтому для обеспечения безопасного судоходства и спасения на водах от стихийных бедствий потребуется помощь… Министерства обороны США. Да-да, так и записано в новой арктической стратегии Пентагона.
Только представьте эту команду «спасателей Малибу», состоящую из корабельных ударных группировок и нескольких эскадрилий F-35 снующих по Северному морскому пути (СМП). С этим, кстати, связаны утверждения, что «арктические ресурсы принадлежат всем», и Россия «вопреки международному праву регулирует морские коммуникации СМП и угрожает применить силу против судов». Естественно, такое мифотворчество шито белыми нитками, т.к. за ним стоят конкретные цели по захвату контроля над ресурсами Арктики.
Кто будет проецировать силу в регионе
Несмотря на то, что американцы в своей стратегии представляют Арктику как «общий регион для восьми полярных стран, в котором они должны взаимодействовать, сообща осваивая ресурсы», на Россию и Китай это утверждение не распространяется. Потому что новая арктическая стратегия устанавливает цели и приоритеты Пентагону для «защиты интересов США и её союзников путём восстановления военного преимущества против России и Китая».
Ключевыми точками военного присутствия США и НАТО в Арктике названы арктические морские коммуникации проходящие через Берингов пролив и морской театр военных действий между Гренландией, Исландией и Норвегией.
За блокирование подходов к Беринговому проливу и контроль морских коммуникаций СМП будет отвечать командование ВВС США, при поддержке вооружённых сил, развёрнутых на Аляске, и отдельных частей, а также сил Третьего флота США. Атлантический регион выше 600 широты будут контролировать Второй и Шестой флот США, флот стран НАТО, а также авиация США, развёрнутая на базах в Исландии и Норвегии с перспективой базирования в Швеции и Финляндии.
Таким образом, по мнению стратегов Пентагона, для сил сдерживания США в Арктике потребуется «создание гибких экспедиционных группировок способных проецировать силу в этом регионе». С этой целью Пентагон уже назначил «защитником интересов в Арктике» командующего Северным командованием США (USNORTHCOM) генерал-лейтенанта Глена Д. Ван Хёрка. USNORTHCOM будет координировать взаимодействие с армией, ВВС, ВМС и Национальной гвардией.
Помимо этого, под контролем USNORTHCOM будут проходить военные учения в Арктике, такие как Trident Juncture, Arctic Challenge, Arctic Edge, Bold Quest и Cold Response. Учения будут проводиться с арктическими союзниками и партнёрами США. По мнению специалистов Пентагона, военные учения позволят НАТО сдерживать агрессию со стороны стратегических конкурентов (Россия и Китай), включая операции по противолодочной борьбе (охота за российскими подлодками) и тренировки сил специальных операций в горах при низких температурах.
Командование ВВС США на основе стратегии Пентагона в Арктике разработало собственную стратегию, в которой говорится о том, что воздушные операции будут составлять 80% от общего объёма мероприятий, сдерживающих Россию. В помощь командованию ВВС США передаются все станции раннего предупреждения на Аляске, а также 50 радаров канадской Северной системы предупреждения, в том числе радар в Туле (Швеция). Спутниковую связь предоставят Космические войска США. Доступ к этой системе предупреждения и связи получат союзники и партнёры США в рамках совместных операций в арктических широтах.
Командование ВМС США также опубликовало свою стратегию под названием Blue Arctic (Голубая Арктика), где под этим термином обозначены просторы Северного Ледовитого океана свободные ото льдов. Именно на таяние льдов рассчитывают адмиралы, которые планируют присутствие флота США в полярных широтах. Центром управления выбран штат Мэн, чей губернатор заявил, что «Мэн готов стать центром и восточными воротами в Арктику». При этом командование ВМС США будет поддерживать «усиленное присутствие в Арктическом регионе за счёт регионального размещения сил флота».
Командование ВМС США и Корпус морской пехоты будут проводить ежегодные учения и операции с заходом в порты союзников и партнёров по всему Арктическому региону. Таким образом американские корабли получают постоянную прописку не только в портах Исландии, Дании и Норвегии, но и в портах Швеции и Финляндии. Авторы стратегии уверены, что в результате этого воздушные и морские просторы станут свободными и конкуренты (Россия и Китай) не смогут «мешать работе или контролировать арктические морские пути сообщения и торговли».
Стратегии ВМС и ВВС США, по мнению специалистов из Пентагона, обеспечат «принцип коллективной обороны, закреплённый в статье 5 Вашингтонского договора, который будет применяться к членам НАТО, расположенным в Арктике, и, таким образом, поможет сдерживать агрессию» России и Китая. Весь этот комплекс мероприятий на ближайшие 10-20 лет затеян с той целью, чтобы «Арктика оставалась свободной и открытой территорией, и чтобы вооружённые силы США сохраняли глобальную мобильность, гарантированную международным правом».
«Съесть то они съедят, да кто ж им даст»
Что тут сказать? На бумаге у американских стратегов получилось всё очень красиво и даже убедительно для тех, кто откроет свои кошельки на эту авантюру. Однако в реализации этих стратегий не учтены важные факторы, которые низводят все планы до уровня банального распила денег.
Первый фактор - арктический холод и резкая смена погоды. Понадеявшиеся на потепление корабли ВМС США могут попасть в зону сильного обледенения и, в лучшем случае, откажутся от выполнения боевой задачи. Кораблей ледового класса у них нет, ледоколов тоже пока нет, как нет и опыта ведения боевых действий в арктических широтах. С этим фактором связаны перспективные разработки экипировки, вооружения и военной техники, которые американцы начали недавно в надежде получить годные образцы к 2030 году. Поэтому сделана ставка на авиацию. Хотя ставка на F-35 тоже не оправдана, у этого самолёта есть ограничения по температурно-скоростному режиму - при температуре минус 35 он не может летать на сверхзвуке из-за опасности повреждения обшивки, обеспечивающей его «незаметность». Поэтому вердикт таков: американский флот не может воевать в арктических широтах, а F-35 может это делать лишь частично.
Второй фактор - потепление, которое по мнению американских учёных приведёт к оттаиванию вечной мерзлоты, что негативно скажется на программах строительства военной инфраструктуры. Видимо, из-за этого фактора проект реконструкции порта в г. Ном (Аляска), недавно одобренный Инженерным корпусом армии США, будет стоить почти миллиард долларов. А как с другими объектами?
Третий фактор - в северных широтах радиосвязь работает плохо, а для обеспечения спутниковой связи необходимо выведение спутников на полярные орбиты. Навигационный сигнал с геостационарных спутников не виден на полюсах Земли. Планирование и ведение боевых операций без связи и навигации невозможно, а как это решить американцы пока не знают.
Четвёртый, главный фактор - Россия в Заполярье выстроила мощную систему защиты, состоящей из эшелонированной береговой, противовоздушной и противолодочной обороны. Шесть военных баз в российском Заполярье - на островах Котельный, Средний, Новая Земля, Земля Александры, Врангеля и на мысе Шмидта - надёжно стерегут покой российской Арктики. При необходимости эта оборона может быстро усиливаться воинскими подразделениями из Центрального и Восточного военных округов, а также силами Северного флота.
Система обороны в Арктике работает при участии автоматизированных систем управления войсками, в едином информационном пространстве военного интернета в реальном масштабе времени. Россия строит корабли и ледоколы, военные базы, работающие автономно в условиях экстремальных холодов, проводит десантные операции и многое другое. Россия давно живёт в Арктике, она её развивает и обеспечивает безопасность СМП. Поэтому команды «спасателей Малибу» в гости не ждёт, она встретит их на дальних рубежах, а дальше либо по правилам, либо - Yankee go home!