Демократический Осёл  в посудной лавке ничуть не лучше республиканского  Слона
© ansarollah.com
Вопреки предсказаниям о неизбежном поражении, а то и окончательном разгроме армии мятежников-хуситов из движения «Ансар Аллах», уничижительно прозванной босоногой армией, в йеменской действительности всё происходит с точностью до наоборот.

Демократический Осёл в посудной лавке ничуть не лучше республиканского Слона

Унаследованные амбиции не позволяют команде Джозефа Байдена безболезненно демонтировать внешнеполитическое наследие Дональда Трампа на Ближнем Востоке: йеменские хуситы продолжают воевать, а Тегеран не горит желанием возвращаться к ядерной сделке на американских условиях
09 марта 2021, 06:38
Реклама
Демократический Осёл  в посудной лавке ничуть не лучше республиканского  Слона
© ansarollah.com
Вопреки предсказаниям о неизбежном поражении, а то и окончательном разгроме армии мятежников-хуситов из движения «Ансар Аллах», уничижительно прозванной босоногой армией, в йеменской действительности всё происходит с точностью до наоборот.
Читайте нас на: 

Война на босу ногу 

Вопреки предсказаниям о неизбежном поражении, а то и окончательном разгроме армии мятежников-хуситов из движения «Ансар Аллах», уничижительно прозванной босоногой армией, в йеменской действительности всё происходит с точностью до наоборот. В последние месяцы поражение терпят правительственные силы президента Абд Раббо Мансура Хади, союзные с ними племенные формирования, отряды салафитов из партии «Ислах» и поддерживающая их арабская коалиция, скукожившаяся к настоящему времени до размеров экспедиционного корпуса. Накопив боевой опыт и достаточно сил и средств, в том числе для резервов, хуситы сумели перехватить тактическую инициативу и успешно повели наступление на город Мариб, расположенный на севере страны в 120 километрах к западу от столицы Саны.

С потерей Мариба силы президента Хади потеряют весь север Йемена, граничащий с Саудовской Аравией, что равносильно крупному военному поражению, а тактическая инициатива, которая сегодня на стороне хуситов, приобретает стратегический характер, что безусловно окажет влияние на дальнейший ход и исход войны. Не исключается и распад страны на два государства, существовавших до середины 1990-х годов, - поскольку влияние Эр-Рияда в Йемене сокращается, и это играет на руку сепаратистам из Переходного совета Южного Йемена, которых поддерживают ОАЭ.

Таким образом, шансы выйти из войны на почётных для себя условиях - сохранив лицо, для саудитов резко сокращаются. Ведущий научный сотрудник ИМЭМО им Е.М. Примакова РАН Александр Фролов считает, что с учётом горячности и чрезмерной амбициозности наследного принца Мухаммеда бин Сальмана, никто не знает, как поведёт себя этот фактический правитель королевства. Сумеют ли западные, прежде всего американские партнёры, убедить его поскорее выйти из войны, или он будет стремиться во что бы то ни стало нанести хуситам хоть какое-то поражение, одержать пусть небольшую победу? Если убедить не получится, война может продлиться неопределённое время.

Бомбардировка Мариба.
© ansarollah.com
Бомбардировка Мариба.

Неслучайно бои здесь носят особо ожесточённый характер: по сообщениям мировых информагентств, счёт убитым и раненым идёт на десятки человек за день. При этом СМИ мятежников утверждают, будто им удалось разгромить до трёх бригад противника. А саудовская англоязычная газета Arab News приводит слова главы йеменского МИД Ахмеда Аввада бин Мубарака, который во время встречи с французским послом Жан-Мари Сафа заявил, что это хуситы продвигаются вперёд, не считаясь с потерями. Как утверждает представитель хадистов бригадный генерал Абду Абдделла Маджили, хуситы, чтобы не терять темпов наступления, не убирают с поля боя и не хоронят своих погибших бойцов, и это создаёт угрозу эпидемии.

Как бы там ни было, ни саудовская авиация, ни силы, воюющие на стороне правительства, пока что не в состоянии остановить наступления хуситов. Мало помогают и переброшенные из других районов страны подкрепления. Более того, по сообщениям иранских СМИ, в рядах противников хуситов, включая боевиков из салафитской партии «Ислах», замечены случаи массового дезертирства и даже перехода на сторону «Ансар Аллах». При этом лидер мятежников Мухаммед Али аль-Хуси в ультимативной форме заявляет, что может остановить наступление только в случае, «если страны-агрессоры остановят удары по йеменским провинциям и фронтам».

Йемен «размножается» делением

Если военные успехи мятежников вызвали настоящую панику в лагере их противников, то для гуманитарных и правозащитных организаций, а также для местных властей они стали вполне обоснованной причиной для обеспокоенности в связи с возможностью новой гуманитарной катастрофы.

В Йемене разворачивается крупнейшая гуманитарная катастрофа в мире.
© flickr.com/147597828@N03
В Йемене разворачивается крупнейшая гуманитарная катастрофа в мире.

Дело в том, что в окрестностях Мариба, начиная с 2015 года, нашли приют более 750 тысяч перемещённых лиц, покинувших места постоянного проживания в поисках безопасного убежища. Всего же здесь насчитывается более двух миллионов человек, и все они лишены средств к существованию, страдают от голода и болезней, отсутствия чистой воды и антисанитарии. И поскольку им идти некуда, беженцы охвачены страхом перед приближающимися отрядами мятежников.

В ходе семилетней войны в стране, по данным ООН, уже погибли более 233 тысяч человек, 80 процентов 28-миллионного населения нуждаются в гуманитарной помощи, из них более 13 миллионов живут на грани голодной смерти. С призывом немедленно остановить наступление на Мариб выступил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Госдеп США также призывает хуситов прекратить военные операции и немедленно вернуться за стол переговоров. Но вот что примечательно: с одной стороны хадисты просят мировое сообщество помочь им остановить хуситов, с другой - сами же подогревают атмосферу войны.

Так, глава МИД Йемена Муамар аль-Арьяни предложил своему правительству выйти из Стокгольмских соглашений, подписанных правительством Хади, движением «Ансар Аллах» и саудовцами в декабре 2018 года, и начать наступление на хуситов через Ходейду - основной город-порт на северо-западе Йемена, через который страна получает продукты и медикаменты - «чтобы усилить давление на мятежников». А вице-спикер йеменского парламента Мохсен Басурах настаивает на немедленной переброске подкреплений из освобождённых районов на юге страны, и уверяет, что «история не простит, если в Мариб войдут хуситы».

Карта противостояния в Йемене на 3 марта 2021 г.
© southfront.org
Карта противостояния в Йемене на 3 марта 2021 г.

Друг Трампа - не друг Байдена

Примечательно, что последнее наступление хуситов на севере страны по времени совпало с решениями президента США Джозефа Байдена по Йемену и Саудовской Аравии. Сначала Белый дом прекратил поддержку боевых операций саудовской коалиции и приостановил продажу Эр-Рияду 10 тысяч авиабомб на сумму 770 млн долл., затем исключил из числа международных террористов движение «Ансар Аллах», которое Трамп занёс в чёрный список за три дня до окончания своего президентского срока - так что хуситы проходили в одеждах террористов ровно месяц. Кроме того, на днях объявлено о введении санкций против 86 высокопоставленных саудовских чиновников и нежелании Байдена, предпочитающего иметь дело напрямую с королём Сальманом, общаться с наследным принцем Мухаммедом бин Сальманом. Белый дом обвиняет саудовцев в серьёзных нарушениях прав человека и полностью возлагает на кронпринца ответственность за убийство саудовского журналиста-диссидента Джамаля Хашогги.

Примечательно, что последнее наступление хуситов на севере страны по времени совпало с решениями президента США Джозефа Байдена по Йемену и Саудовской Аравии.
© flickr.com/whitehouse
Примечательно, что последнее наступление хуситов на севере страны по времени совпало с решениями президента США Джозефа Байдена по Йемену и Саудовской Аравии.

Пока не очень понятно, какие цели преследовали США и какой реакции ожидали от главных участников йеменской трагедии. Например, госсекретарь Тони Блинкен утверждает, будто Америка глубоко обеспокоена «катастрофической гуманитарной ситуацией», сложившейся в Йемене, однако, зная традиционное лицемерие американцев, в эти слова не очень-то верится. А вот мятежникам-хуситам антисаудовская позиция Вашингтона вполне могла добавить боевого задора.

На официальном уровне Эр-Рияд пока что воздерживается от резкой критики Вашингтона за решение исключить хуситов из списков террористических организаций. Однако англоязычная газета The Arab News, которая, разумеется, находится под контролем властей, написала, будто недели пребывания у власти Джозефа Байдена уже стали «несчастливым временем для народов Аравийского полуострова». Единственное, что может подсластить горькую пилюлю, приготовленную для Эр-Рияда американцами, это обещание Вашингтона не разрывать стратегическое партнёрство с королевством и продолжить заботиться о его защите. Но в любом случае шаги США представляются противоречивыми и не приблизили окончание войны в Йемене. Скорее, ещё больше запутали обстановку на полуострове.

Госсекретарь Тони Блинкен утверждает, будто Америка глубоко обеспокоена «катастрофической гуманитарной ситуацией», сложившейся в Йемене. На встрече с президентом Йемена Абд Раббо Мансуром.
© flickr.com/statephotos
Госсекретарь Тони Блинкен утверждает, будто Америка глубоко обеспокоена «катастрофической гуманитарной ситуацией», сложившейся в Йемене. На встрече с президентом Йемена Абд Раббо Мансуром.

Политический идиотизм по-американски 

Но, конечно же, не одним Эр-Риядом живёт сегодня Белый дом. Главным пунктом ближневосточной повестки Байдена является возвращение к ядерной сделке с Ираном. При этом позиция американцев выглядит странной: сами же разорвали соглашение в 2018 году, сами же ввели против Ирана санкции, хотя инспекторы МАГАТЭ и заверяли, что нарушений с иранской стороны нет, а теперь чуть ли не навязывают Тегерану очередные договорённости на новых, ещё более жёстких условиях. А иранцы не хотят, чтобы американцы, показавшие себя сомнительными партнёрами, ещё раз их провели... И тогда Вашингтон поднимает самолёты и бомбит иранский объект на сирийско-иракской границе - только потому, что, по словам представителя Госдепа Неда Прайса, у Белого дома «заканчивалось терпение» ждать от Тегерана ответа на американское предложение.

В 2018 году Дональд Трамп сообщил о выходе из ядерной сделки с Ираном.
© whitehouse.com
В 2018 году Дональд Трамп сообщил о выходе из ядерной сделки с Ираном.

Возможно, до Джо Байдена, лично отдавшего приказ бомбить иранские цели, ещё не дошло, что это была его самая серьёзная ошибка. На самом деле, теперь на переговорах по возврату к ядерной сделке с Ираном можно или навсегда поставить жирный крест, или долго ждать, пока улягутся страсти. А они точно быстро не улягутся, если Тегеран нанесёт ответный удар по американцам. В общем, ничего принципиально нового: обычный американский политический идиотизм, помноженный на комплекс величия и крепчающий старческий маразм.

Так что нет ничего удивительного в том, что Иран, как сообщила The Wall Street Journal, категорически отказался участвовать в прямых переговорах с США и ЕС о возвращении к ядерной сделке, и лихая кавалерийская атака американской дипломатии окончилась практически ничем. По словам главы МИД Ирана Мухаммада Зарифа, для его страны было бы полным абсурдом первыми делать шаг навстречу Америке, хотя бы потому, что США в настоящее время не являются участником Совместного всеобъемлющего плана действий, то есть ядерной сделки, откуда они сами же и вышли.

Иран, как сообщила The Wall Street Journal, категорически отказался участвовать в прямых переговорах с США и ЕС о возвращении к ядерной сделке.
© wsj.com
Иран, как сообщила The Wall Street Journal, категорически отказался участвовать в прямых переговорах с США и ЕС о возвращении к ядерной сделке.

Но сейчас Вашингтон явно торопится. И дело здесь совсем не в том, что Иран, по утверждению госсекретаря Блинкена, якобы уже через два месяца может получить атомную бомбу. Это предположение считается весьма смелым, другое дело президентские выборы, которые назначены в Иране на лето. А нынешний президент Хасан Роухани, который считается представителем либерального крыла в иранском руководстве и который немало потрудился, чтобы убедить правящий режим пойти на ядерную сделку в 2015 году, участвовать в выборах не сможет.

Нынешний президент Ирана Хасан Роухани немало потрудился, чтобы убедить правящий режим пойти на ядерную сделку в 2015 году.
© president.ir
Нынешний президент Ирана Хасан Роухани немало потрудился, чтобы убедить правящий режим пойти на ядерную сделку в 2015 году.

Эксперты прогнозируют победу кого-то из консерваторов, поддержанных верховным правителем Али Хаменеи. Но при таком раскладе шансы вернуть Иран даже к прежнему формату договорённостей практически нулевые - местные консерваторы никогда не были сторонниками соглашений с Западом по ядерному проекту.

А вот Ирану спешить особо некуда. Понятно, было бы неплохо избавиться от санкций, но если не снимут - тоже не смертельно. Иранцы давно живут под санкциями, и как-то научились выживать. С другой стороны, руки у них теперь развязаны, и, по мнению известного общественного деятеля Израиля Якова, рано или поздно иранцы всё равно создадут своё ядерное оружие. Но теперь, вероятнее всего, этот процесс ускорится и неизбежно превратится в «цепную реакцию» поскольку от ядерной гарантии независимости не откажутся ни Турция, ни Саудовская Аравия, ни Египет. И всё потому, что в последнее время США не везёт на квалифицированных президентов. Хотя бы на умных и ответственных.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама