После МКС. Повторение «Мира» не исключается
Дело было так. Грузовые корабли «Прогресс» понизили орбиту «Мира», и в ста километрах от Земли станция вошла в плотные слои атмосферы, а дальше законы физики: совершенная в техническом отношении конструкция массой в 137 тонн на глазах ломается и падает охваченная огнём... В 8 часов 57 минут 23 марта 2001 года обломки того, что по праву считалось грандиозным достижением отечественной науки, уходят в пучину Тихого океана. А на экране в Центре управления полётами появилась электронная строка: «15-летний полёт "Мира" завершён».
Что было делать в такой ситуации тогдашнему генеральному директору «Росавиакосмоса» Юрию Коптеву? Понятно что - попытаться сохранить достоинство при плохой игре. Что он и сделал. «Россия остаётся великой космической державой, - сказал Коптев. - Мир сегодня убедился, что Россия умеет не только строить космические объекты, но и успешно управлять ими, рассчитывать их баллистику». А потом поблагодарил специалистов ЦУПа за образцово проведённую уникальную операцию: «Вы не ошиблись ни в одном шаге, ни в одном миллиметре».
Повышенный интерес к «Миру» до его последних минут не был случайным. Например, специалист по космическим вопросам из Федерации американских учёных Чарльз Вик сравнивал программу «Мир» с высадкой человека на Луну. А вот заявление китайского агентства Синьхуа: «Российская орбитальная станция за 15 лет своего существования снискала славу первопроходца в истории освоения человечеством космического пространства. Эта космическая лаборатория останется в памяти людей как важная веха в изучении космического пространства, как станция, которая доказала возможность для человека оставаться в течение длительного времени в открытом космосе».
А ещё «Мир» называли космическим домом науки во Вселенной. Напомним, что станция была выведена на орбиту 20 февраля 1986-го - на взлёте советской программы исследования космического пространства. Тогда в космосе оказались сразу два советских орбитальных комплекса - «Мир» и «Салют-7», уже успевший послужить большой науке и обороне. «Мир», понятно, делал только первые шаги в космосе, то есть - витки. Но с каждым оборотом вокруг Земли станция как бы «мужала» и в результате превзошла самые смелые ожидания её создателей. Все интеллектуальные центры планеты признали, что «Мир» - выдающееся инженерное сооружение ХХ века.
В последние годы работы орбитальный комплекс «Мир» - это шесть модулей и 14 тонн научного оборудования. На станции была реализована комплексная программа научных исследований и прикладных экспериментов по таким ключевым направлениям, как космическая медицина и биология, астрофизика и геофизика, космическое материаловедение и технология, биотехнология и так далее. В результате были получены уникальные результаты, имеющие мировой приоритет.
Например, разработано медицинское сопровождение космических полётов, позволяющее уже в наше время осуществить межпланетные путешествия. Получены образцы полупроводниковых материалов со свойствами, недостижимыми в земных условиях. А биопрепараты, выращенные в космосе, создают предпосылки получения новых эффективных лекарств. Кроме того, на «Мире» впервые в истории космонавтики были реализованы широкомасштабные исследования с задействованием многофункциональной аппаратуры из России, США, Германии, Франции, Австрии, Голландии, Чехии и Европейского космического агентства - в общем, практически со всего мира.
И ещё. На счету советской орбитальной станции есть достижения, покорить которые МКС вряд ли уже удастся. Как известно, «Мир» был рассчитан всего на три года, но в четыре раза перекрыл гарантийный срок эксплуатации. На «Мире» работали 105 космонавтов и астронавтов из 11 стран и два астронавта из Европейского космического агентства. Некоторые из них стали абсолютными мировыми рекордсменами, чьи достижения официально зарегистрированы Международной авиационной федерацией (ФАИ, Fédération Aéronautique Internationale, FAI).
И даже двадцать лет спустя не потерял актуальность вопрос: так уж надо было топить в океане уникальный пилотируемый комплекс, который только наполовину выработал свой ресурс?
Генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва Юрий Семёнов тогда публично заявил, что «станция находится не просто в работоспособном техническом состоянии, но и обладает значительными резервами своего развития».
В чём же дело? Ответ простой: якобы у России в тот момент не оказалось средств на эксплуатацию «Мира». Но хватило и средств и политической воли параллельно участвовать в создании Международной космической станции вместе с американцами, которые не имели опыта орбитальных полётов. Им «Мир» был не нужен.
Только поэтому в 1998 году на околоземной орбите появилась МКС, прозванная «космической коммуналкой», а от советского «Мира» остались разве что хорошие воспоминания.
Джеймс Оберг - бывший инженер НАСА, эксперт по российской космической программе:
«"Мир" - это триумф. Величайшим достижением станции является то, что мировое сообщество получило возможность увидеть, как надо строить, подбирать экипажи и эксплуатировать орбитальный комплекс. "Мир" показал, что люди могут жить и работать в космосе продолжительное время - вполне достаточное для того, чтобы долететь, к примеру, до Марса».
Жан-Пьер Эньере - французский космонавт, дважды работавший на борту «Мира» в 1993 и 1999 годах, бригадный генерал авиации:
«Грусть, ностальгия - пожалуй, так можно назвать чувства, которые я испытал в преддверии завершения миссии "Мира". Это не только космический корабль, который на протяжении 15 лет был "символом высочайших технологических достижений человечества" и позволил многим европейским и, прежде всего французским космонавтам, набраться практического опыта работы в космосе. "Мир" для многих из нас был ещё и домом».
Зигмунд Йен - первый немецкий космонавт:
«Без стратегического мышления россиян было бы невозможно появление космических станций».
Как уже говорилось, с 1998 года на околоземной орбите работает Международная космическая станция - многоцелевой исследовательский комплекс, эксплуатантами которого являются 14 стран. Официальный срок эксплуатации МКС истекает в 2024 году, но, возможно, будет продлён даже до 2030 года. Если, конечно, потребуется, потому что в настоящее время ряд стран, которым позволяют технические возможности, идут по пути создания национальных орбитальных станций - то есть по пути, проложенному нашим «Миром». При этом военным экспертам объяснять ничего не надо: орбитальные пилотируемые станции - это не только изучение космоса, но и потенциальная боевая платформа.
Ближе всего к этой цели Китай, который уже в этом году намеревается вывести на орбиту первый сегмент своей многомодульной пилотируемой орбитальной станции - третьей после «Мир» и МКС, правда, меньшей по размерам. Планы по созданию орбитальных станций есть и у других стран.
Заявила о создании после 2024 года национальной орбитальной космической станции и Россия. В «Роскосмосе» полагают, что она может быть создана на основе тех модулей, которые будут пристыкованы к МКС в 2021-м и в последующие годы - «Наука», «НЭМ» и «УМ». С добавлением совершенно новых модулей, конечно же. Не исключено, что новую орбитальную станцию назовут «Мир-2».
Рекорды «Мира»
- Станция была обитаема на протяжении 12 лет 6 месяцев и 9 дней.
- За 15 лет полёта на станции побывало 105 космонавтов и астронавтов, из них 42 российских (советских) и 63 иностранных. Больше всего американцев - 44 астронавта, 7 из которых выполнили длительные полёты, проведя на борту комплекса почти 31 месяц.
- Чаще других на борту станции побывал россиянин Анатолий Соловьев - 5 раз. Он же установил рекорд пребывания в открытом космосе - 77 часов 18 минут.
- На счету Анатолия Соловьёва и ещё один рекорд - 11 стыковок, повторных стыковок и перестыковок космических кораблей.
- Россиянин Валерий Поляков на станции «Мир» совершил самый продолжительный в мире полёт - 437 суток 17 часов 58 минут 17 секунд (с учётом пребывания на борту «Союз ТМ-18»).
- Сергей Авдеев в течение трёх экспедиций проработал на станции «Мир» 747 суток 14 часов 14 минут 11 секунд (с учётом пребывания на транспортных кораблях «Союз ТМ»).
- Мировой рекорд пребывания в космосе среди женщин и национальный рекорд (среди всех астронавтов США) установила американка Шеннон Люсид - 188 суток 4 часа 14 секунд (с учётом пребывания на кораблях многоразового использования).
- Самый длительный полёт среди европейцев совершил Жан-Пьер Эньере - 188 суток 20 часов 16 минут 19 секунд (с учётом пребывания на «Союз ТМ-4» и «Союз ТМ-6»).