Министр иностранных дел России Сергей Лавров и его китайский коллега Ван И приветствуют друг друга у ворот Чэнъюнь Дворца князей Цзинцзян в городе Гуйлинь.

Россия и Китай: быстрое реагирование

Администрация Байдена сделала то, что не удалось администрации Трампа - российско-китайское политическое, экономическое и военное взаимодействие стало важнейшим фактором в мировых делах
29 марта 2021, 06:35
Реклама
Россия и Китай: быстрое реагирование
© mid.ru
Министр иностранных дел России Сергей Лавров и его китайский коллега Ван И приветствуют друг друга у ворот Чэнъюнь Дворца князей Цзинцзян в городе Гуйлинь.
Читайте нас на: 

Фотография, на которой министр иностранных дел России Сергей Лавров и его китайский коллега Ван И не просто приветствуют друг друга у величественных ворот Чэнъюнь Дворца князей Цзинцзян в городе Гуйлинь ставшим в связи с короновирусом распространённым соприкосновением локтей, а по сути демонстрируют чувство локтя - чувство верности принципам дружбы, товарищества, взаимной поддержки, - облетела практически всю планету. И это неудивительно, поскольку визит в КНР главы внешнеполитического ведомства России проходил под самым пристальным вниманием мирового сообщества.

Как аукнется, так и откликнется

По большому счёту этот визит был ожидаемым. Дело в том, что в последнее время Соединённые Штаты стали демонстрировать откровенное высокомерие и надменность в отношении и России, и Китая, открыто оказывая давление одновременно на обе страны. Так, сначала американский президент Джо Байден по-хамски отозвался о российском лидере Владимире Путине и, по сути, в очередной раз пригрозил Москве расправой. А затем Вашингтон предпринял ряд антикитайских действий, пообещав Пекину самое жёсткое противостояние. Особенно наглядно это происходило на американо-китайской встрече на Аляске. В её ходе представители США постоянно пытались на самых резких нотах давить на китайскую сторону, предъявляя ей бесконечные обвинения. Реагируя на эти действия, китайские делегаты потребовали прекратить разговор с позиции силы.

В этих условиях Пекин решил, как сообщают китайские СМИ, сразу после встречи на Аляске пригласить в КНР министра иностранных дел России, чтобы обменяться информацией и укрепить сотрудничество. В свою очередь Москва незамедлительно приняла это приглашение, поскольку надо было осадить зарвавшихся «ковбоев», дать им понять, что наши страны не потерпят вмешательства в свои внутренние дела, и продемонстрировать готовность и стремление совместными усилиями формировать и поддерживать миропорядок, отвечающий чаяниям всего человечества.

Встреча представителей Вашингтона и Пекина в Анкоридже (штат Аляска).
© globallookpress.com
Встреча представителей Вашингтона и Пекина в Анкоридже (штат Аляска).

Направляясь в Поднебесную, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что некоторые западные государства во главе с США пытаются помешать объективным тенденциям становления подлинно многополярного, демократичного мира, хотят любой ценой сохранить своё доминирование в глобальной экономике и международной политике, навязать всем и вся повсюду свою волю и требования. В ответ Россия с КНР продвигают конструктивную, объединительную повестку дня, проявляют заинтересованность в том, чтобы международная архитектура была справедливой, демократичной, обеспечивала устойчивость и опиралась на широкое взаимодействие государств и их интеграционных объединений.

Дословно

«КНР - это по-настоящему стратегический партнёр, настоящий единомышленник. Наше сотрудничество на международной арене оказывает стабилизирующее влияние на глобальную и региональную обстановку. Россия исходит из того, что наш доверительный, взаимоуважительный диалог с КНР должен служить примером для других стран, в том числе для пытающихся выстраивать отношения с Россией и Китаем на несколько иных, не совсем равноправных принципах. Это не приемлемо ни для нас, ни для наших китайских друзей. Будем продолжать выстраивать свою внешнюю политику созидательно, конструктивно, гибко, всегда проявляя готовность к компромиссам, но исключительно на основе взаимоуважения и поиска баланса интересов.»

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Интервью китайским СМИ, март 2021 г.

Россия и Китай едины

Состоявшиеся в Гуйлине двухдневные переговоры Сергея Лаврова с его китайским коллегой Ван И в полной мере оправдали доверительный и плодотворный характер отношений наших двух стран. Они подтвердили обоюдную нацеленность России и Китая на наращивание сотрудничества в практических областях и углубление внешнеполитической координации. По словам Сергея Лаврова, сказанным им на пресс-конференции по итогам переговоров, у Москвы и Пекина единое мнение о том, что российско-китайское внешнеполитическое взаимодействие остаётся важнейшим фактором в мировых делах.

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел КНР Ван И. Гуйлинь. 23 марта 2021 года.
© mid.ru
Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел КНР Ван И. Гуйлинь. 23 марта 2021 года.

Стороны отметили деструктивный характер намерений США, опираясь на военно-политические союзы времён холодной войны и создавая новые закрытые альянсы в том же духе, подорвать ооноцентричную международно-правовую архитектуру. Было также подчёркнуто, что на фоне активных попыток Запада продвигать свою концепцию «миропорядка, основанного на правилах», всё более актуальными становятся совместные усилия России, Китая и в целом самого широкого круга стран по сохранению современной системы международного права.

Эти положения закреплены в подписанном двумя министрами Совместном заявлении по некоторым вопросам глобального управления в современных условиях. Представляя этот документ на итоговой пресс-конференции, Ван И подчеркнул, что величие той или иной державы - не в размахивании кулаками и готовности всех вокруг принуждать, а в особой ответственности за судьбы мира и человечества.

Нельзя не обратить внимания на то, что Москва и Пекин, отстаивая свои совместные позиции на международной арене, многие годы успешно взаимодействуют в различных многосторонних форматах, в первую очередь в ООН, её Совете Безопасности и других спецучреждениях, в ШОС, БРИКС, РИК, «Группе двадцати», АТЭС, ВАС. Тем не менее Россия и Китай намерены, говоря словами Сергея Лаврова, «мобилизовывать единомышленников в отстаивании справедливости, в отстаивании принципов Устава ООН, которые наши западные коллеги все вообще игнорируют и пытаются изобретать свои собственные правила, которые потом навязываются всем остальным».

Москва и Пекин многие годы успешно взаимодействуют в различных многосторонних форматах: в ООН, ШОС, БРИКС, РИК, «Группе двадцати», АТЭС, ВАС.
© sectsco.org
Москва и Пекин многие годы успешно взаимодействуют в различных многосторонних форматах: в ООН, ШОС, БРИКС, РИК, «Группе двадцати», АТЭС, ВАС.

Прощай SWIFT?

Совершенно очевидно, что готовность России и Китая к новым шагам на пути к построению нового мира базируется на развитии ими стратегического партнёрства и укреплении политического единомыслия. В основе этих процессов лежит российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, двадцатилетие которого наши страны отметят в этом году. «За последние 20 лет данный договор заложил прочную правовую основу для здорового, устойчивого развития российско-китайских отношений и способствовал оптимизации и модернизации двусторонних отношений», - сказал Ван И на переговорах с Сергеем Лавровым.

Главы МИД двух стран 23 марта пролонгировали его на очередной пятилетний срок, что естественно придаст новый импульс развитию российско-китайского сотрудничества, которое сегодня включает не только традиционные, но и всё новые сферы. Так, с 2008 года страны постепенно сокращают использование доллара США в двустороннем торгово-экономическом обороте. Сейчас более половины всего оборота рассчитывается в национальных валютах.

Президент РФ Владимир Путин с Председателем КНР Цзян Цзэминем во время подписания российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. 16 июля 2001 года.
© kremlin.ru
Президент РФ Владимир Путин с Председателем КНР Цзян Цзэминем во время подписания российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. 16 июля 2001 года.

О том, что надо активнее переходить к расчётам в национальных валютах и в мировых валютах, альтернативных доллару, шла речь и на переговорах в Гуйлине. «Нужно отходить от использования контролируемых Западом международных платёжных систем», - заявил, в частности, Сергей Лавров. И добавил, что жизнь заставляет выстраивать свою линию в экономическом и социальном развитии таким образом, чтобы не зависеть от тех «причуд», которые демонстрируют наши западные партнёры.

Развиваются и другие направления, например, в энергетике запущен и успешно работает газопровод «Сила Сибири». Китай и Россия только что подписали меморандум о взаимопонимании по совместному строительству международной лунной исследовательской станции. Россия также активно участвует в сотрудничестве в рамках предложенной Китаем инициативы «Один пояс - один путь». Развивается и товарооборот между нашими странами. Несмотря на последствия пандемии, в 2020 году он уже третий год подряд превышает 100 млрд долларов.

Кстати, говоря о пандемии, следует отметить, что уже с первых сообщений о появлении коронавируса наши страны организовали самое тесное взаимодействие в борьбе с этим новым вызовом человечеству. «Тут же была проявлена взаимопомощь: мы оказывали содействие нашим китайским друзьям, затем они помогали Российской Федерации. Ещё раз подчеркну: это пример для подражания для любых стран, когда они выстраивают отношения между собой», - сказал Сергей Лавров.

Итогом переговоров стало и согласование контактов двух стран на высшем уровне. В частности, следует ожидать, что в середине июля, когда будет отмечаться 20-летний юбилей Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, состоится встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина. Не приходится сомневаться, что она не только поднимет на новый уровень сотрудничество двух стран, но и укрепит их позиции на мировой арене.

Россия активно участвует в сотрудничестве в рамках предложенной Китаем инициативы «Один пояс - один путь».
© yidaiyilu.gov.cn
Россия активно участвует в сотрудничестве в рамках предложенной Китаем инициативы «Один пояс - один путь».

Вероятность военного альянса существует

В этой связи следует отметить, что визит главы МИД РФ в КНР и российско-китайские переговоры в Гуйлине вызвал самый широкий международный резонанс. Зарубежные СМИ буквально пестрят заголовками: «Москва и Пекин единодушны в своём противостоянии администрации Байдена», «Российско-китайские переговоры: вместе против Байдена», «Россия и Китай едины: США наносят вред делу мира и развития на планете»… Во многих материалах, опубликованных под ними, отмечается, что на горизонте вырисовывается открытое противостояние двух мировых полюсов - старого (американского) и нового (российско-китайского), что фактор Запада и ухудшения отношений с ним - дополнительный стимул для сближения России и Китая, что наши две страны «встанут спина к спине из-за нарастающего напряжения в отношениях с США».

Одновременно некоторые эксперты размышляют над тем, дойдёт или нет дело до военного союза России и Китая. Например, Neue Zürcher Zeitung написала, что агрессивная политика Вашингтона в отношении России и Китая «буквально толкает страны в объятия друг друга», вынуждая их объединиться против общей угрозы. Однако возможен ли военный союз стран против США, - задаётся вопросом издание.

Действительно, несмотря на то, что взаимодействие России и Китая включает широкий спектр различных направлений, в том числе военное и военно-техническое сотрудничество, Москва и Пекин пока не пошли на создание военного союза против кого-либо. И на то, на мой взгляд, есть своё объяснение. Во-первых, и Россия, и Китай достаточно сильны, чтобы самостоятельно дать решительный отпор любому, кто попытается совершить на одну из двух стран вооруженное нападение. Во-вторых, военное и военно-техническое сотрудничество наших двух стран идёт на таком уровне, что впору говорить об их самом тесном и доверительном взаимодействии в этой сфере. Например, Россия оказывает Китаю помощь в разработке системы раннего предупреждения о ракетном нападении, которая в первую очередь предназначена для обеспечения стратегического сдерживания, то есть своевременного реагирования на ракетные угрозы глобального масштаба. И то, что наша страна участвует в создании столь критической военной инфраструктуры Китая, является ярким свидетельством активной синхронизации отдельных элементов военной политики.

 Россия и Китай уже много лет проводят совместные военные манёвры и учения регионального масштаба, на которых отрабатывают различные варианты действий по отражению агрессии.
© mil.ru
 Россия и Китай уже много лет проводят совместные военные манёвры и учения регионального масштаба, на которых отрабатывают различные варианты действий по отражению агрессии.

А взять тот факт, что Россия и Китай уже много лет проводят совместные военные манёвры и учения регионального масштаба, на которых отрабатывают различные варианты действий по отражению агрессии. Более того, некоторые из них следует рассматривать как практическое выполнение боевых задач. К ним следует отнести и совместное воздушное патрулирование над акваториями Японского и Восточно-Китайского морей. Напомним, что в декабре прошлого года самолёты дальней авиации России и Китая провели уже второе такое патрулирование, которое продолжалось более десяти часов. В нём с российской стороны приняли участие два стратегических бомбардировщика Ту-95 МС, а с китайской - четыре «Хун-6К». При этом бомбардировщики сопровождались тринадцатью российскими истребителями Су-35. В официальном заявлении министерств обороны России и Китая фигурирует термин «авиагруппа», что указывает на косвенное признание военными ведомствами двух стран их фактического военного союза.

И, в-третьих, если США будут и дальше наращивать противостояние России и Китаю, то вполне возможно, что наши страны пойдут на создание официального военного альянса. Вероятность такого развития событий не исключил и Владимир Путин.

Принимая в прошлом году участие в ежегодном заседании дискуссионного клуба «Валдай», он сказал, что сейчас в военном альянсе между Россией и Китаем нет необходимости, но на будущее такая вероятность вполне допустима. В частности, на вопрос по этому поводу Владимир Путин ответил так: «Вообразить всё можно. Мы всегда исходили из того, что наши отношения достигли такой степени взаимодействия и доверия, что мы в общем в этом не нуждаемся, но теоретически вполне можно себе такое представить».

В Пекине на эти слова российского лидера отреагировали очень тепло. В МИД КНР отметили, что заявление главы РФ демонстрирует не только высокий уровень двусторонних взаимоотношений, но и их особый характер. В свою очередь в китайском экспертном сообществе было подчёркнуто, что главное в отношениях двух стран - не в оформлении некого союза, а в абсолютной уверенности друг в друге. Её в очередной раз продемонстрировали российско-китайские переговоры, прошедшие в живописном городе Гуйлинь. Комментируя их итоги, газета Global Times написала, что вне зависимости от каких-либо разногласий в прошлом, сейчас Пекин и Москва стали настоящими стратегическими партнёрами, отделить которых друг от друга невозможно. Они не только активно развивают двусторонние отношения, но и плечом к плечу встречают вызовы современного мира. Поэтому для перспектив партнёрства России и Китая практически нет границ. И с этим нельзя не согласиться.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама