«Бумажные» фейки на американский манер
Похоже, что польские правящие круги через публикацию статьи про «Бумажное супероружие Путина» в популярном общественно-политическом еженедельном журнале Polityka вознамерились решить сразу две глобальные задачи. Во-первых, им нужно понравиться нынешней американской администрации. Та не должна сомневаться в готовности польских властей разместить в разных частях своей страны несколько военных баз США. Договорённость об этом была достигнута ещё во времена Трампа. Ну и во-вторых, обязательно надо успокоить своё население. Потому как российское руководство чётко дало понять всем европейским странам, давшим добро для размещения на своих территориях американских ракет, что в случае нанесения удара по России, «ответка» в первую очередь накроет именно эти страны.
Желание поляков потрафить старине Байдену и успокоить его в том, что опасаться России не стоит, поскольку всё её «супероружие - фикция». Однако не следует забывать, что недавно избранного президента США окружает достаточно много разумных парней, которые никогда не поведутся на журнальную статейку. Хотя бы потому, что они не только представляют реальные возможности российского военно-промышленного комплекса, но и прекрасно знают некоторые эпизоды из недавней военной истории.
Польский журнал пишет, что «российский ВПК каждый год удивляет мир проектами очередных революционных и не имеющих аналогов в мире моделей супероружия. Вопрос лишь в том, существуют ли они?». И первым, что ставится под сомнение это - программа «Посейдон» (он же - «Статус-6» или «Каньон» по классификации НАТО). При этом поляки безапелляционно заявляют: «Сложно предположить, что у неё (у России) получится сделать работающую модель в рамках программы «Посейдон» и что этот «автономный подводный дрон когда-либо опустится на морские глубины».
Странно, почему в этой же статье ничего не пишется, к примеру, про ракетный комплекс стратегического назначения «Авангард», или комплекс лазерного оружия «Пересвет»? Они вместе с «Посейдоном» и ещё некоторыми видами новейшего оружия, были анонсированы президентом Путиным в марте 2018 года в ходе ежегодного обращения к Федеральному собранию. Думаю, что ребята из Варшавы намеренно умолчали об этом. Потому как в курсе, что «Пересвет» в декабре 2018-го заступил на опытно-боевое дежурство, а в мае 2020-го был испытан в Сирии. А «Авангард» - первый комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой, оснащённой планирующим гиперзвуковым крылатым боевым блоком, - находится на боевом дежурстве в Ясненской ракетной дивизии с конца декабря 2019 года.
Та же самая участь ждёт и «Посейдон». Только чуть позже. Эта система, не имеющая аналогов в мире среди моделей супероружия, несколько сложнее и требует более тщательного подхода к своей разработке. А чтобы наши польские товарищи окончательно избавились от своих сомнений, что программа «Посейдон» будет реализована, хочу напомнить один исторический факт. Ещё в 50-х годах прошлого столетия в Советском Союзе рассматривался вопрос о создании «Царь-торпеды» длинной 24 метра (именно такую длину имеет самоходный подводный аппарат системы «Посейдон») с ядерным зарядом, которую предполагалось использовать против военно-морских баз США и для нанесения удара по городам, находящимся на побережье. В качестве носителя была спроектирована и первая атомная подводная лодка проекта 627.
Программу не довели до своего завершения по причине незначительных технических недоработок. Но, когда в 1961 году над Новой Землёй была испытана советская «Царь-бомба» с мощностью взрыва ядерного заряда более 58,5 мегатонн, даже американцы поняли: создание гигантской торпеды, о чём ранее говорили русские, это - не блеф.
Кстати
После подрыва «Царь-бомбы» в Штатах оперативно подготовили и инициировали договор о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Документ был подписан в Москве в 1963 году тремя странами: США, СССР и Великобританией.
Неужели в Варшаве сомневаются, что за семь десятилетий российская оборонка не додумалась, как устранить выявленные в середине прошлого века технические недоработки? Вместо того чтобы ёрничать по поводу нашего «бумажного» супероружия, они бы лучше всерьёз порассуждали о том, как в будущем избежать использования «Посейдона» по назначению. Если это произойдёт, уверен, трёхсторонним договором о неприменении этого вида оружия дело не ограничится. И мнением польской стороны, даже несмотря на то, что она является морской державой, никто не поинтересуется.
Что касается строительства в будущем российского авианосца, в чём Polityka также усомнилась, сославшись на умозаключения своего отставного каперанга, здесь им следовало бы хорошенько подумать. И аргументировать не цифрами, приводя для сравнения авианосный флот США, а принципом разумности. Когда на вооружении есть «Калибры», которые поражают цели на удалении до 1.500 км, «Булава», которая может достать противника за 9.000 км от точки залпа, а совсем скоро появится ещё и «Сармат», вдвое превышающий по дальности «Булаву», вопрос о строительстве авианосца автоматически отходит в число не самых приоритетных.
И каким будет этот авианосец - катамаранного типа, или однокорпусным - совершенно не важно. В любом случае, он станет самой крупной и дорогостоящей морской целью, которая вряд ли относится к оправдывающим любые средства. Поэтому можно не сомневаться, что совсем скоро оценивать потенциал военно-морских сил государства по количеству в их составе авианосных ударных групп перестанут даже самые далёкие от флота люди.
Ещё одна «сомнительная» позиция, по мнению польских аналитиков, касается перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП). Своим непредвзятым журналистским пером они прошлись и по МиГ-41, который «никогда не помчится к звёздам», и по Су-57, который «наглядно иллюстрирует проблемы с принятием на вооружение». Ну и как водится в таких случаях, сравнение опять же, происходит с американскими самолётами.
Напомним, как в конце 60-х годов прошлого века в нашей стране было принято решение в ответ на создание американцами стратегического бомбардировщика В-1 создать аналогичный по классу самолёт. Тогда многие зарубежные специалисты засомневались: слишком уж хорош по своим характеристикам был «американец», ставший первым в мире боевым самолётом, в конструкции которого использовались элементы стелс-технологии.
Тем не менее наши конструкторы сделали. Ту-160 (по кодификации НАТО - «Блэкджек») - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Среди лётчиков этот самый тяжёлый боевой самолёт в мире, а также самый крупный и мощный в истории военной авиации, получил прозвище «Белый лебедь». И до сих пор, стоит одному из «лебедей» совершить перелёт из восточного полушария в западное и обратно, спокойный сон многих иностранных военных и политиков нарушается. Поскольку они прекрасно знают реальные боевые возможности этой машины.
И ещё знают, что по количеству мировых рекордов (46) ему пока нет равных в современной истории авиации. Не будем спрашивать, как чувствует себя при этом хвалёный В-1, который дважды модернизировался, просто напомним одну очень известную пословицу: «Русские медленно запрягают, да быстро едут». Менталитет у нас такой. И в отношении ПАК ДП тоже. Всему своё время.
Думаю, нет необходимости продолжать развеивать сомнения польского журнала в отношении остальных систем российского вооружения, о которых он высказался в уничижительном тоне. И так всё понятно. Если же редакции очень понравился термин «бумажный» применительно к оружию, могу подсказать тему для очередной публикации. Например, строительство фрегатов проекта «Меченос», который в Польше является перспективным направлением развития своих военно-морских сил. Это - наиболее яркий пример того, как польский флот хочет сохранить и в последующем наращивать свои возможности взаимодействия с НАТО против, разумеется, «агрессивной» России.
Впервые речь о «Меченосце», который подразумевает строительство сразу трёх фрегатов, зашла в 2010 году. Потом эта тема ещё несколько раз поднималась, даже назывались точные временные рамки реализации проекта. Но уже с 2014 года все разговоры, ещё до начала этапа строительства, прекратились. И сегодня только очень немногие польские эксперты, когда речь заходит об этом судьбоносном для флота проекте, осторожно называют дату - 2030 год. Непонятно лишь одно: это будет началом строительства кораблей или завершением? А меж тем в скором времени Польша может остаться и без подлодок. Вот он - классический бумажный проект!
Вторая задача статьи про «Бумажное супероружие Путина» - успокоить польское население - тоже, похоже, обречена на провал. Неужели Polityka считает свой народ настолько недалёким, что он поверит в очередные журналистские выдумки? В последнее десятилетие, начиная с того дня, как президентский Ту-154М Воздушных сил Польши с первыми лицами на борту разбился под Смоленском, польские СМИ уже столько навешали своим людям про российскую «агрессию», что это уже вызывает обратную реакцию.
И вряд ли они поверят, что России нечем будет наказать тех, кто попытается принести зло на русскую землю. В какую бы обёртку это зло не было завёрнуто. Тем более что президент Путин в интервью одному из российских журналистов недвусмысленно дал понять, что «кто нас обидит, тот трёх дней не проживёт». А он, как известно, пустыми словами не разбрасывается…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.