Скажите, Ллойд, честно, сколько вам нужно денег для уничтожения Китая.

Скажите, Ллойд, честно, сколько вам нужно денег для уничтожения Китая

Угроза военного противостояния США и Китая нарастает. Надежды мирового сообщества на снижение напряжённости между Вашингтоном и Пекином в связи со сменой хозяина Белого дома оказались тщетными
05 марта 2021, 14:34
Реклама
Скажите, Ллойд, честно, сколько вам нужно денег для уничтожения Китая
© twitter.com/SecDef
Скажите, Ллойд, честно, сколько вам нужно денег для уничтожения Китая.
Читайте нас на: 

Буквально с первых дней своего правления новый президент США Джо Байден заявил, что видит в Китае самого серьёзного соперника Америки, и что будет придерживаться жёсткой политики в отношении Пекина. В свою очередь в Поднебесной подчёркивают, что не намерены сдавать своих позиций в Азии и уступать Вашингтону. В результате «центр тяжести» конфликта между двумя мировыми державами всё больше смещается в очень опасном направлении - от экономической и идеологической конкуренции в сторону военного противостояния.

Лишних денег для наступления никогда не бывает

Свидетельств такого развития ситуации более чем достаточно. Одно из свежих из них - запрос Индо-Тихоокеанского командования Вооружённых сил США, представленный Конгрессу 1 марта, на увеличение расходов, связанных с наращиванием американского военного присутствия у китайских границ и созданием необходимой для этого инфраструктуры. Запрос предусматривает выделение на эти цели примерно 27 млрд долларов в период с 2022 по 2027 год, в том числе 4,6 млрд на следующий год. И это при том, что в соответствии с законом об ассигнованиях на национальную оборону на 2021-й финансовый год, утверждённым Конгрессом всего лишь два месяца назад, Пентагону на подготовку к силовому противостоянию с Китаем выделено на 2021-2026 годы 18,5 млрд долларов.

Дополнительные средства потребовались Индо-Тихоокеанскому командованию, как это следует из его запроса, для размещения новых ракет и средств ПВО, радиолокационных систем, а также на создание плацдармов, центров обмена разведданными, складов снабжения и полигонов по всему региону, проведение учений, как национальных, так и совместных с союзниками и партнёрами. В частности, вновь поставлен вопрос о необходимости модернизации системы ПВО/ПРО на Гуаме. Согласно ранее сделанному главой Индо-Тихоокеанского командования адмиралом Филиппом Дэвидсоном заявлению, основу модернизированной системы составит комплекс Aegis Baseline 10 с РЛС AN/SPY-6(V), имеющий круговой (360 градусов) обзор воздушного пространства. Считается, что этот комплекс позволит одновременно работать по крылатым и баллистическим ракетам, а также надводным целям.

Адмирал Филипп Дэвидсон, командующий Индо-Тихоокеанского командования, требует всё больше и больше средств для противостоянию Китаю.
© defense.gov
Адмирал Филипп Дэвидсон, командующий Индо-Тихоокеанского командования, требует всё больше и больше средств для противостоянию Китаю.

Кроме того, предлагается выделить 3,3 млрд долларов на развёртывание ракетных систем с дальностью действия более 500 километров, чтобы создать «высокоживучие сети точного удара вдоль первой цепи островов». Комбинации оружия, как подчёркивается в запросе, «создадут временные окна локализованного превосходства в воздухе и на море, позволяющие маневрировать» американским силам и проводить успешные боевые операции. Всё это будет обеспечено «экспедиционными аэродромами рассредоточения и портами для распределённых операций флота», которые будут разработаны совместно с союзниками. На это потребуется ещё 8,9 млрд долларов.

Среди других проектов, предложенных в запросе, особое значение придаётся пакету «логистики и обеспечения безопасности» стоимостью 574 млн долларов, а также проведению информационных операций, которые рассматриваются в качестве эффективных «инструментов контрпропаганды, предназначенных для борьбы с пагубным влиянием», на что предлагается выделить 226 млн долларов. Ещё 44 млн долларов запрашивается на «электромагнитную войну... и разведывательную поддержку для использования, нападения, защиты и управления военной деятельностью». Часть этих средств пойдёт на создание в 2022-м финансовом году базы синтеза данных в Океании, которая должна стать одним из нескольких предлагаемых центров обмена разведданными.

Запуск SM-3IIA с корабля Aegis и перехват с использованием Aegis Baseline.
© pacom.mil
Запуск SM-3IIA с корабля Aegis и перехват с использованием Aegis Baseline.

США готовят китайских «гусанос»

Сообщается также, что Пентагон приступил к подготовке подразделения морской пехоты для ведения боевых действий против Китая в грядущих сражениях за острова, расположенные в Индо-Тихоокеанском регионе. В частности, в качестве эксперимента началась реорганизация 3-го полка корпуса морской пехоты, дислоцированного на Гавайях. Новая боевая единица будет называться «Морской прибрежный полк» и состоять из основной боевой группы, противовоздушного батальона и батальона материально-технического обеспечения. Численность полка составит 1.800-2.000 человек. Формирование получит соответствующее вооружение и боевую технику, которая позволил ему вести эффективную борьбу за острова в Индо-Тихоокеанском регионе, совершая «лягушачьи прыжки», то есть стремительно передвигаться между ними. Подготовку полка планируется завершить к 2022 году.

Совершенно очевидно, что запрос Индо-Тихоокеанского командования США стал практическим выполнением обещаний нового главы Пентагона Ллойда Остина, озвученных им при назначении на должность, по наращиванию американского военного потенциала для сдерживания Китая. «Нам нужны более устойчивые и распределённые силы в Индо-Тихоокеанском регионе в ответ на возможности и подходы Китая к противодействию интервенции, подкреплённые новыми оперативными концепциями», - сказал, в частности, он при этом.

В качестве эксперимента началась реорганизация 3-го полка корпуса морской пехоты, дислоцированного на Гавайях.
© 3rdmardiv.marines.mil
В качестве эксперимента началась реорганизация 3-го полка корпуса морской пехоты, дислоцированного на Гавайях.

Тайвань, как остров преткновения

Причём, если судить по уже принимаемым Пентагоном мерам на этот счёт, «полем» противодействия главному американскому сопернику Соединённые Штаты выбрали Южно-Китайское море и Тайвань, которые являются одними из самых чувствительных мест в политике Пекина. Как известно, КНР объявила 90% Южно-Китайского моря своими внутренними водами и, несмотря на возникшие в этой связи определённые проблемы с рядом стран, которые претендуют на ряд находящихся здесь спорных островов, последовательно проводит свою линию, как по освоению, так и по защите региона.

Согласно сообщениям информагентств, КНР разместила на островах этого моря сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты воздушного базирования YJ-12B, а также развернула корветы типа 056, которые предназначены для береговой охраны, и патрульные катамараны типа Houbei с управляемыми ракетами на борту. Здесь строятся аэродромы и ангары, которые позволят Китаю расширить возможные районы боевых действий авиации. На островах также дислоцируются около 10.000 китайских военнослужащих, которые в любую минуту могут быть приведены в полную боевую готовность. А 22 января Пекин принял закон, который впервые прямо разрешает береговой охране КНР открывать огонь по иностранным судам в своих территориальных водах.

Патрульный катамаран типа Houbei.
© korabley.net
Патрульный катамаран типа Houbei.

В то же время США, заявляя, что политика Пекина в отношении Южно-Китайского моря ставит под угрозу свободу торговли, морской навигации и пролётов авиации, всячески стремятся противостоять действиям Поднебесной, в том числе и своей военной активностью в регионе. Так в начале февраля две авианосные ударные группы ВМС США во главе с американскими авианосцами «Нимиц» и «Теодор Рузвельт», имея в своём составе  60 боевых кораблей, 200 воздушных судов и около 10.000 военнослужащих, демонстративно вошли в Южно-Китайское море и в течение нескольких дней маневрировали в его водах.

Реагируя на этот заход, Китай провёл учения военно-воздушных сил, в которых принимали участие как новейшие бомбардировщики H6-J, способные нести до шести противокорабельных крылатых ракет, так и более старые H-6G, которые могут нести четыре ракеты. В ходе учений экипажи отрабатывали нанесение ударов по вероятному противнику с дальних дистанций, и кроме того, пилоты-ветераны и пилоты-новички учились действовать вместе. Американские военные могли даже слышать переговоры пилотов, координировавших учебную атаку.

Авианосная ударная группа тихоокеанского флота США в Южно-Китайском море.
© flickr.com/compacflt
Авианосная ударная группа тихоокеанского флота США в Южно-Китайском море.

При этом китайские военные самолёты не приблизились к американским кораблям на расстояние поражения противокорабельными ракетами. Это отметили и американские военнослужащие, которые, как сообщали информагентства США, отдали должное китайским пилотам, действовавшим предельно аккуратно и профессионально. Тем не менее представитель Индо-Тихоокеанского командования США капитан Майк Кафка заявил, что полёты китайских самолётов крепко потрепали его сослуживцам нервы.

Однако эти нервы у кого-то могут однажды и не выдержать. Тем более что Пентагон всё активнее провоцирует китайское военное командование на ответные действия.

Так уже после американских учений в Южно-Китайском море эсминец УРО «Кёртис Уилбер» прошёл через Тайваньский пролив, чтобы, как заявили в командовании 7-го флота ВМС США, продемонстрировать приверженность Вашингтона свободе навигации в Индо-Тихоокеанском регионе. «Вооружённые силы Соединённых Штатов будут продолжать летать, плавать и действовать везде, где это позволяет международное право», - подчёркивается в заявлении. В свою очередь в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) обратили внимание на то, что подобные действия лишь подрывают стабильность в регионе, и отрядили воздушные и морские силы для слежения за американским кораблём.

Эсминец USS Curtis Wilbur прошёл через Тайваньский пролив, февраль 2021 г.
© flickr.com/us-pacific-command
Эсминец USS Curtis Wilbur прошёл через Тайваньский пролив, февраль 2021 г.

Как известно, КНР рассматривает Тайвань и омывающие его воды как отколовшуюся провинцию, которую она намерена вернуть в своё лоно по формуле «одна страна, две системы». Эта формула, предполагающая воссоединение острова с материком в статусе автономии, была предложена Пекином в начале 1980-х, однако до сих пор на Тайване действует своя конституция, проводятся выборы, а в вооружённых силах служат примерно 300 тысяч человек. У Тайваня есть свой флаг, валюта и некоторые другие государственные атрибуты, при этом у него нет официального статуса суверенной страны.

Справка

Отношения между Пекином и Тайбэем, столицей Тайваня, после 1949 года, когда в Китае разразилась полномасштабная гражданская война, в ходе которой войска Мао Цзэдуна разбили армию противостоящего им Чан Кайши, вытеснив последнего с его сторонниками на остров, развивались по-разному. В 1980-х годах, после десятилетий враждебной риторики, Пекин и Тайбэй стали более-менее поддерживать нормальные связи. В 1991 году Тайвань даже официально объявил об окончании войны с Китаем. Однако затем эти связи вновь были нарушены. Особенно напряжённый характер они приняли после 2016 года, когда президентом Тайваня была избрана Цай Инвэнь, выступившая против сближения острова с КНР. При этом она не скрывает, что рассчитывает на поддержку Соединённых Штатов в проведении антикитайской политики.

У Тайваня есть свой флаг, валюта и некоторые другие государственные атрибуты, при этом у него нет официального статуса суверенной страны.
© flickr.com
У Тайваня есть свой флаг, валюта и некоторые другие государственные атрибуты, при этом у него нет официального статуса суверенной страны.

Станет ли Тайвань «неинкорпорированной организованной территорией» США?

Действительно, на сегодня Вашингтон является самым важным союзником Тайбэя. И тому есть свои объяснения. С одной стороны, через Тайваньский пролив пролегает главный маршрут прохода военных кораблей США в западную часть Тихого океана, а сам Тайвань является покупателем американского оружия. А с другой - США, считая остров точкой уязвимости Китая, активно используют его для оказания давления на Пекин. При этом следует отметить, что в 1979 году США, проявляя заинтересованность в укреплении связей с КНР, не только отказались от дипломатического признания Тайбэя, но и пошли на условия Пекина вывести американские войска и военные объекты с территории Тайваня, а также расторгнуть оборонный договор с этим островом. Однако по мере развития КНР Вашингтон стал последовательно размывать суть этих ограничений или вовсе от них отказываться. Появились сообщения о возвращении на Тайвань американского воинского контингента, обучающего местные вооружённые силы проведению операций против материкового Китая. Тайвань снова стал одним из главных покупателей американского оружия.

С приходом в Белый дом Дональда Трампа Вашингтон взял курс на подталкивание Тайбэя к провозглашению независимости острова. С этой целью он в марте 2020 года подписал закон, требующий усиления американской поддержки Тайваня на международном уровне. А 12 ноября 2020 года тогдашний госсекретарь Майк Помпео и вовсе заявил, что Тайвань «никогда не был частью Китая».

Сам Тайвань является покупателем американского оружия.
© mnd.gov.tw
Сам Тайвань является покупателем американского оружия.

Уже при новой американской администрации представитель Госдепа Нед Прайс объявил, что США «будут и впредь поддерживать мирное урегулирование вопросов, связанных с Тайваньским проливом, в соответствии с пожеланиями и наилучшими интересами народа Тайваня». И добавил, Вашингтон «будет и впредь оказывать Тайваню помощь в поддержании достаточного потенциала самообороны». Подобное заявление указывает, отмечает The Japan Times, на то, что команда президента Байдена намерена следовать политическим курсом на сближение США с Тайванем и поддержку его независимости, проводимого предыдущей администрацией.

Другими словами, Вашингтон бросает вызов давно признанному статус-кво вокруг Тайваня, двигаясь в сторону признания независимости острова и открыто заявляя о своих военных обязательствах по его защите. В этой связи следует, очевидно, напомнить, что в 2005 году Китай принял «Закон о противодействии расколу государства». Согласно документу, в случае возникновения угрозы мирному воссоединению материковой части страны и Тайваня правительство КНР обязано прибегнуть к силовым и другим необходимым способам для сохранения своей территориальной целостности. Одной из таких угроз может стать попытка Тайваня провозгласить независимость.

Народно-освободительная армия Китая пойдёт на любые меры, чтобы подавить любую попытку отделить Тайвань от Китая.
© kremlin.ru
Народно-освободительная армия Китая пойдёт на любые меры, чтобы подавить любую попытку отделить Тайвань от Китая.

Си Цзиньпин пока ещё мягко призвал Вашингтон уважать ключевые интересы КНР

Это позицию Поднебесной подтвердили на днях в Министерстве национальной обороны КНР. Народно-освободительная армия Китая пойдёт на любые меры, чтобы подавить любую попытку отделить Тайвань от Китая, предупредил официальный представитель Минобороны КНР старший полковник У Цянь. По его словам, «независимость Тайваня» означает войну. Он в очередной раз напомнил, что Тайвань - неотъемлемая часть территории Китая, а тайваньский вопрос относится к сфере внутренних дел КНР. У Цянь назвал недопустимым вмешательство каких-либо внешних сил в решение этой проблемы.

Нельзя не видеть, что США и Китай находятся на сталкивающихся курсах. К чему это может привести, нетрудно догадаться. Собственно говоря, об этом открыто сказал 11 февраля председатель КНР Си Цзиньпин в ходе телефонного разговора с президентом США Джо Байденом. «Противостояние КНР и США, несомненно, является катастрофой как для двух стран, так и для всего мира», - заявил он и призвал Вашингтон уважать ключевые интересы КНР и проявлять осторожность в вопросах Тайваня, Синьцзян-Уйгурского автономного района и Гонконга.

Шансов на то, что США прислушаются к этим словам, нет почти никаких.

Что называется «поговорили» : после телефонного разговора председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена, последний создаёт спецгруппу по противодействию Китаю.
© Медиакорпорация Китая
Что называется «поговорили» : после телефонного разговора председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена, последний создаёт спецгруппу по противодействию Китаю.

Хотя за день до этого разговора Байден, посещая Пентагон, объявил о создании целевой группы по Китаю, которая будет привлекать гражданских и военных экспертов для консультирования в отношении «ключевых приоритетов и точек принятия решений». Группа будет состоять из 15 человек, которые должны пересмотреть существующие американские стратегии в отношении КНР и представить свои рекомендаций в течение четырёх месяцев.

Комментируя создание группы, американские СМИ стали предлагать свои варианты изменения политики США, чтобы избежать войны с Китаем. Так, по мнению влиятельного журнала Foreign Affairs, США следовало бы скорректировать свои гарантии Тайваню и признать китайскую политику в отношении острова. Вашингтон также должен был бы признать реальность того, что исповедуемые им либеральные ценности не универсальны, и прекратить вмешиваться во внутренние дела Китая, осуждая его политику в Гонконге и Синьцзяне и прозрачно призывая к смене режима в стране. Но, делает вывод издание, Америка не пойдёт на это, так как такой шаг означал бы признание ею конца своего доминирования в Восточной Азии. А если Вашингтон не уступит своего доминирования, он скоро окажется перед лицом войны.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама