Крымский казус: формально небо над полуостровом остаётся украинским
Зовущие на погибель
Уже семь лет как Крым воссоединился с Россией, а вот небо над полуостровом, если упрямо следовать правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), всё ещё остаётся украинским. И официальный Киев готов воспользоваться этим нелепым международным кунштюком, чтобы вовлечь натовскую боевую авиацию в провокации с далекоидущими последствиями.
На февральской встрече с заместителем генерального секретаря НАТО по вопросам оборонной политики и планирования Патриком Тернером министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий прямым текстом предложил альянсу использовать воздушное пространство «в Симферопольском районе полётной информации» для своих целей. «Мы предлагаем использовать эту часть пространства для воздушных операций НАТО по транспортировке войск, оборудования, грузов и тому подобное», - заявил Криклий и выразил надежду на «поддержку НАТО в мониторинге воздушной ситуации вдоль границы с Россией и в зоне АТО».
Примечательно, что после гибели малайзийского лайнера Boeing 777-200ER 17 июля 2014 года в небе над районом противостояния киевских вооружённых формирований с формированиями Донецкой и Луганской Народных республик США запретили своим авиакомпаниям летать над Донбассом. Запрет действует до 27 октября 2021 года и, следует ожидать, будет продлён. Если только Вашингтон с Брюсселем не поведутся на достаточно примитивную хитрость официального Киева, намеревающегося спровоцировать конфликт двух ядерных держав...
Судьбы нарушителей
Инциденты с гражданским самолётами, по разным причинам оказавшимися не в то время не в том месте, всегда становились поводом для роста недоверия между государствами, причастными к инциденту. Один из таких примеров - катастрофа Boeing 707-321B в 1978 году в Карелии. Лайнер, принадлежащий авиакомпании Korean Air Lines, совершал рейс по маршруту Париж-Анкоридж-Сеул. Самолёт значительно отклонился от курса и, пролетая над Кольским полуостровом, не отвечал на запрос системы госопознавания.
Самолёт-нарушитель проигнорировал и сигналы, которые подавал пилот советского истребителя Су-15. «Выполняя приказ, я в течение 12-15 минут неоднократно сближался с "Боингом" и давал установленные международными правилами сигналы на посадку. Экипаж "Боинга" на мои сигналы не отвечал», - сообщил лётчик 1-го класса капитал Александр Босов.
При попытке уйти в сторону Финляндии Boeing был атакован и совершил принудительную посадку на лёд озера Корпиярви. В результате погибли два пассажира. И действия экипажа лайнера говорят о том, что вряд ли дело было в неисправности навигационного оборудования.
Или авиакатастрофа над Сахалином в сентябре 1983 года, ставшая одной из крупнейших в истории современной авиации. Boeing 747-230B той же аэрокомпании Korean Air Lines следовал по маршруту Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул. Часть маршрута пролегала над нейтральными водами Тихого океана, однако самолёт по неустановленной причине вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, пролетел над рядом военных объектов, после чего и был сбит. Не выжил никто. Согласно версии ИКАО, причина катастрофы крылась в ошибке автопилота. Но если бы на месте авиалайнера был военный самолёт, вооружённый конфликт, скорее всего, был бы неминуем.
Это к тому, чем может угрожать миру озвученное Киевом приглашение натовских боевых самолётов в воздушное пространство над Крымским полуостровом. Кстати, коллективный Запад и так не ограничивается разведывательными полётами у берегов Крыма, а регулярно репетирует боевые действия - посылая к российским границам стратегические бомбардировщики и тактическую авиацию, способную нести ядерное оружие. При этом не добавляют оптимизма планы Североатлантического альянса провести в текущем году совместно с Украиной ряд учений, в том числе и манёвры «Нерушимая стойкость» (Coherent Resilience) в Одессе. А тут ещё Киев мутит воду... Точнее - ситуацию в воздушном пространстве, которая сложилась после воссоединения Крыма с Россией.
Например, первый зампред Совета Федерации Владимир Джабаров ничего навигационного в воздушных происках Киева не видит, он также склоняется к мнению, что ситуацию вокруг Крыма на Украине используют в качестве повода для вооружённого конфликта между Россией и НАТО. При этом сенатор полагает, что на хитрость Киева Запад вряд ли клюнет и не станет рисковать ради Украины.
Не всегда риск благородное дело
Как отметил израильский политолог Яков Кедми, «первый самолёт-нарушитель, который залетит в воздушное пространство Крыма, будет сбит». Это понятно. Но при этом эксперт считает, что военно-стратегический расклад значительно изменился, и президента Байдена сегодня заботят совсем другие проблемы.
«Байден завтра пойдёт воевать с КНДР, Ираном или за Украину? - задаёт вопрос Кедми и сам же отвечает: - Нет. Он пошлёт ВМС США поддерживать военный союз Грузии, Молдавии и Украины, а американские корабли будут прикрывать резиновые лодки этих трёх морских держав? Тоже нет!» - лаконично подводит итог политолог.
Такой же точки зрения придерживается и глава комитета крымского парламента по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель: «Украинское руководство ведёт опасную игру. Они наступают на одни и те же грабли, пытаясь устроить очередную провокацию у границ Крыма. Но пора бы уже уяснить, что Россия обладает достаточным потенциалом для защиты своей территории и населения, и без разрешения России ни один летательный аппарат не войдёт в воздушное пространство над Крымом».
Надо отметить, что на обострение конфликта в воздушном пространстве у берегов Крыма повлиял ещё и выход США из Договора по открытому небу (ДОН), который в декабре 2020 года с помпой осуществила администрация Дональда Трампа, заявив, будто договор более не отвечает национальным интересам Америки. Но, по всей видимости, интерес к тому, что сейчас происходит в Крыму, всё-таки сохранился. Иначе бы экс-дипломат Говард Стоффер не стал бы рекомендовать Джозефу Байдену рассматривать выход из Договора по открытому небу «недействительным и незаконным». И если нынешняя администрация Белого дома затянет с решением, уже к лету Россия сама выйдет из договора. И тогда наступит эпоха относительной непроницаемости.
Но Североатлантическому альянсу и без воздушной разведки не плохо бы знать, что в районе мыса Айя, расположенном юго-восточнее Балаклавы, восстановлен оперативно-тактический шахтный береговой противокорабельный комплекс «Утёс» (Объект-100) - «настоящий убийца американского флота», как его охарактеризовал американский аналитик издания The National Interest Майкл Пек. Помимо «Утёса», безопасность Крыма обеспечивают береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», под прицелом которых находится почти вся акватория Чёрного моря. А небо над Крымом надёжно закрыто дивизионами зенитных ракетных комплексов С-300 и С-400. Кроме того, на аэродромах Джанкой, Бельбек и Гвардейское в постоянной боевой готовности дежурят истребители Су-27 и Су-30.
Украинские ВВС провели 5 апреля плановые учения по отработке нанесения авиаударов по российским военным объектам, расположенным в Крыму. Ранее украинские военные предприняли неудачную попытку подвести турецкие ударные беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2 в воздушную территорию полуострова в обход средств ПВО.
Учитывая подряхлевший авиапарк ВСУ с не самыми лучшими условиями эксплуатации, попытка произвести впечатление на крымчан вряд ли была удачной. Не самое лучшее состояние техники и инфраструктуры отметило и военное руководство ВСУ. «В Воздушных силах Украины, насколько мне известно, тяжёлая ситуация с запчастями и степенью изношенности парка. Они бесконечно продлевают ресурс техники, но сами понимаете - одно дело продлить ресурс, скажем, танка, и совсем другое - самолёта. Последствия выхода из строя совершенно разные. Поэтому значительная часть парка техники в авиации в воздух не поднимается. Также за годы независимости была разрушена аэродромная сеть», - об этом ещё в 2017 году заявил заместитель командующего сухопутными войсками ВСУ по логистике генерал-майор Юрий Толочной.
С тех пор, несмотря на военную помощь Запада, ситуация мало изменилась: Украина по-прежнему не располагает широкой оборонной промышленностью, а предприятия, которые в советские годы были технологическим достоянием республики и всего Союза, обанкротились. Кроме того, власти незалежной отказались закупать относительно недорогую авиатехнику у «страны-агрессора», так что приходится обходиться шведскими истребителями JAS 39 Gripen и модернизированными Су и МиГами.
Впрочем, это не помешает Украине сыграть роль провокатора на фоне грядущих военных учений Europe Defender 2021. Особое внимание будет уделено Крыму и Балканам, и сейчас НАТО вовсю перебрасывает военную технику в Причерноморье, а также организовывает логистику в районе проведения манёвров.
Морская составляющая сыграет особую роль, поскольку украинское руководство преследует основные задачи: добиться контроля над Крымом, показать верность западным партнёрам и получить дополнительное финансирование. Учитывая бюрократические особенности альянса, боевые учения станут идеальным способом для ВСУ заработать на собственное обеспечение. По сути администрация Зеленского превращает Украину в бесплатный военный полигон, в тренировочную площадку ради фанатичной и невыполнимой идеи о членстве в военном блоке. Собственно, и военное руководство не скрывает своё отношение к стране как к «мощному форпосту на восточном фланге НАТО» - так её окрестил министр обороны Украины Андрей Таран. США подогревают фантазию щеневмерлы политиканов, но очевидно, что ни Штаты, ни европейские игроки вплоть до Словакии не станут жертвовать своими людьми ради решения внутренних проблем маленькой Украины.
Так что, подлетая к крымским рубежам, американские «стратеги» B-52H (Stratofortress) очень сильно рискуют. А риск далеко не всегда щеневмерлы дело.