То ли заговор, то ли его видение
В минувшие субботу и воскресенье в Иордании прошли задержания около 20 высокопоставленных чиновников, шейхов некоторых племён, сотрудников спецслужб, подозреваемых в причастности к заговору, якобы имеющему цель устранение от власти короля Абдаллы II. Среди арестованных дальний родственник короля и экс-посол Иордании в Саудовской Аравии Хасан бин Зайед и бывший глава королевского суда Басым Ибрагим. О своём домашнем аресте в записанном на видео обращении для британской «Би-би-си» успел сообщить бывший наследный принц Хамза бин Хусейн.
Однако, по словам начальника генштаба иорданских вооруженных сил Юсефа Хутейни, никто принца не арестовывал и не задерживал. Его всего лишь «настоятельно попросили» не предпринимать никаких действий, которые могут нанести ущерб безопасности и стабильности королевства, в частности, не покидать свой дом, ни с кем не вступать в контакты, не использовать телефон или интернет.
На пресс-конференции, организованной для СМИ, вице-премьер правительства Айман Сафади рассказал о том, что спецслужбы некоторое время прослушивали разговоры принца Хамзы и его жены. В результате негласного наблюдения органы безопасности выяснили, что те имели контакты с представителями «так называемой зарубежной оппозиции» и своими действиями «нанесли ущерб стабильности и безопасности королевства». Более того, по словам Сафади, принц Хамза даже подготовил две видеокассеты со своим обращением на английском и арабском языках, которые свидетельствовали о его недобрых намерениях ждать, когда наступит час «Ч», чтобы перейти от слов к делу. Других, более детальных и более серьёзных обвинений в его адрес пока не прозвучало, что вовсе не исключает возможность их появления в ходе допросов задержанных лиц.
Сам принц Хамза категорически отрицает своё участие в каком бы то ни было заговоре. В то же время он выступил с открытым и довольно нелицеприятным заявлением в адрес иорданского режима, заявив, что не несёт никакой ответственности за развал государственного аппарата, разгул коррупции и некомпетентность чиновников в течение последних 15-20 лет.
Сегодняшние события в Иордании во многом напоминают саудовский сценарий конца 2017 года. Тогда по приказу саудовского кронпринца Мухаммеда бин Сальмана местные силовики задержали почти 300 высокопоставленных чиновников, в том числе несколько десятков принцев и прочих представителей королевской семьи, и посадили их фактически под домашний арест, заперев в фешенебельном отеле Ritz Carlton. Почти всех задержанных обвиняли в злоупотреблениях властью, коррупции, откровенном воровстве.
На самом деле, тогдашняя «антикоррупционная операция преследовала другую, куда более важную для МБС цель - показать, кто в саудовском доме настоящий хозяин и как следует припугнуть оппозицию, предупредить её членов, что никто в королевстве не будет терпеть шуток. Кстати, одним из лидеров оппозиции тоже был бывший наследный принц Мухаммед ибн Наиф. Король Сальман неожиданно лишил своего племянника этого титула, чтобы передать своему сыну Мухаммеду. Такая «рокировочка», нарушившая устоявшийся порядок престолонаследия, вызвала волну недовольства в королевском семействе и усилила оппозиционные настроения в королевстве.
Нечто подобное произошло и в Иордании. Умирая от неизлечимой болезни, король Хусейн в феврале 1999 года под давлением дворцовых интриг назначил своим преемником сына Абдаллу, рождённого от четвёртой жены Муны, известной до замужества как англичанка Антуанетта Гардинер. Зато третья жена короля Хусейна королева Нур (она же имеющая сирийские корни американка Лайза Халяби) настояла на том, чтобы наследным принцем стал их сын Хамза, кстати, любимый сын Хусейна, которого тот называл «отрадой своих глаз».
Однако в 2004 году король Абдалла нежданно-негаданно задвинул кронпринца Хамзу в тень, лишив его титула кронпринца. Своё решение он объяснил тем, что титул этот ничего особого не значит, а лишь связывает руки талантливому и энергичному Хамзе. «Должность» кронпринца оставалась вакантной до 2009 года, когда её получил подросший к тому времени сын Абдаллы Хусейн. Получалось, что Хамзу просто «кинули», что, конечно же, вызвало жестокую обиду. Так что, освящённое исламом право любого мусульманина иметь до четырёх законных жён иным монархам часто выходит боком.
Как представляется, вряд ли в данном случае имел место какой-то серьёзный заговор. Скорее всего, королю Абдалле просто надоело, что прямые и часто нелицеприятные высказывания пользующегося авторитетом и влиянием в стране принца Хамзы ретранслируют СМИ в статьях о непорядках и трудностях в государстве. Трудностей сегодня действительно хватает, но далеко не все из них связаны с ошибками и просчётами правящего режима. Страна с низким природно-ресурсным потенциалом в последнее время испытывает сложности, связанные с пандемией коронавируса, из-за чего резко сократился и без того небольшой туристический поток. Иордания дала приют более двум миллионам беженцев из Сирии и Ирака, что усугубило её проблемы не только с финансами, но и с нехваткой воды, энергии. Государственный долг едва не превышает уровень ВВП. Безработица в 2020 году перевалила отметку 21%, хотя ещё в 2019 она равнялась 18%.
Наконец, принц Хамза не может не понимать, что попытки плести заговор против короля наверняка обречены на провал. Мало того, что монарха охраняют проверенные и перепроверенные местные спецслужбы и армия, так его ещё берегут как зеницу ока стратегические союзники, прежде всего, США и Британия. Последняя, благодаря военной академии в Сандхерсте, вообще считается кузницей военных кадров. В ней получают военное образование и члены королевской семьи, в том числе монархи. Кстати, по словам официальных лиц, среди «участников заговора» не было ни одного военного.
Высоко ценили и ценят иорданского монарха в Израиле. Амман де-юре установил дипотношения с Тель-Авивом в 1994 году. Правда, Биньямин Нетаньяху умудрился их испортить, низвести до уровня плинтуса из-за своего высокомерия и патологического авантюризма, особенно после того, как бывший президент США Трамп стал проталкивать свою «сделку века», предусматривающую аннексию Израилем Западного берега реки Иордан. Непомерные аппетиты Нетаньяху «проглотить» Западный берег заставили нынешнего короля Хусейна заявить о готовности чуть ли не начать войну с Израилем. Сегодня премьер-министру не до Иордании, его больше заботит как бы не сесть в тюрьму по коррупционным статьям. Зато министр обороны Израиля Бени Ганц говорит о необходимости оказать помощь и всячески поддержать короля Абдаллу.
О своей лояльности иорданскому монарху заявили не только силовики и влиятельные силы внутри страны, но и далеко за её пределами: Лига арабских государств, Совет сотрудничества государств Персидского залива, США. По всему выходит, что события вокруг якобы заговора против короля, могут оказаться всего лишь инсценировкой такого заговора, предпринятой в рамках «профилактической работы» с принцем Хамзой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.