Полковник Андрей Минжиров: «Лучше гор могут быть только наши парни»
- Андрей Анатольевич, выслуга у Центра горной подготовки солидная - 85 лет! Как сильно изменился за это время характер боевых действий в горах и насколько этим переменам соответствует учебная программа?
- Школа инструкторов альпинизма РККА - такое название получил Центр в 1935 году, когда его создали - фактически играла роль учебной базы, где вплоть до начала Великой Отечественной войны готовили кадры для Красной Армии: курсантов учили азам методики преподавания альпинизма, а то, как они усвоили теорию, проверялось во время горных восхождений. Здесь проводились первые альпиниады Центрального дома спорта Красной Армии, а в годы войны опыт и навыки наших выпускников и курсантов очень пригодились во время ожесточённых боёв за перевалы Кавказа в составе горных подразделений.
И сегодня наш Центр, получивший в 2017 году статус Федерального государственного казенного учреждения, продолжает готовить инструкторов альпинизма по специальной подготовке военнослужащих.
Естественно, прошедшие годы и технический прогресс внесли целый ряд изменений в экипировку, спецобмундирование и вооружение, но основная задача осталась прежней. Военнослужащий, действующий в условиях высокогорной местности, должен уметь преодолевать различные препятствия, формы и элементы горного рельефа, быть готовым к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть в горах, к действиям в сложных климатических и географических условиях.
- Что это за «экстремальные условия»? Можно рассказать подробнее?
- Для понимания, о каком экстриме идёт речь, расскажу о типовых условиях, в которых наши курсанты отрабатывают специальные навыки. Помимо разрежённого воздуха высокогорья (любой нормальный человек начинает испытывать трудности в дыхании из-за нехватки кислорода уже на высоте от 1.500 до 2.500 метров) существенную роль играет температурный фон. Днём в июле средняя температура воздуха в Приэльбрусье составляет +10 градусов, а ночью -1,4 градуса по Цельсию. Казалось бы, ничего особенного. Но если добавить к этому ветер, довольно часто штормовой (около 15 метров в секунду) или даже ураганный, картина бытия резко меняется: например, в феврале на высоте 4.000 метров сила ветра в горах иногда достигает скорости 40 метров в секунду, да плюс ещё - зимняя стужа под 30 градусов...
Далеко не каждый здоровый мужик отважится даже высунуть нос на улицу в таких условиях, а для наших курсантов - это нормальная погода, вполне пригодная для тренировок. Причём они должны не просто дойти из точки А в точку Б, но и выполнить поставленную задачу. Стоит также иметь в виду, что с учётом вооружения и боеприпасов вес носимого на себе снаряжения у одного бойца достигает 30 килограммов.
Но помимо физической выносливости и психологической подготовки, каждый курсант должен обладать ещё и особыми знаниями и навыками. Этому мы их и учим - способам выживания в различных экстремальных ситуациях, без которых горы немыслимы. Ну а для «развлечения» у нас проходят различные спортивно-массовые мероприятия горной направленности. В частности, соревнования по спортивному туризму, военно-спортивному многоборью в контексте подготовки военнослужащих горных и высокогорных подразделений и т.д.
- С курсантами понятно, а вот где обучались ваши инструкторы, кто им присвоил высшую горную квалификацию?
- Квалификация «Инструктор горной подготовки» присваивается далеко не всем, даже прошедшим полный учебный курс у нас в Центре. Причём статус инструктора необходимо постоянно подтверждать, поэтому весь инструкторский состав регулярно проходит различные спецкурсы и регулярно работает над повышением собственной квалификации. Это происходит и в школе инструкторов по альпинизму, и во время учебно-тренировочных сборов, после которых можно получить жетон «Спасение в горах». Кстати, в первой декаде июня под эгидой Федерации альпинизма России такие сборы прошли на нашей базе. Кроме того, профессиональное мастерство оттачивается и совершенствуется в процессе регулярных восхождений. Без постоянного тренажа и регулярного повышения квалификации инструктор не сможет соответствовать установленным у нас требованиям.
Наверное, не лишним будет уточнить, что «Терскол» - крупнейший в стране в центр горной подготовки, поэтому у нас проходят подготовку военнослужащие практически всех подразделений, дислоцирующихся в районах высокогорья, включая спецназ. И поскольку на подготовку специалиста высокого уровня уходит более года, военнослужащих срочной службы среди наших курсантов не бывает.
- А что значит «специалист высокого уровня», что он должен знать и уметь?
- Военнослужащий проходит курс подготовки, соответствующий специальным задачам, характерным для подразделения, в котором он служит. Но при этом все курсанты обязаны пройти обучение в школе инструкторов по горной подготовке и школе выживания. После завершения курса обучения каждый выпускник оценивается индивидуально. Но чтобы получить подтверждение об успешном окончании, надо иметь только положительные оценки по всем пройденным темам, а также совершить перевальные походы и восхождения. Программа подготовки достаточно тяжёлая как физически, так и психологически, но надо справляться - другого выхода, если связал свою службу с горами, нет. Всего же за год подготовку у нас проходит несколько тысяч военнослужащих. И самую главную оценку тому, как мы в свою очередь справляемся со своей работой, опять же ставят горы.
Ни разу, начиная с 2001 года, когда Центр начал функционировать в новом статусе, мы не получили ни одной рекламации по поводу некачественной подготовки военнослужащих к работе в условиях высокогорья. За это же время на нашей базе было проведено шесть всеармейских и пять международных конкурсов горных подразделений «Эльбрусское кольцо».
- А за рубежом существуют такие же центры горной подготовки, как наш «Терскол»?
- Безусловно, существуют. Есть много схожего, как впрочем, и отличий, но мне сложно быть объективным, сравнивая уровень подготовки наших и иностранных инструкторов. Могу только отметить, что многие военные горные специалисты из других стран проявляют неподдельный интерес к нашей работе. По крайней мере не мы к ним, а они в течение уже многих лет приезжают к нам, в Приэльбрусье, для участия в международных конкурсах. Так что, делайте выводы.