Вице-адмирал Виктор Соколов: «Военно-морское воспитание традиционно нацелено на формирование у выпускников боевых, морально-политических и психологических качеств воина-победителя»
«Во все времена в военном деле вопросы воинского воспитания ставились никак не ниже военного обучения, а зачастую и выше»
- Виктор Николаевич, в этом году военно-морское образование отмечает своё 320-летие. Почему сегодня одним из главных направлений образования стали не только традиционные вопросы повышения качества подготовки ваших выпускников по специальности, но и вопросы духовно-нравственного воспитания?
- Сегодня ключевое требование в работе со слушателями и курсантами - воспитание воина-патриота, формирование государственно-патриотического воспитания, как определяющего фактора готовности к защите Отечества.
Для этого, как минимум, две причины.
Во-первых, если обратиться к истории, то во все времена в военном деле вопросы воинского воспитания ставились никак не ниже военного обучения, а зачастую и выше. Суворов А.В. и Драгомиров М.И., Крузенштерн И.Ф. и Макаров С.О. указывали на важность таких качеств военнослужащих, как смелость и выносливость, честность и дисциплина, самообладание и способность к риску и ряд других.
Во-вторых, формирование у курсантов и слушателей государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооружённым силам Российской Федерации является сегодня одной из первоочередных задач в деятельности каждого военно-учебного заведения.
Это обусловлено тем, что в последние годы не только в системе военного образования, но и на уровне государства предпринимаются значительные усилия по укреплению и развитию системы воспитания граждан РФ: реализуются государственные программы воспитания, мобилизуются различные институты гражданского общества и семьи на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества, нацеленных в том числе и на выполнение гражданского долга по защите интересов Родины.
В системе военного образования выполнение этой задачи осуществляется непрерывно и комплексно, как в целостном педагогическом процессе, так и в ходе повседневной и других видов деятельности вуза.
Актуальность обращения к вопросам воспитания в профессиональном образовании также обусловлена изменениями в требованиях нормативно-правовых актов Российской Федерации в сферах образования и обороны государства. Так, в соответствии с новыми требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», инициированного президентом страны В. Путиным, во взаимодействии с центральными органами военного управления мы приступили к разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы в качестве элементов основных образовательных программ.
Эти требования будут реализованы не путём формальной замены одних документов на другие, а с помощью глубокой модернизации и интеграции мероприятий, методов и средств обучения и воспитания как в ходе образовательного процесса - непосредственно в вузе и в соединениях и объединениях флота в период практик и стажировок, так и во внеучебное время.
Для этого военное научно-педагогическое сообщество в целом и каждое военно-учебное заведение в отдельности должны выработать единые, учитывающие видовые отличия требования к профессионально-значимым боевым, морально-политическим и психологическим качествам, необходимым выпускникам для выполнения своего гражданского и воинского долга.
Эти требования должны учитывать актуальный опыт применения сил и войск, в том числе в боевой остановке, возрастание угроз национальной безопасности России и морально-психологического давления со стороны недружественных государств, а также наращивание доли высокотехнологичных образцов вооружения, военной и специальной техники на современных кораблях и подводных лодках, в силах и войсках флота.
Прямая речь
«В образовательных организациях Министерства обороны начинается новый учебный год. К занятиям приступят свыше двух с половиной тысяч слушателей, более шестидесяти одной тысячи курсантов, семь тысяч военнослужащих из 58 стран, а также 15 тысяч воспитанников довузовских учебных заведений, в том числе ребята из Сирии, Лаоса, Монголии, Таджикистана и Южной Осетии.
Для подготовки военных кадров, в том числе для проведения практик, стажировок, учений, занятий на полигонах и военной технике, помимо преподавателей, привлекать офицеров войскового звена».
Из выступления министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом Вооружённых сил 31.08.2021 г.
«Воспитание будущих корабельных специалистов неотделимо от сложившихся в Военно-Морском Флоте и в военно-морских институтах воинских традиций и военно-морских ритуалов»
- Какую роль в военно-патриотическом воспитании играют воинские традиции и военно-морские ритуалы? Каково их значение в повышении качества подготовки выпускников?
- Важнейшее событие в жизни каждого курсанта - принятие Военной присяги - ежегодно проводится так, чтобы оно стало незабываемым для самих военнослужащих, их родных и близких. Санкт-Петербург - морская столица страны - располагает для этого колоссальными возможностями.
Места, где первокурсники произносят текст присяги, глубоко символичны: корабль-легенда Российского кораблестроения и Военно-Морского Флота крейсер «Аврора», памятники крупнейшим победам флота в морских сражениях, мемориалы героическим защитникам Ленинграда. Мы стремимся создать такую атмосферу, чтобы после произнесения немногочисленных слов Военной присяги для будущего офицера флота исполнение взятых им высоких обязательств по защите Отечества составили бы смысл всей дальнейшей службы.
Воинский ритуал производства в офицеры, вручения кортиков, погон и дипломов об окончании высших военно-морских образовательных учреждений с полной уверенностью можно назвать культурным событием Санкт-Петербурга. Ритуал проводится при огромном стечении жителей и гостей Санкт-Петербурга в колыбели Российского Флота - городе воинской славы Кронштадте, на Якорной площади у Кронштадтского Морского собора перед памятником знаменитому флотоводцу адмиралу С.О. Макарову.
Символично и важно, что в один строй встают выпускники военно-морских институтов, офицерских классов и военно-морской академии, что подчёркивает единение всех офицеров флота, неразрывность и преемственность процессов профессионального, культурного и нравственного развития военного моряка на протяжении всей его службы во благо России.
Духовное напутствие на службу выпускники получают в главном военно-морском храме России - Кронштадтском Морском соборе. Особую торжественность ритуалу придаёт колокольный звон Морского собора, а незабываемую праздничную атмосферу - концерт на Якорной площади с участием творческих коллективов.
- Немалую пользу в сфере воспитания может оказать и взаимодействие с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации...
- Вы правы. В целях развития высокой нравственности личного состава у нас широко привлекаются возможности Русской православной церкви. В военных городках ВУНЦ ВМФ действуют пять домовых храмов и часовен, трое штатных и четыре внештатных помощника начальников военно-учебных заведений по работе с верующими военнослужащими (священнослужителей). Их наиболее распространённой практикой работы по оказанию духовной поддержки личному составу, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, является внутрихрамовое общение, разъяснение правил церковной жизни и истории, отправление церковных треб всех категорий личного состава. Регулярно, по крайней мере, один раз в месяц, посещают храмы около 20 процентов слушателей и курсантов.
«Воспитать у будущих защитников Отечества определённый уровень культуры и нравственности, приобщить молодёжь к богатой военно-морской истории»
- Как командование ВУНЦ ВМФ использует возможности работы в культурно-досуговой сфере для формирования многогранной личности выпускника?
- Во все времена военно-морское образование славилось не только своими выдающимися выпускниками - флотоводцами и кораблестроителями, путешественниками и первооткрывателями земель, но и не менее выдающимися художниками, композиторами и писателями.
И сегодня у нас созданы и активно действуют коллективы художественной самодеятельности курсантов, команды КВН. Поддерживаются творческие связи с учреждениями культуры, расположенными в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Калуге, Калининграде, Москве - в местах дислокации институтов и учебных центров.
Команды КВН «Адмиральский час» Санкт-Петербургского военно-морского института (Морского корпуса Петра Великого), «Морские волки» Калининградского филиала ВУНЦ ВМФ, «Кают-компания» военно-морского политехнического института, «Весёлый Роджер» Центра подготовки иностранных военнослужащих, стали узнаваемыми и желанными гостями в турнирах КВН на призы Министра обороны и Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, в кубках официальных региональных лиг «Балтика» и «Невская» международного союза КВН.
Коллективы и солисты художественной самодеятельности активно и успешно принимают участие в фестивалях, конкурсах, концертных программах, организованных Культурным центром Вооружённых сил Российской Федерации, городскими и областными комитетами по культуре, комитетами по работе с молодёжью Ленинградской и Калужской областей, Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, другими организациями.
Вокальные коллективы «Гардемаринъ», «Мы из Корпуса», «Морское братство», «Ангола - сердце моё» неоднократно становились победителями и призёрами Всероссийского фестиваля-конкурса армейской песни «За веру! За Отчизну! За любовь!» в Сочи, а также Всероссийского фестиваля патриотической песни «Катюша».
В последние годы возрождается традиция создания хоров в институтах. Хоровое пение несёт не только эстетическое воспитание, но и служит средством сплочения воинских коллективов.
Уникальным военным музыкальным коллективом является и военный оркестр ВУНЦ ВМФ, который в смотре-конкурсе военных оркестров Вооружённых сил на протяжении 12 лет занимает 1-е место. Оркестр участвует и в ежегодном конкурсе духовых оркестров «Спасская башня» в Москве с оригинальной музыкальной программой.
С 2015 года на базе Военно-морского института ВУНЦ ВМФ восстановлена традиция проведения в ноябре Морского офицерского бала.
Офицерские балы сегодня - это возрождение российских историко-культурных традиций, преемственность поколений, дань уважения ратному подвигу, торжество этики, воспитанности и благородства.
В настоящее время объявлен конкурс на создание гимна ВУНЦ ВМФ, слушателями и постоянным составом подано более 20 проектов текста. Конкурсной комиссии выпала нелёгкая задача выбрать лучший из них.
- О работе с подрастающим поколением, молодёжью не забываете?
- Конечно, ВУНЦ ВМФ не стоит в стороне и от активной работы с молодёжью. Тесное взаимодействие установлено с 38 средними учебными заведениями, районными и городскими центрами военно-патриотического воспитания молодёжи, практически во всех созданы отряды «Юнармии». При содействии и на базе структурных подразделений ВУНЦ ВМФ только в текущем году в ряды ВПОД «Юнармия» принято 690 человек из 12 школ. Всего нашими подшефными являются около 3,5 тыс. юнармейцев, объединённых в 36 отрядов, в том числе образованный при Военно-морской академии в 2021 году отряд юнармейских юных корреспондентов.
Военно-морские институты в соответствии с программой военно-патриотического воспитания молодёжи предоставляют возможности своей учебно-материальной базы для работы с допризывной молодёжью и всероссийским движением школьников. В училищах проводится подготовка парадных расчётов юнармейцев, Ушаковские сборы, смотры строя и песни кадетских классов, в ходе проведения которых курсанты получают командные и воспитательные навыки.
Хорошим результатом работы с допризывной молодёжью является то, что по состоянию на 2020-2021 год в образовательных организациях ВУНЦ ВМФ обучаются 127 курсантов, которые прошли школу Юнармейских отрядов.
«В бою лишь проявляется то, что заложено в человеке раньше - всей его предыдущей жизнью, воспитанием, дружбой, работой, учёбой»
- Удаётся ли будущим офицерам уже во время учёбы испытать себя в условиях, как принято говорить, приближенных к боевым?
- Условий, приближенных к боевым, у будущих офицеров достаточно во время прохождения практик и стажировок. Этот этап подготовки специалистов используется не только в целях овладения практическими навыками, но и для формирования необходимых боевых и психологических личностных качеств обучающихся, моральной готовности выполнять поставленные задачи и, наконец, для приобретения психологической способности преодолевать трудности, неизменно сопровождающие службу на подводных лодках и надводных кораблях.
Если на 1-м курсе курсанты проходят практику в должностях младших специалистов (старшин команд), то уже к 4-му курсу практика нацелена на отработку действий в офицерской службе со сдачей зачётов по дублируемой должности: командиров групп штурманской, ракетно-артиллерийской, минно-торпедной, радиотехнической, электромеханической боевых частей.
Ощутить на лице брызги волн, почувствовать запах моря и неотступно присутствующий на корабле запах металла, смешанный с запахом корабельного топлива, ощутить дрожь работающей главной энергетической установки, наконец, преодолеть морскую качку также важно для становления будущего военно-морского офицера, как и знание устройства корабля, тактики ВМФ, кораблевождения, боевого маневрирования, овладения навыками эксплуатации корабельного оружия и технических средств.
Стоит отметить значительную роль дальних морских походов на учебных кораблях, в период которых осуществляется подготовка курсантов в роли вахтенных офицеров и специалистов, несущих вахту у действующих механизмов и систем. На 5-м курсе практическая часть итоговой аттестации проводится в море на учебных катерах, где каждый из аттестуемых демонстрирует навыки в решении навигационных задач, подготовке и выдаче рекомендаций по организации безопасного плавания, в управлении катером, всецело демонстрируя свои навыки будущего специалиста.
Неиссякаемым источником воодушевления, основой основ военно-морского воспитания, выкованной преемственными усилиями многих поколений ратных людей, постоянным поддержанием духовной связи со славным прошлым Отечества, являются для нас слова дважды Героя Советского Союза, командира-катерника, начальника кафедры морской практики Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе контр-адмирала Александра Шабалина: «Герои не рождаются в бою. В бою лишь проявляется то, что заложено в человеке раньше - всей его предыдущей жизнью, воспитанием, дружбой, работой, учёбой. Бой - это экзамен. Конечно, может выпасть и счастливый билет, но всё же «пятёрку» получает тот, кто подготовлен».
Завершая своё интервью, ещё раз акцентирую внимание на том, что военно-морское воспитание традиционно нацелено на формирование у выпускников боевых, морально-политических и психологических качеств воина-победителя!