Генерал-лейтенант Яков Резанцев: «Только на полигоне можно концентрированно обучить командира и солдата тому, что будет востребовано реальным боем»
© Фото автора
Командующий 49-й общевойсковой армией ЮВО генерал-лейтенант Я.В. Резанцев.

Генерал-лейтенант Яков Резанцев: «Только на полигоне можно концентрированно обучить командира и солдата тому, что будет востребовано реальным боем»

Самые динамичные формы боевой учёбы в подразделениях 49-й общевойсковой армии Южного военного округа, которой недавно исполнилось 80 лет, становятся действенным и высокоэффективным инструментом внедрения современного боевого опыта в практику обучения войск
13 сентября 2021, 06:33
Реклама
Генерал-лейтенант Яков Резанцев: «Только на полигоне можно концентрированно обучить командира и солдата тому, что будет востребовано реальным боем»
© Фото автора
Командующий 49-й общевойсковой армией ЮВО генерал-лейтенант Я.В. Резанцев.
Читайте нас на: 

Бой в горной местности - это очевидная возможность непредвиденного изменения тактической обстановки. А когда боевая учёба при этом организована в формате двустороннего учения, то динамика приобретает ещё больший накал. В отдельной мотострелковой горной бригаде, дислоцированной в Карачаево-Черкесии, уже традиционно при отработке действий тактических групп в ходе подобных учений применяется и совершенствуется опыт современных вооружённых конфликтов. При этом командованием поощряются нестандартные решения в управлении штатными и приданными подразделениями в ходе розыгрыша тактических эпизодов. 

Простор для командирских решений

Как считает командир бригады полковник Александр Смирнов, двусторонние ротные тактические учения - наиболее действенная форма развития у офицеров подразделений творческой составляющей командирского мышления. Поэтому при планировании и разработке такой формы практического обучения тактических групп штабы всегда оставляют командирам рот возможность самостоятельных решений и нестандартных ситуативных действий.

На этот раз в учебных боях на горном полигоне Кобу-Баши соперниками были ротные тактические группы капитанов Алексея Фёдорова и Олега Самохина. Накануне учений в подразделениях прошли промежуточные контрольные занятия по огневой, инженерной подготовке, связи, защите от оружия массового поражения, что позволило не только определить реальный уровень готовности каждого солдата к учебному бою, но и освежить моторику боевых навыков.

 Подчинённые капитана Алексея Фёдорова после стремительного марша вгрызались обороной в горные склоны на пути «противника» к господствующей высоте.
© Фото автора
 Подчинённые капитана Алексея Фёдорова после стремительного марша вгрызались обороной в горные склоны на пути «противника» к господствующей высоте.

И вот теперь подчинённые капитана Алексея Фёдорова после стремительного марша вгрызались обороной в горные склоны на пути «противника» к господствующей высоте. Замаскировать позиции в условиях зимних гор не просто. Но командир роты понимал, что на пути вероятного наступления «противника» именно скрытность поможет выиграть драгоценное время и закрепиться на выгодной для точного удара позиции. Позаботился он и о выборе оптимального расположения приданных огневых средств - миномётного взвода, самоходной батареи САУ «Гвоздика» и расчёта ЗУ-23-2.

Продиктовано реальным боем

«Противник» в составе ротной тактической группы капитана Олега Самохина, усиленной взводом миномётов «Поднос», с использованием возможностей вьючно-транспортного взвода соединения пытался через горный перевал выйти в тыл наших войск. Но беспилотник «Орлан-10», направленный на поддержку действий горнострелков капитана Фёдорова, помог вовремя обнаружить его перемещение. Вот здесь-то и пригодилась капитану Самохину наработка, продиктованная опытом современных военных конфликтов: в ротной тактической группе должно быть хорошо подготовлено нештатное разведывательное отделение.

Как показали уже первые минуты раскрутки тактического сценария учений, это отделение свою задачу знало хорошо. Тройки разведчиков сумели использовать навыки горной подготовки, чтобы отыскать новый маршрут продвижения. Он хоть и был сложнее предыдущего и предполагал преодоление водной преграды - реки Бижгон, но обеспечивал скрытный выход к плацдарму на высоте 1 352 метра, откуда открывалось господство над единственной дорогой, пригодной для передвижения техники. Донесения разведки помогли капитану Самохину раскрыть достаточно хитроумную схему обороны тактического соперника в полосе своего наступления. А выносливые вьючные лошади смогли по труднодоступным тропам доставить миномётный взвод на выгодные позиции, что дало в ходе учебного боя некоторое преимущество в контрбатарейной миномётной борьбе.

Через водную преграду.
© Фото автора
Через водную преграду.

В едином замысле динамичных тактических действий двусторонних учений были полностью отработаны учебно-боевые задачи ротных тактических групп во взаимодействии с подразделениями радиоэлектронной борьбы и инженерного обеспечения, расчётами БПЛА. Заметно было и острое командирское соперничество - инициатива то и дело переходила, как говорится, из рук в руки. Этап боевой стрельбы тоже показал примерно равный и достаточно высокий уровень огневой выучки горнострелков обоих подразделений.

- Двусторонние тактические учения - это высокая наглядность действий и командиров, и их подчинённых, - прокомментировал итоги учений его руководитель полковник Александр Смирнов. - В зачёт идут скорость, точность принятия командирского решения в динамичной обстановке и быстрота, неукоснительность его реализации в действиях каждого бойца.

Учения показали и немаловажность грамотного применения технических средств ведения боя. Электронные планшеты АСУ поля боя, цифровая связь, приборы наблюдения и разведки из комплекта «Ратник», использование РЭБ и БПЛА, - всё это требует не только знания всех тактико-технических параметров, но и продуманных вариантов наиболее успешного их использования.

Техника электронного щита.
© mil.ru
Техника электронного щита.

Реально же в этих высокодинамичных двусторонних учениях ротных тактических групп горного профиля победила стройная система полевой тактической выучки подразделений, которую можно считать «фирменной» для частей и подразделений 49-й общевойсковой армии ЮВО. О её формировании и методах эффективного применения в практике боевой учёбы корреспондент еженедельника «Звезда» попросил рассказать командующего 49-й общевойсковой армией ЮВО генерал-лейтенанта Якова Резанцева.

«Мы ориентируем командирскую подготовку на обстоятельное применение опыта современных вооружённых конфликтов, использование нестандартных методов в управлении штатными и приданными силами и средствами»

-  Яков Владимирович, части и соединения 49-й армии имеют самую разнообразную геолокацию: и горная местность, и степные районы, и морское побережье. Как это отражается на принципах формирования ротных и батальонных тактических групп и методах их применения?

- Принципы формирования батальонных тактических групп напрямую связаны с характером выполняемых ими задач. Безусловно, зависят они и от особенностей местности и даже от конкретных геополитических условий в данном регионе. И, конечно же, мы максимально стараемся учитывать все эти критерии при их создании и используем гибкий подход в реализации данной задачи, опираясь исключительно на рациональность в её решении. Взвешивая все факторы, мы тщательно изучаем характер и условия для создания батальонных тактических групп в каждом соединении и воинской части объединения. Опираясь на те знания, которые были приобретены ранее в процессе боевой учёбы, проводя глубокий анализ всего спектра решаемых задач с использованием опыта военных конфликтов последнего времени, и принимается решение на формирование тактических групп в каждом конкретном случае.

Учебный бой в городе.
© Фото автора
Учебный бой в городе.

- Какое место в повышении эффективности действий этих войсковых формирований занимает отработка межвидового взаимодействия подразделений в их составе?

- Межвидовому взаимодействию подразделений в составе БТГ мы уделяем особое значение, так как это основополагающий элемент влияния на эффективность в решении тактических задач. И этот аспект трудно переоценить. В первую очередь, сейчас тщательно отрабатывается взаимодействие командиров подразделений с расчётами беспилотной авиации, средствами РЭБ, артиллерией, армейской авиацией. Основа высокой эффективности подразделения - это обученный, эрудированный личный состав, который готов действовать на любой местности: и в горах, и в степи, и на побережье. Поэтапный переход в режиме модульной организации боевой учёбы позволяет планомерно переходить от одиночной подготовки бойцов к сколачиванию отделений, взводов и отработке слаженного взаимодействия в составе тактических групп. И боевую подготовку на полигонах выстраиваем с учётом комплексного подхода к всестороннему обучению командиров всех степеней в составе временного тактического формирования.

Эффективное использование всех приданных средств БТГ призвано заложить основу успеха при самостоятельных действиях этого формирования в отрыве от главных сил в различных видах боя, при совершении динамичных рейдов, охватов и обходов. При этом мы ориентируем командирскую подготовку на обстоятельное применение опыта современных вооружённых конфликтов, использование нестандартных методов в управлении штатными и приданными силами и средствами, в частности, возможностей разведывательно-огневых и ударных комплексов. Именно такой подход сказывается результативностью в тактических учениях, которые проводятся сейчас на полигонах по планам мотострелковой бригады под командованием полковника Дмитрия Овчарова.

Атакует БТГ.
© Фото автора
Атакует БТГ.

«Качественная отработка и применение новых способов ведения боевых действий в ратной учёбе позволили создать батальонные тактические группы особо высокой эффективности»

- А какова роль в этом конкретных носителей боевого опыта?

- Интенсивное освоение новых способов ведения боевых действий в наших частях и подразделениях делает этот опыт особо востребованным. Поэтому в эпицентре данного процесса на местах находятся именно те военнослужащие, кому за период борьбы с международным терроризмом довелось обрести, без преувеличения, бесценный боевой опыт. Сегодня с их участием в подразделениях идёт передача личному составу полученных знаний и наработок. С их подачи в том числе в процесс планового обучения в прошедшем и текущем годах было введено свыше десятка методических рекомендаций и пособий, отдельные положения которых находят отражение, к примеру, в развитии этапов применения разведывательно-огневых и разведывательно-ударных комплексов, в противостоянии мобильных боевых групп так называемым джихад-мобилям, в отработке вопросов борьбы с беспилотными летательными аппаратами.

Качественная отработка таких рекомендаций и применение их в ратной учёбе позволили создать батальонные тактические группы особо высокой эффективности, такие, например, как та, которой командует майор Сергей Беспалый. Среди инноваций их полевой выучки личного состава - работа снайперскими группами, ведение наступательного боя с применением рейдовых отрядов, осуществление разведывательно-поисковых действий в период наступления, применение засадно-огневых (разведывательно-ударных) групп, действия танковых подразделений в алгоритме «танковой карусели».

По танкам - огонь!
© Фото автора
По танкам - огонь!

Кстати, исходя из опыта современных военных конфликтов, «танковая карусель» особенно востребована, когда информации о вооружении противника и расположении его огневых точек недостаточно. Как считают носители практического опыта боёв, такая тактика повышает живучесть боевых машин и эффективность поражения целей.

«Потенциал боевого опыта штабного офицера особенно востребован в условиях, когда батальонная тактическая группа управляется непосредственно из штаба операции»

- Сегодня составляющие общевойскового боя разворачиваются не только на земле, но и в небе, и даже в эфире. Как объединить всё это в работе командирской мысли и конкретизировать в принятии точного решения на поле боя?

- В ходе мероприятий боевой подготовки, как я уже отметил, активно наращивалась практика межвидового взаимодействия, когда тактические учения общевойсковых соединений и тактико-специальные учения воинских частей родов войск проводились при активной поддержке армейской, беспилотной авиации и входящих в состав батальонных тактических групп (БТГ) разведывательных, артиллерийских подразделений. Это позволило нам качественно подготовить обученных командиров, которые способны эффективно управлять межвидовой группировкой войск, планировать наступательные и оборонительные операции с учётом опыта войн и вооружённых конфликтов последнего времени, в том числе основываясь на опыте боевых действий в Сирийской Арабской Республике.

Сирийский опыт маршевых колонн.
© Фото автора
Сирийский опыт маршевых колонн.

И именно это позволяет нам учитывать проявленные практикой особенности в вопросах боевого использования БТГ. Более пристальное внимание мы стали уделять захвату и удержанию инициативы, ведению боевых действий на значительную глубину, манёвру с целью нанесения поражения боевому охранению, первому и последующим эшелонам противника, организации тщательной разведки, особенно воздушной, подавлению средств связи и разного рода локационных устройств.

- Как вы оцениваете творческую сторону и инициативность в работе специалистов штабов армии и соединений, прежде всего, организаторов боевой подготовки по внедрению в практику войск боевого опыта современных вооружённых конфликтов?

- Каждый специалист штаба, имеющий боевой опыт в современных вооружённых конфликтах, представляет огромную ценность для общего успеха в военном деле. И я считаю своим непосредственным долгом сделать всё от меня зависящее, чтобы этот опыт передавался и другим военнослужащим, специалистам штаба армии, которым не довелось приобрести его в силу разных обстоятельств в боевых условиях. Потенциал боевого опыта штабного офицера особенно востребован в условиях, когда батальонная тактическая группа управляется непосредственно из штаба операции. Рациональность такого приёма опробована в ходе стратегических КШУ. Да и в ходе обеих чеченских войн, принуждения Грузии к миру стало понятно, что оптимальное сокращение командно-посреднических звеньев между штабом группировки и реально воюющими тактическими подразделениями даёт положительный результат по времени и ясности в постановке задач.

Бой на побережье.
© Фото автора
Бой на побережье.

Безынициативные люди не только в военном коллективе, но и, я уверен, в любом другом, с наименьшей вероятностью добиваются успеха и даже уважения среди своих коллег. Если специалист не проявляет стремления и инициативы в своём деле, а работа штаба армии в большой степени и требует от офицера данных качеств, то, конечно же, не обладая ими, полноценно и эффективно выполнять задачи он просто не сможет.

Это - что касается инициативы, а вот с творческой составляющей, на мой взгляд, дела обстоят сложнее. Ведь творческая сторона в работе специалиста, допустим, штаба армии несомненное благо, но только тогда, когда нацелена на общий положительный результат. Нельзя забывать, конечно же, и о том, что решение некоторых вопросов требует определенного, системно регламентированного подхода. И здесь чрезмерно «свободный полёт мысли» не всегда работает на выполнение поставленной задачи, а иногда и мешает этому.

Поддержка залповым огнём.
© Фото автора
Поддержка залповым огнём.

«Больше 200 лет прошло с великих побед генералиссимуса Александра Суворова, а его заветы, как литературная классика, живы и по сей день»

- Яков Владимирович, можете вспомнить из своего личного опыта командования батальоном, что вы не советовали бы применять современным командирам БТГ, и наоборот - что могло бы стать для них весьма полезным?

- Пожалуй, нет универсального совета, что можно применять, а что нельзя - военная наука и практика не стоят на месте. Одно скажу точно: необходимо неустанно учиться. Нужно всегда использовать малейшую возможность для того, чтобы солдаты могли освоить тот или иной замысел командира, понять свой манёвр. При этом надо учитывать, что постоянно меняются формы, способы и средства ведения боя. И чтобы безнадёжно не отстать, всё это надо внимательно отслеживать и учитывать на практике. А её главная суть постигается в поле.

И мой личный опыт подсказывает, что только на полигоне можно концентрированно обучить командира и солдата тому, что будет востребовано реальным боем.
Тактическая группа в вертолётном десанте.
© Фото автора
Тактическая группа в вертолётном десанте.

Именно поэтому наши батальонные тактические группы большую часть своих тренировок, занятий отрабатывают на просторах учебных полей, осваивая технику, вооружение и совершенствуя методы их тактического применения. Должен отметить, что именно такое эффективное использование каждого полевого занятия свойственно майору Анатолию Степанцу, батальонная тактическая группа которого уже не раз показала свою высокую боеспособность на тактических учениях.

Больше 200 лет прошло с великих побед генералиссимуса Александра Суворова, а его заветы, как литературная классика, живы и по сей день. И я бы искренне советовал всем войсковым командирам внимательно прочесть книгу «Наука побеждать», где изложено семь ключевых основ успеха на поле боя. Да, техника далеко ушла вперёд, но именно человеческий фактор остался определяющим в военном искусстве. Поэтому моё мнение, что 90 процентов успеха в выполнении задачи кроется именно во взаимоотношениях внутри подразделения. Это - и боевая слаженность, и взаимопонимание в непростой ситуации, и готовность немедленно прийти на выручку. В воинском духе российского солдата заключён огромный боевой потенциал всей нашей армии. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама