Деньги для нашей победы
Маски давно сброшены, и Запад прямым текстом заявляет, что будет воевать своим оружие и чужими руками до полного уничтожения России. При этом так никто и не назвал вещи своими именами, поэтому война на Украине официально всё ещё называется специальной военной операцией, а не народной войной и уж тем более не Отечественной. Хотя, какие ещё нужны аргументы...
Особенно, когда выяснилось, что наша армия не так чтобы полностью готова к боевым действиям, что порой на фронте не хватает самых простых вещей, необходимых в полевых условия, начиная от тёплой одежды и практичной обуви. И это, к сожалению, далеко ещё не всё. Не хватает на всех надёжных бронежилетов и касок, не «завезли» в достаточном количестве квадрокоптеры, без которых как без рук в современном бою.
Ещё рельефнее проблема с обеспечением группировки, воюющей на Украине, проявилась с началом мобилизации, определённой как частичная. Именно тогда гражданское общество, к которому иногда относились скептически, взялось решать частные проблемы армии на свой страх и риск, не дожидаясь, пока придут в себя тыловики.
Не по кодексу
Самую высокую оперативность и мобильность в решении назревших проблем проявили благотворительные фонды и некоммерческие организации (но не те, которые финансировались из-за рубежа и поэтому получили статус иноагентов), деятельность которых сегодня набрала «второе дыхание». Структуры, обладающие большим опытом и «технологиями» благотворительной работы, сегодня собирают деньги на квадрокоптеры и бронежилеты, в частности, для бывших батальонов народного ополчения - где с этим были проблемы, пока ДНР и ЛНР не стали субъектами России, на медикаменты и средства протезирования для раненых, покупают необходимые продукты питания.
К благотворительной деятельности активно подключились ветеранские сообщества, общественные и политические организации. Например, «Единая Россия» сделала акцент на медицинском аспекте в гуманитарной миссии в Донбассе. КПРФ из своих средств отправила на линию боевого соприкосновения и в освобождённые уже районы более ста гуманитарных конвоев. ЛДПР помогает беженцам, которые сегодня находятся в пунктах временного пребывания в Ростовской области, а Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата Кадырова с первых дней оказывает адресную помощь жителям Мариуполя.
Но достаточно ли мы делаем для фронта, для победы? По сравнению с западными поставками вооружённым силам Украины различного снаряжения и оружия, продовольствия и медикаментов, по качеству логистики наконец мы пока что не преуспеваем. Это говорит о том, что и добро должно быть соответствующим образом организовано и направлено тем, кто в первую очередь нуждается в помощи. И поскольку на поддержку армии подымается вся страна, а гуманитарные вопросы приобретают актуальный характер, то и здесь без государства, пожалуй, не обойтись.
Сразу же после начала специальной военной операции на Украине межрегиональная общественная организация Совет ветеранов военной финансово-экономической службы обратилась в Министерство обороны РФ с предложением о создании в военном ведомстве внебюджетного фонда помощи раненым военнослужащим и семьям погибших, на счета которых зачислялись бы добровольные взносы и пожертвования, поступившие от граждан и юридических лиц.
Но оказалось, что согласно бюджетному законодательству Минобороны не вправе получать и собирать денежные средства от кого бы там ни было.
Поэтому ветеранам финансовой службы было предложено обратиться в специализированные организации или непосредственно благотворительные фонды. Казалось бы, всё понятно - закон есть закон, не положено, так не положено... Вот только закон этот писался в мирное время и никак не может учесть новую реальность, в которой оказалась страна и все мы в связи с событиями на Украине. А там идёт война, там проливают кровь наши же парни - мужья и сыновья. И общество, конечно же, не может оставаться равнодушным, не может примириться с бюрократической незыблемостью устаревшей буквы устаревшего закона.
Самое примечательное, что на Украине, похоже, такой проблемы не существует. Там, к слову, любой может за 500 долларов «заказать» так называемый «снаряд мести», который с соответствующей оскорбительной надписью отправят на русскую сторону. Так может, кто-нибудь подскажет, по какой статье украинского бюджетного законодательства реализуется такой проект?
Это к тому, что учиться у врага надо настоящим образом - ничем не пренебрегая. Но в бюджетном кодексе об этом ни слова. Потому что боевые действия ведутся не по финансовым документам, на поле боя действуют законы войны.
Всё для фронта
К сожалению, убедить официальные структуры подготовить обращение в правительство России, которое смогло бы «легализовать» финансовую помощь защитникам Отечества, не получилось. Намертво зависло обращение ветеранов военной финансово-экономической службы и в Государственную думу.
Впрочем, ни времени, ни смысла его рассматривать уже нет. Однако это не означает, что задача снимается. Наоборот, с учётом событий на Украине и сложившейся геополитической обстановки вопрос надо ставить шире - о создании фонда федерального уровня, то есть Фонда обороны.
Тем более что такой опыт у нашей страны есть. Например, в годы Великой Отечественной войны многие проблемы, на решение которых не сразу удавалось найти средства, были решены посредством Фонда обороны Союза ССР, созданного буквально через два месяца после вероломного вторжения немецко-фашистских захватчиков. Именно на счета Фонда направлялись добровольные пожертвования граждан СССР на нужды фронта.
Уже к середине августа 1941 года на счёт Госбанка поступило 5 миллионов рублей, а к 1 ноября эта сумма достигла уже миллиарда. Были случаи, когда жители городов и сёл полностью перечисляли в Фонд свои зарплаты, передавали ценные вещи и облигации государственных займов. Кроме того, в Фонд обороны отчислялись трудодни, компенсации за неиспользованные отпуска, средства, вырученные от субботников и сверхурочных работ, сверхплановая продукция оборонных предприятий в денежном эквиваленте.
Выражаясь по-современному, брендом и инициатором этого патриотического движения стал саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый, который в 1942 году внёс в Фонд обороны свои сбережения и пожелал, чтобы на эти средства был построен истребитель. И таких примеров можно привести немало.
Всего в Фонд обороны и в Фонд Красной Армии поступило более 17 миллиардов наличными деньгами, 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,7 миллиарда рублей драгоценностей, больше 4,5 миллиарда рублей облигациями государственных займов.
По самым скромным подсчётам, на добровольные пожертвования населения в годы войны было построено более 2500 боевых самолётов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 быстроходных торпедных катеров, поставки которых на фронт сыграли значительную роль в приближении Победы.
Если учесть, что за период с 1941 по 1945 год расходы бюджета на оборону составили 582,4 млрд руб., то нетрудно подсчитать, что средства, собранные через Фонд обороны и Фонд Красной Армии, составили около 5% всех военных расходов, и это была весьма существенная помощь воюющей стране.
При этом надо учитывать, что деньги никогда не лишние, в том числе сейчас, когда нам приходится воевать по сути дела со всем Западом, когда в будущем придётся восстанавливать разрушенные войной территории. Но есть ещё один момент, который никакими деньгами не измерить. Дело в том, что Фонд обороны - это своего рода площадка для объединения народа, для консолидации патриотических сил России.
Источники щедрости
В чём ещё преимущества Фонда? В первую очередь, в высокой степени доверия со стороны всех участников. Кроме того, конституция Фонда открывает определённые возможности обходить санкции. Но главное - это гарантированное целевое использование привлечённых средств.
Ну а для пополнения бюджета Фонда, помимо традиционных благотворительных платежей, можно было бы рассмотреть следующие дополнительные источники:
- суммы, полученные за счёт секвестра расходов бюджетов различного уровня, не имеющих сегодня первостепенного значения и не влияющих на жизнь и здоровье граждан. К таким, например, можно отнести расходы, запланированные на благоустройство, на озеленение и на похожие мероприятии, в которых нет острой необходимости;
- перечисление части налога на прибыль предприятий, для чего незначительно повысить сам налог, скажем, на 3-5%. Поскольку бизнес по сути дела с самого начала поддерживает спецоперацию, законодательное закрепление такой инициативы лишь упорядочит отношения;
- доходы от реализации предприятий и бизнеса, ранее принадлежащих собственникам, проявившим враждебность к государству;
- поступление средств, причитающихся в виде дивидендов за прошедший год акционерам различных форм бизнеса с участием Российской Федерации;
- доходы от проведения специализированных лотерей, посвящённых отдельным событиям, связанным с проведением СВО;
- часть от доходов, полученных устроителями концертной, театральной, выставочной и другой творческой деятельности;
- благотворительные платежи от юридических и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации и находящихся за пределами страны;
- платежи от стран-участниц ОДКБ и др.
В любом случае не стоит «стесняться» и медлить с принятием решения о создании Фонда, опасаясь очередных санкций. Все, что могло случиться - уже случилось, и нам нужно не бояться, не оглядываться, а делать то, что необходимо для победы, оперативно оказывая поддержку защитникам Отечества со своей стороны, если у государства почему-то не всегда оперативно доходят руки. И если приобретённый на средства Фонда обороны, то есть на народные средства, бронежилет сбережёт хоть одну жизнь - это уже не мало.