Заветам фон Брауна верны: США не отказываются от размещения ядерного оружия в космосе
Выше, быстрее, опаснее
Нельзя исключать, что спецоперация на Украине может быть использована США как предлог для реализации своих военных планов в космосе. По крайней мере американцы и их союзники в течение пятнадцати лет отказываются вести разговор о каких-либо юридически обязывающих соглашениях по предотвращению гонки вооружений в околоземном пространстве.
«Они изначально не планировали брать на себя какие-либо обязательства, которые ограничивали бы их военно-космические планы. Мы вполне можем предполагать, что такие планы предусматривают и возможность размещения оружия в космосе...». Об этом на обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) заявил замглавы российской делегации Андрей Белоусов.
А ещё в конце июня транспортное командование Пентагона официально объявило о начале сотрудничества с космической корпорацией Илона Маска - SpaceX, которое предусматривает быструю доставку военных грузов в космос и обратно на Землю. В Вашингтоне рассчитывают, что выводимая на орбиту масса полезного груза будет соответствовать возможностям военно-транспортного самолёта С-17, максимальная нагрузка которого составляет 77,5 т.
Отметим, что эти планы - продолжение процесса, который анонсировала Америка ещё несколько лет назад. В конце 2018 года тогдашний заместитель министра обороны Патрик Шенахан заявил, что новое военное Агентство космического развития призвано координировать работу всех американских сил и средств, задействованных в военно-космическом строительстве. А чуть ранее сам Майкл Пенс, в те времена вице-президент, в откровениях газете Washington Post сообщил, что допускает в обозримой перспективе размещение американского ядерного оружия в космосе.
Как в таком случае быть с Договором о космосе от 1967 года, который запрещает развёртывать ядерное оружие в околоземном пространстве и на Луне? Да, собственно, - никак. Денонсируют Договор, и всё. Согласно информации авторитетного мирового информационно-аналитического портала Business Insider, американский вице-президент по этому поводу особенно не переживал: «Я думаю, что нам нужно сделать всё, чтобы обеспечить защиту граждан США. Президент поддерживает принцип, согласно которому мира не может быть без силы». Пенс особо подчеркнул, что Договор не запрещает милитаризацию космоса в принципе и оставляет его участникам возможности для «осуществления своих интересов в области безопасности». Кстати: а так ли уж нова идея использовать ядерную силу в космосе?
«Глобальная ракета» Никиты Хрущёва
Как только, используя принцип деления ядер, удалось высвободить несметную энергию, а Оппенгеймер и Курчатов заключили её в «Толстяки», «Малыши» и прочие соответствующие изделия, возникла идея развернуть ядерное оружие на орбите Земли.
В конце 1940-х - начале 1950-х годов немцы, которые и генерировали в то время американскую военно-космическую мысль, предлагали в качестве базирования ядерных зарядов космос. В 1948 году, подзабыв военный кошмар и отъевшись на заокеанских харчах, правая рука Вернера фон Брауна - руководитель немецкого ракетного центра в Пенемюнде Вальтер Дорнбергер, возможно, первым предложил разместить атомные бомбы на околоземной орбите. С той поры для бомбардировки из космоса не существует «закрытых» территорий, а такое оружие представляется эффективным средством устрашения.
А уже в сентябре 1952 года, в самый пик корейской войны, фон Браун предложил проект орбитальных станций, которые помимо ведения разведки могли бы стать стартовыми площадками для ракет с ядерными боеголовками.
Однако прижимистые американцы быстро смекнули, во что им обойдётся строительство орбитальных комплексов. Кроме того, точность орбитальных бомб оставляла желать лучшего, так как в то время не удавалось разработать должную систему ориентации, необходимую для точного определения положения оружия относительно цели. И начисто отсутствовала технология маневрирования боеголовок на конечном - атмосферном участке. Поэтому в середине прошлого века США отдали предпочтение МБР и БРПЛ.
Другое дело - СССР. «Мы можем запускать ракеты не только через Северный полюс, но и в противоположном направлении тоже», - объявил на весь мир в марте 1962 года лидер Советского Союза Никита Хрущёв. Это означало, что теперь боеголовки могут лететь к США не по кратчайшей баллистической траектории, а выйдут на орбиту, совершат полуоборот вокруг Земли и появятся действительно там, откуда их не ждали.
Товарищ Хрущёв, конечно же, фантазировал в свойственной ему манере, но не до конца. Над проектом ракеты ГР-1 (глобальной ракеты) конструкторское бюро Сергея Королёва начало работать с 1961 года. Сорокаметровая трёхступенчатая ракета оснащалась ядерной боеголовкой массой 1500 кг. Причём именно третья ступень и помогала вывести её на орбиту. При этом дальность стрельбы такой ракеты, само собой, ограничений уже не имела.
Сначала 9 мая, а потом на ноябрьском параде 1965 года по Красной площади провезли внушительные ракеты - это и были новые ГР-1. «Перед трибунами проходят гигантские ракеты, боевые заряды орбитальных ракет способны наносить внезапные удары по агрессору на первом или любом другом витке вокруг Земли», - вещал московский диктор.
Американцы тут же потребовали объяснений, поскольку ещё 17 октября 1963 года Генассамблея ООН приняла резолюцию №18884, которая призвала все страны воздержаться о выведения на орбиту или размещения в космосе ядерных вооружений. На что советский МИД дал ответ: резолюция запрещает применение подобного оружия, но не его разработку.
Однако макеты ракет, которые провезли по Красной площади, остались макетами - королёвскому КБ так и не удалось создать боевую ГР. Но в резерве оставался альтернативный проект частично орбитальной бомбардировки КБ Михаила Янгеля на основе МБР Р-36 (проект «Р-36 орб»). Это было уже действительно орбитальное ядерное оружие: двухступенчатая ракета длиной 33 м оснащалась головной частью с приборным отсеком систем ориентации и торможения боеголовки. Тротиловый эквивалент ядерного заряда составлял 20 мегатонн! «Р-36 орб» в составе 18 ракет шахтного базирования была принята на вооружение 19 ноября 1968 года и дислоцировалась в специальном позиционном районе на Байконуре.
По 1971 год включительно эти ракеты несколько раз отстреливались по планам боевой подготовки. Причём одна все-таки «достала» США. В конце декабря 1969 года при очередном запуске на орбиту вышла макетная боевая часть, получившая традиционно мирное обозначение - спутник «Космос-316». Этот самый «космос» почему-то не был подорван на орбите, как его предшественники, а под действием силы притяжения вошёл в атмосферу, частично разрушился, а частично просыпался обломками на американскую территорию.
В рамках договора ОСВ-2, заключенного в 1979 году, СССР и США договорились о том, что на испытательных полигонах не будут размещать боевые ракеты. И к лету 1984 года все ракеты Р-36 орб. были сняты с боевого дежурства, а шахты взорваны.
Но процесс уже пошёл. Разрабатывая с конца 1970-х годов новую МБР МХ «Пискипер», американцы никак не могли определиться со способом базирования для этих ракет. Командование ВВС США, возможно, справедливо полагало, что для фантастической в то время ударной мощи советских ядерных сил наземного базирования не составит труда при первом же ударе уничтожить большую часть позиционных районов американских МБР. Поэтому предлагались весьма экзотические способы базирования. Например, поставить ракеты под водой на якорь вблизи родных берегов. Потом возникла идея выводить головные части ракет, в случае возникновения кризисных ситуаций, на «орбиту ожидания», откуда при неблагоприятном развитии событий производить перенацеливание боеголовок на наземные объекты.
Цель оправдывает средства
Сегодня никто не сомневается, что оборонные доктрины ведущих государств являются военно-космическими. Вот и американская концепция быстрого глобального удара, помимо всего прочего, предусматривает широкое развёртывание космических платформ запуска средств поражения. Не говоря уже о принципиальном наращивании спутниковой группировки обеспечения. А для отражения возможного контрудара форсируется комплексная программа ПРО.
Военно-политическое руководство Соединённых Штатов твёрдо стоит на пути развёртывания комплексной орбитальной системы боевого управления связи и разведки. С этой целью планируется разработать масштабную программу доставки на околоземное пространство грузов (поистине в гигантских объёмах) для развёртывания космических комплексов военного назначения. При этом военное освоение американцами «больших высот» каждый раз приводит к беспрецедентно высокому оборонному бюджету. Но затраты уже не сдерживают амбиции.