Украина под куполом ПВО
© flickr.com/mcaa_hq
С середины 80-х годов прошлого века известно: человек со «Стингером» - это серьёзно.

Украина под куполом ПВО

Украинские ПВО ещё существуют и представляют некоторую опасность для ВКС России по причине их высокой боевой устойчивости, вложенной в них советскими конструкторами
16 ноября 2022, 14:00
Реклама
Украина под куполом ПВО
© flickr.com/mcaa_hq
С середины 80-х годов прошлого века известно: человек со «Стингером» - это серьёзно.
Читайте нас на: 

Переход российских Вооружённых сил в СВО к нанесению массированных ударов по энергосистеме Украины ещё раз демонстрирует роль ПВО в современной войне. ВСУ сегодня не в состоянии надёжно прикрыть свои даже критически важные военные и государственные объекты, не говоря уже об объектах военной инфраструктуры и иных объектах двойного назначения.

Дело в том, что изначально мощная система ПВО Украины, построенная как совокупность части ПВО СССР и войсковой ПВО частей СВ, ВМС и ВВС, оставшейся Украине после развала Советского Союза, была укреплена широкой ремонтной и производственной базой систем ПВО, расположенной в Незалежной. Однако по причине невозможности поддерживать боеготовность старых советских образцов и создания новых отечественных систем ПВО Украины сторнировало. Многие рабочие образцы были проданы за границу и поставлены в Грузию в 2008 году.

Зенитно-ракетный комплекс С-300.
© flickr.com/ukrainetrustedsources
Зенитно-ракетный комплекс С-300.

К началу СВО остатки большого наследства уже не имели зонального прикрытия всей территории Украины, а в радиолокационном поле радиотехнических войск зияли большие дыры.

Кстати

Сплошное радиолокационное поле Украина потеряла сразу же после того, как РФ разорвала с ней договор по содержанию объединённой системы ПВО СНГ в 2009 году. Это произошло по причине повышения арендной платы за использование РЛС на территории Украины, а также по причине недостоверной информации поставляемой украинской стороной России под воздействием западного влияния.

Таким образом, к началу СВО ВСУ уже обладали в основном войсковой ПВО объектового прикрытия. Зональное прикрытие объектов сохранялось только в Киевском районе ПВО, прикрывающем военные и государственные объекты за счёт размещения там 96-й зенитно-ракетной бригады ВВС Украины, вооружённой ЗРК С-300 разных модификаций и АСУ «Байкал». На других направлениях объектовое прикрытие военных и государственных объектов строилось отдельными дивизионами С-300 и Бук-М1, прикрытие войск осуществлялось в основном войсковым ПВО бригадного звена «Оса-АКМ», «Стрела-10» и средствами ПВО переднего края, такими как ЗРПК «Тунгуска», «Шилка» и ПЗРК различных модификаций советского производства типа «Стрела 2м (3)», «Игла».

С началом СВО российским войскам удалось уничтожить все дежурные РЛС наблюдения ВСУ, большую часть станций сопровождения и наведения для С-300, а также пунктов управления ПВО, чем сильно снизили боевые возможности оставшихся ЗРК. Эти события заставили командование ВСУ перейти к применению своих оставшихся средств ПВО из засад на главных направлениях налётов самолётов российских ВВС и ракет. При этом линейка целей для украинского ПВО выросла в разы и к основным задачам борьбы с самолётами, вертолётами, баллистическими и крылатыми ракетами прибавились гиперзвуковые ракеты, БПЛА и барражирующие боеприпасы, к противоборству с которыми ПВО ВСУ оказалось не готовым. Обобщая материалы из разных открытых источников (в том числе иностранных) можно предположить (достоверные сведения засекречены с обеих сторон), что украинские ПВО показали очень низкую эффективность.

Самоходный армейский зенитно-ракетный комплекс 9К33 «Оса» в Харькове.
© flickr.com/50564690@N08
Самоходный армейский зенитно-ракетный комплекс 9К33 «Оса» в Харькове.

Самым результативным средством ПВО в СВО по самолётам, вертолётам и крылатым ракетам оказалось ПЗРК, на их счету около 70% всех сбитых наших летательных аппаратов этого типа. По БПЛА типа «Орлан-10» наибольшую эффективность показали «Осы» и «Буки» противника. А по ОТР «Искандер» и «Кинжал» вообще нет данных об их поражении. Бесполезными ПВО ВСУ остаются и в борьбе с барражирующими боеприпасами типа «Герань-2», «Куб», «Ланцет».

Исходя из этого, можно уверенно сказать, что украинские ПВО ещё существуют и представляют некоторую опасность для ВКС России по причине их высокой боевой устойчивости, вложенной в них советскими конструкторами. Однако невосполнимый расход боеприпасов и физическое уничтожение систем ПВО нашими войсками ведёт к их замене западными образцами. В связи с этим потребность в ПВО ВСУ растёт и, скажу больше, эта потребность выражается не в отдельных системах ПВО, поставляемых Западом, но в восстановлении многоуровневой и глубокоэшелонированной системы ПВО с интегрированными в неё частями радиотехнических войск (РТВ).

Справка

На территорию Украины уже поставлены два норвежских ЗРК среднего радиуса действия NASAMS. Всего планируется поставка восьми зенитно-ракетных батарей (два дивизиона). Подготовлено 100 специалистов ВСУ для управления этими ЗРК. Также поставлено четыре ЗРК IRIS T slm среднего радиуса действия и четыре ЗРК IRIS T sls ближнего действия. Несколько установок ЗСУ «Гепард» и около тысячи ПЗРК. Ожидается поставка устаревших ЗРК «Усовершенствованный ХОК». Количество пока не разглашается, но предполагается, что пока речь идёт о трёх дивизионах, хотя в США на хранении их может быть достаточно, чтобы вооружить 60 зенитно-ракетных батарей. Эти средства ПВО поставляются пока без каких-либо АСУ и станций РТВ, что делает возможным их применение только децентрализованно, не меняя в целом баланса сил на ТВД.

Комплексы NASAMS уже работают на территории Украины.
© flickr.com/p760
Комплексы NASAMS уже работают на территории Украины.

Для того, чтобы понять, сколько необходимо иметь Украине средств ПВО, можно обратиться к опыту СССР, который очень ответственно строил свою систему ПВО на территории УССР. На момент развала СССР, к 1991 году, на территории Украины дислоцировалось три военных округа: Киевский, Одесский, большая часть Прикарпатского военного округа. Небо над советской Украиной прикрывали 150 зенитно-ракетных дивизионов дальнего действия и средней дальности (без учёта средств ПВО Черноморского флота), создав вместе с РТВ сплошную зональную систему разведки воздушного противника и прикрытия от него. Дополнительно к системе ПВО страны добавлялась войсковая ПВО соединений и частей Сухопутных войск, ВДВ и флота, дислоцированных на территории трёх военных округов. В том числе системы ЗРК «Тор» - 24 ед., «Оса-АКМ» - 150 ед., «Стрела-10» - 160 ед., ЗПРК «Тунгуска» - более 100 ед., ЗCУ «Шилка» около 250 ед., несколько тысяч ПЗРК «Стрела-2,2м,3» и «Игла». Однако необходимо помнить, что ПВО работает в тесной связке с ВВС и без использования боевой авиации все потуги ПВО по завоеванию и удержанию превосходства в воздухе превращаются в пыль.

Таким образом, для успешного завоевания и надёжного удержания превосходства в воздухе Украины им необходимо иметь ВВС, а также насытить ВСУ (с учётом эффективности современных средств ПВО) не менее ста ЗРДН С-300, «Пэтриот», «Усовершенствованный Хок» и им подобных, при этом необходимо полностью восстановить войсковое ПВО за счёт старых советских зенитных образцов и дополнительной поставки ПЗРК «Стингер», ЗРК «Айвенджер», «Чапарелл», ADATS, ЗCУ «Вулкан», «Гепард» и многих других уже забытых и не очень образцов ПВО по штатному количеству средств войскового ПВО соединений и частей ВСУ. Где в каждой бригаде необходимо иметь не менее одного смешанного зенитного ракетно-артиллерийского дивизиона, а в оперативно-тактическом командовании - зенитно-ракетного полка. По этой причине можно заключить, что страны Запада насыщают ВСУ совершенно недостаточным количеством средств ПВО, не более чем на 5% от потребного.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама