Советские танкисты на трофейном Pz.Kpfw.III.

На трофейном танке - почти до Берлина

Немецкая бронетехника считалась неплохой добычей в бою - за комфортабельность и техническую оснащённость. В остальном советские танки остались непревзойдёнными
07 мая 2022, 09:30
Реклама
На трофейном танке - почти до Берлина
© waralbum.ru
Советские танкисты на трофейном Pz.Kpfw.III.
Читайте нас на: 

На четвёртом месяце войны, 28 сентября 1941 года, в части действующей армии поступила памятка бойцу РККА об использовании трофейных танков и другой бронетехники. Имелся на этот счёт и ещё один «руководящий» документ, датированный 1939 годом, в котором, надо отметить, достаточно объективно излагались достоинства среднего немецкого танка Т-III. Вот и получается, что с боевой техникой врага бойцы и командиры Красной Армии были хорошо знакомы задолго до первых залпов Великой Отечественной войны.

Стратегический товарообмен

19 августа 1939 года было подписано торгово-кредитное соглашение между Германией и СССР, из которого каждая сторона извлекала свою несомненную пользу. Например, Германия должна была предоставить СССР кредит в размере 200 миллионов германских марок, а СССР Германии - поставить товары примерно на такую же сумму. В первую очередь Берлин интересовали древесина, хлопок, кормовое зерно, нефть, фосфаты, платина, меха, бензин, а также другие товары, обладающие возможностью конвертации в золото.

При этом СССР получил из Германии сотни видов новейших образцов военной техники и промышленных изделий - 35 образцов самолётов («Дорнье-215», «Мессершмитт-109Е», «Мессершмитт-110», «Юнкерс-88», «Хейнкель-100» и другие), винты и поршневые кольца для авиамоторов, высотомеры, самописцы скорости, системы кислородного обеспечения, сдвоенные аэрофотокамеры, некоторые образцы военно-морской техники, комплекты тяжёлых полевых гаубиц калибра 211 мм, батарею 105-мм зенитных пушек с боекомплектом, новейшие противотанковые орудия, приборы для управления огнём, дальномеры, прожекторы, 20 прессов для отжима гильз и т.д.

Тогда же в СССР поступил и образец среднего танка Pz.Kpfw.III (в отечественной исторической литературе - Т-III).

Танк Т-III (Pz.Kpfw.III) серийно выпускался с 1938 года и стоял на вооружении не только вермахта, но и союзников Германии.
© waralbum.ru
Танк Т-III (Pz.Kpfw.III) серийно выпускался с 1938 года и стоял на вооружении не только вермахта, но и союзников Германии.

Образцы новейшего немецкого вооружения, закупленные в 1940-1941 годах, позволили оценить их возможности, а ряд технических решений, применённых немецкими конструкторами, был использован советскими инженерами. Немалую роль в развитии советской промышленности, включая оборонную, сыграли закупки в Германии станков и другого заводского оборудования.

В 1939 году накануне польской кампании в Германию выехала торговая делегация во главе с первым заместителем наркома оборонной промышленности СССР Иваном Тевосяном, в которую вошли инженеры разных специальностей. В их задачу входило знакомство с немецкой авиационной и бронетанковой техникой и выбор наиболее интересных образцов для закупки.

В частности, советскую сторону интересовал танк Т-IV, по сведениям ГРУ, уже появившийся в частях вермахта. Однако немцы заявили, будто Т-IV существует только «в набросках на чертёжной доске». Поэтому ничего другого не оставалось, как купить Т-III (Pz.Kpfw.III), который серийно выпускался с 1938 года и стоял на вооружении не только вермахта, но и союзников Германии. На первых порах Т-III вооружался 37-мм орудиями, затем 50-мм и значительно позже - 75-мм.

И хотя Т-III показали делегации Тевосяна только с личного разрешения Гитлера, а продали всего лишь образец (в одном экземпляре), вскоре у СССР было уже два Т-III. Ещё один, правда, повреждённый был обнаружен красноармейцами во время польского похода и в тайне от немцев вывезен в СССР.

В Научно-исследовательском институте бронетанковой техники (НИИБТ) обе немецкие машины подвергли тщательному изучению, включая обстрел из 45-мм противотанковой пушки. Причём результаты испытаний произвели большое впечатление на советское военное руководство - по уровню подвижности, защищённости и удобству работы экипажа Т-III был признан лучшим иностранным танком в своём классе и по многим параметрам превосходил советский Т-26. С учётом информации, полученной при изучении немецкого танка, было дано задание доработать проект нового лёгкого танка для РККА.

Часто трофейные Pz.Kpfw.III использовались как штабные - подкупали комфортные условия работы экипажа.
© waralbum.ru
Часто трофейные Pz.Kpfw.III использовались как штабные - подкупали комфортные условия работы экипажа.

Боевое применение

В НИИБТ не только выявили слабые места немецкой машины и её преимущества в сравнении с отечественными танками, но и получили достаточный опыт эксплуатации Т-III, который пригодился впоследствии, когда в боях красноармейцы стали захватывать исправные или поддающиеся ремонту Pz.Kpfw.III. Именно тогда появилась та самая «Памятка бойцу РККА», а позже, когда в Красной Армии начали создаваться роты и батальоны, вооружённые немецкими «тройками», Воениздат выпустил «Руководство службы по использованию трофейного танка Т-III».

Особенно часто эти машины использовались как штабные - подкупали комфортные условия работы экипажа, качественная оптика и радиостанция. Но если в 1941-1942 годах вооружение Т-III позволяло бороться с любым типом бронетехники, стоявшей на вооружении вермахта, то с 1943 года 37-мм и 50-мм орудия уже не справлялись с бронёй модернизированных немецких танков, к тому же ощущалась нехватка трофейных боеприпасов. Поэтому Т-III стали переоборудовать в самоходные артиллерийские установки Су-76и, вооружённые 76-мм пушкой.

Всего в СССР изготовили не менее 100-130 таких самоходок, но к концу 1943 года из-за боевых потерь, технических поломок и отсутствия запасных частей трофейные «тройки» и созданные на их основе Су-76и стали «уходить» из фронтовых подразделений. Немаловажную роль здесь сыграла ещё и высокая немецкая технологичность - танки были трудно ремонтируемыми.

Кстати, 4 апреля 1944 года на станции Раздельная Одесской области трофеем 3-го Украинского фронта стал эшелон с 25 танками Pz.Kpfw.III, но к этому времени у Красной Армии своих танков было с избытком.

Pz.Kpfw.III стали переоборудовать в самоходные артиллерийские установки Су-76и, вооружённые 76-мм пушкой.
© waralbum.ru
Pz.Kpfw.III стали переоборудовать в самоходные артиллерийские установки Су-76и, вооружённые 76-мм пушкой.

Сравнительный анализ

Впрочем, боевое использование трофейного Т-III и его советских «модификаций» - далеко не самое главное в этой танковой саге. Есть и более существенные моменты. Например, купленный Т-III после испытания на подмосковном полигоне оказался на танковом заводе в Харькове (Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна) именно в тот момент, когда заканчивалась сборка последних машин Т-34 установочной партии.

С корпуса и башни немецкой машины сразу же взяли пробы и отправили в заводскую лабораторию. Оказалось, что Т-III на семь тонн легче Т-34, а вот 37-мм пушка немецкого танка не шла ни в какое сравнение с 76-мм орудием «тридцатьчетвёрки».

Но это было первое «впечатление». Потом Т-III в буквальном смысле разобрали до болтика, до последней шестерёнки. Машина оказалась на редкость технологичной («нам не потянуть!») и на редкость трудно ремонтируемой, даже если из строя выйдет один из узлов («нам такой вариант не нужен!»). А когда «запчасти» Т-III опять сложили вместе, начались сравнительные испытания на заводском полигоне с уже подоспевшим Т-34, которому была уготована роль лучшего танка Второй мировой войны.

С одинаковых дистанций артиллеристы обстреляли сначала советский танк, а потом немецкие танки. В броне Т-34 появились лишь вмятины да «росчерки» рикошетов, а в броне Т-III - пробоины, причём сквозные. Затем заместитель главного заводского конструктора Александр Морозов инициировал стрельбу танка по танку.

Снаряды, выпущенные 76-мм пушкой, пробивали башню и корпус Т-III с расстояния 1500-2000 метров. Снаряды немецкой пушки поразили только некоторые участки бортовой брони Т-34, да и то с расстояния 500 метров. Советские специалисты наглядно убедились: германская броня хуже советской - не держит удар.

Тут самое время вспомнить 1939 год. Когда советские спецы, в основном это были инженеры с Ижорского завода, приехали на заводы Круппа, немецкие металлурги не стали скрывать пренебрежения. Дескать, покажем всё, ответим на любые вопросы, потому что этот вариант нашей брони создавался не одно десятилетие, у вас же времени уйдёт в три раза больше - мы тогда будем уже далеко впереди, а нынешняя технология станет интересна разве что историкам. Немцы даже образец броневой стали предоставили в качестве презента, полагая, что этот жест никак не навредит ни немецкой металлургии, ни танковым войскам. А ижорцы в душе ликовали, потому что видели: это немецкие металлурги безнадёжно отстают...

C декабря 1939 года серийный выпуск Т-IV увеличился, он постоянно модернизировался и стал самым массовым немецким танком.
© waralbum.ru
C декабря 1939 года серийный выпуск Т-IV увеличился, он постоянно модернизировался и стал самым массовым немецким танком.

В нападении на Польшу командование вермахта использовало 2800 бронированных машин, в основном танки Т-I и Т-II. В их числе 98 Т-III и 211 более совершенных и мощных Т-IV (Pz.Kpfw.IV), боевыми характеристиками которых немецкое руководство осталось довольно.

Поэтому Т-IV наряду с танком Т-III был утверждён в качестве основного. А с декабря 1939 года серийный выпуск Т-IV увеличился, он постоянно модернизировался и стал самым массовым немецким танком. До поражения в Германии было выпущено более 8500 машин.

Охота на Т-34

Когда танковые группы вермахта уже сосредоточились в Польше для нападения на Советский Союз, окружение убедило Гитлера всё-таки показать советским танкостроителям Т-IV. Дескать, всё равно ничего предпринять уже не успеют. Гитлер согласился, поскольку такая «открытость» работала на дезинформацию о том, будто Германия не собирается нападать на СССР. Так, в очередной раз оказавшись на немецких танковых заводах, советские специалисты убедились: Т-IV при всех его достоинствах более слабая машина, чем советские Т-34 или КВ-1.

Уже после Второй мировой войны, «отец германских танковых войск» Гейнц Гудериан написал об этом визите советских инженеров в своих «Воспоминаниях солдата»: «Русские, осматривая наш новый танк Т-IV, не хотели верить, что это и есть наша самая тяжёлая боевая машина. Они неоднократно заявляли, что мы скрываем от них наши новейшие конструкции, которые Гитлер обещал им показать. Настойчивость комиссии была столь велика, что наши фабриканты и офицеры управления вооружений сделали вывод: кажется, сами русские уже обладают более тяжёлыми и совершенными типами танков, чем мы».

С первых дней войны с Советским Союзом немцы получили наглядную возможность убедиться, что русские танки с лёгкостью пробивают броню немецких, к тому же были они намного манёвреннее. В назидание был казнён военный атташе при посольстве Германии в Москве - за то, что «мало знал». И уж потом в группы армий поступит приказ захватить новую русскую машину.

Захваченный под Москвой Т-34.
© waralbum.ru
Захваченный под Москвой Т-34.

В ноябре 1941 года, в самый разгар Московской битвы, генерал Гудериан сообщил в Берлин: новейший русский танк добыт. Немецкие конструкторы и промышленники принялись изучать советскую «тридцатьчетвёрку» непосредственно у стен советской столицы и пришли к выводу, что скопировать её они не могут - не было такого дизельного мотора, да и немецкая легированная сталь уступала советской. Что же касается КВ-1, то в первые месяцы войны немецким танкистам рекомендовали до лучших времён в бой с «Климом Ворошиловым» не вступать.

Но попытки создать совершенный танк немецкие конструкторы не оставляли всю войну. Первоначально ставка была сделана на модернизацию Т-IV, пока не стало понятно, что так Т-34 «достать» невозможно. В итоге Министерство вооружений и боеприпасов поручило фирмам «Даймлер-Бенц» и MAN выпустить принципиально новую боевую машину, превосходящую советский средний танк по вооружению и бронированию.

Эта работа привела к созданию в 1942 году танка Pz.Kpfw.V «Пантера», который стал самым добротным в гитлеровских панцерваффе. Но как бы там ни было, слава лучшего танка Второй мировой осталась за Т-З4, поскольку «Пантера» получилась более тяжёлой - почти 45 тонн против 28,5 тонны у Т-34. Не дотягивала «Пантера» до «тридцатьчетвёрки» также по скорости, по запасу хода по шоссе и бездорожью, а главное, - по простоте конструкции.

Фашистское руководство планировало выпускать до 600 машин в месяц, но на рекордный показатель в 400 штук - немцы вышли только летом 1944 года, когда исход войны был предрешён. Для сравнения: Т-34 уже в 1942-м выпускалось свыше 1000 единиц в месяц.

Т-34 уже в 1942-м выпускалось свыше 1000 единиц в месяц.
© waralbum.ru
Т-34 уже в 1942-м выпускалось свыше 1000 единиц в месяц.

Броня крепка...

Впрочем, главным достижением советских танкостроителей стала непревзойдённая броня. В этой связи историки называют Андрея Сергеевича Завьялова - основателя и первого директора ЦНИИ металлургии и брони (1938-1958 гг.). Под его руководством институт разработал и внедрил технологию производства цельнолитых танковых башен, сменивших сварные башни, что сыграло исключительную роль в развитии танкостроения и в организации массового производства танков КВ и Т-34 во время Великой Отечественной войны.

Коллеги Завьялова по Ижорскому заводу с началом войны отправились в Кузнецк, в Нижний Тагил, на заводы других городов Урала и Сибири, где передавали местным металлургам знания и опыт, как варить, прокатывать и закаливать броню. Одна Магнитка выплавила броню для каждого второго танка.

Впрочем, Т-34 - это не только броня, это выдающаяся конструкция (Михаил Ильич Кошкин), превосходный дизельный двигатель В-2 (Константин Фёдорович Челпан, Тимофей Петрович Чупахин), это мощные 76-мм пушки Ф-34, ЗИС-5, 85-мм орудия Д-5Т, С-53 (Фёдор Фёдорович Петров, Василий Гаврилович Грабин), это простота и практичность в производстве. А ещё - талант советских инженеров, рабочих и конструкторов, имена которых долгое время были засекречены и стали известны годы спустя.

Но это благодаря им у СССР появился танк, без которого выиграть войну было бы сложно.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама