«Гефест» и «Афалина» уверенность в военных моряков вселяют
Как известно, железо имеет отрицательную плавучесть. И только старанием и профессионализмом моряков сделанные из него корабли и суда приобретают замечательные мореходные качества. Но морские просторы бывают очень суровы к своим покорителям, обрушиваясь на них всем коварством своей стихии. А военным морякам при этом добавляется ещё и беспощадная стихия боя, где выживание экипажа и живучесть корабля становятся в очевидную круговую зависимость. И наука противостоять подобным суровым испытаниям для военного моряка начинается на берегу. Не случайно боевой подготовке экипажей кораблей в море предшествует тщательная учёба на береговых тренировочных объектах. Ведь в реальной аварийной ситуации учиться уже будет поздно. Поэтому сегодня во многих корабельных соединениях работают современные учебно-тренировочные комплексы, на которых отрабатываются все элементы взаимодействия и практической работы экипажей по прямому боевому предназначению, в том числе и при возникновении аварийных и нештатных ситуаций.
Огонь, вода и стальные трубы
Новейший специализированный учебно-тренировочный комплекс (УТК) «Гефест», не так давно полученный Новороссийской военно-морской базой, за время его применения в боевой учёбе корабельных экипажей показал вполне наглядные результаты развития практических навыков моряков. А предназначен этот суперсовременный тренажёр для отработки действий экипажей надводных кораблей, судов и подводных лодок при возникновении аварийных ситуаций.
Корреспонденту «Звезды» довелось побывать в разгар учебного дня на УТК «Гефест» и наглядно убедиться в реальности создаваемых в тренажёрном формате аварийных ситуаций.
Для начала моряки малого противолодочного корабля «Касимов» детально отрабатывали теоретические и предварительные практические элементы одновременно на нескольких учебных точках. В учебном классе на компьютеризированном рабочем месте с использованием специального программного обеспечения они изучали теоретические основы борьбы за живучесть, по наглядным пособиям освежили в памяти состав комплекта штатного аварийного оборудования, а также повторили требования подробных инструкций по вариантам применения основных видов аварийных корабельных пластырей - кольчужного, облегчённого, шпигованного и деревянного жёсткого.
На тренировочной площадке УТК моряки в составе сформированных корабельных аварийных партий поочерёдно отрабатывали на одной из учебных точек навыки огнеборства - локализовали и тушили пожар в отсеках корабля, а на другой тренинговой площадке они учились противостоять пагубной морской стихии - заделывали пробоины в корпусе и устраняли поступление в отсек «забортной» воды.
Надо заметить, что действовать морякам приходилось в ограниченном пространстве, среди хитросплетений трубопроводов и нагромождения оборудования, поскольку эти практические тренажёры сконструированы в виде помещений, которые имитируют различные внутренние корабельные отсеки с детальной имитацией самых разных аварийных ситуаций. В данном случае, по условиям тренировочной задачи корабль получил повреждение в бою, и показателем натренированности становилось время заделки пробоин и уровень заполнения отсека водой.
Есть такая партия - аварийная
Аварийные партии оттачивают свои практические навыки в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке, с фактическим поступлением «забортной» по-зимнему холодной воды. Но по всему было видно, что противолодочникам аварийной партии с «Касимова» под командованием старшины трюмно-котельной команды старшего мичмана Артёма Егорова в ходе тренировки по установке специальных пластырей и распорок замерзать не приходилось - высокая динамика занятий и полное напряжение сил не позволяли. Настрой при этом чувствовался боевой - скорость выполнения нормативов по спасению корабля говорила сама за себя. Руководители занятий на каждой учебной точке особое внимание уделяли слаженности действий моряков в различных условиях и постоянно усложняли ситуацию новыми вводными, которые в полной мере отображали реальные возможности развития аварийной ситуации на корабле.
В море, случись что, пожарных не вызовешь, да и спасатели быстро не примчатся. Поэтому при выполнении учебной задачи по тушению пожара расчёты аварийных партий с полной отдачей тренировались в герметизации горящего отсека, отрабатывали навыки предотвращения распространения огня и учились ликвидировать очаги возгорания в минимально короткие сроки.
При этом им приходилось действовать всё в тех же стеснённых условиях разных корабельных отсеков и применять различные методы огнеборства, которые используются, когда огонь расползается по переборкам, трубопроводам и кабельным линиям. Вариантность тренажёрных занятий обеспечивают пять учебных отсеков, имитирующих разные корабельные помещения: каюту, камбуз, машинное отделение, открытую палубу. Именно через каждый из них и прошли моряки аварийных партий МПК «Касимов».
Тренажёрные инновации
- «Гефест» - это по-своему уникальная тренировочная площадка, - пояснил «Звезде» командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Виктор Кочемазов. - Работа современного УТК полностью автоматизирована и позволяет отрабатывать учебные задания аварийными партиями численностью до 10 человек на каждом рабочем месте, в том числе с имитационным звуковым сопровождением обстановки и видеофиксацией действий обучаемых.
На тренажёре есть цистерна запаса воды, большая ёмкость сбора льяльных вод, боевая и учебная системы пожаротушения, система приточно-вытяжной вентиляции. Всё это позволяет моделировать множество аварийных ситуаций с полным соблюдением мер безопасности.
Таким образом, этот современнейший УТК становится инновационным инструментом морально-психологической подготовки корабельных экипажей. Вместе в практическими навыками на нём моряки получают хорошую закалку духа, которая помогает достойно справляться с внезапно возникшими чрезвычайными ситуациями на борту судна или корабля, а значит, учит быть готовыми встретить любую беду во всеоружии.
А ещё, как отметил начальник базового учебно-тренировочного комплекса капитан 3 ранга Сергей Игнатенко, в комплектацию «Гефеста» входит тренажёр «Дымовой лабиринт», представляющий собой отсек, заполняемый неудушливым дымом. Отсек оборудован судовыми дверями, крышками, люками, наклонными и вертикальными трапами, а также подвижными переборками, позволяющими менять маршрут движения обучаемых. Ещё один тренажёр - «Пенный отсек» - позволяет проводить тренировки по передвижению без дыхательного аппарата через помещение, заполненное высокократной пеной. Учебный компьютерный класс обеспечивает теоретическую подготовку и проверку знаний с использованием специального программного обеспечения перед проведением практических занятий. При этом учебно-тренировочный комплекс «Гефест» позволяет проводить подготовку специалистов по борьбе за живучесть кораблей и судов в соответствии с требованиями регламентирующих российских и международных документов.
Учебные глубины «Афалины»
В штабе Новороссийской военно-морской базы бытует мнение, что ещё до выхода в море экипаж корабля или подводной лодки должен быть всесторонне подготовлен на берегу как единый организм, способный действовать в любых условиях обстановки - в темноте, при повреждениях, аварийных ситуациях, потерях личного состава и прочих проявлениях стихии боя. Для этой цели во флотском объединении активно используют и учебно-тренировочный комплекс, так сказать, водно-глубинной направленности.
Учебно-тренажёрный комплекс спасательной и легководолазной подготовки, для краткости иногда называемый УТК-СЛВП, органично вписался в практику подготовки моряков к действиям под водой. Этот масштабный тренажёр с красивым дельфиньим именем «Афалина» широко используется для теоретической и практической подготовки специалистов к выполнению водолазных и спасательных работ в условиях, приближенных к реальным. Его оборудование гарантирует в базовых условиях получение устойчивых навыков проведения подводных работ в различных видах водолазного снаряжения.
На «Афалине» постоянно проходят занятия по подготовке и переподготовке водолазов и спасательных подразделений, кораблей и судов, специальных служб. В составе оборудования комплекса предусмотрена и барокамера, которая может быть при необходимости использована при выполнении практических водолазных работ в причальной зоне и акватории военно-морской базы.
Бассейн «Афалины» размером 7×12 метров и глубиной 5 метров оснащён системой очистки воды и смотровыми окнами, что обеспечивает постоянный контроль за обучаемыми и создаёт зрительную доступность и наглядность при проведении показных занятий.
Подводный навык - он особый
Это весьма впечатляющее зрелище - когда с десяток боевых пловцов отряда противодействия диверсионным силам и средствам Новороссийской ВМБ под водой отрабатывают спарринги и групповой рукопашный бой. Нечто подобное можно видеть только в талантливо снятых фильмах о морских спецназовцах. Кстати, бассейн комплекса позволяет проводить подобные практические занятия и тренировки в зимнее время, когда возможности подготовки в морских условиях ограничены. Это же касается и тренировок по использованию индивидуальных и коллективных, типа надувных плотов, средств спасения.
Именно спасательные действия под водой довелось увидеть корреспонденту «Звезды» на другом занятии в УТК «Афалина». Группа водолазов-спасателей с современным оборудованием спустилась на пятиметровую глубину. Они отработали эвакуацию экипажа подводного корабля. Эта тренировка носила, можно сказать, двусторонний характер. В это же время моряки-подводники под командованием капитана 3 ранга Александра Никифорова отрабатывали действия по выходу из аварийной субмарины под водой. Они проходили в водолазном снаряжении через тренажёрный комплекс, который состоит из предкамеры, трубы торпедного аппарата, по которой подводнику надо проползти девять метров. Психологически очень сложный момент - выравнивание давления методом заполнения забортной водой торпедного аппарата. Всё это время за подводником наблюдает в иллюминатор инструктор, а через экран монитора - руководитель занятия. Обучающее значение имеет и обратная связь на тренажёре.
Другие подводники в это время под пристальным вниманием инструктора отрабатывают навыки по выходу через спасательный люк подводной лодки. Сначала моряк попадает во входной отсек, там его герметично закрывают, чтобы выровнять давление, и затем он поднимается вверх по затопленной шахте к люку. Потом следует выход подводника в воду и подъём из глубины методом свободного всплытия. На поверхности бассейна тоже идёт тренировка - подводники отрабатывают методы подъёма всплывших товарищей на борт надувного спасательного плота, их осмотр и оказание первой помощи.
- Этот тренажёрный комплекс закаляет психику подводников и даёт им устойчивую моторику действий в аварийной ситуации, - пояснил инструктор-водолаз старшина 1-й статьи Алексей Ходин. - При этом обеспечено максимально безопасное его применение. В большом бассейне и на множестве тренажёров подводники получают ни с чем не сравнимый практический опыт.
Объединить теорию и практику помогает компьютерный класс «Афалины», где обучаемые могут получить полную информацию по водолазному и спасательному оборудованию, методам их применения, условиям выполнения учебных упражнений и мерам безопасности, пройти контрольное тестирование по устойчивости полученных знаний с помощью специального программного компьютерного обеспечения.
О заметной роли УТК «Афалина» в повышении эффективности подготовки экипажей кораблей и подводных лодок на берегу высказался и опытный подводник контр-адмирал Виктор Кочемазов, подчеркнув, что занятия на этом современном тренажёрном комплексе, дают морякам прочные навыки по ведению работ в различных видах водолазного снаряжения и покиданию аварийного корабля с использованием индивидуальных и коллективных средств спасения. А специалисты аварийно-спасательной службы успешно отрабатывают практику снятия посторонних предметов с гребных винтов, заделки пробоин с наведением пластырей, подводной сварки металла и другие спасательные действия.
Надо заметить, что интенсивное использование в процессе базовой подготовки экипажей кораблей и подводных лодок современных УТК, моделирующих корабельные чрезвычайные ситуации, сказывается качеством несения флотской службы при выполнении задач новороссийскими моряками в ближней и дальней морских зонах.