«Звёздные войны» не за горами?

Орбитальные войны как предчувствие, или Клуб космических «самоубийц»

Нет никаких гарантий, что уже завтра военное противостояние не перекинется в околоземное пространство, а космос станет реальным, а не гипотетическим театром военных действий. Тем более что США не поддержали резолюцию ООН о неразмещении первыми оружия в космосе
14 ноября 2022, 06:34
Реклама
Орбитальные войны как предчувствие, или Клуб космических «самоубийц»
© Соцсети
«Звёздные войны» не за горами?
Читайте нас на: 

«Созвездие» Маска

Как только практика подтвердила возможность орбитальных полётов - первый искусственный спутник Земли в 1957-м и первый космонавт в 1961 году, - перед космонавтикой была поставлена военная задача: борьба с космическими аппаратами потенциального противника. И сегодня без орбитальных средств предупреждения, связи, разведки и целеуказаний ведение эффективных боевых действий уже невозможно.

Полномасштабный военный конфликт в центре Европы - наглядное тому подтверждение. Большой друг Пентагона и воюющей Украины, космическо- автомобильный новатор Илон Маск развернул беспрецедентное, даже по американским современным масштабам, космическое «созвездие» малых низкоорбитальных спутников системы Starlink, и сориентировал большое число таких аппаратов для обеспечения боевых возможностей украинской армии. Всего, согласно планам, Маск собирается «подвесить» в космосе порядка 42 тыс. спутников Starlink.

Илон Маск хочет стать королём космоса.
© globallookpress.com
Илон Маск хочет стать королём космоса.

Москва, причём на совершенно законных основаниях, дала понять, что в рамках СВО считает американские коммерческие спутники, такие как масковские аппараты, «законными целями». Речь идёт о задействовании США и их союзниками компонентов гражданской инфраструктуры в космосе, в том числе коммерческой, в вооружённых конфликтах, заявил, выступая в ООН, замдиректора департамента по контролю над вооружениями МИД РФ Константин Воронцов.

Представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби тотчас парировал: дескать, США ответят в случае ударов РФ по коммерческим спутникам. Он также заявил, будто бы есть общедоступные данные о том, что Россия стремится завладеть противоспутниковыми технологиями.

В принципе, ничего нового: упрек - ответ, атака - защита - и снова удар. Вывод однозначный: теперь все страны, обладающие средствами выведения на орбиту космических аппаратов, могут форсировать программы, направленные на защиту своих орбитальных средств, в том числе и на разработку противоспутникового оружия. Россия и США, естественно, в первых рядах.

Ничего нет, но всё есть

Пока что ни одна из стран не обладает развёрнутой системой противоспутниковых средств. В начале 1990-х годов по негласному соглашению все испытания по этим системам были приостановлены как в России, так и в Соединенных Штатах. Однако создание противоспутникового оружия не было ограничено ни одним из действующих договоров.

В этой связи весьма интересен американский доклад Центра стратегических и международных исследований, сделанный в мае 2020 года, в котором прямо сказано, что уже обозначены и описаны шесть видов космического оружия. Сразу оговоримся: Договор о космосе от 1967 года, который обязывает ратифицировавшие его страны не выводить в космос оружие и не проводить на околоземной орбите соответствующие испытания, всё ещё действует.

Сбить спутник можно различным оружием.
© Соцсети
Сбить спутник можно различным оружием.

Итак, первая группа космического оружия - это кинетические системы «земля-космос». Речь о физических объектах, запущенных с Земли, причём ударные средства могут иметь ядерные или неядерные боеголовки. Вторая группа - некинетические системы «земля-космос». Сюда входят средства РЭБ, средства на новых физических принципах (лазерное оружие), а также киберсредства. Такое оружие имеет наземное базирование. Согласно американским оценкам, подобными системами, помимо США, располагают Россия, Китай и Иран. К третьей группе относятся кинетические системы класса «космос-космос» на основе орбитальных аппаратов, блокирующих работу спутников противника или уничтожающих их. Четвёртая группа - некинетические системы «космос-космос» пока представляет собой некий фантастический проект, однако существует потенциальная возможность использовать, в частности, мощное микроволновое излучение, которое выведет из строя другие космические объекты. Примерно то же самое можно сказать о пятой группе - кинетических системах класса «космос-земля». Данных, во всяком случае, из открытых источников, о подобных системах оружия нет.

Между тем шестая группа - некинетические системы «космос-земля», не имеющая пока реального воплощения, представляет особый интерес, так как многие страны интенсивнее разрабатывают программы создания лазерного оружия, предназначенного для размещения в околоземном пространстве в качестве средств ПРО.

В ответ на «сосиски»

Несмотря на то, что ни одна страна пока не имеет развёрнутые противоспутниковые средства, программа уничтожения космических аппаратов потенциального противника имеет внушительную историю. Можно сказать, что два способа уничтожения спутников потенциального космического противника уже разработаны.

Миг-31 оказался идеальным носителем для противоспутниковых ракет.
© flickr.com/80591892@N02
Миг-31 оказался идеальным носителем для противоспутниковых ракет.

Первый предусматривает вывод ракетой-носителем на заданную орбиту спутника-перехватчика, который на втором или третьем витке сближается с целью и подрывается вместе с ней. Во втором случае кинетическая ракета-перехватчик выводится носителем в заданную точку и поражает цель, используя собственную активно-пассивную систему наведения. Отметим, что в качестве носителя наиболее перспективными оказались самолёты: у американцев - модернизированный истребитель F-15, а у СССР (теперь и у РФ) - модифицированный вариант истребителя МиГ-31 - МиГ-31Д.

Первые попытки уничтожить спутник ракетой, стартующей с самолёта, предпринимались американцами ещё осенью 1959 года. Известно, что 3 сентября с борта самолёта В-58 была запущена ракета, нацеленная на спутник «Дискаверер-5», правда пуск оказался аварийным. Однако уже 13 октября ракета «Балд Орион», стартовавшая с бомбардировщика В-47, прошла всего в 6,4 км от спутника «Эксплорер-6», что можно расценить как определённый успех.

После знаменитого заявления Никиты Хрущёва, на деле оказавшемся блефом, о том, что СССР не только штампует межконтинентальные баллистические ракеты, «как сосиски», но и располагает ядерным орбитальным оружием, американцы в спешном порядке в мае 1962 года приступили к реализации программы трёхступенчатых твёрдотопливных противоракет «Найк Зевс». А кубинский ракетный кризис, случившийся в октябре того же года, подвиг Вашингтон на противоспутниковую программу, основу которой составил перехватчик «Тор» - весьма слабенький, но теоретически способный поразить спутник, находящийся на расстоянии примерно в 130 км от места старта по высоте и в 2800 км по курсу.

Тем не менее в ходе предвыборной кампании в сентябре 1964 года президент Линдон Джонсон сообщил о существовании в США обеих противоспутниковых систем. Хотя по-настоящему боеспособную систему спутникового перехвата, получившую название ASAT, американцы развернули только в середине 1980-х годов на базе кинетического перехватчика и самолёта-носителя - запущенная во время отработочного запуска ракета прямым попаданием уничтожила спутник-мишень «Солуинд», высота орбиты которого составляла 450 км.

Противоспутниковая ракета ASM-135 ASAT.
© flickr.com/david44149
Противоспутниковая ракета ASM-135 ASAT.

На боевое дежурство систему ASAT, сведённую в две эскадрильи, оснащённые в общей сложности 28 самолётами-носителями и 56 ракетами, Соединённые Штаты поставили в 1987 году. Перехватчик - ракета ASAT - состояла из нескольких десятков небольших двигателей, инфракрасной системы самонаведения, лазерного гироскопа и бортового компьютера. Причём на борту не было взрывчатого вещества, поскольку поражение цели осуществлялось за счёт кинетической энергии при соударении с ИСЗ.

К концу работы второй ступени перехватчик раскручивался до 20 об/с с помощью специальной платформы. Это было необходимо для нормальной работы инфракрасной системы самонаведения и обеспечения стабилизации перехватчика в полёте. К моменту отделения перехватчика его инфракрасные датчики, ведущие обзор пространства с помощью восьми оптических систем, должны были захватить цель.

Твёрдотопливные двигатели перехватчика располагались в два ряда по окружности его корпуса, причём сопла размещались посредине. Для определения ориентации самого перехватчика служил лазерный гироскоп, являвшийся, по существу, высокоточными часами, которые отсчитывали обороты. Принятые инфракрасными датчиками сигналы от цели, а также информация с лазерного гироскопа поступали в бортовой компьютер, который устанавливал, какой двигатель должен включиться для обеспечения движения перехватчика по направлению к цели. 

Пуск ракеты ASAT с самолёта-носителя предполагалось осуществлять на высотах 15-21 км как в горизонтальном полёте, так и в режиме набора высоты. Для превращения серийного истребителя F-15 в носитель ASAT требовалась установка специального подфюзеляжного пилона и связного оборудования. В пилоне размещалась небольшая ЭВМ, оборудование для связи самолёта с ракетой, система коммутации, резервная батарея питания и газогенератор, обеспечивавший отделение ASAT.

Пуск ракеты ASAT истребителем F-15 (графическая визуализация).
© flickr.com/63014123@N02
Пуск ракеты ASAT истребителем F-15 (графическая визуализация).

Вывод самолёта в расчётную точку пуска ракеты предусматривалось производить по командам с центра управления воздушно-космической обороны, которые должны были отображаться в кабине лётчика. Большинство операций по подготовке к пуску выполнялось самолётной ЭВМ. Задача пилота - выдерживать заданное направление и осуществить пуск  перехватчика при получении сигнала от ЭВМ в интервале 10-15 секунд.

В начале 90-х все программы, так или иначе связанные с уничтожением космических аппаратов, и в СССР, и за океаном были закрыты. Однако известно, что рукописи не горят, а идеи просто так не умирают...

Особое американское мнение 

Они и не канули в Лету, а, наоборот, получили мощный военно-политический импульс. Причины известны. В результате, за последние 15 лет противоспутниковые ракеты испытали чуть ли не все космические державы. Счёт открыли, естественно, американцы. Для начала, - в «теории». 

В 2006 году США утвердили Национальную космическую политику в области космоса, провозглашавшую, что «свобода действий в космосе так же важна для Соединенных Штатов, как военно-воздушная и морская мощь». Стало ясно, что сверхдержава не собирается ограничивать себя никакими соглашениями.

В ответ Китай продемонстрировал, что свобода действий в космосе есть не только у США, и в 2007 году он испытал собственное противоспутниковое оружие. Китайская ракета уничтожила отработавший метеорологический спутник на рекордной по сей день высоте 850 км. Возможно, в Пекине рассчитывали, что эта демонстрация силы сделает США сговорчивее в непростых пекинско-вашингтонских отношениях. Но буквально несколько дней спустя Соединённые Штаты провели уже настоящую боевую стрельбу по реальному спутнику из положения «на воде».

Распределение орбит фрагментов китайского спутника Fengyun-1C спустя месяц после перехвата.
© wikipedia.org
Распределение орбит фрагментов китайского спутника Fengyun-1C спустя месяц после перехвата.

Из акватории Тихого океана крейсер УРО «Лейк Эри» типа «Тикондерога» специально модернизированной для этой цели кинетической ракетой SM-3 уничтожил на орбите потерявший управление разведывательный спутник USA-193. При этом существовала большая вероятность, что при падении фрагментов аппарата на Землю не сгоревшая часть высокотоксичного топлива (общий объем - 450 кг) могла поразить большую территорию, не исключалось, что американскую.

Но дурной пример, как известно, заразителен. В 2019 году Индия испытала собственную систему противоспутникового оружия, а Россия провела соответствующие испытания в ноябре 2021 года, разрушив на орбите давно дезактивированный спутник дистанционного зондирования Земли «Целина-Д». Итак, за последние 15 лет противоспутниковые ракеты испытали чуть ли не все космические державы.

И тут в апреле вице-президент США Камала Харрис официально заявила, что Соединённые Штаты отказываются от испытаний противоспутникового оружия прямого взлёта (direct ascent anti-satellite weapon) и, само собой, призвала другие страны последовать американскому примеру. Дескать, космический мусор, который появляется после разрушения спутников, несёт фатальную угрозу эксплуатации космических аппаратов всех государств, а также международным пилотируемым программам.

Но речь в данном случае идёт исключительно о ракетной технике. Однако вектор развития оружия в принципе и противоспутниковых средств в частности свидетельствует о том, что оружейные технологии будут основываться и на новых физических принципах. Не секрет, что уже сегодня лазерное оружие рассматривается как наиболее перспективное в деле создания комплексных систем ПРО. Не исключено, вернее, очевидно с большой долей вероятности, что Пентагон решил сделать ставку именно на подобные виды противоспутникового оружия.

Крейсер УРО «Лейк Эри» провёл успешные стрельбы по потерявшему управление разведывательному спутнику.
© flickr.com/usnavy
Крейсер УРО «Лейк Эри» провёл успешные стрельбы по потерявшему управление разведывательному спутнику.

Напомним, что США много лет упорно отказывались от заключения договора, запрещающего размещение оружия в космосе и поражение космических целей с поверхностности Земли. А СССР ещё в середине 1980-х годов выступил с инициативой выработать договор, запрещающий нанесение ударов со спутников по Земле и с Земли по спутникам, но эта инициатива не встретила понимания за океаном. Теперь уже Россия на 56-й сессии Генассамблеи ООН в 2001 году предложила начать работу над соответствующим документом, но откликнулся только Китай...

В результате после шести лет обсуждений с представителями разных стран наконец-то удалось выработать проект «Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов». Однако Соединённые Штаты отказались рассматривать и этот документ.

По всей видимости, у США особое мнение насчёт военного освоения околоземного пространства. Любопытно, какое и как быстро сформируется клуб космических «самоубийц»? Понятно же, что космические войны до добра не доведут - тем более, если на орбите окажется ядерное оружие.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама