Геннадий Денежкин: «В своём развитии я никогда не останавливался на достигнутом»
В одном из своих последних интервью знаменитый оружейник говорил, что главный секрет его долголетия - в движении и труде. «А движение тела способствует движению мысли, - пояснял тогда Геннадий Алексеевич. - В своём развитии я никогда не останавливался на достигнутом». И это было правдой…
Старший ребенок в многодетной семье из небольшого городка Карабаново Владимирской области, он рано стал взрослым. Отца призвали на фронт ещё в Советско-финскую кампанию 1939 года, когда Гене исполнилось всего 7 лет. Вернулся отец через год, больной и обмороженный. Он рассказывал, как трудно приходилось нашим солдатам брать бронированные укрепления знаменитой линии Маннергейма, как пушки попросту не помогали при взятии дотов. А танки не выдерживали испытания на техническую надёжность.
Кто знает, может быть, тогда впервые в голове Геннадия Денежкина зародилась идея создать такое оружие, которое пробивало бы любые стены.
Среднюю школу он окончил почти на «отлично» и решил поступать в технический вуз. Его мама тогда посоветовала, чтобы шёл в институт, где есть общежитие. В Московский авиационный институт он поступил, но недобрал одного балла до обеспечения жильём. А снимать частный угол было не по карману. Выручил случай: представитель Тульского механического института приехал в столицу подбирать достойных студентов для своего учебного заведения. Так Денежкин оказался в городе оружейников. И остался навсегда.
После окончания института молодого инженера-механика направили на перспективное предприятие НИИ-147, ныне научно-производственное объединение «СПЛАВ», в отдел главного механика. Здесь он проработал более шести десятков лет и с 1983 по 2016 годы был первым заместителем генерального директора по научной работе-главным конструктором - вторым за 70-летнюю историю Общества.
В 1954 году, когда Денежкин впервые оказался на предприятии, оно начинало выполнение государственно важного задания. Под руководством Александра Никитовича Ганичева здесь создавалась реактивная система залпового огня нового поколения. Сначала РСЗО нужно было выполнить в виде эскизного проекта. Причем работа велась на конкурсной основе. Тульское НИИ-147 соревновалось с московским НИИ-24.
Ганичев собирал свою команду и талант молодого инженера заметил сразу. Впоследствии Денежкин стал самым перспективным учеником, а затем и соратником Ганичева. Требовалось создать установку с дальностью стрельбы не менее 20 километров, с числом направляющих не менее 40 и установить её на шасси автомобиля Урал-375.
Опыта по выпуску образцов реактивной артиллерии в НИИ-147 тогда не было, поэтому коллективу разработчиков приходилось много читать, учиться и экспериментировать, полагаться на техническое чутьё. В результате проб и ошибок пришло гениальное решение - изготавливать реактивный снаряд методом холодной штамповки. Это обстоятельство в числе других уникальных находок определило исход соревнования.
В 1963 году, после успешных испытаний, полевая реактивная система «Град» была принята на вооружение Советской армии. А в 1966 году коллектив инженеров НИИ-147 получил за неё Ленинскую премию. Геннадий Алексеевич Денежкин был среди них одним из самых молодых.
Останавливаться на достигнутом Геннадию Алексеевичу не приходилось. В дальнейшем он занимался разработками установок «Град-1», «Прима» и «Ураган». В каждой следующей системе всё больше проявлялся конструкторский опыт выдающегося инженера. Он вносил предложения, опережавшие научную мысль своего времени. Подтверждением этому стали более 300 научных трудов и изобретений. Геннадий Алексеевич внёс весомый вклад и в развитие артиллерийских гильз.
В 80-е годы прошлого века он переходит на должность первого заместителя генерального директора-главного конструктора предприятия. Тогда началось создание нового научного направления - дальнобойных корректируемых снарядов залпового огня, обеспечивающих более точные технические характеристики.
И вновь Денежкин на передовых позициях. При непосредственном участии Геннадия Алексеевича были проведены теоретические и экспериментальные работы по выявлению конструкторских особенностей образцов новых изделий.
Первая система с такими снарядами - РСЗО «Смерч» - была принята на вооружение в 1987 году. За проведённые исследования и внедрение новой техники в производство Геннадия Алексеевича удостоили звания Героя Социалистического Труда. А в 1997 году за создание изделия с самоприцеливающимися элементами Денежкину присудили Государственную премию России.
Параллельно с конструкторской Денежкин вёл активную научную и преподавательскую деятельность. В 1983 году Геннадий Алексеевич защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертации. Известный общественный деятель, он постоянно входил в президиум областного Совета научно-технического общества «Знание». За выдающие достижения в области создания РСЗО Геннадий Алексеевич был награждён двумя орденами Ленина, орденом «Октябрьской революции» и «За заслуги перед Отечеством» III степени, а также многими медалями.
На протяжении нескольких десятков лет Денежкин преподавал в Тульском государственном университете и является его почётным доктором. Кроме того, он был академиком Российской академии ракетно-артиллерийских наук.
А в канун своего 80-летнего юбилея, Геннадий Алексеевич был награждён медалью «За выдающиеся достижения в создании оборонной техники» и Почётной грамотой Президента РФ.
Одним из последних направлений, которыми занимался выдающийся конструктор, было высокоточное и корректируемое оружие, предполагающее минимальные потери среди мирного населения, и ещё множество научных исследований, наличие которых сможет сдерживать как локальные, так и глобальные военные конфликты на нашей планете.