Его называли «Маршал Вперёд»
Вышли мы все из народа
В годы Великой Отечественной войны войска, которыми командовал Иван Степанович Конев, защищали Москву, брали Берлин, освобождали Прагу - и это только самые знаковые моменты на боевом пути маршала, увенчанного высшей советской полководческой наградой - орденом «Победа». Георгий Жуков, Александр Василевский, Константин Рокоссовский, Иван Конев - именно в такой последовательности перечислил имена маршалов, внесших самый большой вклад в разгром гитлеровской Германии, Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин.
Наверное, и о полководцах можно сказать, что они «дети войны». В том смысле, что в мирное время были свои кумиры, блиставшие на парадах, искушённые в «паркетных» интригах. Буквально с первыми залпами их лоск испарился, вроде и не бывало. Война выдвинула на первый план других полководцев - тех, кто был способен мыслить стратегически, кто не боялся ответственности за непростые решения. Вот мысли на этот счёт самого Маршала Советского Союза Ивана Конева:
«Война постепенно отодвигала от командных постов тех, кто однобоко, механически понимал ответственность за порученное дело, порой примитивно выполнял приказы и потому терпел неудачи. Обстановка войны лучше всяких кадровых органов исправляет те ошибки, которые до неё были допущены и кадровыми органами, и высшим командованием в выдвижении на те или иные посты тех или иных людей. <..> Фронтами командовали не те, кто был предназначен к этому в мирное время и кто оказался на этих постах в первые дни войны. Все командующие фронтами выявились в ходе войны».
Родился будущий полководец 16 (28) декабря 1897 года в деревне Лодейно в крестьянской семье. В 1916-м был призван в армию и по окончании учебной артиллерийской команды младшим унтер-офицером артиллерийского дивизиона направлен на Юго-Западный фронт. Демобилизовавшись, принимал участие в установлении Советской власти, в 1918-м вступил Красную Армию. Во время Гражданской войны и военной интервенции - комиссар бронепоезда, стрелковой бригады, дивизии, штаба Народно-революционной армии Дальневосточной республики, сражался против войск адмирала Колчака, генерала Семёнова и японских интервентов.
После войны пять лет командовал полком, потом стрелковой дивизией, учился в Военной академии имени М.В. Фрунзе. С 1940 года - командующий войсками Забайкальского и Северо-Кавказского военных округов. Но прежде, на учениях Московского военного округа, когда Конев со своим полком неожиданно вышел на штаб «синей» дивизии и по сути дела скомкал манёвры - «война» на этом закончилась, маршал Шапошников отозвал его в сторону и сказал с глазу на глаз: «У вас есть задатки к вождению войск, чувствуется, что вы можете стать мастером манёвра». Так оно и вышло.
На войне как на войне
Но Отечественная война началась для Конева с неудач. Армия, которой он командовал, была окружена, сам едва не попал в плен, но сумел вывести из котла управление армии с полком связи. А в октябре 1941 года Западный фронт, который доверили генерал-полковнику Коневу, потерпел одно из тяжелейших поражений за всю войну - в сражении под Вязьмой. Потери составили, по разным оценкам, от 400 до 700 тыс. человек погибшими и попавшими в плен. Для расследования случившегося прибыла комиссия ГКО во главе с Молотовым и Ворошиловым. От суда и возможного расстрела Конева спас генерал армии Жуков, предложивший Сталину оставить его заместителем командующего фронтом, а через несколько дней рекомендовавший Конева на должность командующего Калининским фронтом.
И Конев оправдал ожидания. В середине октября 1941 года правофланговые объединения Западного фронта под его командованием разгромили прорвавшиеся в город Калинин части 3-й немецкой танковой группы, остановили их продвижение к Москве с севера.
На войне как на войне: были потом и победы, и поражения, наибольших успехов в боях с немецко-фашистскими войсками Иван Конев добился, командуя Степным, а позже 2-м и 1-м Украинскими фронтами. Участвуя в знаменитой Курской битве, 5 августа 1943 года войска Степного фронта в результате стремительного контрнаступления освободили Белгород, 23 августа при содействии Воронежского и Юго-Западного фронтов - Харьков. В ходе Белгородско-Харьковской операции было разгромлено 15 вражеских дивизий, в том числе 5 танковых. 26 августа 1943 г. И.С. Коневу было присвоено воинское звание генерал армии. После успешной Корсунь-Шевченковской операции 20 февраля 1944 г. Ивану Степановичу Коневу было присвоено звание Маршала Советского Союза. Днём раньше Москва салютовала 2-му Украинскому фронту.
В марте-апреле 1944 года Конев провёл одно из самых успешных наступлений советских войск - Уманско-Ботошанскую операцию, в которой за месяц боёв его войска по распутице и бездорожью прошли на запад свыше 300 километров и 26 марта 1944 года первыми в Красной Армии перешли государственную границу, вступив на территорию Румынии.
В середине июля 1944 года 1-й Украинский фронт, который в мае возглавил маршал Конев, начал Львовско-Сандомирскую наступательную операцию. Принимая решение на проведение операции, Конев предусмотрел нанесение двух примерно равных по силе ударов. Ставка первоначально не согласилась с таким замыслом, а Сталин обвинил Конева в упрямстве. Но Иван Степанович в буквальном смысле продавил своё решение. И ход операции показал, что предложил верное решение. Немецкая группа армий «Северная Украина» под командованием генерал-полковника Йозефа Гарпе оказалась рассечённой на две части: одна из них по польской территории откатывалась к реке Висла, другая - в Карпатские горы.
За умелое руководство войсками фронтов в крупных операциях, в которых были разгромлены сильные группировки противника, личное мужество и героизм 29 июля 1944 года Ивану Степановичу Коневу было присвоено звание Героя Советского Союза. Тогда же Конева за его стремительность в сражениях стали называть «Маршал Вперёд».
Помнит ли Прага?..
С именем маршала Ивана Конева связаны блестящие победы на заключительном этапе войны. Войска 1-го Украинского фронта под его командованием участвовали в трёх крупнейших стратегических операциях: Висло-Одерской, Берлинской и Пражской, каждая из которых отличалась большим размахом, многообразием и сложностью решаемых задач. В боях на польской территории Коневу довелось взаимодействовать с маршалом Георгием Жуковым - их фронты наступали на берлинском направлении.
Благодаря военному искусству маршала Конева был спасён от разрушений Краков - древняя столица Польши. Такими же гибкими и умелыми действиями Коневу удалось овладеть Силезским промышленным районом, не допустив его разрушения. Там же, в штольнях, солдаты Конева нашли картины из собрания Дрезденской галереи, в том числе «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, «Спящую Венеру» Джорджоне, картины Тициана, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка и других мастеров живописи.
В ходе Берлинской операции Конев искусно провёл манёвр танковыми армиями 1-го Украинского фронта с целью окружения берлинской группировки противника. Здесь следует сделать небольшое отступление: по первоначальному замыслу Ставки ВГК брать Берлин должен был 1-й Белорусский фронт, которым командовал Георгий Константинович Жуков, а войска 1-го Украинского фронта должны были содействовать решению этой задачи. Однако Сталин до конца не обозначил разграничительную линию между фронтами, оборвав её на линии Люббен, что в 60 км юго-восточнее столицы рейха. Почему?..
В своих воспоминаниях Иван Степанович попытался ответить на этот вопрос: «Разграничительная линия была оборвана примерно там, куда мы должны были выйти к третьему дню операции. Далее (очевидно, смотря по обстановке) молчаливо предполагалась возможность проявления инициативы со стороны командования фронтов. Был ли в этом обрыве разграничительной линии на Люббене негласный призыв к соревнованию фронтов? Допускаю такую возможность. Во всяком случае, не исключаю её».
Коневу, конечно же, хотелось участвовать в штурме Берлина и он подтянул на берлинское направление свои 3-ю и 4-ю гвардейские танковые армии. Более того, усилил их ударными артиллерийскими частями. Это сыграло определённую роль. Когда Гитлер снял 12-ю армию Венка, сражавшуюся против американцев, и усилил оборону Берлина, 3-я гвардейская танковая армия Павла Семёновича Рыбалко передовыми бригадами ворвалась в южную часть немецкой столицы, завязав бои за Тельтов и в центре района Ланквиц. 24 апреля 1945 года войска Конева соединились юго-восточнее Берлина с войсками 1-го Белорусского фронта. В окружении оказалась вражеская группировка численностью около 200 тысяч человек. 25 апреля в ходе Берлинской операции войска Конева вышли к реке Эльбе у Торгау, где встретились с американскими войсками генерала О. Брэдли.
В самый разгар Берлинской операции в столице Чехословакии - Праге началось народное восстание, и Ставка ВГК поставила задачу 1-му Украинскому фронту: «Повернуть часть войск фронта на юг и овладеть Прагой». Иван Степанович довольно оперативно осуществил крупную перегруппировку войск и блестяще провёл операцию совместно с войсками 2-го Украинского (командующий - Маршал Советского Союза Родион Малиновский) и 4-го Украинского (командующий - генерал армии Андрей Еремёнко) фронтов. И уже утром 9 мая пражане встречали советских воинов.
По приказу Верховного главнокомандующего Москва более 50 раз салютовала войскам, которыми командовал маршал Конев. 1 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых задач на завершающем этапе Великой Отечественной войны военачальник был награждён второй медалью «Золотая Звезда».
После Победы
Начальник штаба 1-го Украинского фронта генерал армии Иван Ефимович Петров дал Ивану Степановичу Коневу такую характеристику:
«У нашего командующего удивительная память. И особый дар видеть поле сражения. Есть шахматисты, которые могут играть, не глядя на доску: вся доска, расположение фигур - у них в уме. Так и он может представить себе расстановку частей, не глядя на карту. И даже точно сказать, что против них стоит и на какой местности... Умело и точно всё подсчитывает. Всё как есть. И возможности транспорта, и снабжение, учитывает даже характер своих командиров и командиров противника. Только когда всё рассчитано, расставлено, подвезено, тогда и отдаётся приказ о наступлении».
Сам Иван Степанович основой побед в сражениях Великой Отечественной войны считал героизм советского солдата:
«Победа далась нам нелегко. Враг был силён и коварен. Тем большей славы достоин советский солдат - чудо-богатырь. Ему мы обязаны нашей победой. Слово «солдат» собирательное: это и рядовой, и сержант, и старшина, и офицер, и генерал, и маршал - все воины фронта и партизаны. Нравственная сила советского солдата, проявленная на войне, необыкновенна. Она воплотилась в доблести, отваге и героизме. Наш солдат смело шёл в атаку на врага, без колебаний вступал в смертельный бой, прокладывая путь к победе, ради жизни на земле. Он был храбр в бою, суров и великодушен. А какой самоотверженностью и гуманизмом отличался наш солдат в освободительном походе, когда спасал от фашистского ига народы Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии и Германии! Вот где проявилось величие его духа».
Боевой опыт, полученный в годы Великой Отечественной войны, маршал Конев умело применял в ходе подготовки войск в условиях появления новых средств вооружённой борьбы, занимая в различное время должности главнокомандующего Центральной группой войск и верховного комиссара по Австрии, командующего войсками Прикарпатского военного округа, главнокомандующего Группой советских войск в Германии, Сухопутными войсками, первого заместителя министра обороны. С мая 1955 года по июнь 1960 года Иван Степанович был главнокомандующим Объединёнными вооружёнными силами государств - участников Варшавского Договора.
Дважды Герой Советского Союза Иван Степанович Конев, кроме ордена «Победа», награждён также 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, 2 орденами Кутузова 1-й степени, орденом Красной Звезды, многими медалями, иностранными орденами и медалями. Конев - Герой Монгольской Народной Республики и Герой Чехословацкой Социалистической Республики. Но такого государства уже нет, а появилась Чехия, и в апреле 2020 года памятник Ивану Коневу в Праге снесли. Что по нынешним временам, в общем-то, не удивительно: так называемая цивилизованная Европа снова в руках неонацистов разных мастей, и они не могут простить полководцу май 1945 года.
Ну что ж, у них такая «память». У нас - другая. Мы своих полководцев чтим.