Начальник Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова генерал-майор Андрей Семёнов.

«Созданная в академии образовательная среда позволяет сформировать разностороннюю личность, именно такого офицера, который нужен Вооружённым силам России»

Кому вручают «ключи от неба» и как ведётся подготовка офицеров воздушно-космической обороны, насколько преподавательский состав и учебно-материальная база соответствуют требованиям современного развития Вооружённых сил России, еженедельнику «Звезда» рассказал начальник Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова генерал-майор Андрей Семёнов
Реклама
«Созданная в академии образовательная среда позволяет сформировать разностороннюю личность, именно такого офицера, который нужен Вооружённым силам России»
© vavko.mil.ru
Начальник Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова генерал-майор Андрей Семёнов.
Читайте нас на: 

«Уровень подготовки выпускников академии позволяет проходить службу на новейших средствах вооружения ПВО и РКО»

- Андрей Геннадьевич, немногим более полугода вы приняли командование Военной академией воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, а до этого проходили службу в Восточном, Южном, Центральном и Западном военных округах. И вот новый «округ» - образовательный. Как вы его нашли?

- Сегодня в ВКС, как и во всех Вооружённых силах нашей страны, идёт очень динамичный процесс ввода в эксплуатацию новейших систем и комплексов: радиолокационные станции систем предупреждения о ракетном нападении «Воронеж», зенитные ракетные системы С-400 «Триумф», С-350 «Витязь», С-500, радиолокационные станции загоризонтного обнаружения «Контейнер» и другие средства нового поколения. Всё это требует высочайших знаний и подготовки. Так что говоря об военном образовании как ещё одном военном округе, мы не лукавим.

Уровень подготовки выпускников академии позволяет проходить службу на новейших средствах вооружения ПВО и РКО. Практически все специальности, по которым мы осуществляем подготовку, связаны с тем вооружением, которое либо только поступило в войска, либо появится в ближайшей перспективе.

Более того, три специальности непосредственно связаны с техническим обеспечением разработки, испытаний и применения новейшего вооружения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что профессиональный уровень выпускников академии позволяет не только проходить службу на новейших средствах вооружения ПВО ВКС, но и участвовать в их разработке и испытаниях.

Благодаря кропотливой работе личного состава в академии создана современная учебно-материальная база.
© vavko.mil.ru
Благодаря кропотливой работе личного состава в академии создана современная учебно-материальная база.

Благодаря кропотливой работе личного состава в академии создана современная учебно-материальная база, в основе которой уникальная система учебных пунктов управления, аналогов которой в России нет.

С помощью учебных пунктов управления различного уровня (от подразделения противовоздушной и ракетно-космической обороны до центра управления Воздушно-космическими силами) решаются задачи подготовки командиров и офицеров штабов объединений, соединений и частей противовоздушной и ракетно-космической обороны, а также задачи подготовки офицеров по организации комплексной системы ВКО в регионах и на стратегических направлениях.

Слаженный преподавательский коллектив - это основа эффективной работы любого вуза, тем более военного. Основу этого я, как руководитель, вижу в поддержании высокого профессионализма опытных преподавателей и создании системы работы, которая бы обеспечивала профессиональный рост начинающих преподавателей. Именно взаимодействие опытных и начинающих преподавателей в решении задач образовательного процесса как раз и позволяет обеспечить слаженную работу и благоприятный микроклимат в коллективах кафедр.

«Система подготовки офицерских кадров в академии основана на принципах комплексности и непрерывности»

- Как бы вы определили специфику образовательного процесса во вверенном вам учебном заведении. Каковы особенности подготовки офицерских кадров для ВКС?

- Система подготовки офицерских кадров в академии основана на принципах комплексности и непрерывности. Принцип комплексности заключается в самом характере воздушно-космической обороны, основанной на комплексном применении разнородных сил и средств противовоздушной и ракетно-космической обороны.

Система подготовки офицерских кадров в академии основана на принципах комплексности и непрерывности.
© vavko.mil.ru
Система подготовки офицерских кадров в академии основана на принципах комплексности и непрерывности.

С момента своего основания академия осуществляла комплексную подготовку командных кадров для противовоздушной обороны войск и объектов, а в последующем и для войск ракетно-космической обороны, которые входили в состав Войск противовоздушной обороны страны.

- А принцип непрерывности?..

- Принцип непрерывности реализован в правильно выстроенной образовательной траектории офицера.

Благодаря налаженному тесному взаимодействию академии с Тверским суворовским военным училищем к нам идут учиться ребята, которые осознанно желают посвятить свою жизнь защите воздушных рубежей нашей Родины. Иными словами, мы продолжаем обучение наших кадров. После пяти лет обучения выпускник академии распределяется для прохождения службы в части Воздушно-космических сил и там продолжает на практике то, чему его учили. И может опять вернуться к нам.

Получив определённый жизненный и военный опыт, офицер поступает в академию для обучения по программе магистратуры с высшей военной оперативно-тактической подготовкой, которая позволяет назначить офицера на должность заместителя командира части и в последующем в порядке продвижения по службе на должность командира соединения или начальника штаба объединения.

Получив определённый жизненный и военный опыт, офицер поступает в академию для обучения по программе магистратуры.
© vavko.mil.ru
Получив определённый жизненный и военный опыт, офицер поступает в академию для обучения по программе магистратуры.

Практически все командиры соединений ПВО, начальники штабов и командующие объединениями ВВС и ПВО - выпускники нашей академии.

- Каких именно специалистов готовит академия для ВКС?

- Для Воздушно-космических сил академия готовит офицеров с полной военно-специальной и высшей военной оперативно-тактической подготовкой. Основные направления подготовки слушателей - это «Управление воинскими частями и соединениями» и «Управление техническим обеспечением войск (сил)», курсантов - «Специальные радиотехнические системы», а также «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения».

«Гордость академии - это её профессорско-преподавательский состав и научные работники»

- Андрей Геннадьевич, в начале нашей беседы вы говорили, что слаженный преподавательский коллектив - это основа эффективной работы военного вуза. Но на военной службе, а военные вузы мы к ней относим, командиру не приходится выбирать подчинённых. И уж совсем не просто это в «образовательном округе». Как вы оцениваете научно-боевую подготовку вашего состава?

- Гордость академии, конечно же,  - это её профессорско-преподавательский состав и научные работники. Среди преподавателей академии 10 заслуженных деятелей Российской Федерации, 31 человек удостоен различных почётных званий РФ в области образования и науки, более 50 докторов наук и профессоров, более 240 кандидатов наук и доцентов.

Гордость академии  - это её профессорско-преподавательский состав и научные работники.
© vavko.mil.ru
Гордость академии  - это её профессорско-преподавательский состав и научные работники.

Подготовка учёных в адъюнктуре осуществляется по трём научным специальностям по военным наукам и по трём научным специальностям - по техническим наукам. За 60 с лишним лет научно-образовательной деятельности в академии подготовлены свыше 60 докторов наук и более 1000 кандидатов наук. Научный потенциал академии очень динамично развивается, поэтому мы с уверенностью смотрим в будущее.

- А, простите, «молодняк»?

- В академии отработана эффективная система становления начинающих преподавателей. Она включает реализацию таких традиционных форм, как адъюнктура, переподготовка и повышение квалификации преподавателей, наставничество опытных педагогов в период профессионального становления начинающих преподавателей.

Кроме этого, на протяжении многих лет в академии реализуются формы, которые мы ввели самостоятельно и которые доказали свою эффективность. Это ежемесячные занятия в рамках «Школы начинающего преподавателя» и «Школы педагогического мастерства». Если первое мероприятие направлено на ввод в строй и повышение профессионального уровня начинающих преподавателей и основным его содержанием является разъяснение требований руководящих документов, порядка проведения занятий в академии, особенностей оформления методических материалов, разъяснения взаимосвязи документов основной образовательной программы, то второе - на распространение передового опыта преподавателей, достигших высот педагогического мастерства.

В академии отработана эффективная система становления начинающих преподавателей.
© vavko.mil.ru
В академии отработана эффективная система становления начинающих преподавателей.

- Какие научные направления развивает академия в настоящее время? Есть ли разработки, которые сегодня приоритетны для вашего вуза? Какие научные достижения коллектива академии вы считаете предметом особой гордости?

- Исторически в академии образовательный процесс неразрывно связан с научной деятельностью. Ведь неоспорим тот факт, что сам термин «воздушно-космическая оборона» был обоснован именно в нашей академии. В академии работали и работают в настоящее время учёные, получившие признание не только в России, но и далеко за её пределами. Назову только несколько фамилий.

Говоря о концепции воздушно-космической обороны России, основы которой разработаны в академии, сразу вспоминаешь имя Ивана Васильевича Ерохина, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора военных наук, профессора. На основе разработанного именно им системного подхода Иван Васильевич создал и возглавил научное направление, ставшее основой теории воздушно-космической обороны.

В академии работали и работают учёные, получившие признание не только в России, но и далеко за её пределами.
© vavko.mil.ru
В академии работали и работают учёные, получившие признание не только в России, но и далеко за её пределами.

Если задуматься над вопросами: «Кто стоит у истоков зарождения тактики зенитных ракетных войск?», «Кто внёс наибольший вклад в её развитие как науки?», - ответ очевиден. Это Фёдор Константинович Неупокоев, генерал-майор артиллерии, доктор военных наук, который в 1961 году возглавил кафедру нашей академии. В десятках научно-исследовательских работ, учебников, монографий отражена разработанная им концепция мобильной зенитной ракетной обороны. По учебникам Неупокоева не один десяток лет учатся специалисты противовоздушной обороны как в нашей стране, так и далеко за её пределами.

Созданная система предупреждения о ракетном нападении неразрывно связана с именем генерал-майора, доктора технических наук, профессора, лауреата Государственной премии СССР Евгения Сергеевича Сиротинина. Именно ему принадлежит идея создания математической модели стратегического сдерживания.

В настоящее время в академии активно работают 9 (девять) научных школ по основным направлениям развития войск (сил) противовоздушной и противоракетной обороны.

И основной из них, конечно же, является научная школа воздушно-космической обороны, которую до недавнего времени возглавлял генерал-лейтенант, доктор военных наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР Владимир Васильевич Барвиненко.

Академия не стоит на месте. Интерес к научным разработкам академии с каждым годом растёт.

Академия позволяет решать практические задачи и проводить исследования задач, функций и структуры управления войсками.
© vavko.mil.ru
Академия позволяет решать практические задачи и проводить исследования задач, функций и структуры управления войсками.

«Главное достоинство в том, что академия позволяет решать практические задачи и проводить исследования задач, функций и структуры управления войсками»

- Насколько уникальная, по вашим словам, учебно-материальная и тренажёрная база соответствует поступающему в войска и находящемуся на стадии разработки современному вооружению?

- Учебно-лабораторная база академии размещается в 12 учебных корпусах и на учебной территории, где развёрнуто более 150 образцов вооружения, военной и специальной техники. Тренажёрная база представлена уникальной в России системой автоматизированных учебных центров и пунктов управления, учебно-тренировочных средств, которые позволяют готовить высококлассных командиров и инженеров, способных организовывать, вести и обеспечивать на современном уровне боевые действия и операции войск. Главное достоинство всей этой информационной, моделирующей и управляющей системы в том, что она не только позволяет решать практические задачи по управлению действиями войск, но и проводить исследования задач, функций и структуры управления войсками, решающими задачи ВКО, для того, чтобы практические рекомендации отвечали требованиям войск.

Продолжается модернизация учебно-материальной базы академии.
© vavko.mil.ru
Продолжается модернизация учебно-материальной базы академии.

Модернизация учебно-материальной базы академии продолжается. Только за последние три года в академию поставлены учебно-тренажёрные средства «Тест» (для подготовки расчётов РТВ), «Тенор» (для подготовки боевых расчётов зенитных ракетных дивизионов и командных пунктов зенитных ракетных полков), ЗРПК «Панцирь-С», модульные тренажёрные комплексы вождения КамАЗ-5350, комплексы средств автоматизации «Фундамент-2»,«Фундамент-3», «Байкал-1М», «Постскриптум», «Крым-КМ», «Бастион-ЦКП».

Для обучения курсантов эксплуатации перспективных комплексов автоматизации в академии оборудован специализированный учебный класс, оснащённый специальным программным обеспечением «Перспектива-АСУ».

В учебные центры академии (г. Гатчина и г. Владимир) осуществляется поставка современных образцов вооружения и военной техники зенитных ракетных и радиотехнических войск: зенитные ракетные системы С-400 и С-350, радиолокационные станции «Ниобий» и «Подлёт».

Вооружение и военная техника, учебно-тренажёрные комплексы и средства полностью обеспечивают овладение практическими навыками обучающихся. А венцом подготовки офицеров являются командно-штабные учения с боевой стрельбой, которые проводятся в Центре боевой подготовки и боевого применения Воздушно-космических сил (п. Ашулук).

Созданная в академии образовательная среда позволяет сформировать разностороннюю личность, то есть именно такого офицера, который нужен развивающимся Вооружённым силам России.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама