Большой Ближний Восток: борьба всех против всех приведёт к борьбе против всех. Кому это надо?..
Северная Африка
В Северной Африке практически все страны испытывают значительные внутриполитические и экономические проблемы, а также проблемы безопасности. Единства между ними нет и на обозримую перспективу не предвидится. Этим пользуются отдельные региональные и международные акторы для достижения своих корыстных интересов, что провоцирует нездоровую конкуренцию между странами региона.
Не прекращается борьба между Марокко и Алжиром за влияние в зоне Магриба. Выяснения отношений между этими двумя ключевыми странами региона негативно влияют не только на отношения между Рабатом и Алжиром, но и на ситуацию у соседей, вынужденных балансировать между ними. У обоих государств, помимо всего прочего, существуют серьёзные проблемы в экономике.
Тунис столкнулся с разрушительным экономическим кризисом. Долги страны выросли почти до 100% валового внутреннего продукта (ВВП). По сравнению с другими странами региона там самая высокая безработица. В среднем по стране она составляет 18%, но среди женщин достигает 25%, почти 41% безработной молодёжи в возрасте до 25 лет. Растут масштабы бедности и нищеты. По данным Всемирного банка (ВБ) на 2020 год число бедных составляло порядка 20% населения страны. Запланированный на 25 июля 2022 года конституционный референдум и обещанные президентом Кайсом Сайедом предстоящие изменения вряд ли смогут кардинально улучшить ситуацию в стране.
В Ливии продолжается политический кризис и кризис безопасности. Планировавшиеся на декабрь прошлого года парламентские и президентские выборы перенесены на 14 месяцев. Палата представителей, базирующаяся в восточном городе Тобрук, 10 февраля 2022 года выбрала экс-министра внутренних дел Фатхи Башагу новым главой временного правительства на том основании, что мандат Абдель Хамида Дбейбы истёк 24 декабря 2021 года, когда выборы должны были состояться в соответствии с мирным планом при посредничестве ООН. Башагу поддержал командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар. Это ещё больше обостряет внутриполитическую ситуацию в Ливии.
Египту удалось до пандемии COVID-19 провести макроэкономические реформы и стабилизировать экономику. Страна вступила в кризис, вызванный коронавирусом, с улучшенными финансовыми счетами и относительно достаточным уровнем валютных резервов. Реформы энергетического сектора помогли увеличить поставки электроэнергии и экспорт газа, открыли энергетический рынок для частной деятельности. Однако неблагоприятные последствия пандемии подорвали этот прогресс. Они вскрыли и давние проблемы египетской экономики - низкие показатели ненефтяного экспорта и прямых иностранных инвестиций, повышенное содержание государственного долга к ВВП. Экспортно-ориентированные секторы экономики страны (туризм, обрабатывающая и добывающая промышленности, Суэцкий канал) начали восстанавливаться в четвёртом квартале 2020/2021 финансового года. Тем не менее проблем остаётся много.
Ближний Восток
На Ближнем Востоке также нет единства. Многие страны этого региона в тисках политического и экономического кризиса. Некоторые можно с уверенностью причислить к несостоявшимся государствам.
Ливан постоянно сталкивается с отключениями электричества (не менее 20 часов в сутки) из-за финансового кризиса, который затруднил импорт ключевых товаров, включая топливо для электростанций. Государство обеспечивает энергоподачу лишь на 2-4 часа в день. В остальное время жители вынуждены покупать электроэнергию у частных компаний по завышенным ценам. У многих ливанцев есть дизельные генераторы, но топливо для них тоже в дефиците.
Неэффективность и дороговизна энергетического сектора Ливана усугубила развитие гуманитарного кризиса в стране. На фоне острой нехватки топлива для работы электростанций нарушается нормальное функционирование социальной инфраструктуры, приостанавливается обеспечение водоснабжением населения. Проблемы с электричеством приводят к росту социальной напряжённости. С осени 2019 года ливанский фунт обесценился более чем в 20 раз. С начала этого года он потерял ещё 15% своей стоимости.
В Ливане ждут парламентских выборов, назначенных на май 2022 года. Они могут преподнести немало сюрпризов. После недавнего заявления лидера партии «Мустакбаль» экс-премьера ливанского правительства Саада Харири об уходе из политики остро стал вопрос, кто может стать новым лидером суннитов и их взаимодействия с христианами.
В лагере самих христиан тоже нет единства. Против лидера партии «Свободное патриотическое движение» Джебрана Басиля, имеющего президентские амбиции, выступают лидер друзов Валид Джумблад и его оппоненты из числа политиков христиан-маронитов. Среди них - лидер правоцентристской партии «Марада» Сулейман Франжье, внук главы семейного клана Сулеймана Франжье, президента Ливана в 1970-1976 гг.
Не прекращается война в Йемене. Она уже вышла за его границы. Вначале под удары ракет и дронов хуситов попала Саудовская Аравия. В этом году хуситы три раза в январе наносили удары по объектам в ОАЭ, а затем 2 февраля по территории этой страны впервые были запущены три беспилотных летательных аппарата из Ирака. Вполне вероятно, что Эмираты таким образом расплачиваются за участие в войне в Йемене в составе арабской коалиции и за нормализацию отношений с Израилем.
В Йемене складывается катастрофическая ситуация в гуманитарной сфере. Там сейчас 75% населения (22 млн человек) нуждаются в срочной гуманитарной помощи. По неполным данным, только 2% людей получили по крайней мере одну дозу вакцины от коронавируса.
Средний Восток
Не решён сирийский кризис. В стране острейшая гуманитарная ситуация - 80% населения нуждаются в какой-то помощи. И без того хрупкая система здравоохранения перегружена из-за пандемии COVID-19. Уровень вакцинации от коронавируса около 5%.
Нарастает кризис в Палестинской автономии (ПА). Уход Махмуда Аббаса с постов лидера «Движения за национальное сопротивление Палестины» (ФАТХ) и ПА с большой долей вероятности спровоцирует борьбу вначале внутри самого Движения, а затем между ФАТХом и «Исламским движением сопротивления» (ХАМАС).
В Ираке после прошедших 10 октября 2021 года парламентских выборов не прекращается борьба между курдами за пост президента страны. Шииты не могут определиться с кандидатурой премьер-министра. Негативным последствием этой борьбы стала активизация ИГИЛ (здесь и далее - террористическая организация, запрещённая в РФ).
Иордания, несмотря на относительную стабильность и хорошие международные связи, сталкивается с многочисленными внутренними экономическими проблемами. В стране увеличивается государственный долг. Высокий уровень безработицы, что является одной из острейших проблем этой страны. Среди молодёжи в среднем она на уровне 48%. Всё это усугубилось из-за пандемии COVID-19. В 2022 году страна по-прежнему будет сталкиваться с постоянной потребностью во внешнем финансировании.
Тяжелейшая гуманитарная ситуация в Афганистане. Более половины населения Афганистана - примерно 22,8 млн человек (население страны - около 39 млн человек) - сталкивается с острой нехваткой продовольствия, а 3,2 млн детей в возрасте до 5 лет страдают от недоедания. Голод, отсутствие жилья, острые проблемы с топливом и электричеством провоцируют дальнейшее перемещение населения внутри страны и внешнюю миграцию.
Приход к власти талибов (боевики организации под санкциями ООН за террористическую деятельность) ослабил и без того хрупкую экономику Афганистана. Около 50% предприятий приостановили работу из-за банковских проблем, нехватки сырья, проблем с подачей электроэнергии, падением спроса на продукцию. Западные страны приостановили оказание помощи, а Всемирный банк и Международный валютный фонд финансирование. Афганистан очень зависим от иностранной помощи. Его ВВП на 40% формировался благодаря ей.
Не прекращается рост цен на продукты питания, топливо и другие товары первой необходимости. В наиболее сложном положении оказались женщины, сотрудники государственных и социальных служб. По прогнозам Международной организации труда, к июню 2022 года до 900 тыс. афганцев останутся без работы.
По прогнозам ООН, к середине года 97% населения окажутся в нищете. Страна приближается к развалу практически всей системы здравоохранения (ожидается закрытие 90% медицинских учреждений из-за отсутствия средств и запрета работы в них женщин-медиков) и других основных услуг.
Складывающаяся обстановка показывает, что близкая к катастрофе ситуация в гуманитарной области может быть в какой-то степени смягчена только при условии оказания массированной материальной помощи из-за рубежа. Но даже разблокирование афганских авуаров не даст гарантии полного выхода страны из гуманитарного кризиса, хотя и облегчит (при правильном расходовании) экономическое положение в стране.
Нелегальные мигранты
Среди общих проблем для всех стран ББВ являются миграция населения, деятельность террористических группировок и кибербезопасность. Причём это тесно связано с аналогичными проблемами соседних регионов, в частности, Африки.
Подавляющая часть людей, как и в прошлые годы, будет мигрировать внутри стран своего проживания. В то же время увеличится количество международных мигрантов. Причём доля среди них официальных трудовых мигрантов из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19, может уменьшиться, а нелегальных мигрантов, ищущих безопасные для проживания места, наоборот, увеличится.
В 2022 году следует ожидать притока нелегальных мигрантов в государства Евросоюза из стран Африки, Ближнего Востока (Сирия, Ирак, Ливан) и Среднего Востока (в основном афганцы). Перемещение будет осуществляться по традиционным миграционным коридорам: из Африки через Ливию и Тунис; из стран Ближнего и Среднего Востока - через Турцию в Грецию с последующем разветвлением через страны Западных Балкан и Болгарию на Румынию, откуда нелегальные мигранты следуют в Германию через австрийскую или чешскую границу.
В 2021 г. значительная часть нелегальных мигрантов использовала маршрут Греция-Северная Македония-Косово-Сербия, чтобы затем добраться в Германию через Венгрию, Румынию, Хорватию. Есть также альтернативный путь - из Албании морским путём в Италию.
В Африке ещё один миграционный коридор проходит через Марокко в Испанию. Им пользуются выходцы из стран Западной Африки, расположенных южнее Сахары. Судя по докладам правоохранительных органов Марокко, речь идёт о гражданах Нигерии, Мали, Кении, Сенегала, Гвинеи, Ганы, Гамбии, Кот-д̓ Ивуара. Всего через Марокко в Испанию за последние несколько лет пытались попасть представители почти 40 национальностей. Среди желающих появились граждане Индии, Пакистана, Бангладеш.
Если раньше среди нелегальных мигрантов в Европу были в основном мужчины в возрасте 20-40 лет, то сейчас люди всех возрастов, много женщин и детей. Стали встречаться целые семьи, включающие несколько поколений.
Под контролем преступных группировок
Сфера нелегальной миграции находится под плотным контролем транснациональных преступных группировок (ТПГ). Они предлагают нелегальным мигрантам доставку по определённому маршруту в конкретную страну, услуги по проживанию, оформлению поддельных документов и нелегальному трудоустройству.
Доходы ТПГ от нелегальной миграции исчисляются миллиардами евро и долларов. По данным британских источников, в 2020 году преступные группировки от переправки нелегальных мигрантов из Франции через пролив Ла-Манш в Великобританию заработали порядка 80 млн фунтов стерлингов.
Деньги, заработанные преступным путём, идут на подкуп полицейских и пограничных сотрудников, чиновников, от которых зависит легализация нелегалов, вкладываются в другие сферы незаконной деятельности: торговлю наркотиками, оружием, чёрную трансплантологию.
Проблему миграции будет обострять и рост численности населения. По прогнозам к 2030 г. в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке будет проживать около 600 млн человек. Из них не менее 60% составит молодёжь, которую надо обеспечить работой. В условиях сокращения ресурсов это неизбежно приведёт к конфликтам и, следовательно, к появлению новых волн людей, ищущих безопасные места.
Что касается деятельности международных террористических организаций, то ИГИЛ по-прежнему действует в Ираке и Сирии. Пытается расширить зону деятельности в Афганистане. Всё активнее осваивает Африку. Структуры ИГИЛ действуют в 22 африканских государствах.
Центральное руководство «Аль-Каиды» (здесь и далее - террористическая организация, запрещённая в РФ) предпочитает хранить молчание, но филиалы группировки действуют во многих странах ББВ. Наиболее известный из них - «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещённая в РФ) де-факто взял под контроль сирийскую провинцию Идлиб. Широкая адаптация и гибкость филиалов «Аль-Каиды» говорит о том, что, по всей видимости, правительства не знают, какие шаги надо предпринять в борьбе с ней.
В регионе ББВ нарастает киберкризис. По мере развития информационных технологий и киберарсеналов в эту войну вступают всё больше стран. Наиболее зримо это видно на примере обмена киберударами между Израилем и Ираном. Кибероружие активно осваивают некоторые монархии Персидского залива. Всё чаще отмечаются атаки на жизненно важные объекты инфраструктуры, промышленные предприятия, морские порты, систему управления воздушными и морскими судами. Инцидент с контейнеровозом в Суэцком канале наглядно показал, к чему это может привести.
В «сухом остатке»
Таким образом, основными факторами, влияющими на региональный ландшафт, являются: конкуренции между ключевыми странами и негосударственными факторами; вооружённые конфликты и войны; ухудшение экономических условий; изменение климата; обострение проблем с продовольствием и сокращением запасов воды; обострение борьбы в киберпространстве.
Борьба всех против всех приведёт к катастрофе. Арабскому миру, а он составляет большинство на Большом Ближнем Востоке, пора прекратить распри и подумать, что достанется потомкам - мир, спокойствие и достаток для всех или разруха и нищета.