К вопросу о «похабном мире» и «контактной» геополитике
© actualcomment.ru
В своей статье «Туманное будущее похабного мира» бывший заместитель администрации президента РФ Владислав Сурков высказал интересное предположение о том, что «в ближайшем будущем Россию ждёт много геополитики».

К вопросу о «похабном мире» и «контактной» геополитике

В чём можно согласиться с мнением В. Суркова, а в чём нет
22 февраля 2022, 11:00
Реклама
К вопросу о «похабном мире» и «контактной» геополитике
© actualcomment.ru
В своей статье «Туманное будущее похабного мира» бывший заместитель администрации президента РФ Владислав Сурков высказал интересное предположение о том, что «в ближайшем будущем Россию ждёт много геополитики».
Читайте нас на: 

В своей статье «Туманное будущее похабного мира» бывший заместитель администрации президента РФ Владислав Сурков высказал интересное предположение о том, что «в ближайшем будущем Россию ждёт много геополитики», да ещё «прикладной» и, возможно, «контактной». При этом причиной нынешнего «неправильного» геостратегического положения России он называет «похабный» Брест-Литовский мир 1918 года и внешнюю политику Советского государства.

«Получается, Россия спустя много лет была вновь оттеснена обратно в границы "похабного мира". Не проиграв войны. Не заболев революцией. Какой-то смешной перестройки, какой-то мутной гласности хватило, чтобы лоскутная советская империя расползлась по швам. Значит, фатальная уязвимость была встроена в систему», - утверждает Владислав Юрьевич.

Как мы знаем из истории Советского государства, Брестский мир с Германией подписали большевики. Но именно В.И. Ленин назвал его «похабным», поскольку он и его сторонники с самых первых шагов придавали не меньше внимания значению отношения государства к пространству, чем современники. 

Многие из нас тоже за «правильный» мир, приверженцем которого объявляет себя В. Сурков. Но в эту сложную геополитическую мозаику хотелось бы внести некоторую ясность. Дело в том, что здесь, как часто бывает в реальной политике, присутствуют два фактора - объективный и субъективный.

Подписание Брестского мира.
© Фото из архива
Подписание Брестского мира.

Объективный момент связан с тем, что положение нашей страны на географической и политической (т. е. геополитической) карте мира было предопределено самой эволюцией Российского государства. Механизм воздействия фактора пространства на состояние и перспективы его развития классически раскрыт в работе русского учёного, военного разведчика Алексея Вандама (Едрихина) «Наше положение», вышедшей в свет в 1912 году.

Вот, что он пишет по этому поводу.

«Несмотря на большие размеры своей территории, русский народ по сравнению с другими народами белой расы находится в наименее благоприятных для жизни условиях. Страшные зимние холода и свойственные только северному климату распутицы накладывают на его деятельность такие оковы, тяжесть которых совершенно незнакома жителям умеренного Запада. Затем, не имея доступа к тёплым наружным морям, служащим продолжением внутренних дорог, он испытывает серьёзные затруднения в вывозе за границу своих изделий, что сильно тормозит развитие его промышленности и внешней торговли и, таким образом, отнимает у него главнейший источник народного богатства. Короче говоря, своим географическим положением русский народ обречён на замкнутое, бедное, а вследствие этого и неудовлетворённое существование».

И продолжает: «Упираясь тылом во льды Северного океана, правым флангом в полузакрытое Балтийское море и во владения Германии и Австрии, а левым - в малопригодные для плавания части Тихого океана, Великая Северная Держава имеет не три, как это обыкновенно считается у нас, а всего лишь один фронт, обращённый к югу и простирающийся от устья Дуная до Камчатки. Так как против середины фронта лежат пустыни Монголии и Восточного Туркестана, то наше движение к югу должно было идти не по всей линии фронта, а флангами и преимущественно ближайшим к центру государственного могущества правым флангом, наступая которым через Чёрное море и Кавказ к Средиземному морю и через Среднюю Азию к Персидскому заливу, мы, в случае успеха, сразу же выходили бы на величайший из мировых торговых трактов - так называемый Суэцкий путь».

Работа русского учёного, военного разведчика Алексея Вандама (Едрихина) «Наше положение», изданная в 1912 году.
© archive.org
Работа русского учёного, военного разведчика Алексея Вандама (Едрихина) «Наше положение», изданная в 1912 году.

А дальше мы переходим к субъективному фактору. Сегодня геостратегическое положение России резко ухудшилось, констатируем мы вместе с уважаемым Владиславом Юрьевичем. Но о чём говорят приведённые ниже статистические данные? Если для Руси XIII-XV веков геопространством, определившим её развитие, были междуречье Оки и Волги и Среднерусская равнина, то для Российской империи таким пространством служила практически вся Евразия.

К 1917 году площадь Российской империи составляла 22,8 млн кв. км. Протяжённость её территории с севера на юг составляла 4 675,9 км, а с востока на запад - 10 732,3 км. Общая длина границ - 69 245 км, из которых на долю сухопутных приходилось 19 941,5 км, а на долю морских - около 49 360,4 км.

Советский Союз был образован на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя без Финляндии, части Польского царства и некоторых других земель. На момент своего распада он занимал почти 1⁄6 часть обитаемой суши Земли (22,4 млн кв. км).

Ныне Россия продолжает оставаться крупнейшей страной в мире, имея площадь 17 075 200 кв. км. С севера на юг страна протянулась более чем на 4 000 км, а с запада на восток почти на 10 000 км. Главной особенностью геопространства новой России по сравнению с Российской империей и СССР является резкое сокращение её территории и акватории.

Карта Российской империи на 1914 год.
© Фото из архива
Карта Российской империи на 1914 год.

О чём это говорит? Прежде всего о том, что виноват в этой ситуации не «похабный мир» и советский период, а последний исторический этап в развитии нашего государства, связанный с распадом СССР.

И относительно «прикладной», «контактной» геополитики. Понятно, что в создавшихся условиях для Российской Федерации особую важность приобретает проблема обеспечения национальной безопасности. С учётом критического ухудшения отношений с Западом 15 декабря 2021 года российский МИД РФ по дипломатическим каналам передал проекты договоров России с США и НАТО о гарантиях безопасности.

Решение проблемы обеспечения национальной безопасности требует учёта многих особенностей, и не в последнюю очередь, - географического положения, то есть размера территории страны, её границ (конфигурация и динамика изменений). Согласно этому принципу, национальный суверенитет зависит не столько от экономической базы, технологического развития и военной силы, сколько от величины и географического расположения земель и территорий. Те народы и государства, которые действительно стремятся к суверенитету, должны в первую очередь решить проблему территориальной самодостаточности. В нашу эпоху такой самодостаточностью могут обладать только очень крупные государства, расположенные в регионах, стратегически защищённых от возможного нападения (военного, политического и экономического) со стороны других государственных образований.

Понятие «пространство» таким образом из количественного превращается в качественную категорию национальной безопасности. Структура пространства того или иного государства предопределяет содержание истории его развития с упором на «мягкую силу» (силу дипломатии), «жёсткую силу» (дипломатию силы) либо нейтральный статус. В нынешней геополитической ситуации, чтобы избавить себя от «замкнутого, бедного, а вследствие этого и неудовлетворённого существования», именно Россия должна более настойчиво проводить политику сдерживания в отношении США и НАТО, а не наоборот. Как это удалось сделать, например, в военной сфере, где Россия успешно сдерживает США благодаря появлению новых типов оружия и боевой техники. И здесь важно не поддаться давлению со стороны Запада. Внешняя политика нашей страны не должна отступать от своих принципов и традиций - независимо от того, как складываются внешние и внутренние обстоятельства. Задав требованиями обеспечения гарантий безопасности РФ высокую планку, мы не можем пойти на уступки из-за внешнего давления. Санкции и сдерживание со стороны Запада не могут и не должны остановить Россию. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама