Там, где кончается дипломатия, начинается война
В то время, когда продолжается специальная военная операция на Украине, в российских средствах массовой информации всё чаще задают вопрос: а что ждёт дипломатию в ближайшее время. При этом пессимисты ссылаются на то, что, раз Украина разорвала дипломатические отношения с Россией, значит с дипломатией покончено. Оптимисты же, основываясь на знании истории и теории дипломатии, утверждают обратное.
Украина-2022 - это Мюнхен-1938
Согласно Дипломатическому словарю 1984 года, одно из определений дипломатии означает «искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, а также расширения и углубления международного сотрудничества».
Следует напомнить, что даже такой воинственный народ Древней Греции, как спартанцы, считал слово и разум более достойными и подобающими человеку средствами действия, нежели силу и отвагу. Это первый вывод, который мы должны сделать для себя, используя исторический подход в оценке создавшейся вокруг Украины ситуации.
Но что говорит нам ещё история? Она назойливо напоминает нам о том, что у Украины-2022 много общего с Мюнхеном-1938. А для россиян - это особенно больная тема. Мюнхенское соглашение давно вошло в историю как хрестоматийный пример умиротворения агрессора.
Тогда Великобритания и Франция спокойно наблюдали за тем, как Гитлер устанавливал в своей стране тоталитарную диктатуру и, стремясь угодить диктатору, принесли в жертву Чехословакию. Запад легко пошёл на «мюнхенский сговор» с Гитлером и тем самым канализировал его агрессию на Восток.
Чем всё это закончилось? После сокрушения военной машины гитлеровского государства, безоговорочной капитуляции Германии и Потсдамской конференции трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1945 года главным в деле решения германского вопроса стало осуществление политики «трёх Д» - демилитаризации, демократизации и денацификации Германии, которые были неразрывно связаны между собой. В случае последовательного и синхронного осуществления они должны были привести к созданию нового, миролюбивого демократического немецкого государства, с которым можно было бы подписать мирный договор.
Преступное равнодушие Европы
Сегодня Россия вторично после Великой Отечественной войны взвалила на себя груз ответственности за освобождение от нацизма в его нынешнем страшном обличии в соседней Украине и, в связи с этим она не ожидает и не собирается ожидать международной поддержки своих действий. Европа, как в конце 1930-х - начале 1940-х годов безучастно наблюдала за ростом нацистских настроений в Германии и никак не реагировала на их проявления, с тем же равнодушием взирает на происходящее в течение трёх десятилетий на Украине.
Более того, «просвещённые» деятели западных государств (образец: два британских министра - иностранных дел и обороны. - Авт.) пытаются препятствовать России в проведении денацификации. Не в смысле освобождения от потомков бандеровцев, а в том, чтобы положить конец неравенству и дискриминации, когда они касаются цвета обложки паспорта, возможности говорить на родном языке, доступа к пресной воде, возможности нормально жить, не опасаясь обстрелов и не прячась с малыми детьми по подвалам, когда завоет сирена.
Политика «двух Д» для Украины
И что же с дипломатией? Россия, так же, как и многие другие государства, является цивилизованным европейским государством и живёт по принятым после Второй мировой войны и закреплённым в Уставе ООН принципам. Поэтому представляется, что и возникшие сегодня принципиальные разногласия между Россией и Украиной в конечном счёте будут решаться мирным путём, за столом переговоров. В противном случае возникает реальная угроза отката в каменный век, где, как известно, простая дубина, зачастую, выступала наиболее действенным аргументом в решении всех проблем.
Но такие переговоры должны вестись только после смены киевского режима, как это было в случае с гитлеровским, и реализации Россией политики «двух Д» - демилитаризации и денацификация Украины.
Как сказал постоянный представитель Российской Федерации при ООН В. Небензя, «мы не ведём войну с Украиной и украинским народом», добавляя, что цель России - достижение на Украине денацификации и демилитаризации. «Эти задачи будут достаточно скоро выполнены, и украинский народ получит возможность вновь самостоятельно решать свою судьбу», - спрогнозировал он. По его мнению, жители этой страны смогут жить в мире, добрососедстве и сотрудничестве со всеми соседями.
Поэтому нет никакого сомнения в том, что дипломатия непременно заявит о себе, а пока Россия, как и 77 лет назад, вновь поможет Европе.