Ударники военного призыва
Победа. В этом слове - не только героизм солдат, но и беспрецедентный подвиг тружеников советской промышленности. Он свершился, несмотря на то, что за время Великой Отечественной войны были полностью или частично разрушены около 32 тысяч промышленных предприятий, а от производства отвлечены миллионы квалифицированных работников. И хотя к лету 1945 года на заводы, стройки и транспорт было мобилизовано свыше трёх миллионов человек, чаще всего это были неквалифицированные рабочие руки. Подростки, студенты и старики, учителя, художники и колхозники - кто только не вставал к станку в те годы! Поэтому одним из решающих условий наращивания производительности стали рационализация и изобретательство. День за днём на предприятиях появлялись двухсотники, трёхсотники - те, кто перевыполнял нормы на 200, 300 и более процентов, - и, наконец, тысячники.
Один за сорок человек
- Липа! Обыкновенная липа!
В одном из цехов Уральского танкового завода №183, который был образован на базе нижнетагильского Уралвагонзавода и 12 эвакуированных предприятий, между рабочими случился горячий спор. Они собрались у молнии, с утра висевшей на стене цеха, и громко обсуждали удивительную новость. А молния сообщала, что фрезеровщик товарищ Босый, став на стахановскую вахту в честь 24-й годовщины Красной Армии, выполнил норму на 1480%. И призывала: фронт требует - равняйтесь на товарища Босого!
- Зря ты, Филипп Фёдорович, так говоришь, - сказал пятнадцатилетний комиссар комсомольско-молодёжной бригады Моня Виноградов. - Зачем бы стали писать, если липа?
- Да как это можно - 1480 процентов? - возмутился опытный кадровый рабочий. - Станок, брат, не баба, тройню родить ему не под силу. Значит, или у них там норма - не норма, или чудо какое-то этот Босый.
Но с газетных страниц смотрел совсем не чудесный богатырь. Интеллигентное лицо, аккуратная подстриженная бородка, внимательный взгляд. С началом войны Дмитрий Босый вместе с авиационным заводом №381, собиравшим штурмовики Ил-2, был эвакуирован из Ленинграда в Нижний Тагил на площади УТЗ. Семья его осталась в блокадном городе. Он, опытный фрезеровщик, и в мирное время трудился отлично. А теперь поставил перед собой цель - работать за десятерых, чтобы отомстить фашистам за родной город, за страдания близких ему людей.
Конечно, не только товарищ Босый, но практически каждый рабочий в тылу старался работать и за себя, и за того парня, который в эти минуты сражался на передовой. Но как выполнить двухмесячное задание за четыре рабочих дня?
«Дмитрий Босый, - говорилось в передовой "Правды", - это творец, новатор, изобретатель. Это высококвалифицированный рабочий, полностью овладевший техникой и двигающий её вперёд. Это фрезеровщик-виртуоз».
В 1942-м эта газета ходила по всем заводам страны: её передавали из рук в руки, зачитывали до дыр. Секрет Дмитрия Босого пытались выведать журналисты и руководители промышленности. Об успехах фрезеровщика с Урала сообщило Советское информбюро. И такая новость была как нельзя кстати в то время, когда немецкие войска стояли под Ленинградом, а наша армия вела ожесточённые бои за каждый клочок родной земли! Фронт требовал большого количества танков и самолётов, а эвакуированные в тыл предприятия только набирали обороты.
Секрет ударников производства
Каков же был секрет Дмитрия Босого? Конечно, одной лишь интенсификацией труда таких результатов добиться было бы невозможно. Он совместно с талантливым авиаконструктором Меером Ханиным, имя которого в прессе, к сожалению, не упоминалось, внедрил приспособление, позволившее применять набор фрез для одновременной обработки нескольких деталей на одном станке. Сам Босый рассказывал в «Правде»:
«Количество и качество - вот что определяет работу стахановца. Как должен станочник-машиностроитель добиваться и того и другого? Ответ один: вооружай станок приспособлениями и тогда будешь хозяином станка, сможешь взять у него всё, что он должен дать. ...За станок, после оснастки его моим приспособлением, я могу с ручательством поставить и ученика. Он тоже перекроет все нормы и тоже не даст ни одной штуки брака - станок будет работать с автоматической точностью... Винтовка тоже имеет свои пределы, но оснасти её телескопическим прицелом - и обыкновенная винтовка станет снайперской...»
Вскоре Босый достиг ещё более поразительных результатов - 1762%, затем - 2033%, 3716%… Один работал почти за 40 человек! В 1942 году за высокопроизводительные методы обработки металла Дмитрию Босому была присуждена Сталинская премия II степени, а позже, в 1945-м, он был награждён Орденом Ленина.
Выступая в заводском клубе, Дмитрий Филиппович подробно рассказывал о своём методе, отвечал на вопросы, которые сыпались со всех сторон. Зал был забит до отказа.
- Ну, что ты на это скажешь, Филипп Фёдорович? - спрашивал неугомонный Моня.
Филипп Фёдорович лишь отшутился. Но он-то один из первых понял, что к чему и, изготовив несложное приспособление, стал давать по пять-шесть норм в смену.
Уже в марте 1942 года на Уралвагонзаводе было 32 тысячника, заменявших труд 320-450 человек. Производительность некоторых поражала. Например, токари Александр Дианов и Александр Нефёдов давали свыше 28 тысяч процентов за смену. «Это, - писала "Правда", - есть нечто небывалое в истории стахановских рекордов на Урале».
Примеру Дмитрия Босого последовали десятки, а затем и сотни, как правило, высококвалифицированных рабочих по всей стране. Движение тысячников охватило все отрасли промышленности и строительства и росло с каждым днём, давая всё новые и новые образцы рекордной производительности труда.
А вот судьба пионера этого движения оказалась трагической. В июне 1943 года 381-й авиазавод был реэвакуирован в Москву. В конце 1940-х Дмитрий Филиппович вернулся в родной Ленинград. 14 июля 1959 года он погиб на Ладожском озере. Спас тонувшую женщину, но сам выплыть не смог - умер от разрыва сердца.
Назло Гитлеру!
В годы Великой Отечественной войны на нижнетагильском предприятии было построено 25 914 легендарных «тридцатьчетвёрок» - больше, чем на всех заводах Германии вместе взятых! УТЗ изготовил и поставил авиационным предприятиям около 4 000 бронекорпусов для Ил-2, то есть каждый девятый штурмовик имел бронекорпус Уральского танкового завода, а также 2 268 236 корпусов авиабомб, 442 446 комплектов снарядов М-13 и направляющих для «катюш», 63 тысячи артпередков для пушек и гаубиц. Авиационный завод №381 за два года пребывания в Нижнем Тагиле собрал 270 самолётов Ил-2.
Конечно, место рационализаторству и изобретательству на УВЗ было и ранее. Ещё до введения предприятия в строй действующих, в 1935 году, здесь было зарегистрировано 500 предложений новаторов. Их идеи помогли возвести завод-гигант и освоить выпуск подвижного состава в рекордные сроки. Но именно в военные годы рационализаторство и изобретательство стало массовым явлением.
«Не погрешу против истины, если скажу, что не было на заводе цеха, участка, где бы не внедрялись новые методы труда, не повышалась эффективность производства. Многие рабочие и целые коллективы подавали пример настоящего трудового героизма, выполняя нормы на 200, 300, 500, 1000 и больше процентов. Рабочие овладевали несколькими профессиями, брались обслуживать по нескольку станков», - вспоминал директор Уральского танкового завода №183 Юрий Максарёв.
К концу войны количество рабочих-ударников на УТЗ составляло 84%! Из них сотни человек стабильно перевыполняли нормы в 10 и больше раз. Сформировалась тысяча фронтовых комсомольско-молодёжных бригад, пятнадцать из них были удостоены звания гвардейских! Подростки, которых к 1945 году на УТЗ было 4 000 человек, стремились к рекордам старших товарищей.
Так, в ночь на 1 января 1943 года бригада пятнадцатилетней Тани Бревновой выполнила норму на 1461 процент. Мастер из-за срочного заказа не отпустил их на долгожданный новогодний праздник. Плачущие от обиды девчонки решили поработать ударно, назло Гитлеру, и придумали приспособление для изготовления трудоёмких деталей. Утром им вручили редкостный по тем временам подарок - килограмм шоколадных конфет, который они отправили бойцам Красной Армии.
Тех, кто отказывался повышать производственные результаты, жёстко порицали. Их имена выносились на страницы заводской многотиражки, они получали с фронта гневные письма:
«Мы, командиры Красной Армии, находимся сейчас на излечении в Н-ском госпитале. До нас дошли слухи о том, что вы - квалифицированная фрезеровщица, несмотря на полную возможность, отказываетесь работать на двух станках. Мы думаем, что вы нас посетите в госпитале, пожмёте нам руку и скажете: Спасибо, товарищи, за письмо. Я уже многостаночница».
Больше всего тысячников на Уралвагонзаводе было в инструментальном производстве. Наверное, самым молодым из них был восемнадцатилетний инструментальщик Сергей Панфилов. Рекорды ставил выдающиеся - до 25 норм в смену, а сам был настолько щупл и невысок, что, вручая ему знак отличника Наркомтанкпрома, Юрий Максарёв не сдержал ободряющих слов:
- Ничего, паренек, держись. Победим! - сказал директор ударнику в замасленной прожжённой телогрейке.
Спустя многие годы Сергея Панфилова назовут лучшим рационализатором предприятия. Он пройдёт трудовой путь от токаря до главного конструктора инструментального производства. Станет автором 75 изобретений и рационализаторских предложений. Его именем сегодня названа одна из улиц Уралвагонзавода. Традиция - давать проспектам и магистралям предприятия имена выдающихся работников и руководителей - появилась в 2020-м, в год 100-летия российского танкостроения. Сохранение истории и преемственность поколений - это залог развития предприятия, уверены на УВЗ.
Традиции продолжаются
Сегодня коллектив Уралвагонзавода работает над постановкой в производство новой боевой техники, не имеющей аналогов в мире. И, конечно, без рационализаторства выполнить такую задачу непросто. Поэтому предприятие продолжает стимулировать творческую деятельность сотрудников, активно поддерживает и продвигает это направление. Но уже во имя мирных рекордов - увеличения количества и повышения качества выпускаемой военной и гражданской продукции. Проводятся мероприятия, направленные на реализацию творческого потенциала работников и привлечение их к рационализаторской деятельности: смотры-конкурсы с поощрением победителей, обучающие семинары. В помощь новичкам в каждом цехе есть организатор рационализаторской работы.
Все эти мероприятия приносят ощутимые плоды. Ежегодно в производство внедряется порядка 250 рацпредложений. В 2019 году экономический эффект от их внедрения составил около 31 миллиона рублей, а в 2020-м уже более 45 миллионов рублей. По итогам 2021 года ожидается очередной прирост экономического эффекта.
В рационализаторской работе традиционно принимают участие 200-300 работников из порядка 50 подразделений Уралвагонзавода: как индивидуально, так и в соавторстве. Например, более 19 миллионов рублей сэкономил для завода коллектив легендарного танкового конвейера. Танкостроители предложили проект по производству оснастки для специзделий силами завода взамен дорогостоящих покупных изделий.
Есть на УВЗ и новые тысячники - те, кто добивается в рационализаторской деятельности особых высот. Например, на счету начальника технического сектора отдела главного сварщика Ивана Неймышева порядка 100 внедрённых в производство рацпредложений с экономическим эффектом два миллиона рублей. Они направлены на экономию металла, снижение трудоёмкости изготовления изделий, применение новых методов ремонта и модернизации, экономию ресурсов и снижение затрат на изготовление технологической оснастки. Иван работает в цехе сварки и механической обработки корпусов специзделий, и у него в приоритете - облегчить работу слесарям-сборщикам и сварщикам. Да и хочется в обычной рутинной работе по-новому взглянуть на тему, найти нестандартное решение. «Когда идёшь по цеху и видишь плоды своего труда - это самые приятные ощущения!» - говорит рационализатор.