«Першинг»: «наци»-вариант новой американской БРСД
Договор-«заноза»
После выхода американцев из Договора по РСМД в августе 2019 года путь к наращиванию американского ракетно-ядерного потенциала через возобновление пусков РСМД - самого опасного во всех смыслах вида ядерного оружия, открыт. Сегодня начало скорейшего форсирования американцами разработки и развёртывания данных изделий очевидно с вероятностью, близкой к абсолютной.
Договор этот мешал вашингтонским военным, так как баллистические ракеты с соответствующими характеристиками имели преимущества перед МБР в силу высокой боевой оперативности и относительно низких затрат по поддержанию постоянной готовности.
Собственно, процесс уже «пошёл». Ещё в начале ноября 2020 года Пентагон официально заявил о том, что корпорация Lockheed Martin приступила к разработке с дальнейшим производством мобильного комплекса с крылатой РСМД для Сухопутных войск (Армии США) с дальностью полёта более 500 км. Планами предусмотрено начало лётных испытаний в 2023 году.
Примечательно, что, по сообщениям американских СМИ, речь идёт о типе крылатой ракеты, к которому принадлежит «Томагавк» наземного базирования с ядерной боевой частью. Известно, что данная система оружия согласно Договору по РСМД от 1987 года была дезактивирована в ряде стран Западной Европы и снята с вооружения. Но сама линейка крылатых ракет «Томагавк» никуда не делась, мало того, солидный модернизационный ресурс и успехи боевого применения ещё надолго задержат это оружие в наступательном американском арсенале.
Но это, как говорится, полбеды. Хотя возобновление развёртывания мобильных комплексов с ракетами «Томагавк» с ядерной боевой частью в Европе, - казалось бы, куда ещё хуже. Оказывается, есть куда...
«Пациент», скорее, жив...
В начале 2019 года американские СМИ распространили официальное сообщение Пентагона о том, что Сухопутные войска (Армия США) собирались в ближайшее время провести испытания мобильного комплекса с баллистической ракетой среднего радиуса действия (БРСД), имеющей дальность стрельбы 3000 - 4000 км. Сам тогдашний глава Пентагона Марк Эспер заявил, что его министерство «безоговорочно поддерживает идею развёртывания ракет (РСМД. - Авт.) в рамках общей стратегии нанесения ударов обычными средствами как взвешенный подход к соответствующим действиям России». Риторику в адрес России оставим на совести министра, тем более - бывшего. А вот боевая часть американской ракеты, вернее, какова она окажется в реальности, заслуживает отдельного разговора.
Справедливости ради отметим, что американские официальные лица отрицают существование планов разработки РСМД, в частности, БРСД с ядерной боевой частью. Более того, в начале 2020 года большое число мировых СМИ восторженно сообщили, что Штаты отказались от данной программы, так как денег на 2021 год под неё не заложено. Однако, если внимательно прочесть оригинальные пентагоновские открытые документы, становится ясно, что «заморозка» относится непосредственно к 2021 году и отнюдь не предусматривает отказ от программы новой БРСД в целом. С учётом же нынешней ситуации сомневаться в американских планах относительно ракет среднего радиуса действия сложно.
«Мятежный» нацист с «боевой частью»
Вернёмся к возможной боевой части новой (?) американской БРСД. Чуть-чуть истории. После начала в июне 1950 года Корейской войны группа немецких военных специалистов в области ракетного оружия под руководством бывшего эсэсовца барона Вернера фон Брауна, работавшая уже несколько лет в США, получила задание создать баллистическую ракету класса «земля-земля» с дальностью стрельбы 800 км. Несмотря на требования Артиллерийско-технического управления армии, фон Браун, к тому времени руководитель отдела управляемых снарядов, иными словами - главный разработчик ракетной техники армии, резко меняет техзадание и представляет ракету с дальностью стрельбы всего 320 км, но зато с забрасываемой массой в три тонны, что позволило оснастить это оружие ядерной боевой частью.
Чем руководствовался фон Браун, пойдя наперекор своим заказчикам? Может, у него были свои представления о том, какие ракеты важнее в будущих военных конфликтах? Или учитывался опыт недавнего прошлого? И то, и другое. Руководство Рейха в последние военные годы всерьёз рассчитывало на «оружие возмездия» в виде тактических (только такие в то время можно было разработать и применить) ракет, способных, однако, решать стратегические задачи. Так появилась легендарная Фау-2. Каков же оказался результат действия этих ракет?
При обстреле Великобритании 8 сентября 1944 года было снесено несколько деревянных строений, но более серьёзных разрушений не было. Чуть раньше, утром того же дня, одна ракета упала в пригороде Парижа. Ни о каких разрушениях не сообщалось.
В течение последующих семи месяцев по целям в Англии немцы выпустили свыше 1300 ракет. Был разрушен ряд городских кварталов, при этом погибло 1055 человек. На Антверпен за тот же период времени обрушилось 1265 ракет; чуть больше на Париж и другие крупные европейские города. Согласно приблизительным оценкам, от ударов «Фау» в Европе погибли 2724 человека, серьёзно ранены 6467 человек. На 99% это было гражданское население. Военная инфраструктура союзников ущерба не имела вообще. Иными словами, с военной точки зрения поражающая способность «оружия возмездия», без всякого преувеличения, круглый ноль.
Отдавал себе в этом отчёт фон Браун? Естественно. Стало очевидно, что эффективное применение баллистических ракет для решения стратегических задач возможно только при наличии невероятно мощной боевой части, а именно - ядерной. До эры высокоточного оружия было ещё далеко, а Корейская война разгоралась всё яростней, поэтому решение фон Брауна оснастить «Редстоун» ядерной боеголовкой за счёт дальности стрельбы - решение холодного ума прагматика.
Новая ракета, которую сначала окрестили «Фау-2», затем «Урса Мэйджор» (Большая Медведица), а в конечном итоге - «Редстоун» (Красный камень), успешно стартовала в рамках лётно-конструкторских испытаний с мыса Канаверал 20 августа 1953 года, и стала первой американской оперативно-тактической ракетой с ядерной боевой частью. Эта ракета готовилась к развёртыванию на юге Кореи как оружие против коммунистического Севера, т.е. выполняла бы задачи, сходные с неядерной ракетой Фау-2 в 1944-1945 годах.
Что же происходит сегодня? Сегодня американская военно-стратегическая мысль предполагает использование РСМД для решения именно стратегических задач. В противном случае нет никакой необходимости разрабатывать оружие с большой дальностью стрельбы, а ограничиться широкой линейкой высокоточных средств поражения с обычной боевой частью, скажем, тактическими «Томагавками». В то же время ракетное оружие с дальностью стрельбы в несколько тысяч километров, согласно американским данным, предназначается для поражения таких хорошо защищённых целей, как позиционные районы МБР и командные пункты. Учитывая высокую степень наземной защищённости указанных потенциальных целей, а также современные возможности систем ПРО, говорить о возможности гарантированного поражения означенных целей на территории потенциального противника неядерными средствами весьма трудно.
«Внучка» барона
Вопрос следующий. Какую ракету собираются испытать американцы? Новое оружие способно существенно повлиять на соотношение ракетно-ядерных сил. Так считает член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков. Речь идёт о развитии ракеты «Першинг-2». «Это оружие можно назвать контрсиловым. Цель - уничтожение центров управления стратегическими ядерными силами России. Тем самым они планируют лишить нас возможности ответить ударом на удар по США». По словам эксперта, дальность полёта новой ракеты может составить до трёх тысяч километров. Он уверен, что именно создание такой ракеты и было целью выхода США из договора РСМД.
Как можно оценить слова эксперта? К сожалению, положительно. В середине 1960-х годов на основе «Редстоуна» фон Браун разрабатывает линейку оперативно-тактических ракет «Першинг» - «Першинг-1» и «Першинг-1А». А в начале 70-х годов уже смертельно больной он готовит «задел» для знаменитой БРСД «Першинг-2», которую американцы разместили в Европе в начале 1980-х. Между прочим, именно наличие этой ракеты во многом предопределило успешное заключение в 1987 году Договора о ракетах малой и средней дальности. С аппетитом «съели» американцы этот договор в конце лета 2019 года. Во многом и потому, что остался у них в загашнике материал по ракете «Першинг-2».
Спрашивается, есть ли нужда американцам сильно напрягаться, разрабатывая что-то новое в области БРСД, если есть в принципе уже готовая ракета данного класса? Конечно, нет. Разговор о возможной неядерной боевой части можно отнести к необходимой «мирной» риторике, которая призвана чуть успокоить возможный негативный общественный резонанс.
БРСД «Першинг-2»
Разработка этой двухступенчатой твёрдотопливной ракеты началась по заказу армии в 1974 году. Первоначально техническое задание предусматривало максимальную дальность стрельбы 740 км - такую же, как у ракеты «Першинг-1А». Однако в 1978 году ТЗ изменили. Теперь дальность стрельбы составляла 1800 км, с тем, чтобы она при базировании в ФРГ могла поражать цели, расположенные в западных областях территории потенциального противника. Отметим, что высокий модернизационный ресурс, заложенный при разработке этой ракеты, и современные возможности использовать новейшие материалы при производстве двигателей маршевых ступеней вкупе с миниатюризацией электронного оборудования, может увеличить дальность стрельбы «новой» ракеты до заявленных пределов.
Ракета «Першинг-2» предназначена для поражения таких защищённых и незащищённых целей, как командные пункты, боевые позиции ракет, аэродромы, военные базы, наземные и подземные склады, хранилища топлива, железнодорожные узлы и депо.
Для ракет «Першинг-2» предусмотрено мобильное базирование на транспортно-пусковых установках, рассчитанных на транспортировку по воздуху самолётами типа С-130. Ракета стартует вертикально. После отделения второй ступени головная часть (ГЧ) ориентируется в направлении цели и/или в направлении противоракетного комплекса, с тем чтобы уменьшить радиолокационное сечение. В таком положении ГЧ совершает полёт и вход в атмосферу по баллистической траектории до высоты, предположительно, 60-70 км, когда начинает осуществлять манёвры с целью изменения вектора скорости, как для гашения излишней скорости, так и для дезориентации средств ПРО. На этом участке ГЧ совершает почти горизонтальный полёт, причём не исключён выход ГЧ из плоскости стрельбы. По завершении манёвров ГЧ переходит на траекторию спуска к цели. На высоте примерно 15 км включается РЛС системы наведения на конечном участке.
Баллистические ракеты меньшей и средней дальности, т.е. с дальностью стрельбы до 5000 км, всегда относились в США к стратегическому оружию. Причём, именно они - размещённые в Западной Европе, составляли «критическую массу», которая могла в середине 80-х годов привести к реальному ядерному конфликту.
Сегодня «наци»-вариант новой американской БРСД может не только создать «критическую массу», но и реально стартовать с европейских позиционных районов. Лететь-то всего ничего. Каких-то 6-8 минут...