«Фукусима» готовит смертельный слив
Практика затопления и сброса радиоактивных отходов (РАО) в Мировой океан была общепринятой в 40 - 80-х гг. прошлого века в странах, развивающих мирное и военное использование ядерной энергии. Первую операцию по сбросам радиоактивных отходов провели США в 1946 г. в северо-восточной части Тихого океана, затопив твёрдые радиоактивные отходы (ТРО) в 80 км от побережья Калифорнии. Убеждение в безопасности этих операций было настолько большим, что никому и в голову не пришло надёжно зафиксировать данные об активности и о радионуклидном составе ТРО. Вскоре к такой же практике захоронения радиоактивных отходов прибегли и другие государства: Великобритания, затапливавшая их в Северной Атлантике с 1949 г., а затем с 1960 г. Бельгия, избравшая для этой цели пролив Ла-Манш рядом с побережьем Франции, и многие другие страны. Новая Зеландия и Япония осуществляли такие работы вблизи своих берегов в Тихом океане начиная с 1954 г.
Казалось бы, в решении Токио ничего нового и инновационного нет, и такая практика существует по настоящее время. Но существует и обратная сторона, обнажающая негативное воздействие подобных сбросов на биоресурсы Мирового океана.
Чем изотоп слабее, тем он опаснее
Вода с содержанием трития находится в резервуарах на площадке АЭС«Фукусима-1», ёмкость которых будет исчерпана к середине 2022 года. В августе 2021 года управляющая компания TEPCO объявила о планах строительства подводного туннеля длиной около километра для сброса этой воды.
Согласно опубликованному TEPCO анализу, на первом этапе будет сброшена вода из трёх отдельных групп резервуаров, для которых проведён анализ по содержанию 64 радионуклидов. Эта вода будет разбавляться морской водой в соотношении не менее чем 100:1, поэтому концентрация трития (в пересчёте на создаваемый им радиоактивный фон) будет не более 1500 беккерелей на литр (Бк/л). Ну это всё в идеале. А как будет в реальности, не знает никто. Кто станет в течение 10, а то и больше, лет, осуществлять сам сброс и его контролировать? Фирма, которая допустила радиационную аварию и до сих пор не может с ней справиться? Да ещё с такой «подмоченной» репутацией.
Итак, что мы имеем. Известно, что накоплено больше 1,37 млн м³ воды. В этих отходах имеется тритий, которым японцы категорически отказываются заниматься. Дорого, говорят (а загадить Тихий океан - это дешевле?).
Многие исследователи относят тритий к слабым радиоизотопам. Но это устаревшая точка зрения. Радиоактивный 3Н выбрасывается из реактора в атмосферу, выделяется в виде водяного пара. И может поступать в организм с воздухом, пищей, водой, превращаясь при этом в органически связанный тритий. Известно, что 3Н встраивается в протеиновые молекулы и надолго остаётся в организме. В 1970-1980 гг. проводились исследования на крысах, которым давали тритиевую воду. Эта разовая доза сохранялась в их организмах и через три недели - тритий никуда не вымывался.
Считалось, что этот не очень активный изотоп не представляет особой проблемы. Но с точки зрения биологии, чем изотоп слабее, тем он опаснее. С точки зрения радиационной безопасности тритий как радионуклид (мягкий β-излучатель, Еср.=5,71 кэВ), на первый взгляд, менее значим, чем, например, Sr-90 или Cs-137. Однако в газовых выбросах он, как правило, содержится в химической форме воды и его попадание в организм человека может привести к крайне опасным последствиям, в том числе и на генетическом уровне.
Интегрированный в живой организм тритий эффективно включается в состав биологической ткани, вызывая мутагенные нарушения, а распадаясь, превращается в гелий и выделяет при этом довольно интенсивное бета-излучение.
Кстати
Притязания Японии на Курилы обострились ещё и по той причине, что всю свою прибрежную зону японцы варварски «вычистили до донышка», и их манит богатая фауна в водах Курильских островов. Отсюда - никакого доверия к их обещаниям очистить сбрасываемую воду от радиоактивных элементов. Интересен исторический факт про имевшую место в середине 1950-х историю с болезнью Минамата («болезнь кошачьего танца»), когда из-за сбросов в океан японской химической компанией Chisso Corporation промышленных вод в небольшом приморском городе Минамата пострадало более 2000 человек, были умершие. Сказалось это и на животных - птицы буквально «падали с неба». Новый вид болезни поражал нервную систему и влиял на наследственность.
Морские течения на поверхности и на глубине разные. Из некоторых точек тритий может распространиться по всему Мировому океану, что окажет влияние на практически все виды морской живности. Это означает, что при выборе места сброса необходимо учитывать пути миграции морских биоресурсов. Так, например, через район Фукусимы мигрируют многие виды рыб - та же любимая россиянами сайра, которая потом идёт к южным берегам Курил, где её и ловят. Лососёвые нерестятся в верховьях рек, а растут в открытом море, переходя в северную часть Тихого океана, в районы Командорских и Курильских островов, Камчатки, где откармливаются три-четыре года. Если в это время они попадут (даже ненадолго!) в струю течения, где в значительных концентрациях есть тритий и ещё какие-то дополнительные элементы, они могут их накопить, в том числе через пищевую цепочку (фито- и зоопланктон). Может быть, дозы радиации будут неопасны для употребления рыбы в пищу, но неизвестно, как в будущем они отразятся на репродуктивных способностях популяции лососёвых.
Мигрирующие рыбы движутся вдоль берега и придерживаются береговой линии. По сути, прибрежная зона - это полоса над шельфом от 100 до 200 километров от берега, где сосредоточены основные скопления промысловых животных.
По состоянию на август 2021 года за 10 прошедших лет после аварии на площадке АЭС накоплено более 1,37 млн м³ жидких радиоактивных отходов (ЖРАО) и количество отходов постоянно увеличивается. Ежедневное поступление - до 400 м³. Содержание трития ~ 5·106 Бк/кг. Кроме того, специалисты Японского агентства геолого-морских наук и технологий (JAMSTEC) заявили, что в водах Северного Ледовитого океана в районе Берингова пролива нашли цезий-134, выброшенный в атмосферу во время аварии на АЭС «Фукусима-1». Пробы взяли 19 октября 2021 г. к северу от Аляски. Анализ показал содержание цезия-134 на уровне 0,07 Бк/м³. Учёные не исключили, что в водах также может присутствовать цезий-137 на уровне 0,95 Бк/м³.
200 случаев подлогов, приведших к трагедии
Непосредственной причиной аварии на АЭС «Фукусима-1» стало мощное цунами, возникшее в результате крупнейшего в истории Японии землетрясения. Однако детальный анализ событий однозначно показывает, что неблагоприятное развитие аварии было полностью обусловлено как ошибками в проекте станции, так и неготовностью руководства и персонала АЭС к управлению в аварийных ситуациях. Именно эта неготовность не позволила оперативно принять меры по охлаждению активных зон остановленных автоматическими системами реакторов АЭС, результатом чего стало расплавление активных зон реакторов и взрывы образовавшегося при этом водорода. Среди стратегических ошибок оператора часто выделяют и недостаточное внимание к ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС.
Справка
«Фукусима-1» или «Фукусима-дайити» - атомная электростанция, расположенная в г. Окума уезда Футаба префектуры Фукусима, - первая АЭС, построенная и эксплуатируемая Токийской энергетической компанией ТЕРСО. Её шесть энергоблоков мощностью 4,7 ГВт делали «Фукусиму-1» одной из 25 крупнейших атомных электростанций мира. Получила известность после аварии 11 марта 2011 года, в декабре 2013 года станция была официально закрыта.
Авария на АЭС «Фукусима-1» 11 марта 2011 года стала третьей крупной аварией в истории атомной энергетики после АЭС «Тримайл Айленд» (США, штат Пенсильвания) в марте 1979 года и Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года.
Уже при проектировании и строительстве Фукусимы были заложены «мины», которые через 40 лет привели к тяжёлой аварии. Первая из них сработала в результате подземных толчков ещё до появления цунами, когда прекратилось внешнее электроснабжение АЭС. При этом разрушения возникли не только на площадке станции (примерно через 50 минут она всё равно приняла на себя сильнейший удар цунами), землетрясение повредило на несколько километров вглубь линии электропередач и подстанции вне территории затопления.
Если бы элементы этой линии были спроектированы с учётом возможных толчков магнитудой 6 и более, оставалась бы возможность восстановить внешнее электропитание и предотвратить развитие аварии. Вторая «мина» была заложена при подготовке площадки станции. В её процессе высокий 34-метровый берег был частично срыт. Окончательная высота берега в районе расположения первых четырёх блоков АЭС составила 10 м от уровня моря.
И, наконец, ещё одну «мину» подложила сама фирма ТЕРСО, которая уже постфактум признавала, что фальсифицировала данные по всем своим АЭС на протяжении трёх десятилетий с целью ослабить контроль правительственных инспекторов и подтвердила 200 случаев подлогов в технической информации на трёх АЭС в период с 1977 г. по 2002 г.
Даже при ликвидации аварии на АЭС «Фукусима-1» фирма экономила на всём: на средствах индивидуальной защиты для персонала, занятого на работах по ликвидации аварии, на средствах измерения радиационной обстановки, профилактическом питании работников, привлечении неквалифицированной рабочей силы. Фирму неоднократно пытались национализировать, штрафовать, возбудить судебные иски, но каждый раз она уходила от наказания.
«Тритийское» разбирательство
Что нужно сделать до сброса жидких радиоактивных отходов? Надо провести исследования о влиянии воды, которую планируется сбросить в океан, того же трития, на развитие эмбрионов лососёвых и других морских обитателей. К сожалению, публикаций на эту тему в международной научной литературе практически нет. Масштаб катастрофы на Фукусиме намного серьёзнее. Неслучайно Китай, Корея и наша страна выразили озабоченность планами Японии. Думаю, что нужно создавать международную лабораторию (даже несколько!) для исследований влияния «тритиевой воды» на морские организмы. Это поможет не только оценить нанесённый экологический ущерб, но и разработать мероприятия по предотвращению загрязнения Мирового океана радиоактивными отходами. Заявления японской стороны, что уровень загрязнения будет в 40 раз ниже безопасного, принятого у них в стране, нас, меня как автора этой статьи, абсолютно не убеждает.
Справка
Для сравнения: национальный нормативный стандарт Японии составляет уровень не более 60 000 Бк/л, а рекомендации Всемирной организации здравоохранения по качеству питьевой воды - не более 10 000 Бк/л.
Для человека эта доза может быть безопасна, а для какого-то обитающего в море чувствительного организма смертельна и будет способствовать генетическим нарушениям. Необходимо минимизировать ущерб океану не на словах, а на деле. Считаю, что нужно наладить международный мониторинг с участием специализированных океанологических институтов, чтобы понимать, в каком возможном направлении эта вода будет разнесена.
Ну, а как реагирует на эти действия японского правительства мировое сообщество? Да никак, есть отдельные возражения у Южной Кореи и Китая. Но они не могут сильно критиковать Японию за сброс ЖРАО - у самих практически все АЭС расположены на берегу Жёлтого и Японского морей. А вдруг тоже придётся сбрасывать РАО в океан?
Бездействует Всемирная организация здоровья (ВОЗ), Всемирный Фонд Дикой природы (WWF), Международный трибунал по морскому праву (МТМП) и, наконец, молчит Совет безопасности ООН. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) вообще решило поддержать сброс РАО с АЭС.
Ну, почему не возражает МАГАТЭ, тут всё понятно, ведь эта организация существует на деньги стран, которые входят в эту организацию и которые десятилетиями сбрасывают радиоактивные отходы (РАО) в Мировой океан. МАГАТЭ давно себя дискредитировала своими подходами к проблемам обеспечения безопасности использования атомной энергии. Атомным ведомствам можно (разрешено) систематически нарушать международное законодательство. Организация абсолютно политизирована и выполняет указания США, которые являются её основным донором. США диктуют Японии выбор стран-помощников, выбор применяемых АЭС технологий и многое другое. От русской помощи с активом в виде огромного опыта ликвидации Чернобыльской аварии японцы отказались.
Интересен факт, что бывший генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано, который возглавлял эту организацию с 2009 по 2019 г., так ни разу и не появился у себя на родине - в Японии - на аварийной АЭС.
Циничным заявлением отметился пресс-секретарь Госдепа Нед Прайс, назвавший решение Японии о сливе «лишней» воды, включая радиоактивную, с АЭС прямо в океан «взвешенным». «Это очень сложная ситуация, являющаяся уникальной», Япония «выбрала лучший подход с точки зрения стандартов ядерной безопасности», - заявил он. Американцы правы: японцы приняли самое взвешенное между очень плохим и совсем плохим решение. Однако это не должно стать поводом к проявлению беспечности со стороны наших экологических служб и органов управления страной.
Но почему молчат российские государственные организации: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Министерство иностранных дел (МИД РФ); Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России); Ростехнадзор; Росприроднадзор; Роспотребнадзор и многие другие? А российские общественные организации (этих вообще не видно и не слышно на горизонте) где? Поздно будет после слива ЖРАО с аварийной АЭС кулаками размахивать.
Единственная, кто не молчит, так это Российская академия наук. Но как! Научный руководитель Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН) академик Л.А. Большов вслед за Госдепом США и МАГАТЭ решил поддержать идею сброса ЖРАО с АЭС «Фукусима» в Тихий океан. Как можно делать такие заявления? Без проведения самостоятельных натурных исследований, без проведения расчётов радиационного риска о последствиях предполагаемого сброса ЖРАО с АЭС «Фукусима-1» для человека и для морской фауны и флоры, не имея результатов десятилетнего радиационного мониторинга акваторий Японского, Охотского морей и акватории Тихого океана, находящейся в российской экономической зоне влияния, без всестороннего научного обсуждения, опираясь только на данные оператора АЭС фирмы TEPCO…
Дорогое «удовольствие»?
В 2014 году правительство Японии выбрало российские предприятия в качестве партнёров для реализации проекта по очистке радиоактивной воды на АЭС «Фукусима-1». Агентство по природным ресурсам и энергетике Японии инвестировало более пяти миллионов долларов в демонстрационную установку с ректификационной колонной высотой 43 метра.
Поясним. В колонне происходят реакции изотопного обмена и разделение молекул воды по плотности: более тяжёлые молекулы с тритием остаются в нижней части колонны, а более лёгкие молекулы с водородом поднимаются вверх. Проведённые исследования дали обнадёживающие результаты. Однако дальше испытаний, закончившихся в 2016 году, дело не пошло: японские эксперты сочли, что технологию реализовать можно, но очень дорого: только строительство очистного предприятия обошлось бы более чем в 300 млн долларов, и это, не считая эксплуатационных затрат.
Установка для очистки ЖРАО от трития является прототипом, которая была разработана ФГУП «Научно-производственное объединение «Радиевый институт имени В.Г. Хлопина» и ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» для реализации полномасштабного проекта и создания установки очистки ЖРАО для АЭС «Фукусима-1» от трития с производительностью 480 м³/сутки (175 200 м³/год).
Установка для очистки воды от трития по данному техническому решению обладает преимуществами в сравнении с техническим решением по прототипу по степени концентрирования трития (степень сокращения отходов по сравнению с прототипом примерно 70 раз) без увеличения энергетических затрат и обеспечивает экологическую безопасность производства - исключает выброс трития в окружающую среду. Эффективность и экономичность предлагаемой конструкции свидетельствуют о её технико-экономических преимуществах в сравнении с другими известными техническими решениями и могла бы помочь очистить от трития радиоактивные отходы, образующиеся на аварийной АЭС «Фукусима-1». Но… дешевле слить ЖРАО в воды Тихого океана.
Время действовать
Тема для обсуждения крайне сложна и глобальна не только для России, но и для таких стран, как Северная и Южная Корея, Китай, Канада, США. Ведь на карте стоит вопрос о возможной потере на сотни лет биоресурсов Тихого океана.
Японское правительство, не исчерпав все методы безопасной утилизации ЖРАО с аварийной АЭС «Фукусима-1», невзирая на сомнения и протесты как внутри страны, так и за рубежом, без проведения всесторонних консультаций с соседними государствами и международным сообществом, в одностороннем порядке решило сбросить радиоактивные отходы в море, что является грубейшим нарушением «Конвенции о предотвращении загрязнения Мирового океана» от 1972 года.
Сброс Японией ЖРАО в Тихий океан - это крайне безответственные действия, которые нанесут серьёзный ущерб безопасности глобальной морской среды, системе международного общественного здравоохранения, а также коренным интересам народов соседних стран. Давно назрела необходимость выступить единым фронтом против действий японского правительства и провести международное обсуждение вопроса сброса ЖРАО с аварийной АЭС.