Немцы сплавляют Украине милитаристский секонд-хенд
Что происходит в добропорядочной и законопослушной (до недавнего времени!) Германии? Вопиющий факт: пару дней назад в супермаркете в самом центре Берлине ограбили бывшего канцлера Ангелу Меркель! У заслуженной пенсионерки тиснули кошелёк, который был в сумочке, лежавшей в тележке для продуктов. А в нём - удостоверение личности, дебетовая карта, водительские права и наличные деньги. Ни она сама, ни сопровождавший её телохранитель не заметили, как сработал воришка. Погоревав, Меркель отправилась в ближайший полицейский участок, где написала заявление о краже.
Трудно представить, что «Мамочку» ограбил представитель титульной нации. Скорее всего, это сделал кто-то из «понаехавших». Для них в своё время фрау канцлерин открыла широкий миграционный коридор, которым воспользовались около миллиона человек. Вот и прилетело. Теперь в Германию хлынули беженцы с Украины. Только в Берлин сейчас ежедневно разными путями прибывают по 10 тыс. человек. А что ещё будет...
Кому запрет не писан
Впрочем, что там Меркель и добрые немецкие традиции. На волне украинского кризиса новый кабинет, не моргнув, отказался от одного из базовых принципов, который «отмывал» современную ФРГ от тяжёлого фашистского прошлого. Речь идёт о запрете на поставки оружия в кризисные регионы.
Напомним, что закон, запрещающий военный экспорт в страны, не входящие в НАТО, был принят ещё в 1971 году. В 1998-м в угоду ВПК было сделано послабление. Немецкое оружие стало расползаться по миру, но с учётом специально разработанных восьми критериев. Государства-импортёры обязаны соблюдать международное право, права человека, не быть вовлечёнными в вооружённые конфликты, не иметь проблем с внутренней безопасностью и стабильностью.
Со временем, правда, торговцы оружием нашли лазейки, чтобы обходить эти табу. Германия, например, его продавала и продолжает продавать странам, вовлечённым в йеменский конфликт, - Саудовской Аравии и Египту. Делается это на базе положения о «защите законности» деятельности немецких оружейных фирм-экспортёров в случае, если они подтверждают, что «уже утверждённые поставки остаются исключительно в стране-получателе, а не передаются или продаются третьим странам». Вот такой спорный, мягко говоря, аргумент.
Ещё одну возможность обойти строгие правила дают межправительственные соглашения стран-производителей. Многие виды экспортной военной продукции немцы делают совместно с другими государствами, входящими в Евросоюз, где законодательства более лояльны к подобным поставкам. А также с Великобританией, которой сейчас вообще брюссельские законы не писаны.
Прямое нарушение запрета было сделано лишь однажды - в 2014 году немецкое оружие получили иракские курды, воевавшие против ИГ (ИГИЛ, Исламское государство - террористическая организация, запрещённая в РФ). Тогда немцы оправдали свои действия тем, что, дескать, договариваться в этом конфликте было не с кем.
Что касается действующего немецкого правительства, то положение о том, что Германия не будет поставлять оружие в «горячие точки», включено в коалиционный договор. В нём чётко прописано: «Только в отдельных обоснованных случаях, которые должны быть публично и понятно задокументированы, могут быть сделаны исключения».
Для сведения
Решения по оружейным поставкам и контрактам принимаются на закрытых заседаниях Федерального совета безопасности. В этот орган входят всего семь человек - федеральный канцлер, министр иностранных дел и ещё пять министров. Протоколы заседаний имеют гриф «секретно».
Also, «ящик Пандоры» открыт
И всё же 26 февраля правительство ФРГ одобрило поставки летального оружия Украине, хотя эта страна не соответствует ни одному из критериев, на которых почти четверть века строился немецкий оружейный экспорт.
«Это решение, которое мы приняли, которое мы посчитали правильным из-за нападения на Украину», - заявил канцлер Олаф Шольц.
Ещё за 10 дней до этого, во время визита в Москву, он был иного мнения. Тогда Германия ограничилась отправкой 5 тыс. касок (не новых, б/у, но в хорошем состоянии) и переводом средств на приобретение военного полевого госпиталя.
Но обстоятельства меняются. Итак, Берлин, сделав кульбит, всё же отправил киевским властям 500 ракет для зенитного комплекса «Стингер» и тысячу противотанковых гранатомётов.
Справка
Panzerfaust 3 - это 13-килограммовое оружие, способное поражать цели на расстоянии от 300 до 400 м. В зависимости от боеприпаса может пробивать бронированную сталь толщиной 70 см или железобетон толщиной 24 см (например, в бункерных системах).
Fliegerfaust Stinger 2 - ПЗРК длиной 1,5 м, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей. Может бить с плеча на расстоянии до 6 км. Оснащён системой наведения, использующей инфракрасные и ультрафиолетовые сигналы.
Кроме этого, одобрена передача произведённых в Германии 400 противотанковых орудий из Нидерландов, а также 9 гаубиц Д-30 и боеприпасов к ним из Эстонии.
Планируется также отправка Украине 2700 зенитных ракет «Стрела».
Долетит ли «Стрела» до Днепра?
С гаубицами и «Стрелами» - отдельная история.
Речь идёт о пушках советской разработки Д-30 калибра 122 мм, произведённых в ГДР. В 1990-х уже объединённая Германия продала их Финляндии, так как калибр не подходил под стандарты НАТО. В 2009 году финны сбыли эстонцам 14 гаубиц. И вот теперь 9 из них перекочуют на Украину. Пять единиц Эстония оставила себе. Видимо, чтобы было чем защищаться от русских.
Возникает вопрос - а зачем, собственно, ВСУ это старьё? Оказывается, по состоянию на 2020 год на вооружении сухопутных войск Украины числились 75 Д-30, десантно-штурмовых войск - 54, национальной гвардии - несколько штук.
С ПЗРК «Стрела-2» (по классификации МО США и НАТО - SA-7 Grail («Грааль») всё ещё запутаннее. Комплекс был принят на вооружение ВС СССР в далёком 1968 году. Позднее 2700 единиц оказались в распоряжении ВС ГДР, а затем перешли «по наследству» нынешней ФРГ.
Справка
ПЗРК предназначен для поражения воздушных целей на средних, малых высотах, а также низколетящих. Боевой пуск производится с плеча, а также с боевых и транспортных машин. Состоит из зенитной управляемой ракеты c тепловой головкой самонаведения в пусковой трубе, одноразового источника питания и многоразового пускового механизма. В походном положении переносится на плечевом ремне за спиной стрелка-зенитчика.
Оказывается, что в советское время элементы комплекса выпускались киевским заводом «Арсенал». После распада СССР его конструкторское бюро разработало собственный модернизированный вариант ПЗРК - «Стрела-2ММ», выпуск которого осуществляется на производственных мощностях завода. Там же ведётся регламентное обслуживание и ремонт комплексов. Выпуск ГСН для усовершенствованной модели налажен Научно-производственным комплексом «Прогресс». НПО «Павлоградский химический завод» делает твёрдое ракетное топливо собственной разработки для снаряжения ракетных двигателей.
Так что желание украинцев получить от немцев «Стрелы» понятно. Их, как они считают, можно быстро доработать и пустить в дело. Только вот случилась осечка. Как сообщил еженедельник «Шпигель», складированные ПЗРК находятся в плачевном состоянии. Выяснилось, что 700 ракет настолько повреждены, что больше не могут быть использованы. В них крохотные трещины, которые привели к коррозии. Деревянные ящики, в которых хранятся ракеты, настолько заплесневели, что во время их последней проверки военнослужащим пришлось надевать защитное снаряжение. В секретном военном документе, который оказался в распоряжении журнала, сказано, что «из-за устаревшего ракетного двигателя "Стрела" не является безопасной в использовании, поэтому ею больше нельзя стрелять».
Пока Федеральный совет безопасности не принял решение об отправке Украине оставшихся более-менее исправных 2000 «Стрел». Впрочем, не только немцы грешат тем, что избавляются от военного мусора, отгружая его Незалежной...
Цитата
«Глубоко разочарованы тем, что правительство ФРГ в нарушение собственного национального законодательства и юридических ограничений на уровне ЕС отошло от ранее проводившегося им сбалансированного курса в этом вопросе, что было обусловлено в том числе соображениями исторической ответственности со стороны ФРГ по отношению к народам бывшего СССР».
Олег Тяпкин, директор третьего Европейского департамента МИД РФ.
Бундесвер, ау!
Сплавляя украинцам военный секонд-хенд, немецкое правительство вдруг вспомнило о бундесвере. Канцлер Шольц заявил о создании специального фонда для модернизации ВС. Для этого из бюджета на 2022 год будут выделены 100 млрд евро. И это - только первый транш. Также он объявил, что оборонный бюджет, как того требует НАТО, будет увеличен с 1,5% до 2% ВВП.
Газета «Бильд», комментируя это решение, привела ошеломляющую статистику боеспособности бундесвера: из 350 БМП Puma в строю только 137, из 119 самоходных артиллерийских установок Panzerhaubitzen 2000 могут быть развёрнуты только 56, все 6 подлодок класса 212A (цена каждой - миллиард евро) в нерабочем состоянии. И этот печальный список можно продолжить.
Так что самое время избавиться от старья и срочно заняться повышением собственной обороноспособности.