Космическое наступление Пентагона.

Космическое наступление Пентагона

Было бы странно, если бы американцы не вспомнили сегодня о космосе, точнее, о том, что последний «обеспечивает национальную безопасность США и в настоящее время представляет собой отдельную область ведения боевых действий...»
14 апреля 2022, 06:19
Реклама
Космическое наступление Пентагона
© defense.gov
Космическое наступление Пентагона.
Читайте нас на: 

Новые песни о старом

В конце первой декады марта текущего года американская разведка, а это целых 17 достаточно независимых структур, выпустила очередной доклад «Ежегодная оценка угроз», в котором препарируются эти самые угрозы на текущий год. Основным направлением, по общему мнению разведчиков, является космическое. А если оно основное, то и деньги, которые выделяются на это направление, должны быть самыми большими.

В целом федеральное Агентство по противоракетной обороне получит в следующем году 9,6 млрд долл. Сами Космические войска в 2023 году ждёт солидное приращение. Если в текущем году на военный космос выделено 18,1 млрд долл., то на следующий год запланировано уже 24,5 миллиарда. Как видим прирост составляет почти 4,5%. Между тем это самый большой прирост ассигнований по видам Вооружённых сил на 2023 год.

По мнению разведки, главная опасность, которая угрожает американскому всевластию в космосе, исходит от государств, способных помешать Вашингтону «орбитально» доминировать и, таким образом, оспорить военное, экономическое и моральное преимущество США в космической отрасли.

Само собой, таких страны две - Китай и Россия. Как первая, так и вторая, консолидированно выступает американское разведсообщество, стремятся заполучить лучшие разработки США как в области военного космоса, так и космических исследований наряду с тем, что российские и китайские успехи в космонавтике уже сами по себе представляют явную угрозу Соединённым Штатам. В частности, данные страны обладают возможностями и далее разрабатывать противоспутниковое оружие и совершенствовать уже созданные соответствующие средства поражения, причём различных способов базирования.

В конце первой декады марта текущего года американская разведка выпустила очередной доклад «Ежегодная оценка угроз», в котором препарируются эти самые угрозы на текущий год.
© dni.gov
В конце первой декады марта текущего года американская разведка выпустила очередной доклад «Ежегодная оценка угроз», в котором препарируются эти самые угрозы на текущий год.

Разведчики, как водится, подсуетились не зря, и к месту занесли военным свои откровения, которые пришлись как нельзя кстати для поддержки «плащом и кинжалом» ОДКП. А это, родившаяся в конце февраля программа «Объединённые действия в космическом пространстве'31», рассчитанная, как видно из названия, до 2031 года. Трёхстраничный документ этот - действительно плод объединённых действий семи стран: США, Австралии, Канады, Франции, Германии, Новой Зеландии и Великобритании.

«ОДКП призвана усилить нашу ответственность перед возрастающей угрозой других стран, которые могут использовать свой технологический уровень при проведении агрессивных действий широкого спектра в космическом пространстве», - именно так звучит главная мысль, озвученная в соответствующем пресс-релизе Министерства обороны Соединённых Штатов.

Сказать, что данный пассаж поведал о чём-то новом, значит, изрядно покривить душой. Всё уже сказано и «зарифмовано», и названо своими именами. Просто «злоба дня» для американцев сегодня такая, что необходимо всё время напоминать о своей миссии «спасителей и защитников». Иными словами, что разведческие, что пентагоновские документы - суть перепевы уже достаточно старых куплетов.

Министерство обороны и партнёры в конце февраля 2022 г. выпустили объединённую концепцию космических операций до 2031 года Combined Space Operations (CSpO) Vision 2031.
© defense.gov
Министерство обороны и партнёры в конце февраля 2022 г. выпустили объединённую концепцию космических операций до 2031 года Combined Space Operations (CSpO) Vision 2031.

Стратегия противостояния

Ещё летом 2020 года Пентагон опубликовал документ, озаглавленный «Оборонительная космическая стратегия». Тем более, что, естественно, свет увидела 18-страничная несекретная часть доклада. Важно другое. Точнее, интерес представляют ответы на два вопроса, вытекающие один из другого. Что же таится тогда в загрифованной «космической» папке? Иными словами, что собираются фактически предпринять американцы в космосе, согласно означенной «стратегии»? И второе. А не ошиблись ли в Пентагоне в принципе с названием очередной космической инициативы?

«Министерство обороны Соединённых Штатов начинает самую значительную трансформацию в истории космических программ, обеспечивающих национальную безопасность США. Космос в настоящее время представляет собой отдельную область ведения боевых действий, требующую масштабных изменений в политике, стратегиях, операциях, инвестициях, возможностях и опыте для новой стратегической среды», - говорится в резюме «Оборонительной космической стратегии».

Вот, собственно, самое главное, что можно извлечь из 18 страниц американской космической мысли. А именно. Космос - неотъемлемая часть, обеспечивающая национальную безопасность США. Само собой, космос - арена будущих военных действий. Названы уже традиционные по американским меркам противники. Россия и Китай.

«Я бы сказал, что мы впереди России и Китая, но мы абсолютно точно в опасности», заявил заместитель помощника министра обороны по космической политике Стивен Л. Китэй во время презентации космической стратегии.

Новая «Оборонительная космическая стратегия» Пентагона включает в себя несколько направлений усилий, призванных помочь США сохранить военное превосходство в космосе. «Мы добьёмся решения всех перечисленных проблем посредством поэтапной реализации, двигаясь при этом с ясно определёнными целями и заданной скоростью», - сказал Китэй.

Последний доктринальный документ в области космического пространства - «Оборонная космическая стратегия» - был опубликован 17 июня 2020 года.
© defense.gov
Последний доктринальный документ в области космического пространства - «Оборонная космическая стратегия» - был опубликован 17 июня 2020 года.

В организационном плане Космическое командование США, под эгидой которого Пентагон собирается реализовать космическою стратегию, собирается действовать по четырём направлениям. А именно, Министерство обороны будет поддерживать «постоянное присутствие» в космосе в сотрудничестве с союзниками и партнёрами в целях сдерживания агрессии. Пентагон планирует «обеспечить безопасный транзит в космос и через космос; поддерживать принятые на международном уровне стандарты ответственного поведения в качестве хорошего управляющего космосом; и поддерживать лидерство США в управлении космическим движением и долгосрочной устойчивости космической деятельности».

Что же всё перечисленное означает на практике? Только одно. Милитаризация космического пространства - вопрос решённый, во всяком случае, глядя из Вашингтона. Тем более что сегодня военно-стратегические предпосылки и американские наработки уничтожения орбитальных аппаратов подтверждают мысль о скором размещении в околоземном пространстве летального оружия.

Спутники как мишень

В наши дни аксиомой является утверждение, что оборонные доктрины ведущих государств являются военно-космическими. Это обусловлено тем, что в настоящее время космическая техника, в частности, космические спутниковые системы являются неотъемлемой частью всех без исключения аспектов деятельности развитого государства. Современные типы вооружений в основе своей предусматривают широкое применение космической составляющей. Это в одинаковой степени относится как к стратегическим ядерным вооружениям, так и к обычным, в первую очередь, высокоточным средствам.

Полвека назад начало космической эры повлекло за собой наступление новой эпохи в развитии военного искусства. Из многочисленных публикаций военных специалистов можно сделать вывод, что цель войны будущего - не захват территории противника, а нанесение выверенных ударов по его «болевым точкам».

При этом не происходит нарушение международных границ: удары наносятся по морским, воздушным, а также электронным коммуникациям. Атаке подвергнутся и спутниковые «созвездия» - орбитальные группировки, которые уже сегодня играют ключевую роль в обеспечении высокого военно-экономического потенциала крупных государств планеты.

Атаке подвергнутся и спутниковые «созвездия» - орбитальные группировки, которые уже сегодня играют ключевую роль в обеспечении высокого военно-экономического потенциала крупных государств планеты.
© roscosmos.ru
Атаке подвергнутся и спутниковые «созвездия» - орбитальные группировки, которые уже сегодня играют ключевую роль в обеспечении высокого военно-экономического потенциала крупных государств планеты.

Как следствие - уходит в прошлое массовое использование сухопутных войск на основе бронетанковой техники. Сокращается роль стратегической авиации. В принципе смещается акцент в понятии «стратегические вооружения» от классической «ядерной триады» к неядерным средствам на основе высокоточных систем оружия различных способов базирования. Это, в свою очередь, подразумевает наличие большого числа спутниковых средств разведки, предупреждения, прогнозирования и целеуказаний, которые сами по себе нуждаются в защите и обороне. Иными словами, космос с позиций современной военной стратегии представляет собой потенциальный театр военных действий.

Надо заметить, что с момента окончательного формирования в конце 1950-х годов военного противостояния между СССР и США в области космоса рассматривалось два принципиальных направления деятельности: противоракетная оборона и борьба с космическими объектами потенциального противника.

Как только практика подтвердила возможность орбитальных полётов - соответственно первого автоматического искусственного спутника Земли в 1957-м и первого космонавта в 1961 году, - оба направления космонавтики тотчас получили единую стратегическую военную задачу: воздействовать на космические аппараты потенциального противника. Но если людям, к счастью, ещё не довелось повоевать на орбите, то противоспутниковое оружие на основе ракетно-космической техники обзавелось уже солидной историей.

Первые попытки уничтожить спутник ракетой, запускаемой с самолёта, предпринимались американцами ещё осенью 1959 года. 3 сентября с борта самолёта В-58 стартовала ракета, нацеленная на спутник «Дискаверер-5». Но запуск оказался аварийным. Однако уже 13 октября ракета «Балд Орион», стартовавшая с бомбардировщика В-47, прошла всего в 6,4 км от спутника «Эксплорер-6», что можно расценить как очевидный успех.

После знаменитого блефа Никиты Хрущёва о том, что СССР не только штампует межконтинентальные баллистические ракеты, «как сосиски», но и располагает ядерным орбитальным оружием, американцы в спешном порядке приступили в мае 1962 года к реализации программы трёхступенчатых твёрдотопливных противоракет «Найк Зевс». А кубинский ракетный кризис, случившийся в октябре того же года, подвиг Вашингтон на противоспутниковую программу, основу которой составил слабенький перехватчик «Тор», теоретически способный поразить спутник, находящийся на расстоянии около 130 км от места старта по высоте и 2800 км - по курсу.

Ракета Nike Zeus B на переднем плане - статическая экспозиция в Уайт-Сэндс, а на заднем плане - испытательный пуск другой Zeus B.
© ninfinger.org
Ракета Nike Zeus B на переднем плане - статическая экспозиция в Уайт-Сэндс, а на заднем плане - испытательный пуск другой Zeus B.

Тем не менее в ходе предвыборной кампании в сентябре 1964 года президент США Линдон Джонсон лично сообщил о существовании обеих противоспутниковых систем. Хотя по-настоящему боеспособную систему спутникового перехвата, получившую название ASAT, американцы развернули в середине 1980-х годов на базе кинетического перехватчика и самолёта-носителя. 13 сентября 1985 года ракета, запущенная во время отработочного запуска, уничтожила вследствие прямого попадания спутник-мишень «Солуинд», высота орбиты которого составляла 450 км.

На боевое дежурство систему ASAT, сведённую в две эскадрильи, оснащённые в общей сложности 28 самолётами-носителями и 56 ракетами, Соединённые Штаты поставили в 1987 году. Перехватчик - ракета ASAT - состоял из нескольких десятков небольших двигателей, инфракрасной системы самонаведения, лазерного гироскопа и бортового компьютера. На его борту не было взрывчатого вещества, поскольку поражение цели осуществлялось за счёт кинетической энергии при соударении с ИСЗ.

К концу работы второй ступени перехватчик раскручивался до 20 об/с с помощью специальной платформы. Это было необходимо для нормальной работы инфракрасной системы самонаведения и обеспечения стабилизации перехватчика в полёте. К моменту отделения перехватчика его инфракрасные датчики, ведущие обзор пространства с помощью восьми оптических систем, должны были захватить цель.

Твёрдотопливные двигатели перехватчика располагались в два ряда по окружности его корпуса, причём сопла размещались посредине. Для определения ориентации самого перехватчика служил лазерный гироскоп, являвшийся, по существу, высокоточными часами, которые отсчитывали обороты. Принятые инфракрасными датчиками сигналы от цели, а также информация с лазерного гироскопа поступали в бортовой компьютер. Он устанавливал, какой двигатель должен включиться для обеспечения движения перехватчика по направлению к цели. Кроме того, компьютер рассчитывал последовательность включения двигателей, чтобы не нарушалось динамическое равновесие.

Пуск ракеты ASAT с самолёта-носителя предполагалось осуществлять на высотах 15-21 км как в горизонтальном полёте, так и в режиме набора высоты. Для превращения серийного истребителя F-15 в носитель ASAT требовалась установка специального подфюзеляжного пилона и связного оборудования. В пилоне размещалась небольшая ЭВМ, оборудование для связи самолёта с ракетой, система коммутации, резервная батарея питания и газогенератор, обеспечивавший отделение ASAT.

F-15 Eagle запускает противоспутниковую ракету ASM-135 ASAT во время испытания 13 сентября 1985 года на Тихоокеанском ракетном полигоне.
© catalog.archives.gov
F-15 Eagle запускает противоспутниковую ракету ASM-135 ASAT во время испытания 13 сентября 1985 года на Тихоокеанском ракетном полигоне.

Вывод самолёта в расчётную точку пуска ракеты предусматривалось производить по командам с центра управления воздушно-космической обороны, которые будут отображаться в кабине лётчика. Большинство операций по подготовке к пуску выполнялось самолётной ЭВМ. Задача пилота - выдерживать заданное направление и пуска перехватчика при получении сигнала от ЭВМ в интервале 10-15 секунд.

Ракетно-космические системы сегодняшнего дня позволяют размещать противоспутниковое оружие не только на воздушных носителях, но и на многоцелевых орбитальных платформах.

Ещё в 2007 году командующий Космическими войсками России генерал армии Владимир Поповкин предупреждал о том, что наличие вооружений в космосе может инициировать войну. По его словам, существующие космические системы и комплексы технически очень сложны и могут выходить из строя. «В этом случае я, как командующий Космическими войсками, не могу гарантировать, что выход аппарата из строя не был вызван действиями вероятного противника».

Есть ли логика в этих словах? Ещё какая. Стратегическая ядерная стабильность, т.е. высокая степень гарантии от внезапного ракетно-ядерного удара во многом определяется работоспособностью спутников раннего предупреждения о запуске ракет и бесперебойной работой разведывательных спутников различного назначения. Если предположить, что такой аппарат одной стороны выходит из строя, то, учитывая развёрнутые на орбите ударные средства другого государства, безусловно, возникнет неуверенность в своей защищённости, повысится степень недоверия, что в конечном итоге может привести к военной катастрофе.

Кроме того, практика показала, что уничтожение спутников с испытательными целями приводит к засорению орбит, бороться с которым становится всё труднее. Китайские испытания противоспутникового оружия в январе 2007 года, согласно данным американских ВВС и НАСА, захламили космос на 2000 кусков размером с бейсбольный мяч, двигающихся по орбите Земли на высоте в диапазоне 200 - 4000 км. Высокие орбитальные скорости делают даже совсем маленькие частички опасными для рукотворных космических объектов.

Само собой, избежать всех неприятностей, связанных с размещением оружия в космосе, во всяком случае, минимизировать возможные риски, можно разработав и подписав международное соглашение о запрете космических вооружений. Однако в США стойко придерживаются мнения о том, что выполнить такое соглашение нельзя. Последний доклад американской разведки и космическая «Программа'31» - наглядное тому подтверждение.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама