Всё ли мы делаем для торжества нашей Победы?
Нечто подобное мы прошли 80 лет назад, только тогда в качестве инструмента борьбы с нашей Родиной выступал германский нацизм, а сегодня - англосаксонский. Нынешняя война пришла надолго: Запад с помощью политико-дипломатических, информационных средств и своей экономической мощи пытается разрушить и расчленить Русский мир, навсегда вычеркнуть русских из мировой истории, ограбить нашу страну, сформировать «новый мировой порядок».
Как тут не вспомнить слова ярого русофоба Збигнева Бжезинского: «Новый мировой порядок будет построен против России, на обломках России и за счёт России». Западный мир во главе с Соединёнными Штатами загнал человечество в очередной кризис, выход из которого по англосаксонской традиции один - большая война. Замысел здесь очевиден: объявить русских виновными в украинском кризисе и изолировать Россию. Об этом мечтал ещё Гитлер и его генералы. «Целью Мюнхена было вытеснить Россию из Европы, выиграть время и завершить вооружение Германии», - показывал фельдмаршал В. Кейтель на Нюрнбергском процессе. Разница лишь в том, что сегодня для этого вместо поверженной Германии выбрана Украины.
И здесь впору поставить перед собой вопрос: а всё ли мы делаем для того, чтобы защитить великую Победу 1945 года. Ответ на него вряд ли прозвучит положительно, если учесть результаты последнего опроса на платформе Reddit в бывших странах-союзницах, чей вклад в разгром нацистов оказался решающим, и Германии. Оказалось, что большинство считают американцев, а британцы вообще только себя, главными «победителями» разгрома нацистов во Второй мировой войне.
Приведу ответы:Великобритания: 50% - британцы, 13% - русские, 9% - американцы.
США: 47% - американцы, 12% - русские, 9% - британцы.
Германия: 34% - американцы, 22% - русские, 7% - британцы.
Франция: 56% - американцы, 15% - русские, 11% - британцы.
Не в пользу положительного ответа на поставленный в заголовке вопрос служит также ситуация вокруг советских воинских захоронений и символики Великой Отечественной войны в отдельных странах, перенос даты празднования Дня Победы с 9-го на 8 мая, отмена празднования очередной годовщины встречи советских и американских войск на Эльбе. И уже совсем несерьёзным выглядит решение сейма Латвии о запрете проведения мероприятий ближе 200 метров от любого памятника в стране, прославляющего победу и память Советской армии и её солдат. И всё это происходит в странах, которые или сами участвовали в составе СССР в уничтожении «коричневой чумы» XX века, или в государствах, которые были освобождены от неё Красной Армией.
Дело дошло до того, что в 2021 году руководитель научно-исследовательских программ и глава Центра исследований России и Евразии в Обществе Генри Джексона Дж. Макглинн ввёл в научный оборот понятие «дипломатия памяти», которое, по его утверждению, является «формой публичной дипломатии, при которой государства или политические группы стараются улучшить свои внешние связи и репутацию, экспортируя практики чествования своих героев. Эта же цель достигается, когда свой «нарратив» об истории умышленно комплиментарно переплетается с историческим «нарративом» другого государства».
Макглинн относит «дипломатию памяти полностью» к Российской Федерации. В отличие от войн памяти, заключающихся в критике альтернативных, как правило, осуждающих Россию точек зрения на историю, «дипломатия памяти», согласно его трактовке, сосредоточена на позитивном продвижении точки зрения России, на создании в сфере исторической памяти союзников, а не врагов. То, что происходит внутри страны, не остаётся делом одной России. За границей российское Министерство иностранных дел и другие госорганы активно используют то, что он называет «дипломатией памяти», чтобы укреплять российское влияние и продвигать этот селективный взгляд на советское прошлое.
В итоге память о Великой Отечественной войне является, по его мнению, чем-то вроде культа в российской массовой культуре и в российской политике. При этом он не щадит ни одного из позитивных представлений о роли России в истории, которые пытаются нести в мир наши дипломаты и общественники. Георгиевская ленточка, роль СССР в войне, православие - везде он видит «диверсии», утверждая при этом, что Путин продвигает селективную версию российской истории, чтобы укрепить влияние Кремля за границей и его легитимность внутри страны.
Огромное разнообразие применяемых российским государством практик достойно изучения, считает британский специалист. А в последние годы это самое российское государство нарастило целую сеть памятных символов, мероприятий и «нарративов» для использования за рубежом. Среди них военно-исторические туры по Европе, памятные танцевальные состязания и музейные выставки о том, как именно «советский солдат спас мир». Министерство иностранных дел России, посольства, культурные центры и созданные государством группы по работе с историей, например, Российское военно-историческое общество (РВИО), организуют и активно распространяют эти мероприятия по всему миру.
До 2015 года российские попытки продвигать «дипломатию памяти» в основном были сосредоточены на российской диаспоре и бывшем Советском Союзе. Однако позднее, частично из-за попыток развить российскую «мягкую» силу, внимание переключилось на иностранных граждан, не имеющих никаких общих исторических или культурных связей с Россией.
Самой известной попыткой российского экспорта памяти Макглинн называет георгиевскую ленту. Посольства РФ по всему миру организовывают так называемых Волонтёров Победы, вербуемых в основном из представителей русской диаспоры, чтобы раздавать георгиевские ленты и исторические рекламные материалы прохожим.
По его подсчётам, в 2019 году «волонтёры Победы» работали более чем в 90 странах, в том числе в Соединённых Штатах. Они раздали около 15 тыс. лент и брошюр, в которых рассказывается история этого символа и объясняется роль Советского Союза во Второй мировой войне. Сотрудники посольств иногда обращаются к сочувствующим группам. В 2019 году члены левой организации Momentum британской Лейбористской партии сфотографировались с этими лентами и даже разместили в Твиттере изображения, на которых лента была обёрнута вокруг пистолета.
Ещё одним примером успешного распространения практики чествования памяти, характерного для празднования Дня Победы в России, по мнению Макглинна, является акция «Бессмертный полк», которая теперь проходит в 115 странах. И хотя большинство участников мероприятия - представители русской диаспоры, «Бессмертный полк» вышел за пределы этой диаспоры в таких странах, как Израиль и Сербия. В Сербии он даже стал неотделимой частью памятных мероприятий, посвящённых Второй мировой войне.
Можно сказать, что спор вокруг Дня Победы возникает из-за особой важности этого праздника и из-за того, что люди не могут решить, как отмечать его в сложной современной международной обстановке. Задача россиян заключается в том, чтобы защитить великую Победу. И нашим основным оружием в этой борьбе является историческая правда - всемирно-историческая победа над фашистской Германией и милитаристской Японией была достигнута ценой огромных усилий и жертв всех свободолюбивых людей, боровшихся против германского фашизма и японского милитаризма, но решающий вклад в эту Победу внесли советский народ и его Вооружённые силы. Наша страна выполнила свою историческую миссию 77 лет назад, и именно России, но уже на другом витке исторической спирали, снова выпала миссия сорвать чужой глобальный сценарий, дать достойный отпор современному нацизму и уберечь человечество от повторения самой кровопролитной войны XX века.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.