© РИА Новости
Благодаря трудам Циолковского и Чижевского мы сейчас осваиваем космос.

Через тернии: философия, авиация, космонавтика в жизни русских учёных-космистов

Сегодня, когда Космос стал неотъемлемой частью жизни землян, поговорим о тех, кому прежде всего мы обязаны появлением и самой космонавтики, и многим философским проблемам человечества, связанным с жизнью в Космосе, его пониманием, освоением, применением его законов в социальных условиях. К этим проблемам в мировой истории обращались очень многие представители науки и техники. Ими понималось неразрывное единство человека, Земли и Космоса и необходимость их дальнейшей сознательной эволюции
© РИА Новости
Благодаря трудам Циолковского и Чижевского мы сейчас осваиваем космос.

Человек и Космос - едины

Все мы, жители Земли, осознали не только зависимость человека от природы и космоса, но и обратное его влияние на окружающий мир. Соразмерность человека и остального мира послужили основой для развития идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира, соблюдать законы природы и не вторгаться в закономерности её развития, пытаясь нарушить их или усовершенствовать. К таким, ныне признанным всеми, выводам пришли в своё время не только многие естествоиспытатели: астрономы, биологи, физики, математики и др., - но и философы, представители гуманитарной сферы.

Памятник К.Э. Циолковскому на Аллее космонавтов в Москве.
© М.Гродецкий/zvezdaweekly.ru
Памятник К.Э. Циолковскому на Аллее космонавтов в Москве.

Наиболее глубоко их раскрыли русские космисты. Космизмом принято считать социокультурный феномен, включающий в себя естественно-научное, религиозно-философское, художественно-эстетическое, музыкальное, экзистенционально-эсхатологическое и другие чувственные направления человеческой мысли. Вообще русский космизм - это комплексное учение о взаимодействии человека и мирового пространства, построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для плеяды русских учёных XIX-XX веков.

Взмыть, словно птица, в воздух, покорить необъятное пространство, простирающееся над головой, понять, в чём же состоит прелесть полётов в небо, человечество стремилось с самого первого дня своего существования. Но только в XIX - начале XX веков люди смогли осуществить свою заветную мечту. Началось развитие авиации, а вслед за ней космонавтики, появились дирижабли, самолёты, космические аппараты. Но сначала появились соответствующие науки (аэродинамика, самолёто- и ракетостроение, гелиобиология и др.), учёные, конструкторы, создаваемая ими техника и мужественные её испытатели: лётчики, штурманы, инженеры и техники, космонавты.

Циолковский - «жизнь и судьба»

Первым, о ком следует начать повествование, говоря о космосе и космической науке, это, конечно же, наш русский гений, учёный-самоучка Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), и он же - основоположник мировой космонавтики и ракетостроения, философ-космист, писатель-фантаст, занимавшийся философскими проблемами освоения космоса, конструктор и педагог. В этом году ему исполняется 165 лет со дня рождения. О Циолковском ныне имеется обширная информация во всех библиотеках страны, в Интернете ему посвящены многочисленные публикации, в т.ч. в Википедии и в других источниках.

К.Э. Циолковский просматривает полученную корреспонденцию. 16 августа 1935 г.
© wikipedia.org/Ф.А. Чмиль
К.Э. Циолковский просматривает полученную корреспонденцию. 16 августа 1935 г.

При этом напомню, что в научном мире авторитет Циолковского как основоположника космонавтики долгое время не признавался, а роль учёного в науке всячески принижалась. Обидно, что основными антагонистами учёного и идейными гонителями его таланта являлись такие известные, заслуженные люди нашей страны и признанные авторитеты авиации как профессора Н.Е. Жуковский, В.П. Ветчинкин, Н.А. Рынин, которые устроили травлю учёного и организовывали незаслуженные наветы на него. Более того, в силу бедности учёного, отсутствия должного внимания государства к его публикациям, выпущенным из-за отсутствия собственных средств небольшими тиражами, и из-за невнимания к популяризации его открытий и достижений долгое время приоритет основоположения космонавтики отдавался американцу Г. Оберту и англичанину Р. Годдарду. Только благодаря исключительной принципиальности и реальному, а не только на словах, патриотизму юного друга Циолковского А.Л. Чижевского (о нём - ниже) и его отца - генерала русской армии, а в описываемый период советского учёного и военного деятеля Красной Армии Л.В. Чижевского, приоритет Циолковского и нашей страны перед международной научной общественностью удалось безоговорочно отстоять.

Также пришлось доказать значение его работ и открытий перед научной общественностью страны. Ныне в признание его заслуг, в том числе и перед авиацией рядом с Военно-воздушной инженерной академией ВВС (ныне уже бывшей) напротив памятника основоположнику аэродинамики Н.Е. Жуковскому, имя которого носила академия, возведён памятник и К.Э. Циолковскому. Жизнь рассудила по справедливости и поставила этих гениев рядом.

К.Э. Циолковский за свою жизнь опубликовал 148 различных работ (большей частью статей и небольших брошюр). По данным его правнука Сергея Николаевича Циолковского-Самбурова, кстати, тоже учёного в космической сфере и эксперта национальной системы «Интеграция», с которым мне приходилось сотрудничать, в архиве его прадеда сохранилось более 600 неопубликованных рукописей, значительная часть которых увидела свет в 1990-е годы и позже.

Примерно треть из них была посвящена тем или иным философским проблемам. В короткий период 1917-1935 годов (период советского времени его жизни) Циолковский опубликовал трудов в четыре раза больше, чем за всю предшествующую жизнь. По определению видного специалиста по истории русской литературы и общественной мысли ХІХ века, профессора Б.Ф. Егорова, можно утверждать, что крупномасштабные идеи Циолковского, реализованные в виде отдельных рукописей и брошюр, образовывали «единое громадное произведение утопического плана, с чертами и научно-фантастического жанра, и публицистического выступления, и программных тезисов научного характера.

Трактат «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы». 1928 г
© wikipedia.org
Трактат «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы». 1928 г

Иногда в физико-технические труды Циолковский вставлял художественно-фантастические разделы». А вот его изобретательские работы представляются как некоторый переходный мост между фантастикой и реальностью. Сущность их сводится к тому, что для решения фантастических задач он, будучи превосходным математиком, использовал математический аппарат.

Итак, в копилке трудов Циолковского находятся: труды по воздухоплаванию, аэродинамике, устройству и конструкции аэроплана и дирижабля; труды по космонавтике: выведенная им формула Циолковского, по так называемому «ракетному поезду», полемика с американским конструктором Обертом; утопическая философия: философско-методологическая база учения, космическая философия, труды о христианстве, труды о евгенике, социально-космическая утопия, а также фантастические произведения.

Особенно следует упомянуть его глубокие философские труды: «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», Монизм вселенной (Конспект. Март 1925 г.), Общественная организация человечества (Вычисления и таблицы), Космические ракетные поезда (С биографией К.Э. Циолковского С.В. Бессонова), «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Правда, последняя работа, хотя и опубликована в серии «Космическая философия», она всё же больше техническая, при этом определённый интерес представляет и для философов. Важнейшее значение этой работы заключается в признании за Циолковским приоритета в основоположении развития ракетной техники и реактивной авиации.

Ведь стоит отметить, что в начале XX века, когда авиация только начинала своё признание, а самолёты, разумеется, были только винтовые, с двигателями внутреннего сгорания, полёты на которых совершались на основе аэродинамической подъёмной силы крыла, о реактивных аппаратах, а тем более о ракетах и ракетостроении, никто даже не задумывался и не помышлял. А поэтому Циолковский со своими взглядами, намного опережавшими его время, не был понят не только государственными чиновниками, но и научным сообществом, в том числе упомянутыми выше профессорами военно-воздушной академии.

В мемуарах А.Л. Чижевского, которые называются «И звезда с звездою говорит», есть такая характеристика, которую автор мемуаров даёт своему учителю. «Никто в мире не понимал значения ракеты лучше, чем К.Э. Циолковский, который считал, что его ракета "спасёт семя человечества". Циолковский же был не только инженер, но и великий учёный, гениальный естествоиспытатель и философ космизма.

Металлический дирижабль. Заявочные материалы на изобретение. 1929 г.
© wikipedia.org
Металлический дирижабль. Заявочные материалы на изобретение. 1929 г.

Никто в мире не понимал, для чего человеку нужны реактивные космические корабли. Это знал и ясно себе представлял только он один, и больше никто. Для него это была не только техническая проблема, но и философская, и ради неё можно было претерпеть все беды и лишения, клевету и поругание. Этим знанием того, что не знал никто, можно объяснить у него отсутствие злобы по адресу его противников, добрую улыбку вместо мщения и внутреннее счастье, которое было доступно в необозримом море бедствий только ему одному. Он положил свою большую жизнь на алтарь человечества не из-за возможности полётов на Луну, Венеру или Марс, а как он ясно и чётко говорил, "ради спасения человечества, когда придёт день"».

Вот так, благодаря ракете Циолковского, не случилось новой мировой катастрофы (апокалипсиса) на земле. Мировой катастрофы не случилось и благодаря великому сподвижнику Циолковского А.Л. Чижевскому, защитившему своего учителя. Не случилось её также, благодаря Ф.А. Цандеру, М.В. Келдышу, В.Н. Челомею, В.П. Глушко, В.Ф. Уткину, В.П. Мишину, Н.А. Пилюгину, Б.Е. Чертоку, Г.Е. Лозино-Лозинскому, М.Ф. Решетнёву, М.К. Янгелю и очень многим другим создателям грозного ракетного боевого оружия.

Без их научной мысли, научного подвига и самозабвенного труда такого оружия не появилось бы. Но особенно благодарными граждане нашей страны остаются Сергею Павловичу Королёву (1907-1966). Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР, академик АН СССР. Это на его ракетах начиналось освоение космического пространства Юрием Алексеевичем Гагариным, Германом Степановичем Титовым и большой плеядой других покорителей космоса первой волны. Огромен его вклад и достижения в сфере мирных инициатив. В данном случае в сфере непревращения космоса в арену военных столкновений. Войны не случилось и благодаря деятельности многих и многих тысяч других великих и не великих, но ответственных и болеющих за дело мира на земле людей. Благодаря их настойчивым и громким требованиям к властям-агрессорам удалось предотвратить атомный апокалипсис на нашей планете.

Чижевский - поэзия Космоса

Эту сферу нашей будущей жизни не предвидел ни Циолковский, ни более молодой по сравнению с ним Александр Леонидович Чижевский (1897-1964). В этом году исполнилось 125 лет со дня его рождения. О Чижевском, так же, как и о Циолковском, ныне информации очень много. Что радует! И ею вполне можно пользоваться на всех поисковых порталах Интернета. В последние годы стали появляться и книги о нём, а также его многочисленные труды.

С юных лет А.Л. Чижевского интересовали различные области знаний.