Стратеги в «свободной охоте» над сушей и над морем
«Изделие 305» как средство предохранения от нежелательного укронацизма
Наши пилоты и вертолётчики, совершающие около двухсот боевых вылетов ежедневно, не только научились классно управлять своими машинами, виртуозно уходя от вражеских систем ПВО, но и продолжают на практике осваивать новейшие образцы оружия и техники. В рамках спецоперации впервые были применены высокоточные авиационные ракеты «305» с борта «Ночного охотника» (вертолёт Ми-28НМ). Хотя изначально планировалось, что этими ракетами будут вооружаться только «Аллигаторы» (Ка-52) и «Терминаторы» (модифицированные Ми-8АМТШ). Экипажи «Ночных охотников» на деле доказали, что им по плечу использование «Изделия 305» для уничтожения наземных военных объектов противника и со своих машин.
Справка
Лёгкая многоцелевая управляемая ракета «305» относится к классу ракет «воздух-поверхность». Дальность стрельбы - 14,5 км; скорость полёта - до 230 м/с; стартовая масса - 105 кг, из которых 25 кг - боевая часть осколочно-фугасного типа. Благодаря оптической головке самонаведения ракета может управляться как в ручном режиме, так и по принципу «выстрелил и забыл». Одним из несомненных преимуществ является точность попадания: ракета может влететь в открытые двери и окна зданий.
Именно в ходе СВО состоялось и первое боевое применение гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал» с МиГ-31К и истребителей-невидимок пятого поколения Су-57. Несмотря на их использование в разовых акциях, и ракетный комплекс, и самолёт уверенно подтвердили заложенные в них тактико-технические возможности. Не за горами - практическое совместное использование Су-57 с тяжёлыми разведывательно-ударными дронами С-70 «Охотник», из которых будут образованы смешанные авиаполки. Это кардинально усилит возможности Воздушно-космических сил России. Беспилотники и самолёты не только закроют непроницаемым щитом территории в сотни и даже тысячи километров, они смогут уничтожать важнейшие цели в тылу противника, оставаясь незамеченными.
Ещё, опять же впервые, в небе над Украиной наши военные начали применять новейшие лёгкие беспилотники из состава комплекса «Ласточка» и модернизированные «Ланцеты». Последние имеют увеличенную продолжительность полёта в один час и более могущественную боевую часть массой до 5 кг.
В зависимости от типа цели «Ланцет» оснащается различной боевой частью: осколочно-фугасной, термобарической или кумулятивной. Этот дрон легко, по воле оператора, может превратиться в снаряд. Для этого всего лишь нужно использовать функцию предконтактного подрыва, и БПЛА, чтобы ударная волна и осколки накрыли как можно большую площадь, подрывается неподалеку от цели, над ней или в стороне.
Использование всего вышеперечисленного арсенала, вкупе с традиционными и давно проверенными ракетно-бомбовыми возможностями российских боевых самолётов и вертолётов, наносит значительный ущерб боевой технике и вооружению, поставляемому на Украину коллективным Западом. В основном, из стран НАТО.
Сложно - не значит невозможно
Авиаподразделения наших ВКС не только умело воюют, но и умело показывают себя при отработке плановых учебно-боевых задач. Лётчики из российской военной базы в Армении потренировались в сложном пилотировании МиГ-29. В одиночном порядке, в составе пар и звеньев они выполнили боевые развороты, горизонтальные «бочки», виражи, пикированные горки с большими углами наклона, петлю Нестерова, «кобру», «колокол» и другие. Также экипажи отработали полёты в различных диапазонах высот, днём и в ночное время, в горах и над равнинной местностью; посадку по приборам, манёвры ухода от средств поражения.
Тем самым они ещё раз подтвердили, что самолёты оперативно-тактической авиации - это надёжная воздушная составляющая боевой мощи нашей базы в ближнем зарубежье.
Под стать «большим братьям» отработали и экипажи малой авиации на вертолётах Ми-8МТВ-5 и Ка-52. Перед ними была поставлена задача (также, в составе пар и звеньев) выполнить элементы сложного пилотажа над высокогорными полигонами Алагяз и Камхуд. Особое внимание со стороны командования уделялось слаженности экипажей при выполнении задач в разных составах. К обеим тренировкам в общей сложности было привлечено более 270 военнослужащих лётного и инженерно-технического состава и около 60 единиц самолётов и вертолётов авиачасти базы. И личный состав, и техника отработали без сбоев.
Лётчики штурмовой авиации, дислоцирующиеся в Забайкальском крае, на своих «Грачах» (Су-25) применили тактический приём «свободная охота». Экипажи отработали разведывательно-ударные действия в назначенном районе в дневное и ночное время суток. Для создания дополнительной сложности лётчикам, различные группы целей, имитировавшие скопление военной техники противника на земле, были максимально замаскированы. Однако это не спасло их: все «вражеские» объекты были обнаружены и условно поражены.
А экипажи «грачей» из Приморья выполнили лётно-тактические задания по уничтожению наземных целей на специализированном полигоне «Новосельский». В ходе учебно-боевых вылетов пусками неуправляемых реактивных снарядов и прицельным бомбометанием, пилоты-штурмовики уничтожили склады, пункты связи, полевые лагеря и бронетехнику условного противника. Плюс к этому - они отработали упражнение по сложному пилотированию на различных высотах.
Экипажи тридцатых СМ «сушек» в Хабаровском и Приморском краях провели «настоящий» воздушный бой. Сначала, для выявления авиационных средств нападения и зенитных ракетных комплексов ПВО «противника», лётчики провели наземную разведку. Для этого использовались бортовые «умные» радиолокационные станции Н011M «Барс», которые безошибочно определили ложные цели. После этого пилотам оставалось лишь отделить их от настоящих и открыть огонь на поражение.
Готовь крылья летом
В полках стратегических ракетоносцев Ту-95мс и сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22м3 дальней авиации, дислоцированных в Амурской и Иркутской областях, идёт подготовка авиационной техники к полётам на предстоящей неделе. К лётным сменам командным составом выполняется расчёт необходимых сил и средств для подготовки авиационной техники к полётам. С инженерно-техническим составом проводятся инструктажи и доводятся основные задачи, порядок использования по назначению средств наземного обеспечения. Инженерно-техническим составом проверяется работоспособность всех узлов и агрегатов авиационного и радиоэлектронного оборудования, авиационного вооружения и работа двигателей воздушных судов.
А в авиационных полках дальней авиации, дислоцированных в Калужской, Мурманской и Саратовской областях прошли занятия, посвящённые безопасности полётов. «Занятия проводятся регулярно с целью совершенствования знаний руководящих документов личным составом авиационных экипажей, - подчеркнул командир авиационного соединения гвардии полковник Николай Варпахович. - Они имеют большое значение, как для лётного состава, так и для инженерно-технического. Мы стараемся уделить большое внимание всем мелочам, которые могли бы повлечь за собой какие-либо негативные последствия. Данные, предоставляемые службой объективного контроля, тщательно просматриваются и каждому лётчику индивидуально подробно доводятся его ошибки».
На первом этапе в учебных классах с военнослужащими были произведены разборы авиационных инцидентов и изучение требований руководящих документов по недопущению ошибочных действий экипажей воздушных судов. Особое внимание было уделено практической отработке экипажами на учебных тренажёрах правильного алгоритма действий в аварийной обстановке при проведении полётов.
Небесным асам лучше не мешать
Пилоты Центрального военного округа отработали своё мастерство в одном из самых сложных видов лётной подготовки: дозаправка самолёта топливом в воздухе. Она необходима для увеличения радиуса боевого применения авиации без совершения дополнительных посадок на аэродромах.
Это произошло на учении в небе над Пермским краем, где были задействованы экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ и истребителей-бомбардировщиков Су-34, дислоцирующиеся в Сибири, на Урале и в Поволжье. Тренировка проходила на высоте около пяти тысяч метров, всем экипажам надлежало выполнить одно упражнение. После выполнения захода на исходную позицию и постепенного сближения с конус-датчиком топливозаправщика Ил-78 на дистанцию не более десяти метров, произвести стыковку с ним и дозаправиться. Лётчики отрабатывали одиночный и парный подходы к авиатанкеру на время; необходимо было уложиться в установленные нормативы. Для истребителей задача была усложнена. Они выполняли подходы к топливозаправщику в ночное время в условиях ограниченной видимости с использованием бортового осветительного оборудования.
Всего в мероприятии приняли участие до 10 единиц техники, включая самолёт-заправщик Ил-78, истребители-бомбардировщики Су-34 и истребители-перехватчики Миг-31БМ, а также более 500 военнослужащих из числа лётного и инженерно-технического состава авиачастей, дислоцирующихся в Сибири, на Урале и в Поволжье.
В это же самое время учения проводили и экипажи транспортно-боевых Ми-8АМТШ-В «Терминатор» в небе над просторами Тувы. Вертолётчики отработали учебно-тренировочные полёты на полигоне Кара-Хаак, в ходе которых провели учебный бой на предельно малых высотах - не более 30 метров над землёй. Подобные манёвры требуют от лётчиков высокого мастерства. В реальных боевых условиях это позволяет «спрятать» боевую машину от радаров и средств ПВО противника, используя особенности ландшафта местности. В ходе манёвров, используя целеуказания авианаводчиков, пилоты отработали различные способы захода на атаку по наземным целям.
«Повоевали» лётчики и над морем. Экипажи истребителей Су-27 авиаполка морской авиации Балтийского флота отработали тактику ведения воздушного боя с низколетящими воздушными целями условного противника. В роли условного противника выступили вертолёты Ми-8, Ми-24, Ка-27 смешанного вертолётного полка. Пилоты-истребители отработали взлёт по тревоге, уложившись в нормативные показатели, произвели поиск авиации условного противника и, используя ракеты класса «воздух-воздух», провели условные пуски по целям. Маршрут полётов российских истребителей был согласован с органами управления воздушным движением и осуществлялся в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами Балтийского моря.
Точно такое же согласование происходило и в воздушном пространстве над нейтральными водами акватории Баренцева моря. Только здесь обошлось без «войны». Два стратегических ракетоносца Ту-160 дальней авиации выполняли плановый полёт. Аналогичные полёты экипажи дальней авиации регулярно совершают над нейтральными водами не только Арктики, но и Северной Атлантики, Чёрного и Балтийского морей, Тихого океана.
Продолжительность полёта над Баренцевом морем превысила 7 часов. Истребительное сопровождение «Белых лебедей» обеспечивали экипажи самолётов МиГ-31 объединения ВВС и ПВО Северного флота. Всё, как и всегда, когда в небо поднимаются российские «стратеги» прошло без эксцессов. Все знают: этим машинам, равных которым в мире нет, лучше не мешать.