«Ночной охотник» и его «зверская» компания
Эффект конкуренции
Настоящим боевым дебютом для Ка-52 «Аллигаторов» и Ми-28Н «Ночных охотников» стала специальная военная операция, хотя эти машины поднимались и в небо Сирии. Но там противник был намного слабее, тогда как на Украине против российской авиации работает широкая линейка средств ПВО. Тем не менее вертолёты успешно поддерживают с воздуха наступление союзных сил. Что, надо отметить, не так уж и просто, поскольку линию фронта, связывающую Северск, Артёмовск и Соледар, противник превратил в мощный укрепрайон, насыщенный большим количеством средств противовоздушной обороны. И только высокий профессионализм, доведённый до высокой степени боевого искусства, позволяет экипажам успешно решать боевые задачи.
Благодаря телевизионным репортажам, схема боевого маневрирования ударных вертолётов не является большим секретом: чтобы не попасть в зону действия ПВО противника, к цели вертолёты выходят на минимальной высоте и только перед нанесением удара делают так называемую горку и применяют оружие. А уходят, отстреливая тепловые ловушки. При этом уничтожением наземных целей - боевой техники противника и опорных пунктов - возможности «Ночных охотников», «Аллигаторов» и «Крокодилов» (Ми-24) не исчерпываются. Российские вертолёты могут вести и воздушные поединки с противником. Что, впрочем, давно известно.
Ещё 8 июня 1982 года в Ливане сирийский вертолёт советского производства Ми-24, больше известный как «Крокодил», атаковал колонну израильской бронетехники, на подмогу которой прибыли два израильских реактивных истребителя F-4 «Фантом». Но, заходя в атаку на Ми-24, «Фантом» выдал себя излучением радиолокатора. По этому лучу экипаж вертолёта и выпустил две управляемые ракеты (подчеркнём, тоже советского производства), которые попали в цель и разнесли в клочья израильский истребитель.
Похожая дуэль состоялась в октябре 1984 года во время ирано-иракской войны. Иранский «Фантом» выпустил по иракскому вертолёту ракету, но она потеряла цель. Тогда экипаж «Фантома» решил сбить Ми-24, но иракский лётчик не растерялся: с расстояния в 3,5 км выпустил сразу все 32 неуправляемые ракеты, увернуться от которых шанса не было, и «Фантом» разлетелся на части.
Не менее показательные эпизоды числятся и за Ка-52, и тут самое время отметить, что камовские вертолёты с характерной соосной схемой расположения винтов прежде использовались исключительно в интересах флота (противолодочная авиация) и пробивали себе дорогу на поле боя в острой конкуренции с машинами ОКБ М.Л. Миля - линейкой модернизаций Ми-24 и вертолётами нового поколения Ми-28 и Ми-28Н «Ночной охотник». Не исключено, что именно конкуренция позволила обеим машинам - и камовской, и милевской - подняться на самую высокую ступень в табели о рангах ударных вертолётов, ни в чём не уступая разрекламированным и самым тиражным в мире АН-64 «Апач».
Сначала была «Акула»
В ответ на появление у американцев вертолёта «Апач» 16 декабря 1976 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о начале создания нового поколения боевых вертолётов. В конкурсе участвовали коллективы ОКБ М.Л. Миля и Н.И. Камова. Первым в воздух поднялся прототип боевого вертолёта ОКБ Н.И. Камова (главный конструктор Сергей Викторович Михеев). Разработка милевского вертолёта (генеральный конструктор Марат Николаевич Тищенко, главный конструктор Марк Владимирович Вайнберг) была завершена чуть позже. По итогам проводившихся в 1984-1994 годах сравнительных испытаний камовский вертолёт, получивший наименование Ка-50 «Чёрная акула» (по кодификации НАТО: Hokum-A - «Обманщик», «Оборотень»), выиграл конкурс у ещё недоведённого до полного совершенства Ми-28.
При создании Ка-50 ОКБ Камова максимально применило все имевшиеся тогда инновации в создании ударного вертолёта нового типа: скоростную соосную компоновочную схему расположения винтов, первое в истории вертолётной авиации катапультное кресло, многолонжеронные композитные лопасти, эффективное бронирование, максимальную автоматизацию вооружения, при этом экипаж состоял из одного человека. Подобного в истории не бывало. Например, соосная схема, которая по сей день нигде в мире не используется, обеспечила «Чёрной акуле» простоту управления, высокую манёвренность, а также повышенную боевую живучесть - за счёт отсутствия весьма уязвимого рулевого винта с его системами управления и редуктором.
Отметим, что «Чёрные акулы» способны выполнять виражи с креном до 65 градусов, горки и пикирования с тангажами до 60 градусов. А скороподъёмность более 15 м/с позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа во всём диапазоне высот и скоростей с перегрузкой более 3 единиц. Например, лётчиков Центра боевого применения армейской авиации российских Вооружённых сил особенно восхищала способность «Акул» на скоростях до 200-220 км/ч разворачиваться на 180 градусов и встречать догоняющего противника залповым ударом в «лоб». Продолжительное время такой тактический приём был не под силу ни одному вертолёту в мире: вот ты его догоняешь, а вот он уже летит тебе навстречу и ведёт огонь...
Что касается штурмана, то его на Ка-50 заменил интегральный прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, предназначенный для поиска целей и автоматического наведения вооружения, а также для решения задач автоматизированного пилотирования и навигации. Бортовая ЭВМ автоматически принимает целеуказания от другого вертолёта, самолёта ДРЛО или наземного разведывательного комплекса и по команде пилота выводит полученную информацию на кабинный индикатор тактической обстановки и индикатор лобового стекла. Кроме того, на вертолёте используется нашлемная система целеуказания. Поворачивая голову при слежении за целью, лётчик тем самым автоматически ориентирует головки самонаведения ракет в нужном направлении.
Благодаря хорошей бронезащите, выдерживающей попадание 20-мм снарядов, Ка-50 стал наследником легендарного штурмовика Ил-2, вошедшего в историю Второй мировой войны как «летающий танк». К этому необходимо добавить многократное дублирование жизненно важных систем вертолёта и наличие единственной в мире системы катапультирования с вероятностью спасения не менее 0,9.
В Центр боевого применения армейской авиации первые Ка-50 поступили в ноябре 1993-го, а уже в августе 1995-го «Чёрная акула» была принята на вооружение авиации Сухопутных войск России. Серийное строительство началось на авиазаводе в городе Арсеньеве Приморского края. Причём вертолёт оказался доступен в пилотировании лётчикам даже средней квалификации, прежде летавшим на классических вертолётах.
Тем не менее освоение уникальной боевой машины не обошлось без жертв. В июне 1998 года погиб начальник Центра подготовки заслуженный военный лётчик, Герой Российской Федерации генерал-майор Борис Воробьёв, освоивший Ка-50 в полном объеме - и как лётчик-исследователь, и как лётчик-испытатель - первым выполнил на «Чёрной акуле» мёртвую петлю.
Благодаря таким пилотам, как генерал-майор Борис Воробьёв, даже при неудовлетворительном финансировании уже к 2000 году Ка-50 ни в чём не уступал самому современному американскому вертолёту АН-64 «Апач», который создавался в абсолютно «тепличных» условиях.
Ударный «Аллигатор»
Ка-52 «Аллигатор», который и пошёл в большую серию, был выполнен в двухместном варианте. В ОКБ Камова, в частности (были и другие резоны), пришли к выводу, что один пилот, даже при имеющемся уровне автоматизации, не справится с одновременным пилотированием и боевым применением. Поэтому комплекс разведки и целеуказания перенесли на двухместный вертолёт, который, кроме выполнения задач «командирской» машины, может использоваться и в ударном варианте, способном вести самостоятельные боевые действия, в том числе ночью и при сложных метеоусловиях. Особо важно, что при создании Ка-52 было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что упростило организацию серийного производства и освоение боевой машины в лётных частях.
А в августе 2020 года с аэродрома на авиазаводе «Прогресс» поднялась в воздух модернизированная версия «Аллигатора» - Ка-52М. Вертолёт оснащён усовершенствованным оптико-электронным прицелом с увеличенной дальностью обнаружения и распознавание целей, позволяющим применять более дальнобойные ракеты. Для большей точности стрельбы новый цифровой привод получила встроенная пушка. Также у Ка-52М появился новый радар с активной фазированной решёткой, а лопасти несущих винтов снабжены более мощной системой обогрева, что позволяет использовать машину в Арктике.
Тактико-технические характеристики ударного вертолёта Ка-52
Размеры: длина фюзеляжа - 14,2 м, высота - 5,00 м, диаметр несущих винтов - 14,50 м, размах крыла - 7,3 м.
Максимальная взлётная масса - 10,8 т.
Силовая установка - 2 газотурбинных двигателя ТВаД ВК-2500 производства АО «ОДК-Климов» мощностью 2400 л.с. каждый (на взлётном режиме), на чрезвычайном - 2700 л.с. каждый.
Скорость: максимальная - 300 км/ч, крейсерская - 260 км/ч.
Потолок: статический потолок без учёта влияния земли - 4000 м, динамический - 5500 м.
Скороподъёмность - 15 м/с МСА (Р=0).
Дальность полёта: практическая с полной заправкой внутренних баков - 460 км, перегоночная - 1200 км.
Вооружение: одна 30-мм пушка 2А42 во встроенной установке НППУ-80 (боекомплект 460 патронов 30 х 165 мм), две 23-мм двуствольные пушки ГШ-23Л в подвесных контейнерах УПК-23-250 (боезапас - 2 х 250 выстрелов 23 х 115 мм); 6 точек подвески с боевой нагрузкой 2800 кг: управляемые ракеты: 2 х 6 ПТУР 9М120-1 «Атака» (ПТРК 9К113У «Штурм-ВУ»: максимальная дальность 6 км; лазерная система наведения, полуавтоматическая многоканальная); или 2 х 6 ПТУР 9А4172К «Вихрь-1» на пусковых установках УПП-800 (ПТРК 9К121М «Вихрь-М»: максимальная дальность 10 км); 2 х 2 УР 9М39 «Игла-В» на пусковых устройствах АПУСУВ И-В или 2 х 2 УР 9М342 «Игла-С» на КАМ «Стрелец»; неуправляемые ракеты: 4 х 5 - 122-мм НАР С-13 в блоках Б-13Л5 или 4 х 20-80-мм НАР С-8 в блоках Б-8В20А: бомбы: 4 авиабомбы массой до 500 кг каждая.
Как уже отмечалось, Ка-52 - единственный в мире серийный боевой вертолёт, оснащённый системой катапультирования (КАС-37-800М). При выдергивании рукояток катапультирования производится отстрел лопастей, а специальное взрывное устройство (СОАВ), вмонтированное в фонарь кабины пилотов, «разбивает» его, и из-за спины пилота стартует небольшая ракета, которая на фале вытаскивает лётчика.
Не так давно стало известно, что 20 марта произошло первое в истории боевое катапультирование экипажа из вертолёта, который был подбит зенитным огнём и получил повреждения, исключающие дальнейший управляемый полёт. КАС-37-800М не подвела, катапультирование прошло успешно.
Ночной «Опустошитель»
Прошли годы, прежде чем Ми-24 по прозвищу «Крокодил» стал называться «Ночным охотником» и получил индекс Ми-28Н (по кодификации НАТО: Havoc - «Опустошитель»). Речь идёт об ударном вертолёте производства ПАО «Роствертол» (входит в холдинг «Вертолёты России»), предназначенном для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также для борьбы с малоскоростными воздушными целями и живой силой противника. Как уже было сказано, рождалась эта боевая машина в остром соперничестве с вертолётами фирмы Камова. А первые полёты опытный образец вертолёта Ми-28 (ещё без «Н») совершил 10 ноября и 19 декабря 1982 года (лётчик-испытатель Гурген Рубенович Карапетян, штурман-испытатель Виктор Владимирович Цыганков).
Возможности впечатляют: Ми-28 может использоваться для огневой поддержки частей Сухопутных войск, сопровождения десантно-транспортных вертолётов, поражения воздушных целей и решения многих других боевых задач, однако основным его назначением является уничтожение бронетанковой техники противника. При этом считается, что вертолёты этого класса в борьбе с танками в 10-20 раз эффективнее самих танков, решающих такую же боевую задачу. В целом же, по боевым возможностям Ми-28 почти в два раза превосходит знаменитый Ми-24П (пушечный) и является самым мощным в мире боевым вертолётом.
Ми-28 - вертолёт одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и Х-образным рулевым винтами, прямым крылом малого размаха и трёхстоечным не убирающимся в полёте колёсным шасси с хвостовым колесом. Он способен совершать фигуры высшего пилотажа: петлю Нестерова, переворот Иммельмана, бочку, полёт боком, полёт назад, вбок со скоростью до 100 км/ч, разворот с угловой скоростью до 117 градусов/с, при этом максимальная угловая скорость крена - более 100 градусов/с.
Дальнейшим развитием новой милевской машины стал Ми-28Н («Ночной охотник»), предназначенный для уничтожения танков и других бронированных целей, воздушных целей и живой силы противника в любое время суток и при любой погоде. Главным элементом, позволяющим говорить о «Ночном охотнике» как о принципиально новом боевом вертолёте, является установленный на нём комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, созданный на базе обзорно-прицельных, пилотажных и навигационных систем Раменским приборным конструкторским бюро.
Этот комплекс, как заявляется, обеспечивает Ми-28Н возможность выполнять боевые задачи в любое время суток и в любых погодных условиях, на предельно малых высотах (около 5 м) с огибанием рельефа местности и в автоматизированном режиме. Аппаратура комплекса позволяет осуществлять поиск, обнаружение - распознание целей, ведение групповых боевых действий с автоматическим перераспределением целей между вертолётами, наземными и воздушными командными пунктами. Важнейший компонент комплекса - надвтулочная бортовая РЛС «Арбалет», разработанная российским объединением «Фазотрон», которая делает возможным полёт в ночных условиях на предельно малой высоте.
Вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник» принят на вооружение в декабре 2013 года. На начало 2021 года было произведено около 130 вертолётов этого типа, которых называют «летающими танками» и нередко применяют в боях для прикрытия «Аллигаторов».
Тактико-технические характеристики Ми-28Н
Размеры: длина фюзеляжа с пушкой - 17,05 м, высота - 3,82 м, диаметр несущего винта - 17,20 м, диаметр рулевого винта - 3,85 м.
Масса: нормальная - 10 900 кг, максимальная взлётная - 12 100 кг.
Силовая установка - 2 газотурбинных двигателя ВК-2500, установленных по бокам в верхней части фюзеляжа, мощностью 2700 л.с. каждый на чрезвычайном режиме, 1500 л.с. - на крейсерском режиме.
Скорость: крейсерская - 265 км/ч, максимальная - 300 км/ч.
Потолок: статический - 3600 м, динамический - 5600 м.
Скороподъёмность - 13,6 м/с.
Дальность полёта: максимальная - 450 км, с ПТБ - 1087 км.
Вооружение: одна встроенная 30-мм пушка 2А42 (боекомплект 250 патронов), 4 точки подвески: до 16 пусковых установок управляемых противотанковых ракет «Штурм-В» или «Атака-В», до 8 пусковых установок управляемых ракет класса «воздух-воздух» «Игла-В», 2-4 пусковые установки неуправляемых ракет калибров: 80, 122 и 240 мм, 30-мм пушка НППУ-28 (боекомплект 250 снарядов); два подвесных пушечных контейнера с 23-мм двуствольной авиапушкой ГШ-23, 1-2 универсальных вертолётных гондол.
Экипаж - 2 человека.
Отметим, что новейшие версии Ми-28Н способны применять управляемые ракеты «Вихрь» и «Гермес», а также ракеты воздух-воздух «Игла-В» с инфракрасной головкой самонаведения, предназначенные для поражения беспилотников, вертолётов, самолётов и крылатых ракет.
Делайте выводы...
…И маленькая ремарка. В отличие от американского вертолёта AH-64, поступившего на вооружение через 9 лет после первого полёта, начатый разрабатываться ещё в СССР Ка-50 поступил на вооружение Российской армии только через 13 лет после первого полёта, а Ми-28 аж через 31 год... Эксперты также отмечают, что принятые на вооружение Ка-52 и Ми-28 и получившие в войсках как положительные, так и отрицательные отзывы, в целом, выигрывают по бронированию и манёвренности в сравнении с AH-64 «Апач», однако уступают ему по БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) и вооружению. Сравнимое с установленным на AH-64D/E, БРЭО появилось уже на модернизированном Ми-28НМ, как и на Ка-52М с усовершенствованными обзорно-прицельными системами и ракетами увеличенной дальности.
А вот отставание по ПТУР к началу 2021 года всё ещё сохранялось. Если американские вертолёты применяют ПТУР в режиме «выстрелил и забыл», то российским вертолётам, применяющим ПТУР «Атака» или «Вихрь», требуется сопровождение цели на всём протяжении полёта ракеты. Причина: качество элементной базы и, соответственно, отсутствие компактных многодиапазонных головок самонаведения.
Но вернёмся к специальной военной операции на Украине. Надо отметить, что в целом российские ударные вертолёты подтверждают заложенные в них характеристики. Однако опыт боевого применения позволяет наметить ряд направлений для совершенствования боевых машин и тактики их применения. В частности, отмечаются случаи поражения Ка-52 с помощью зенитных ракет, зафиксирован случай попадания в «Аллигатор» из противотанкового комплекса.
Именно боевой опыт, даже негативный, должен быть положен в основу совершенствования боевой тактики армейской авиации и совершенствования самой авиационной техники. При этом надо понимать, что на Украине задействована далеко не вся линейка средств противовоздушной обороны стран НАТО, поэтому необходимы решительные шаги на опережение - чтобы было чем неприятно удивить противника.