Реанимация ядерной сделки откладывается или отменяется?..
© М.Гродецкий/zvezdaweekly.ru
Будет ли восстановлена ядерная сделка Ирана и Запада 2015 года?

Реанимация ядерной сделки откладывается или отменяется?..

Полученный на днях ответ Тегерана Вашингтону по решению остающихся неурегулированными вопросов, касающихся восстановления ядерной сделки 2015 года, посеял серьёзные сомнения в неизбежности её реанимации до окончания в США промежуточных выборов 
06 сентября 2022, 12:55
Реклама
Реанимация ядерной сделки откладывается или отменяется?..
© М.Гродецкий/zvezdaweekly.ru
Будет ли восстановлена ядерная сделка Ирана и Запада 2015 года?
Читайте нас на: 

Два бомбардировщика США B-52, способных нести ядерное оружие, пролетели над восточным Средиземноморьем, Аравийским полуостровом и Красным морем, чтобы продемонстрировать силу, в первую очередь Ирану, а уже потом остальным арабам. Одновременно стало известно о решении направить директора национальной разведывательной службы Израиля «Моссад» Давид Барнеа в США для обсуждения рисков, связанных с восстановлением СВПД, а точнее с «похоронами» Вашингтоном иранской ядерной программы.

Между тем, ещё вчера многим казалось, что спустя почти полтора года непрямых и неоднократно прерывавшихся переговоров между Ираном, США и ЕС, а также Россией и Китаем, Тегеран и Вашингтон вышли, наконец, на финишную прямую, и фактически готовы чуть ли не в течение нескольких дней подписать договорённости о реанимации СВПД (Совместный всеохватывающий план действий, иное название ядерной сделки. - Авт.). Как теперь оказалось, на самом деле Иран и США при посредничестве ЕС всего лишь подошли к такому рубежу, с которого они имеют одинаковые шансы или по новой вдохнуть жизнь в убитую в 2018 году экс-президентом США Дональдом Трампом ядерную сделку, продолжив торг вокруг условий, которые бы устроили Иран, США и Европу, или окончательно отказаться от переговоров с Ираном.

Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе был подписан 14 июля 2015 г. в Вене Исламской Республикой Иран и группой стран в составе Великобритании, США, России, Франции, Китая и Германии.
© wikipedia.org
Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе был подписан 14 июля 2015 г. в Вене Исламской Республикой Иран и группой стран в составе Великобритании, США, России, Франции, Китая и Германии.

Иран 22 августа направил главе европейской дипломатии Жозепу Боррелю свой ответ по предложенному тексту проекта соглашения о восстановлении иранской ядерной сделки, а также выразил мнение по «оставшимся вопросам» на переговорах. По мнению официального представителя МИД Ирана Нассера Каннани, присланный текст содержит «конструктивный» подход с целью завершения переговоров» о восстановлении ядерной сделки. Иного мнения придерживаются на Западе. По словам неназванного представителя администрации президента Джозефа Байдена, «в США внимательно изучают реакцию Ирана, которая, на самом деле, "совсем не обнадёживает"». Судя по их ответу, «мы, похоже, двигаемся назад». Реакция ЕС, обычно сдержанная, по сравнению с американской, на сей раз оказалась более резкой. По словам европейского представителя, ответ Ирана оказался «не очень хорош». Он выглядит «негативным и неразумным». ЕС будет консультироваться с США по дальнейшим шагам.

Пока неясно, будут ли и как долго стороны продолжать переговоры, хотя вряд ли они, считают аналитики из американского издания Politico, намерены отказываться от дипломатии, даже учитывая последний ответ Тегерана.

Переговоры затрагивают слишком чувствительную тему для Ирана, США, Европы и даже Израиля. Кроме того, как в США, так и в Иране имеются сторонники крайне жёсткой линии по отношению к переговорам, а также влиятельное израильское лобби, которое решительно настроено на срыв переговоров по реанимации ядерной сделки 2015 года.

Неясны и подробности письма, его детали. Стороны тщательно избегают говорить, по каким конкретным вопросам им удалось договориться и продвинуться дальше, а какие по-прежнему препятствуют достижению договорённостей. Западные аналитики считают, что, по всей вероятности, стороны не смогли придти к общему знаменателю по вопросу предоставления Ирану американских юридических гарантий того, что новый президент США, который придёт на смену Байдену, не выйдет из СВПД, как это уже делал Дональд Трамп в 2018 году. Не исключено, кстати, что именно он снова будет избран главой США в 2024 году и снова захочет повторить свой финт с разрывом ядерной сделки. Понятное дело, Байден при всём желании таких гарантий дать не может, а если и пообещает что-то подобное, то слова его не будут стоить и ломаного гроша. В конце концов, в зарубежных СМИ появлялись сообщения о том, что Белый дом разработал экономические гарантии, которые давали бы Ирану возможность получать финансовую прибыль от ядерной сделки, даже если новая администрация США опять разорвёт СВПД. 

Президент США Дональд Трамп объявляет, что США отказываются от сделки и что в отношении Ирана будут вновь введены санкции, 8 мая 2018 года.
© globallookpress.com
Президент США Дональд Трамп объявляет, что США отказываются от сделки и что в отношении Ирана будут вновь введены санкции, 8 мая 2018 года.

Здесь стоит сказать о некоторых других горячих темах на американо-иранских переговорах, вокруг которых велись жёсткие споры. Во-первых, это касалось просьбы Тегерана исключить КСИР (Корпус стражей исламской революции) из американского списка террористических организаций и, соответственно, снять с него санкции. По сообщениям зарубежных СМИ, Вашингтон поначалу не исключал такую возможность и предпринимал некоторые шаги, направленные на исключение КСИР из террористического списка. Но потом всё же решил «замылить» этот вопрос и оставить всё как было с учётом сильного давления на администрацию Байдена со стороны многочисленных противников возвращения к ядерной сделке. Более того, ходили слухи, что США якобы «дожали» иранцев, и те перестали настаивать на своём требовании.

Во-вторых, требование Ирана поставить точку на расследовании МАГАТЭ о происхождении следов урана на трёх ядерных иранских объектах. Тегерану было очень трудно объяснить, откуда взялся этот уран, что вносило значительную нервозность в работу как международных инспекторов, так и иранских ядерщиков. Последние даже пошли на то, чтобы отключить 27 видеокамер, которые осуществляли мониторинг на иранских ядерных объектах. В свою очередь, в июне Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию, в которой говорилось о том, что эта организация не может подтвердить правильность и полноту иранских заявлений о том, что их ядерная программа носит мирный характер.

В-третьих, запрос США к Тегерану о судьбе небольшого количества урана, обогащённого до 60%. Согласно условиям СВПД, весь высокообогащённый уран должен быть вывезен за пределы Ирана, однако иранские ядерщики столкнулись с рядом проблем, из-за высокой радиоактивности этого урана.

По всем перечисленным выше вопросам до сих пор нет достоверных сведений, сумели ли стороны договориться и пойти на компромисс. Возможно, с помощью такого ответа Тегеран пытается продолжить переговоры по нерешённым вопросам и, в конце концов, добиться своего, тем более, ничто не может помешать желанию Ирана изменить ранее принятые решения и полностью или частично отказаться от компромиссов.

Разумеется, Тегеран заинтересован в том, чтобы реанимировать ядерную сделку и освободиться, таким образом, от санкций. В этом случае экспорт иранской нефти вырастет с 1,5 млн до 4 млн баррелей в день, что принесёт Тегерану новые крупные доходы. В случае же возобновления санкций эта цифра упадёт до 1 млн баррелей в день и ниже.

На иранскую нефть рассчитывают и США, и Европа.
© globallookpress.com
На иранскую нефть рассчитывают и США, и Европа.

На увеличение экспорта иранской нефти рассчитывают и в США, и в Европе. Запутавшемуся во внешней и внутренней политике Байдену, которого день и ночь атакуют многочисленные критики справа и слева, в том числе Республиканская партия, не говоря уже об Израиле и ряде стран Персидского залива, позарез нужен к промежуточным ноябрьским выборам хоть какой-то внешнеполитический успех. Поэтому восстановление ядерной сделки в том виде, в котором она была подписана в 2015 году, как раз то, что нужно Байдену, чтобы, во-первых доказать, что не существует другого, приемлемого на данное время для США способа обуздать ядерные амбиции Тегерана. (Заметим, что пойти на развязывание широкомасштабного вооружённого конфликта на Ближнем Востоке сегодня для США большой риск, особенно в условиях нарастающих конфликтов с Россией и Китаем). Во-вторых, США сами заинтересованы в увеличении добычи и экспорта иранской нефти при постоянном росте цен на бензин в Америке.

Снятия санкций с Ирана ждут и европейские страны, которые давно уже бьются в истерике в надежде, что иранская нефть позволит им хотя бы частично компенсировать потери из-за сокращения импорта российского чёрного золота, на что они себя и обрекли в силу собственной глупости. 

Американская, как, впрочем, и европейская «беда» в том и состоит, что в Иране сложилось стойкое убеждение в том, что ни американцам, ни европейцам верить нельзя. И они этот факт много раз доказывали, в том числе в 2018, в 2019 и 2020 годах, когда Трамп рвал в клочья ядерную сделку и при этом совершенно бездоказательно обвинял Тегеран в нарушении условий СВПД, чтобы хоть как-то оправдать своё желание применить против Ирана санкции.

В действительности же Иран строго выполнял условия сделки, что неоднократно подтверждали и международные инспекторы МАГАТЭ, и европейцы, которые, кстати, могли бы куда активнее защищать Иран, но трусливо поджимали хвост перед американским хозяином. И только после того, как Белый дом начал вводить санкции против Ирана, Тегеран начинал в нарушение требований СВПД обогащать уран выше обусловленных сделкой пределов.

Тегеран просит исключить Корпус стражей исламской революции из американского списка террористических организаций и, соответственно, снять с него санкции.
© globallookpress.com
Тегеран просит исключить Корпус стражей исламской революции из американского списка террористических организаций и, соответственно, снять с него санкции.

Так что иранская неуступчивость, несговорчивость сегодня вполне объяснимы и могут быть связаны, с одной стороны, с опасениями, что американцы снова обведут их вокруг пальца или изменят свою позицию на переговорах, а с другой, с желанием Тегерана сохранить свободу действий в области создания ядерного оружия. В конце концов, иранцы живут в условиях санкций не один год, они приспособились к ним, и смогут прожить в них ещё какое-то время. Но зато в случае провала переговоров с США о восстановлении ядерной сделки иранцы останутся при своих интересах в осуществлении своей ядерной программы. Такова уж цена, которую придётся платить иранцам за опасные танцы с волками.

Российская дипломатия активно содействует восстановлению СВПД. Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва сделала всё для достижения договорённости по восстановлению иранского ядерного соглашения. По его словам, российская сторона полностью удовлетворена нынешним текстом договора. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков говорит, что Москва хотела бы скорейшего возобновления действия документа. Вместе с тем реанимация ядерной сделки в том виде, в каком она была подписана семь лет назад, несёт в себе ряд рисков. Это связано, например, с тем, что выход на рынок значительного количества иранской нефти повлечёт за собой снижение цены на неё. Это весьма важно для США, которые надеются, таким образом, получить некоторые рычаги для сдерживания России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама