БРИКС: куда идёт мир с третьим миром?
Август 2023 года для БРИКС (международное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР) выдался звёздным: доброжелатели были удовлетворены тем, что объединение начало «большое плавание», имея в виду первый за 17 лет приём новых членов. Недоброжелатели, наоборот, напряглись в ожидании каких-либо неприятностей, которые начавшееся расширение БРИКС может им принести.
Под знамёна БРИКС
Вообще-то идея президента России Владимира Путина организовать «многоплановое, четырёхстороннее» сотрудничество и собрать под общим флагом сильнейшие страны четырёх континентов для созидания многополярного мира, безусловно, по-своему гениальна. И не только потому, что этим США и всему коллективному Западу, наконец-то, был брошен открытый вызов. Впечатляет количество стран, готовых встать под знамёна БРИКС. Заявки на вступление уже подали 23 страны, 40 - проявили интерес к вступлению. И если вначале на Западе создание БРИКС не воспринимали всерьёз, то сейчас положение изменилось. Пришло понимание, что этот экономический гигант может доставить немало проблем.
На заметку
В настоящее время на долю стран, входящих в БРИКС, приходится 27% мирового ВВП, 42% населения планеты, а также 32% пахотных земель всего земного шара. На них только пшеницы производится около 40%. Это, кстати, также и о продовольственном потенциале БРИКС.
Что двигает странами, проявляющими интерес к БРИКС? Ответ лежит на поверхности: невозможность справедливого решения своих насущных проблем в существующих международных организациях в силу тотального политико-экономического доминирования Запада. А БРИКС и создавалось с целью углубить экономическое сотрудничество между странами-участниками и снизить влияние на него возможных международных рисков - читай англосаксонского вмешательства.
Надо также отметить, что, хотя военная составляющая в БРИКС пока не обсуждается, именно начало специальной военной операции России на Украине, которая переросла в войну против США и коллективного Запада, подвигло многие неевропейские страны ещё раз задуматься над вопросом: «А кто мой враг, и кто мой друг?».
Было бы наивно полагать, что страны «глобального Юга» забыли своё недавнее колониальное прошлое, кто были этими колонизаторами и какие трагедии выпали на долю их предков. Почти каждая европейская страна, за исключением государств Восточной Европы, имела колонии вплоть до середины XX века. Именно поэтому страны третьего мира приходят к выводу, что БРИКС, возможно, со временем станет объединением не только экономическим, но ещё и военно-политическим. Что сделает его ещё более привлекательным.
БРИКС сосредотачивается
Говоря о БРИКС, многие эксперты сетуют, что за 17 лет своего существования объединение никого не приняло в свои ряды. И строят разные предположения, почему БРИКС так осторожничает. Действительно, с расширением в БРИКС решили не спешить, поскольку в увеличении числа членов объединения есть свои плюсы и минусы. У всех перед глазами печальный опыт Евросоюза, который погнался за количеством и проиграл в качестве своей деятельности. Страны недовольны диктатом Брюсселя, бунтуют и о единстве Евросоюза говорить не приходится.
С другой стороны, международное объединение не может успешно развиваться, не пополняя свои ряды, что в будущем может стать и главной его проблемой. Большему числу его членов будет всё труднее найти согласованное решение по всем возникающим вопросам. Энтузиазм, вызванный вступлением в объединение, уступит место тягостным размышлениям о целесообразности дальнейшего пребывания в нём. Иными словами, расширение объединения объективно ведёт к нарастанию разных точек зрения, что, в свою очередь, раздвигает область непонимания, а это, вольно или невольно, ведёт к его разложению.
Напоминание
Например, Лига Наций, созданная в 1920 году, несмотря на широкое представительство (в неё входило 42 страны) так и не смогла предотвратить Вторую мировую войну. Во многом это было связано с тем, что верховодили в Лиге Наций Великобритания и Франция, которые использовали её для решения своих проблем. В частности, благодаря их стараниям в 1939 году СССР был исключён из Лиги Наций, а сама она была ликвидирована в 1946 году.
На смену ей пришла ООН, которая благополучно пережила окончание холодной войны, но не смогла предотвратить самое серьёзное в послевоенный период столкновение России с коллективным Западом. Поэтому не исключено, что ООН тоже ожидают нелёгкие времена. Все осознают, что организация нуждается в реформировании, однако каком - никто толком сказать не может. Точнее, каждый выдвигает выгодное ему предложение, которое дружно отвергается другими членами организации.
Поэтому рассматривая заявки на вступление первой партии претендентов, пятёрке БРИКС пришлось основательно подумать: «Кого принимать, а кому отказать?»
Ясно, что в первую очередь пятёрку интересовали страны, обладающие реальным суверенитетом. Страны, которые будут тайно согласовывать свою позицию с Вашингтоном, станут балластом, если не хуже - «троянскими конями» в объединении. Также пятёрка учитывала готовность страны-претендента участвовать в строительстве многополярного мира, согласие с принципами, продекларированными государствами-учредителями БРИКС. Немаловажное значение имело и состояние экономики страны-претендента, способна ли она усилить мощь всего объединения. При этом следовало соблюсти географию претендентов - чтобы ни один континент не остался обделённым и был представлен в объединении.
Неудобные вопросы
В итоге, пятёрка дала добро шести странам: Аргентине, Египту, Ирану, ОАЭ, Саудовской Аравии и Эфиопии. Хороший знак для БРИКС - присоединение к объединению двух авторитетных и сильных ближневосточных государств ОАЭ и Саудовской Аравии, которые своим членством резко повысили энергетические возможности БРИКС.
Общий тон мировых СМИ, комментирующих прошедший саммит БРИКС и приём новых членов, таков: лидерству США нанесён серьёзный урон. Многим колеблющимся странам теперь есть над чем подумать: с кем дальше жить и развиваться? И, похоже, большого выбора у них нет.
Говоря о будущем БРИКС, необходимо ответить на ряд неудобных вопросов: всегда ли цели претендентов будут совпадать с целями, озвученными странами-основателями? И не повлечёт ли увеличение числа членов объединения уменьшение влияния самой пятёрки? Надолго ли удастся сохранить принцип равноправия в деятельности объединения, имея в виду, что слабая экономика рано или поздно всё равно попадает в определённую зависимость от экономики более сильной? Удастся ли пятёрке так организовать работу объединения, что будут учитываться интересы всех его участников? Ответить на эти вопросы может только время.
В расширении объединения также скрыты и некоторые опасности. Так, после первого расширения в БРИКС оказались страны с нерешёнными взаимными проблемами. Это религиозный спор между Саудовской Аравией и Ираном. Правда, Эр-Рияд и Тегеран при посредничестве Китая нормализовали отношения. Однако надолго ли и когда межрелигиозная вражда может вспыхнуть вновь?
Пятёрка этот конфликт проигнорировала или претенденты дали слово хорошо себя вести? Я уже не говорю о территориальном споре между Китаем и Индией, и тех спорах, которые ещё могут возникнуть между членами БРИКС. Тогда вопрос: эти конфликты решены окончательно или только заморожены до лучших времён?
Другая неприятность может состоять в том, что никто не знает, что будет в головах тех, кто сменит нынешних мудрых лидеров государств-членов БРИКС, какой ветер подует в паруса их государственного мышления и к какому берегу они решат причалить. Наглядный пример государственной переменчивости - отношения между США и Саудовской Аравией, которые развивались по восходящей, начиная с 1940 года.
Был даже период, когда Агентство денежного обращения Саудовской Аравии (аналог центробанка и минфина) возглавлял американец Дж. Блауэрз. И вдруг общественность с немалым изумлением узнаёт, что Саудовская Аравия стала членом БРИКС - объединения, которое противопоставляет себя США и созданному ими мировому порядку. Более того, одновременно, как бы в противовес саудитам, в БРИКС принимают и Иран - главного противника саудовских монархий до недавнего времени и непримиримого противника всего американского.
Дедолларизация плюс свобода от ФРС США
Но от расширения БРИКС напрямую зависит и достижение одной из заявленных им целей - это дедолларизация системы в международных расчётах, или попросту говоря - замещение доллара на другую валюту. Чем больше государств присоединится к объединению, тем скорее будет создана дедолларизованная система расчётов между ними. Что создаст предпосылки для оздоровления всей мировой экономики, а не только стран-членов БРИКС.
Однако доллар США плох не тем, что сейчас стал проблемной мировой валютой. И даже не тем, что он не привязан к золоту. Беда доллара состоит в том, что он фактически стал инструментом американского правительства в регулировании мировой экономики.
В настоящее время около 60% мировых валютных резервов сосредоточено в долларах. Это означает, что экономики многих стран зависят от курса доллара, который устанавливает Федеральная резервная система США, выполняющая функции центробанка страны. А курс доллара зависит от госдолга США, который достиг уже фантастической суммы в 33 трлн долларов. Экономисты предсказывают США дефолт, однако, когда он случится, сказать затрудняются. Но такая неопределённость, естественно, нервирует финансовые круги многих стран.
Поэтому желание перейти в расчётах на альтернативные валюты и уйти от долларовой зависимости зрело давно, тем более что в мире помимо доллара есть ещё 17 свободно конвертируемых валют, в том числе и южноафриканский ранд. А поскольку все они принадлежат западной коалиции, в БРИКС решили создать свою собственную валюту. Но дело двигается с трудом: доллар ещё силён, а БРИКС только берёт разбег. Да и создание новой валюты - процесс длительный. Американцы, например, к доминированию доллара шли несколько десятилетий. Поэтому на прошедшем саммите БРИКС идею о собственной валюте не обсуждали, но интерес был проявлен к мысли российского министра финансов Антона Силуанова, который предложил создать новую расчётную единицу для стран БРИКС, чтобы упростить расчёты в национальных валютах. Что это будет за расчётная единица, ясности пока нет, но в воздухе опять запахло золотым стандартом.
Лидерство или многополярность - каждому своё?
Пока стали внедрять расчёты в национальных валютах. Вроде бы все довольны, но… На практике новая система расчётов принесла с собой и новые проблемы. Во-первых, полный отказ от доллара и переход на расчёты в национальных валютах процесс не скорый и, по разным оценкам, может занять до 10 лет. А совместное хождение доллара и национальных валют в расчётах только усилят неразбериху и путаницу.
Во-вторых, скачки курса национальных валют создают сложности в ценообразовании. В-третьих, торговля с некоторыми странами в национальных валютах вообще может для России стать в перспективе делом невыгодным. Наглядный пример тому российско-индийская торговля, в результате которой у России образовались запасы рупий на общую сумму в переводе на доллар до 35-40 миллиардов. И что с этими рупиями делать, в настоящее время не знает никто. Именно поэтому наши страны пока приостановили взаиморасчёты в рупиях. В-четвёртых, потенциальным покупателям российских товаров не так-то просто достать наши рубли. В условиях тотальных санкций против России западные биржи отказываются осуществлять рублёвые операции и т.д.
Ещё одна деликатная проблема, с которой БРИКС может столкнуться в будущем, - это проблема лидерства. Например, Китаю не обязательно заявлять о своих претензиях на лидерство и тем самым раздражать остальных сильных членов объединения. Авторитет Китая вырастет на его экономической мощи, от которой будут зависеть экономики многих стран-членов БРИКС. А от такого авторитета до лидерства - один шаг.
Понравится ли это России? И вообще, как поведёт себя Китай, став супердержавой?
Наше будущее невозможно без многополярности. Публично лидеры БРИКС заявляют о схожести своих позиций на многополярное устройство мира. Однако их понимание многополярности в основном пронизано желанием укоротить самоуправство США. Ну, вот укоротили, что дальше? Поэтому логичен вопрос: что же такое многополярность - цель или средство?
Если цель, то понятно, куда будем двигаться, а если средство, то тогда что? Многополярное устройство мира привлекательно на бумаге, но как получится в действительности? Ведь страны как люди: постоянно находятся в процессе выяснения отношений между собой. И не всегда делают это цивилизованно. Какие обстоятельства заставят людей, которые и руководят странами, окончательно забыть свои первобытные инстинкты и жить одной большой и дружной семьёй? Хотелось бы ясности и по этому вопросу.
Конечно, эти проблемы и те, которые могут возникнуть, решаемы.
Гарантом этому является формат БРИКС, который всё более становится центром межцивилизационного согласия, который, в отличие от западной цивилизации, намерен сформировать такой мировой порядок, когда все цивилизации, сохраняя свои ценности, традиции и уклад, будут равны в решении общечеловеческих судьбоносных проблем.