Бомбардировки по-британски, или Карьера маршала-мясника
В 1982 году по инициативе королевы-матери Елизаветы Боуз-Дайн в Лондоне был установлен прижизненный памятник маршалу Королевских ВВС сэру Артуру Харрису. Но неблагодарные лондонцы стали поливать памятник краской и наносить граффити нехорошего содержания о маршале и его маме. В результате рядом с памятником пришлось установить круглосуточный полицейский пост.
Кто и зачем оскорбляет память героя Второй мировой войны?..
Доктрина «воздушного контроля»
Артур Харрис, первый баронет, родился 13 апреля 1892 года в графстве Глостершир. В 17 лет он уехал на ПМЖ в Родезию - признанную цитадель британского расизма. Но в 1915 году баронет вернулся в Англию и выучился на лётчика. После окончания войны он прибыл в Индию уже в качестве командира эскадрильи. И подчинённые Харриса, во время волнений племён, регулярно бомбили индийские деревни на северо-западной границе страны.
Затем Харрис отправляется в Месопотамию. А в 1920 году Королевские ВВС достигли большого успеха в войне против государства дервишей на севере современного Сомали. Там 12 бомбардировщиков, сконструированных англичанином Джеффри де Хэвиллендом, разбомбили города Медише, Джидали и Тале, вызвав панический ужас у местных туземцев, которые прежде не встречались с таким вариантом западной цивилизации.
Зато «боевые успехи» Артура Харриса навели кабинет министров на мысль использовать ВВС и в других уголках Британской империи. Прежде всего, речь шла о только появившемся на карте гособразовании, получившим название Ирак. Именно здесь, на просторах Месопотамии, и родилась доктрина «имперского воздушного контроля».
Первое восстание в Ираке англичане подавили осенью 1920 года, сосредоточив там 17 тысяч британских и 85 тысяч индийских солдат. Для британской казны операция обошлась в 40 миллионов фунтов стерлингов, что вдвое превысило запланированный годовой бюджет для Месопотамии. Постоянно держать в Ираке такие большие сухопутные силы было невозможно как по политическим, так и по экономическим соображениям.
Тогда, в феврале 1920 года, военный министр Уинстон Черчилль и начальник штаба Королевских ВВС Хью Тренчард ввели в Ираке тот самый «воздушный контроль». Тренчард писал: «Если арабам никто не будет противостоять на земле, им некого будет грабить и убивать. Но придётся иметь дело с самолётами, которые находятся вне их досягаемости. В итоге им останется только сдаться».
Уже весной 1922 года был начат вывод британских наземных сил из Ирака. К лету там осталось два британских и два индийских батальона при восьми эскадрильях и трёх ротах броневиков КВВС. 1 октября командование силами в Ираке официально было передано Королевским ВВС. А Харриса повысили до командира авиакрыла.
В Месопотамии англичане с 1923-го по 1941 год бомбили всех - турок, курдов, арабов. В 1925 году, после визита в Ирак, британский министр колоний Лео Эмери отметил: «Власть короля Фейсала держится по всей стране только на британских самолётах. Если же убрать самолёты, завтра же вся система рухнет».
Первый БПЛА
Интересно, что в Ираке уже в 1920 году британские самолёты стали сбрасывать на селения повстанцев химические бомбы. А в 1929 году там же были проведены войсковые испытания беспилотных самолётов Larynx. Эти дроны доставляли 100 килограммов взрывчатки на расстояние до 190 километров. Англичане считали важным преимуществом дрона его большую скорость - 320 км/ч. В 1925 году, когда начались работы над этим БПЛА (так сказали бы сегодня), его перехват истребителями был исключён.
Larynx весил около 300 килограммов и запускался с катапульты. На испытаниях в Ираке два дрона запустили с катапульты на эсминце, а ещё три - с наземной пусковой установки. Однако коэффициент вероятного отклонения составил около 10 километров. А это перебор даже для атомной бомбы, поэтому после стрельб в Ираке работы над Larynx были закрыты.
Обыкновенный маршал
В 1936 году в Палестине началось внушительное восстание арабов, защищавших свои земли от захвата иммигрантами-евреями. Вместе с еврейской вооружённой организацией «Хагана» против арабов действовали и британские войска. Причём в борьбе с повстанцами-арабами англичане тоже широко применяли авиацию. Бомбардировщики, патрулировавшие в воздухе, были обязаны в течение пяти минут либо атаковать повстанцев напрямую, либо сообщить их координаты пехоте. Всего во время восстания по арабским деревням было нанесено 47 авиаударов, что привело к тяжёлым потерям среди мирного населения.
И тут на сцену вышел уже знакомый персонаж. Офицер штаба ВВС Ближневосточного командования, которое тогда базировалось в Королевстве Египет, тот самый Артур Харрис, известный как сторонник «воздушной полиции», комментируя ход восстания, отметил, что одна 250-фунтовая или 500-фунтовая бомба в каждой деревне, которая «говорит не по очереди», удовлетворительно решила бы проблему.
В 1937 году Харриса возвели в чин коммодора ВВС, а в 1938 году он был направлен в Палестину и Трансиорданию в качестве командующего ВВС. Контингент королевских ВВС находился в регионе до сентября 1939 года. И всё это время регулярно проводились «ограниченные» бомбардировки арабских деревень. Систему, с помощью которой непокорные арабские деревни удерживались под контролем, Харрис окрестил «Воздушной булавкой».
Массовое убийство с воздуха арабского населения было по достоинству оценено в Лондоне, и 1 июля 1936 года Харрис получил воинское звание - вице-маршал авиации, а 1 июня 1941 году - маршал авиации, и с февраля по сентябрь 1945 года командовал стратегической авиацией Великобритании.
Как-то, выступая в Палате общин, английский премьер‑министр Чемберлен заявил: «Что бы ни делали другие, наше правительство никогда не будет подло нападать на женщин и других гражданских лиц лишь для того, чтобы терроризировать их». А вот маршал авиации Артур Харрис придерживался другой точки зрения, которую не собирался скрывать: «Цель бомбардировок - разрушение немецких городов, убийство немецких рабочих и дезорганизация цивилизованной жизни по всей Германии».
До 9 мая 1945 года британские, а затем и американские бомбардировщики тем и занимались: тотально истребляли мирное население Германии. Союзники разбомбили 80 немецких городов, причём среди убитых женщин оказалось в 6,5 раза больше, чем мужчин.
С 1940 по 1945 год англичане и американцы сбросили на Европу 2,028 миллиона тонн бомб. Из них: 50% досталось Германии; 22% - Франции; 14% - Италии; 7% - Югославии и Греции; 7% - Бельгии и Нидерландам.
Потери Германии от ковровых бомбёжек составили (по разным оценкам) от 500 тысяч до полутора миллионов мирных жителей. Для сравнения: от налётов немецкой авиации в Англии погибло 60,5 тысячи человек. Во Франции жертвами налётов союзной авиации стали 67 тысяч мирных граждан.
Трагедия Дрездена
Деяния Черчилля и Харриса хорошо иллюстрирует трёхдневная бомбардировка Дрездена в феврале 1945 года, хотя никакой военной необходимости бомбить город не было. В отличие от Эссена и Гамбурга, Дрезден, хотя и был сравним с ними по размеру, не имел каких-либо предприятий тяжёлой промышленности, и в мирное время жизнь города основывалась на отраслях, выпускающих продукцию массового потребления, его театрах, музеях и культурных учреждениях. Даже к концу 1944 года было трудно назвать какой-нибудь один завод, действительно имевший важное значение, если не считать расположенного в 40 километрах к северу от Дрездена - в Руланде предприятия по производству синтетического горючего.
Но у Черчилля был свой расчёт. В феврале 1945 года в Ялте проходила Крымская конференция союзников с участием Сталина, Рузвельта и Черчилля, и британскому премьеру очень хотелось произвести впечатление на Сталина, уничтожив «Ударом грома» один из германских городов. Тем более что в январе 1945 года немцы сумели нанести серьёзное поражение союзникам в Арденнах.
Тогда же, в январе последнего года войны, советские танки вышли к Одеру. А 15 февраля из Москвы поступило сообщение: «Сегодня днём наши танковые колонны находились в 80 километрах от Дрездена». Но погода расстроила планы Черчилля, бомбардировка произошла уже после окончания конференции, когда было принято решение, что Дрезден войдёт в советскую зону оккупации. И Черчилль решил: так не доставайся ты никому…
«Когда в конце налёта мы прибыли в район цели, было видно, что город обречён, - вспоминал пилот "Ланкастера" из 3-й авиагруппы, который был повреждён зенитным огнём над Хемницем и задержался. Он должен был подойти к Дрездену за пять минут до окончания атаки, но теперь опаздывал на десять минут. Наверное, это был последний появившийся над саксонской столицей бомбардировщик. - По моему мнению, море огня покрывало площадь размером примерно 40 квадратных миль (больше ста квадратных километров). От этой печи внизу поднимался жар, который ощущался в кабине моего самолёта. Небо переливалось оттенками ярко-красного и белого цветов, а свет внутри самолёта был светом мрачного осеннего заката. Мы были настолько поражены ужасом при виде этого чудовищного пламени, что ещё долго в одиночестве летали над городом. Совершенно подавленные, представляя себе то, что творилось внизу, мы повернули на обратный курс. Ослепительно яркий свет этого холокоста был виден за тридцать миль».
В Дрездене погибло свыше 40 тысяч мирных жителей, из которых 28 736 были захоронены на кладбище Хейдельфридхоф. Британский историк Дэвид Ирвинг писал:
«Могильщики, по большей части курсанты авиационного училища с авиабазы Клотцше, получили указание хоронить жертвы без гробов и саванов. Братские могилы копались бульдозерами. Сначала выделялось по 90 сантиметров на каждый труп. Но по мере того как через кладбищенские ворота начали въезжать бесконечные вереницы грузовиков и повозок, вскоре стало очевидным, что это было непозволительной роскошью. Так как после налётов из пятнадцати имевшихся в городе катафалков остался только один, то жителям окрестных деревень было приказано привести в Дрезден лошадей с повозками. Одновременно к кладбищу направлялся поток людей, привозивших своих мертвецов на тачках в надежде похоронить их более или менее достойно. Ручеёк превратился в реку, а затем разросся до размеров стремительного потока. Тела привозили и на самосвалах, и на трамваях. Их доставляли завёрнутыми в газеты или в бумажных мешках, которые женские отряды Трудовой службы получали с цементного завода».
У джентльменов не бывает предрассудков
После войны Харриса за эту бомбардировку публично называли «мясником», и в 1948 году он вынужден был на десятилетия уехать в Южную Африку. Но никогда не выражал сожаления по поводу бомбардировок немецких городов. В феврале 1945 года по этому поводу Харрис написал: «Лично я не считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадёра».
Впрочем, и судьба мирных жителей других городов в других странах его нисколько не волновала. Любопытно, что, имея множества наград, Артур Харрис был награждён ещё и полководческим орденом Суворова 1-й степени. За какие такие заслуги получил его «британский мясник», сказать трудно. Зато на Западе он считается основоположником стиля ковровых бомбардировок, без которых не обходится практически ни одна война, устроенная англосаксами.
Если же авиация не справляется, мирные города уничтожаются ракетами и артиллерией. Например, в Донбассе и буквально сейчас в секторе Газа.
Настоящие джентльмены воюют без предрассудков. Как воевал Артур Харрис.