«Малые охотники» с десантом на борту следуют к месту высадки у Новороссийска.

Для победы ничего не пожалели

Одна из ярких страниц завершившейся 80 лет назад Битвы за Кавказ - героический подвиг советских воинов на так называемой Малой земле, на плацдарме близ Новороссийска в феврале - сентябре 1943 года
22 октября 2023, 09:25
Реклама
Для победы ничего не пожалели
© waralbum.ru
«Малые охотники» с десантом на борту следуют к месту высадки у Новороссийска.
Читайте нас на: 

Вспомогательный десант

Предыстория подвига началась с захвата немцами в сентябре 1942 года большей части Новороссийска. Однако советские соединения закрепились на берегу Цемесской бухты и не позволили врагу развить успех вдоль черноморского побережья на Туапсе. Гитлеровское командование не могло использовать для снабжения своих войск и Новороссийский порт, так как бухту простреливали артиллерийским и пулемётным огнём.

А в середине января 1943 года Черноморская группа Северо-Кавказского фронта перешла в наступление, освободив Майкоп и Краснодар. Немцы с целью удержания Таманского плацдарма возвели мощный оборонительный рубеж - «Готенкопф» («Голова гота»), так называемую «Голубую линию», проходившую от Азовского моря до Чёрного. Был укреплён и Новороссийск.

Но части Красной Армии продолжали активные действия. Особенно отличились советские воины на «Малой земле». К созданию здесь плацдарма подтолкнула конфигурация расположения советских и немецких войск. В 1943 году западный берег Цемесской бухты контролировал противник, откуда, с высот, мог вести огонь по кораблям Черноморского флота. Тогда было решено высадить десант, захватить предместье Новороссийска и таким образом лишить врага этого преимущества.

Основной десант намечалось высадить в районе Южной Озерейки, демонстративный - на западном берегу Цемесской бухты в районе посёлка Станичка. Огневую поддержку с моря должны были оказать корабли Черноморского флота, а с воздуха - ВВС флота и 5-я воздушная армия.

Лёгкие танки М3 «Стюарт», оставшиеся на поле боя после Южно-Озерейской десантной операции.
© waralbum.ru
Лёгкие танки М3 «Стюарт», оставшиеся на поле боя после Южно-Озерейской десантной операции.

Вспомогательный десант - отряд особого назначения из 250 человек под командованием майора Цезаря Куникова - состоял из добровольцев, отличивших в предыдущих боях. Опытному командиру морской пехоты подбирать людей помогали его заместитель по политчасти старший лейтенант Н.В. Старшинов, начальник штаба десанта майор Ф.Е. Котанов, хорошо показавшие себя в боевых делах - впоследствии Герои Советского Союза.

Захват плацдарма начался в ночь на 4 февраля. В районе Южной Озерейки противник окружил и уничтожил передовые отряды советского десанта, который составлял свыше 1400 человек. Дальнейшая высадка десантников оказалась невозможной из-за сильной противодесантной обороны и штормовой погоды. Более успешно осуществлялась высадка вспомогательного десанта, действия которого оказались для противника неожиданными. При подходе катеров к берегу под прикрытием дымовой завесы десантники Куникова бросались в ледяную воду и вплавь добирались до берега. Быстрота и натиск позволили быстро выбить противника и занять небольшой плацдарм в районе рыбацкого посёлка Станичка.

Командный пункт майор Куников расположил на крайнем правом фланге, где боевые действия отличались особой ожесточённостью. К исходу первого дня боя стало очевидным, что десантники отстояли позиции, захваченные ночью, и не дали противнику возможность сбросить их в море. Как только от Куникова было получено донесение о том, что высадка в районе Станичка - Мысхако прошла успешно, командование флота немедленно начало принимать меры, чтобы помочь десантникам. Но штормовая погода на море и сильный огонь противника не позволяли оперативно подбросить на Мысхако подкрепление. А положение куниковцев становилось всё более тяжёлым. Особенно десантники страдали из-за отсутствия воды - на участке высадки не оказалось колодцев. И только когда шторм стих, сквозь завесу вражеского огня на Мысхако прорвались катера с боеприпасами и водой.

Вслед за отрядом Куникова высадились бригады морской пехоты, стрелковая бригада, отдельный парашютно-десантный полк, истребительный противотанковый полк и другие части - всего 17 тысяч солдат и офицеров. Они расширили плацдарм до 30 квадратных километров, освободив к 10 февраля населённые пункты Алёксин, Мысхако, южные кварталы Новороссийска. Впоследствии защитники отвоёвали у врага клочок земли под Новороссийском, который получил название «Малая земля».

Командир десантного отряда майор Цезарь Куников, февраль 1943 г.
© waralbum.ru
Командир десантного отряда майор Цезарь Куников, февраль 1943 г.

Цезарь Куников командовал десантом до 12 февраля 1943 года, был ранен и вывезен в Геленджик, где скончался от ран. 17 апреля 1943 года майору Куникову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Подземная крепость

Стремясь уничтожить десантников, противник предпринимал бешеные атаки, сосредоточив для ликвидации плацдарма пять дивизий. Ожесточённые бои не затихали ни днём, ни ночью. Противник бросал в атаки крупные силы пехоты, танков и артиллерии. Часами висели над «Малой землёй» фашистские самолёты. Участник той обороны Герой Советского Союза Сергей Борзенко вспоминал: «Там не было метра площади, куда бы не свалилась бомба, не упала мина или снаряд». После войны подсчитали: смертоносного металла на каждого защитника «Малой земли» приходилось по 1250 килограммов. Но сломить волю советских воинов врагу не удалось.

Советское командование продолжало наращивать силы на плацдарме и расширять его. В последующем на плацдарм высадились четыре стрелковые бригады и пять партизанских отрядов. Была проведена реорганизация - 51-я, 107-я и 165-я стрелковые бригады вошли в состав 16-го стрелкового корпуса и были переподчинены 18-й армии. Управление войсками, действовавшими на плацдарме, с 19 февраля было передано прибывшей оперативной группе этой армии во главе с генералом Алексеем Гречкиным.

Малоземельцы с первых дней зарывались в землю, с каждым днём превращая плацдарм в настоящую подземную крепость. Тогда 230 надёжно укрытых наблюдательных пунктов стали её глазами, 500 огневых укрытий - бронированными кулаками.

Бойцы 393-го батальона морской пехоты в бою у посёлка Станичка.
© waralbum.ru
Бойцы 393-го батальона морской пехоты в бою у посёлка Станичка.

Были отрыты десятки километров ходов сообщения, тысячи стрелковых ячеек, окопов, щелей. На узком пятачке «Малой земли» были созданы три линии обороны, вдоль каждой - минные поля. Были сооружены и надёжно действовали подземные линии связи. Десантникам пришлось пробивать штольни в скальном грунте, строить подземные склады боеприпасов, подземные госпитали и даже электростанцию. И это при том, что в районе посёлка Станички нейтральной полосы у десантников фактически не было. Противник находился в 15-20 метрах.

«Малая земля» Леонида Брежнева

Считается, что высокий моральный дух защитников «Малой земли» явился результатом боевой партийно-политической работы. Среди малоземельцев нередко можно было видеть командующего Черноморской группой войск генерал-лейтенанта И.Е. Петрова, других руководящих работников группы войск, 18-й армии, в том числе и начальника политотдела этой армии полковника Леонида Брежнева.

В статье писателя С.А. Борзенко, опубликованной в газете «Правда», говорилось: «Больше половины работников политотдела 18-й армии жили с войсками на Малой Земле. Начальник политотдела армии - полковник Леонид Ильич Брежнев сорок раз приплывал на Малую Землю, а это было опасно, так как некоторые суда в пути подрывались на минах или гибли от прямых попаданий снарядов и авиационных бомб. Однажды сейнер, на котором плыл Брежнев, напоролся на мину, полковника выбросило в море, и там его в бессознательном состоянии подобрали матросы».

Отметим, что речь идёт о событиях 1943 года, когда не было никакого резона возвеличивать армейские заслуги Леонида Брежнева. 

Бригадный комиссар Л.И. Брежнев проводит беседу с красноармейцами на Южном фронте.
© waralbum.ru
Бригадный комиссар Л.И. Брежнев проводит беседу с красноармейцами на Южном фронте.

К слову, и в воспоминаниях Брежнева «Малая земля» описана весьма показательная история, когда он на сейнере шёл на плацдарм: «Я даже не сразу понял, что произошло. Впереди громыхнуло, поднялся столб пламени, впечатление было, что разорвалось судно. Так оно, в сущности, и было: наш сейнер напоролся на мину. Мы с лоцманом стояли рядом, вместе нас взрывом швырнуло вверх. Я не почувствовал боли. О гибели не думал, это точно… Иногда пишут, что человек вспоминает при этом своих близких, что вся жизнь проносится перед его мысленным взором и что-то главное он успевает понять в себе. Возможно, так и бывает, но у меня в тот момент промелькнула одна мысль: только бы не упасть обратно на палубу. Упал, к счастью, в воду, довольно далеко от сейнера. Вынырнув, увидел, что он уже погружается. Часть людей выбросило, как и меня, взрывом, другие прыгали за борт сами. Плавал я с мальчишеских лет хорошо, всё-таки рос на Днепре, и в воде держался уверенно».

Потом у будущего генсека появилось паталогическое пристрастие к наградам. Но как бы там ни было, никто не может отрицать, что Леонид Ильич участвовал в боевых действиях на передовой.

«В отбитии наступления немцев активное участие принимал начальник политотдела 18-й армии полковник тов. Брежнев, - отмечалось в статье С.А. Борзенко. - Расчёт одного станкового пулемёта (рядовые Кадыров, Абдурзаков, из пополнения) растерялся и не открыл своевременно огня. Два взвода немцев, воспользовавшись этим, подобрались к нашим позициям на бросок гранаты. Тов. Брежнев физически воздействовал на пулемётчиков и заставил их вступить в бой. Понеся значительные потери, немцы отступили, бросив на поле боя несколько раненых. По приказу тов. Брежнева расчёт вёл по ним прицельный огонь, пока не уничтожил».

Бригадный комиссар Л.И. Брежнев (справа) и комиссар В. Д. Щербатых в госпитале после награждения.
© waralbum.ru
Бригадный комиссар Л.И. Брежнев (справа) и комиссар В. Д. Щербатых в госпитале после награждения.

Непонятно только одно - что такое «физическое воздействие»? Но теперь уже уточнить не у кого. А полковник Брежнев 16 марта 1943 года был награждён орденом Красной Звезды, а 18 сентября 1943 года за освобождение Новороссийска - орденом Отечественной войны 1-й степени.

Герои-малоземельцы

В течение 225 дней советские войска героически обороняли «Малую землю», отражая атаки крупных сил - пехоты и танков немецкой 17-й армии, и отстояли плацдарм. Успеху, как сделан вывод военными специалистами, способствовали также умелая организация боевых действий, чёткое управление войсками, своевременная доставка кораблями Черноморского флота на плацдарм войск и материальных средств, создание широкой сети инженерных сооружений в системе обороны.

Семимесячная оборона «Малой земли» завершилась освобождением Новороссийска. 9 сентября 1943 года 800 орудийных стволов, 227 «Катюш», полторы сотни бомбардировщиков нанесли первый удар по врагу. Артиллерийская подготовка длилась пятнадцать минут. За это время было выпущено 35 тысяч снарядов по заранее назначенным целям. Затем в атаку пошли морские пехотинцы и стрелковые части с «Малой земли». На правом берегу Цемесской бухты началось наступление советских войск из района цементных заводов «Октябрь» и «Пролетарий».

Результат наступательной Новороссийско-Таманской операции - прорыв широко разрекламированного рубежа противника «Готенкопф» и освобождение 16 сентября 1943 года Новороссийска. Одна из трёх групп войск, обеспечивавших блокирование и захват города, как уже говорилось, наступала с «Малой земли».

Войска Северо-Кавказского фронта (командующий - генерал-полковник И.Е. Петров) во взаимодействии с авиацией, Черноморским флотом и Азовской военной флотилией завершили разгром таманской группировки противника. 3 октября была освобождена Тамань, а к утру 9 октября 56-я армия полностью очистила от фашистских захватчиков Таманский полуостров. Успешно проведённая операция поставила точку в битве за Кавказ. Были созданы условия для ударов по крымской группировке противника с моря и через Керченский пролив. И в этом был немалый вклад малоземельцев. Некоторые эксперты считают, что десант на «Малую землю» и бои на ней могут служить образцом военного искусства.

Краснофлотцы водружают флаг Военно-морского флота СССР у здания морского порта в Новороссийске.
© waralbum.ru
Краснофлотцы водружают флаг Военно-морского флота СССР у здания морского порта в Новороссийске.

Тысячи защитников «Малой земли» были награждены орденами и медалями СССР, а двадцать один воин-малоземелец за мужество и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза. Один из них - снайпер 293-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота старшина первой статьи Филипп Рубахо. Он принял участие в высадке десанта, затем участвовал в обороне «Малой земли». Там стал командиром группы снайперов и довёл личный счёт до 276 уничтоженных гитлеровцев и румын.

Среди Героев и моряки-черноморцы. Командир дивизиона сторожевых кораблей Черноморского флота капитан-лейтенант Н.И. Сипягин отличился в ночь на 10 сентября в ходе освобождения города и порта Новороссийска. Под сильным артиллерийским, миномётным и пулемётным огнём корабли дивизиона прорвались в Цемесскую бухту и высадили более 300 десантников. Отличились в боях за Новороссийск и лётчицы 588-го полка лёгких ночных бомбардировщиков.

В мае 1973 года в ознаменование 30-летия разгрома фашистских войск на Северном Кавказе Новороссийску было присвоено звание «город-герой». Так что «Малая земля» - воистину земля героическая. Для победы её защитники ничего не пожалели.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама