Красная дорожка России и Китая
Любые контакты России и Китая, ведущие к расширению сотрудничества, вызывают повышенный интерес у мирового сообщества. А уж тем более, когда речь идёт о встречах на высшем уровне, которые, как правило, становятся очередным шагом на пути к более тесному взаимодействию двух стран по различным направлениям, в том числе в движении к более справедливому мировому порядку.
В полной мере это относится и к состоявшемуся на прошлой неделе визиту в КНР президента России Владимира Путина и прошедшим в его ходе встречам лидеров двух стран. «Вопреки давлению США, Китай расстилает красную дорожку для Путина», - написала The Wall Street Journal, обращая внимание на торжественную встречу российского лидера. Также отмечается, что это происходит буквально через несколько дней после того, как американские сенаторы умоляли лидера КНР Си Цзиньпина дистанцироваться от президента РФ.
Один путь
Знаковой особенностью визита стало то, что в это же время в Пекине проходил III Международный форум «Один пояс - один путь», который собрал представителей более чем 140 государств. Участие в нём Путина дало возможность не только встретиться ему с руководителями целого ряда стран, но и изложить позицию России в отношении инициативы «Пояса и пути», которая стала, по сути, символом нового курса Китая на международной арене.
На заметку
Как известно, инициатива «Один пояс - один путь» была выдвинута в 2013 году и нацелена на создание на пространстве Евразии и вокруг неё системы транспортно-логистических маршрутов и торгово-инвестиционных проектов с участием заинтересованных стран и с использованием китайского, а также зарубежного капитала. К ней уже присоединились свыше 150 государств и более 30 международных организаций.
Россия, как отметил в Пекине Владимир Путин, поддерживает китайскую инициативу и, более того, заинтересована в её реализации. По его словам, это способствует созданию и развитию российской инфраструктуры, которая включает и Транссиб, и БАМ, и Северный морской путь, коридор «Север - Юг», железнодорожную и автомобильную сеть страны и так далее. В свою очередь Китай, по словам его лидера, готов поддержать Россию в национальных проектах, развитии национальной экономики, помогая преодолеть санкционное воздействие.
Готовность двух стран к расширению сотрудничества проявилась и в решении создать новый «зерновой коридор». Согласно заключённой на 12 лет сделке стоимостью примерно в 27 млрд долларов, Россия поставит китайской стороне 70 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур. Для претворения данной инициативы в жизнь между Владивостоком и китайской провинцией Хэйлунцзян планируется создать гигантский зерновой хаб.
Естественно, что каждая страна, выстраивая отношения с другой стороной, преследует в том числе и собственные интересы. Не является исключением в этом плане и Китай. Так, например, Пекин пока отказывается подписать двустороннее соглашение по строительству нового трубопровода «Сила Сибири-2», который позволил бы практически удвоить поставки газа в Китай и другие восточные страны. При этом, однако, Си Цзиньпин на переговорах с Владимиром Путиным заявил, что Пекин надеется на скорейшую реализацию этого проекта. Есть определённые проблемы и в организации сотрудничества по использованию Китаем Северного морского пути.
Наверное, можно найти и другие проблемы, но нельзя не видеть, что, например, тот же товарооборот между двумя странами растёт стремительными темпами. Его объём уже составляет 200 млрд долларов, хотя достичь этого уровня предполагалось только в 2024 году.
Запад сближает Россию и Китай
Совершенно очевидно, что Россия и Китай обречены на расширение сотрудничества и укрепление взаимодействия. И к тому их подталкивают действия коллективного Запада во главе с США, направленные на создание различных препятствий на пути расширения сотрудничества Китая и России, торможение их развития. Взять ту же инициативу «Один пояс - один путь». На Западе не скрывают, что её появление и реализация ведут к созданию альтернативных источников глобального роста, что разрушает его доминирующие позиции в мировой экономике, мешает ему контролировать другие государства. А посему эта инициатива вызывает резкое неприятие со стороны США и их союзников, что нашло своё выражение в готовности Запада проложить новый экономический коридор, альтернативный китайскому «Шёлковому пути».
Ещё одним фактором, побуждающим Москву и Пекин к всестороннему развитию отношений, является рост глобальной нестабильности и возрастание угроз в мире.
Как отметил Си Цзиньпин, он рассматривает партнёрство Китая и России как основу для формирования «глобального ландшафта и будущего человечества». В свою очередь, Путин заявил, что в нынешней непростой ситуации особенно необходима тесная координация внешнеполитических действий Москвы и Пекина, и выразил готовность укреплять китайско-российские отношения.
Нет необходимости особо подчёркивать, что это важно как для наших двух стран, так и для мира в целом, особенно если учесть, что России и Пекину противостоит общий враг - США и коллективный Запад. Причём враг смертельно опасный, так как во имя сохранения своей гегемонии он готов пойти на прямое столкновение с обеими державами. Вот и Джо Байден в нашумевшем обращении к нации заявил, что Россию, как и ХАМАС, обострившего до предела конфликт с Израилем, необходимо уничтожить. Правда, он хотел бы это сделать руками украинцев, предоставляя киевскому режиму дополнительную военную помощь на 60 млрд долларов.
Американская ядерная рулетка
Зато законодатели США настроены на то, чтобы развязать против России и Китая одновременную ядерную войну. Свидетельством тому служит недавний доклад межпартийной комиссии американского Конгресса, согласно которому Соединённым Штатам необходимо срочно готовиться к такому сражению с Россией и Китаем. «Соединённые Штаты и их союзники должны быть готовы сдержать и победить обоих противников одновременно. Международный порядок, возглавляемый США, и ценности, которые он отстаивает, находятся под угрозой со стороны авторитарных режимов Китая и России», - подчёркивается в докладе.
При этом авторы доклада настоятельно рекомендуют Вашингтону расширить программы модернизации ядерных и неядерных вооружений. Причём американская стратегия должна быть изменена в сторону усиления роли ядерного оружия.
В частности, комиссия призывает к созданию «дополнительных ядерных возможностей США на театре военных действий» в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе, модернизации ядерного командования и эффективному использованию новых технологий, включая гиперзвук, искусственный интеллект и автономные транспортные средства.
Говорится в докладе также о необходимости загрузить «некоторые или все» неиспользуемые ядерные боеголовки в арсенал США, развернуть дополнительные межконтинентальные баллистические ракеты «Сентинел», увеличить запланированное количество бомбардировщиков B-21 «Райдер» и ПЛАРБ типа «Колумбия».
В докладе также звучит озабоченность по поводу неспособности промышленной базы идти в ногу с требованиями ядерной модернизации. Например, указывается, что ВМС отстают от своей цели по строительству одной подводной лодки типа «Колумбия» в год, а также пока безуспешно пытаются наладить производство двух ударных подводных лодок типа «Вирджиния» в год. С этой целью, по мнению комиссии, министерству обороны следует «создать или отремонтировать третью верфь, предназначенную для производства атомных кораблей, уделяя особое внимание атомным подводным лодкам».
В Конгрессе, судя по сообщениям американских СМИ, со всей серьёзностью восприняли этот доклад. Так, председатель комитета палаты представителей США по вооружённым силам республиканец Майк Роджерс поддержал выводы доклада, назвав их «тревожным сигналом для нашей стратегической позиции». В свою очередь бывший министр обороны США Роберт Гейтс, развивая эту мысль в своей статье в Foreign Affairs, указывает, что, например, Китай очень сильный противник и представляет для Соединённых Штатов серьёзный вызов.
Видит око, да зуб неймёт
По его словам, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) сейчас сильнее, чем когда-либо прежде. «Сегодня Китай может похвастаться большим количеством военных кораблей, чем США (хотя они и худшего качества). Пекин модернизировал и реструктурировал как обычные вооружённые силы, так и свою ядерную мощь, почти вдвое увеличив развёрнутые стратегические ядерные силы. Кроме того, он обновил систему командования и управления. Также Пекин сейчас занимается укреплением своего военного потенциала в космосе и киберпространстве», - отмечает Гейтс.
Помимо активности в оборонной сфере, Китай, продолжил он далее, реализует комплексную стратегию, направленную на увеличение своей мощи и влияния во всём мире. В настоящее время Пекин является главным торговым партнёром более чем 120 стран, включая почти все государства Южной Америки. Китай также владеет, управляет или инвестирует в более чем сто портов примерно в 60 странах мирах.
Это расширяющееся экономическое наступление Китая дополняется всепроникающей пропагандой и сетью средств массовой информации. В каждой стране мира доступна хотя бы одна китайская радиостанция, телеканал или новостной интернет-сайт. «Посредством этих и других средств массовой информации Пекин подвергает нападкам действия и мотивы Америки, подрывает веру в международные институты, созданные Соединёнными Штатами после Второй мировой войны, и трубит о превосходстве своей модели развития и управления, одновременно продвигая тему упадка Запада», - подчёркивает американский бывший министр обороны.
И делает вывод, что США должны более целенаправленно и активно готовится к военному столкновению с Китаем.
В этом же ключе Пентагоном подготовлен доклад «Военная мощь Китая», который был обнародован на прошлой неделе. Согласно ему, в прошлом году Пекин завершил строительство по меньшей мере 300 шахт межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и, «возможно», рассматривает перспективы разработки новой ракетной системы с обычным вооружением.
В Пентагоне считают, что по состоянию на май 2023 года у Пекина было более 500 действующих ядерных боеголовок. По прогнозам, к 2030 году это число «вероятно» вырастет до более чем 1000 действующих ядерных боеголовок.
В дополнение к наращиванию своего ядерного арсенала за последний год Министерство обороны США полагает, что КНР изучает возможность разработки новых межконтинентальных ракетных систем с обычным вооружением, которые могли бы поражать цели на Гавайях, Аляске и внутри континентальной части Соединённых Штатов. Пекин также продолжает расширять свой военно-морской флот, увеличив его с 340 кораблей и подводных лодок, находящихся на вооружении в прошлом году, до более чем 370 в этом году.
Тайваньский узел
В докладе также указывается на «углубляющиеся» связи Китая с Россией. При этом отмечается, что всё более тесные отношения между Китаем и Россией формировались десятилетиями, но украинский конфликт и реакция на него Запада «ещё больше скрепили их объятия». Обе страны сделали чёткий стратегический выбор, определив приоритетом укрепление отношений друг с другом, которые развиваются с учётом понимания, что Запад, возглавляемый США, представляет для них общую угрозу. «Хотя ни Пекин, ни Москва в настоящее время не планируют создать официальный военный союз, серьёзные потрясения, такие как китайско-американский конфликт из-за Тайваня, ещё могут привести к этому», - отмечают в Пентагоне.
Между тем следует заметить, что обстановка вокруг Тайваня продолжает накаляться. Понятно, Китай, который объявил одной из своих главных задач возвращение острова в родное лоно, никогда не откажется от неё. При этом он намерен, как подчёркивают в Пекине, решать её мирным путём. Сегодня во многом это связывается с исходом президентских выборов на Тайване, которые пройдут в январе 2024 года и на которых хорошие шансы победить имеет Ма Инцзю, выступающий за сближение и нормализацию отношений с материком.
Естественно, Вашингтон пойдёт на всё, чтобы не допустить такого развития событий, так как для него потеря Тайваня равносильна потере американского влияния во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также контроля за морскими торговыми путями в Южно-Китайском море. При этом сами американцы воевать за Тайвань не собираются.
В планах США втянуть в вооружённый конфликт вокруг острова Китай и руками тайваньцев как можно больше ослабить Поднебесную. Именно на это направлена та огромная военная помощь, которую Вашингтон сегодня оказывает Тайбэю.
Связанные «одним поясом»
Так что исключать открытия ещё одного фронта, на сей раз в Восточной Азии, нельзя. И это не могут не учитывать ни в Москве, ни в Пекине. Во всяком случае не трудно представить, что о развитии военного и военно-технического сотрудничества между двумя странами речь шла и во время визита Владимира Путина в КНР.
Да, отношения России и Китая не носят характера военного союза. Но их связь в этом плане очень крепка. Например, в июле в ходе совместного российско-китайского военно-морского учения «Север. Взаимодействие-2023» в акватории Японского моря было выполнено порядка 20 боевых упражнений, в том числе артиллерийские стрельбы по морским, береговым и воздушным целям, а затем военные корабли приступили к совместному патрулированию протяжённостью 2300 морских миль, в том числе в водах возле Аляски.
Эти две операции, по мнению Министерства обороны Китая, «отражают высокий уровень стратегического взаимного доверия» между двумя странами и их вооружёнными силами.
Собственно говоря, и слова Си Цзиньпина о том, что Китай поддерживает российский народ в следовании по самостоятельно выбранному пути национального возрождения, а также в защите государственного суверенитета, безопасности и интересов развития, нельзя оценить иначе как свидетельство об укреплении союзнических отношений между Москвой и Пекином на фоне явно агрессивной политики Запада.