Мал, да удал: морской тральщик «Лев Чернавин» вышел на ходовые испытания
Приступил к заводским ходовым испытаниям новейший корабль противоминной обороны «Лев Чернавин» - восьмая по счёту единица проекта 12700 (шифр «Александрит»), построенная для Военно-морского флота России в Санкт-Петербурге на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ - входит в Объединённую судостроительную корпорацию). Сообщение об этом в первой половине октября опубликовала пресс-служба ОСК.
В Объединённой судостроительной корпорации напомнили, что корабль носит имя Льва Давыдовича Чернавина, контр-адмирала, много лет командовавшего подводными лодками и соединениями подводных лодок Северного флота. Во время ходовых испытаний экипаж «Чернавина» и специалисты СНСЗ проверят работу основных корабельных систем и механизмов, средств связи, обнаружения и навигации.
Информация пресс-службы ОСК о начале испытаний «Чернавина» явно не удостоилась внимания широкой общественности, что, в общем, и неудивительно. Текст новости оказался предельно лаконичен, выглядел он достаточно «дежурно», не изобиловал красочными эпитетами, да и сами корабли проекта 12700 отнюдь не поражали воображение ни своим водоизмещением (всего 800 тонн), ни огневой мощью (один 30-мм артиллерийский автомат АК-306, пара-тройка пулемётов и переносных зенитных ракетных комплексов). Для стороннего человека «Александриты» откровенно теряются на фоне куда более крупных и лучше вооружённых вымпелов ВМФ России.
Основа минно-тральных сил
Тем не менее, внимание новейшим отечественным кораблям противоминной обороны уделить определённо стоит. Почему? Как минимум, по четырём причинам.
Во-первых, в обеих Мировых войнах лучшим оружием на море по соотношению критериев «стоимость/эффективность/» оказались морские мины.
Во-вторых, к настоящему времени морские мины серьёзно эволюционировали, став ещё смертоноснее, а вот возможности борьбы с ними отечественных тральщиков, построенных во времена СССР, из-за постепенного устаревания кораблей, а также исчерпания их технического ресурса, начали снижаться.
В-третьих, без тральщиков нового поколения, способных эффективно бороться с современными морскими минами, куда более крупные и серьёзно вооружённые, чем тральщики, вымпелы ВМФ России могут оказаться заблокированными в собственных базах минными постановками противника.
Поэтому, в-четвёртых, для постепенной замены тральщиков советской постройки современными единицами, СНСЗ строит серию морских тральщиков нового поколения или, как сейчас их принято называть, кораблей противоминной обороны (ПМО) проекта 12700. Ожидается, что в долгосрочной перспективе именно «Александриты» станут основой минно-тральных сил флотов ВМФ России.
Композиты и иные новации
Процесс разработки в первом десятилетии XXI века проекта 12700 «Александрит» Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (входит в ОСК) был любопытен тем, что исходно подразумевал создание унифицированного корпуса корабля. Помимо, собственно, базового тральщика проекта 12700, на основе того же корпуса «Алмаз» предлагал строить патрульные корабли или вспомогательные суда различного назначения. Но, разумеется, основными «пользователями» унифицированного корпуса должны были стать корабли ПМО. Об этом легко догадаться, если обратить внимание на материал и технологии, используемые для создания корпусов «Александритов».
Корабли проекта 12700 получили уникальный, самый большой в мире (наибольшая длина - 61,6 м, наибольшая ширина - 10,3 м) корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. Большая матрица, полностью повторяющая форму корпуса корабля, выстилается специальным армирующим материалом (стеклоткань или углеткань). В зависимости от того, какой это участок корпуса, число слоёв такой «ткани» может доходить до нескольких десятков. Далее материал полностью накрывается герметичной плёнкой, к которой присоединено множество трубочек. Через них подаётся смола, которая пропитывает все слои армирующего материала за счёт вакуума, созданного под плёнкой. В результате получается «залитый» в форму корпус корабля.
В сравнении с металлическим, масса композитного корпуса на 20% ниже. Он обладает высокой прочностью, не подвержен воздействию агрессивных химических сред и коррозии, а срок службы такого корпуса, при соблюдении норм эксплуатации, неограничен. К другим достоинствам композитного корпуса можно отнести его немагнитность. Это заметно снижает вероятность подрыва тральщика при поиске мин, часто оснащаемых взрывателями, реагирующими на магнитное поле корабля.
Кроме корпуса из стеклопластика, на «Александритах» были внедрены и иные новации для борьбы с минной опасностью на море. В частности, корабли проекта 12700, помимо традиционного трального оборудования, имеют высокоэффективные гидроакустические поисковые станции, телеуправляемые подводные аппараты, безэкипажные катера, специальные подруливающие устройства для повышения манёвренности, а также автоматизированную систему управления противоминными действиями. Кроме того, заявлена возможность использования кораблём ПМО многофункционального беспилотного комплекса «Орлан-10». Всё это в теории позволяет «Александритам» успешно обнаруживать и уничтожать как якорные, так и донные морские мины, не входя в опасную зону. Повторюсь - в теории, поскольку с современными морскими минами иностранного производства «Александритам», насколько мне известно, в боевой обстановке встречаться ещё не приходилось…
Где корабли проекта 12700 могут действовать?
Лучше всего - на закрытых морских театрах типа Чёрного или Балтийского морей. Кроме того, тактико-технические характеристики «Александритов» позволяют нашим кораблям ПМО бороться с минами или осуществлять поиск объектов на дне в районах, примыкающих к базам Северного и Тихоокеанского флотов, а также обеспечивать противоминную защиту собственной исключительной экономической зоны и месторождений полезных ископаемых в море.
Кстати, «Александриты», в случае необходимости, способны не только мины искать/уничтожать, но и выступать в роли минных заградителей, усеивая подходы к собственным базам универсальными донными минами, минно-ракетными противокорабельными, а также минно-торпедными противолодочными комплексами и даже противолодочными мина-ракетами. Плюс к этому, по информации ЦМКБ «Алмаз», «Александриты» в периоды низкой вероятности минной угрозы могут использоваться как для охраны водного района, так и для учебных целей.
В общем, фразеологизм «мал, да удал» как нельзя лучше характеризует востребованность кораблей проекта 12700 в ВМФ России.
Головной «Александрит» - «Александр Обухов» на СНСЗ заложили 22 сентября 2011 года. Корабль должен был быть введён в строй максимально быстро, чтобы по результатам его испытаний можно было принять решение о начале строительства уже серийных «Александритов». Таковые предполагалось закладывать не только на СНСЗ, но и на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Увы, в полной мере реализовать этот план не удалось.
11 заложены, 7 в строю
Для начала немало времени «съела» отработка формирования того самого уникального корпуса корабля из монолитного стеклопластика. ПАО «Звезда» - производитель высокооборотных дизелей, устанавливаемых на кораблях проекта 12700, не всегда успевало своевременно отгружать дизельные двигатели М503Б-1, и это тоже стало проблемой.
Наконец, когда в 2014-м на Россию обрушился «девятый вал» западных санкций, строители «Александритов» лишились надежд на получение из-за границы значительной части запланированного к установке на наши корабли ПМО иностранного оборудования. В первую очередь - производства Франции.
Задачи импортозамещения применительно к «Александритам» в итоге были успешно решены. Например, вместо французских безэкипажных катеров Ispector MK II корабли проекта 12700 стали получать отечественные безэкипажные катера «Сканда». Однако, как нетрудно догадаться, это тоже произошло далеко не сразу и нехватка отдельных позиций комплектации кораблей ПМО изрядно притормозила процесс строительства столь нужных Флоту «Александритов».
9 декабря 2016 года Главнокомандующий ВМФ России Владимир Королёв сообщил, что на указанную дату всего законтрактовано 8 кораблей проекта 12700, включая головной «Александр Обухов», а в долгосрочной перспективе Флот нуждается в более чем 40 «Александритах». К концу 2022 года ВМФ России получил 7 кораблей проекта 12700.
Головной корабль проекта пополнил корабельный состав Балтфлота.
Первая тройка серийных «Александритов» - «Георгий Курбатов», «Иван Антонов», «Владимир Емельянов» - успела ещё до 2022 года отправиться на Чёрное море. Таким образом, начало СВО Черноморский флот встретил с тремя современным кораблями ПМО, способными осуществлять под водой поиск и уничтожение опасных предметов. Это оказалось как нельзя более кстати с оглядкой на ненулевую вероятность попытки украинской стороны заминировать с помощью безэкипажных катеров выход из Севастопольской бухты.
Вторая тройка серийных «Александритов» - «Яков Балеев», «Пётр Ильичёв», «Анатолий Шлемов» - по Северному морскому пути ушла на Тихий океан.
«Лев Чернавин» изначально предполагалось тоже отправить тихоокеанцам. Но, видимо, в условиях нарастающей конфронтации Запада с Россией, да ещё и на фоне вступления в НАТО Финляндии, оставлять Балтфлот всего с одним кораблём проекта 12700 командованию ВМФ России показалось не лучшей идеей. Поэтому «Чернавина», вместо отправки на Север, решили оставить на Балтике.
Кроме того, продолжают строиться заложенные в 2020-2023 годах «Афанасий Иванников», «Полярный» и «Дмитрий Лысов», по-видимому, предназначенные для Северного флота.
В ситуации с последней тройкой серийных «Александритов» присутствует одна неявная интрига. Судя по прозвучавшим в январе 2020 года заявлениям генерального директора ЦМКБ «Алмаз» Александра Шляхтенко и главного советника президента ОСК по военному кораблестроению Виктора Чиркова (бывший Главнокомандующий ВМФ РФ), «Иванников», «Полярный» и «Лысов» должны были строиться по уже модернизированному проекту, подразумевавшему увеличение длины корабля, установку нового противоминного комплекса и т.д. Удалось ли реализовать на практике задуманную модернизацию или последняя тройка серийных «Александритов» строится без каких-либо изменений исходного проекта, пока не ясно.
Стратегическое значение
Замечу, что все вышеперечисленные «Александриты» были построены/строятся на СНСЗ. Закладка же кораблей проекта 12700 на АСЗ до сих пор не началась. Что, разумеется, тормозит насыщение нашего ВМФ новейшими кораблями ПМО. Ожидаемые ввод в строй «Чернавина» и спуск на воду ещё трёх единиц проекта 12700, это, конечно, хорошо. Однако ситуация, когда Флоту требуется более 40 кораблей ПМО, а ОПК России за 2011-2022 годы сумел ввести в строй лишь 7 «Александритов», вызывает озабоченность.
«Корабли проекта 12700 на практике уже доказали свою эффективность и обладают целым рядом уникальных характеристик», - в марте 2023-го объявил Главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов.
«Уникальные корабли этого проекта [12700] подтвердили свои высокие мореходные, боевые характеристики в ходе выполнения задач в различных частях Мирового океана», - добавил в апреле текущего года заместитель Главкома ВМФ РФ по вооружению Игорь Мухаметшин.
С оглядкой на цитаты Евменова и Мухаметшина, хочется спросить, не пора ли ускорить создание эффективных и уникальных «Александритов»? Как мне кажется, настало время для активизации строительства кораблей проекта 12700. В конце концов, война на море, это не спорт. Тут призов за второе место не дают. Тут, если не успел, то потерпел поражение и погиб. Чтобы побеждать, нашему ВМФ нужны современные тральщики. Раз так, то давайте их строить не «в час по чайной ложке». Как совершенно правильно отмечают специалисты, своевременная постройка современных кораблей противоминной обороны для Флота имеет стратегическое значение.