Евросоюз задыхается без консенсуса
«Лидеры договорились использовать часть замороженных российских активов, в первую очередь доходы от них, для поддержки Украины. Саммит подтвердил, что помощь Украине остаётся приоритетом Евросоюза», - заявил глава Совета Европы Шарль Мишель после очередной встречи руководителей 27 стран ЕС, которая прошла 26-27 октября в Брюсселе.
Обсуждали бюджет на ближайшие годы, а также позицию европейского объединения (желательно - общую!) по украинскому и палестино-израильскому конфликтам.
Саммит не смог согласовать программу помощи Украине на ближайшие четыре года в размере 50 млрд евро. Предполагается, что для этого странам ЕС нужно внести в бюджет сообщества новые взносы. Идею дополнительных поборов заблокировали Бельгия, Венгрия, Словакия и ещё несколько государств.
Цитата
«Мы заморозили 211 млрд евро российских активов, и в настоящее время доходы от них идут только отдельным финансовым институтам ЕС. Мы скоро представим предложения по использованию доходов от реинвестирования этих средств для помощи Украине и поддержки её восстановления. Эти средства будут направлены в бюджет Евросоюза, затем оттуда будут распределяться на нужды Украины».
Урсула фон дер Ляйен, глава Еврокомиссии.
У «несносного ребенка» появился брат
Воду опять мутил премьер Венгрии Виктор Орбан. Этого политика в Брюсселе за глаза называют «анфан террибль» (от французского enfant terrible - «несносный ребенок»). Однако время, когда он, как Дон Кихот, в одиночку сражался с европейскими мельницами, прошло. Его поддержал новобранец европейского паркета, назначенный всего несколько дней назад премьер Словакии Роберт Фицо.
Накануне саммита Орбан подтвердил, что не намерен снимать своё наложенное ещё в мае вето на новый транш военной помощи Украине в 500 млн евро из Европейского фонда мира.
«Мы ожидаем, что украинская делегация приедет в Будапешт на переговоры об этом. Мы открыты и готовы заключить соглашение», - заявил он.
Орбан и его команда, надо полагать, хотели бы предметно поговорить с представителями Киева об исключении венгерского банка OTP из украинского списка «международных спонсоров войны» и о нарушении прав венгерского национального меньшинства, компактно проживающего в Закарпатье.
А тем временем
Глава киевского режима Зеленский также отметился на саммите, традиционно выступив по видеосвязи. Он вновь призвал лидеров ЕС к началу переговоров о приёме Украины в Евросоюз. Его в очередной раз выслушали. Без особого оптимизма.
Венгерский премьер сделал ещё одно знаковое заявление. Он особо подчеркнул, что раньше победа Киева на поле боя с помощью западных поставок и денег представлялась возможной, но теперь ситуация изменилась, и новые финансовые вливания со стороны ЕС на неё уже не повлияют.
«Пока это был реальный сценарий, можно было говорить, что мы дадим денег на его реализацию. Но сейчас все знают, но не осмеливаются озвучить, что эта стратегия провалилась... Об этом уже все военные эксперты говорят и пишут, только политики не смеют сказать», - заявил Орбан.
Справка
Европейские чиновники полагают, что у них пока есть рычаг, с помощью которого им удаётся «держать Будапешт в узде» и, несмотря на постоянные протесты Орбана, продавливать коллективные решения по очередным пакетам антироссийских санкций и помощи Украине. Речь о том, что Евросоюз до сих пор не разморозил 13 млрд евро из своих фондов, предназначенные для Будапешта в обмен на реформы.
У Европы новая головная боль - Ближний Восток
В Брюсселе лидеры стран европейского блока четыре часа за закрытыми дверями пытались выработать общую позицию в связи с сильнейшим за последние десятилетия обострением конфликта на Ближнем Востоке. В результате «жёсткому осуждению» ожидаемо подвергся ХАМАС за «террористические атаки на Израиль и использование мирных жителей в качестве живого щита». ЕС потребовал от этой организации освободить всех заложников и признал право Тель-Авива на самооборону.
Камнем преткновения стала формулировка о гуманитарной помощи жителям сектора Газа. Никто не был против, но дискуссия упёрлась в условия для её предоставления. Прозвучали три варианта: «прекращение огня», «гуманитарная пауза» и «гуманитарные паузы».
В итоге компромисс был найден. Европейский совет призвал оказать помощь нуждающимся палестинцам, задействуя «все необходимые меры, в том числе гуманитарные коридоры и паузы для гуманитарных нужд». Словесная эквилибристика завершилась тем, что собравшиеся в Брюсселе пришли к спорному мнению, что «Израиль - единственное демократическое государство в регионе и потому на нём лежит особая ответственность за обеспечение жителей сектора Газа всем необходимым».
Предложено возродить переговоры о двух государствах (еврейском и палестинском), поддержано проведение международной мирной конференции. Шарль Мишель при этом заверил, что ХАМАС ни в каком виде не будет участвовать в ней. Однако даже западные эксперты полагают, что без представителей этого движения такое мероприятие заранее обречено на провал.
Для сведения
Евросоюз признал палестинскую группировку ХАМАС террористической организацией. Это же сделали США, Канада, Япония и ряд других государств.
Испанские мотивы
Нужно признать, что само Европейское объединение переживает сейчас не лучшие времена. Напомним, что совсем недавно - 6 октября - руководители стран Евросоюза провели свою неформальную встречу в Гранаде (Испания), исключительно чтобы подискутировать. Как говорится - без протокола, то есть без принятия конкретных решений. Она была посвящена обсуждению болезненной и сложной темы - дальнейшему расширению и последствиям для стран ЕС этого шага.
В «листе ожидания» на вступление стоят: Украина, Турция, Молдавия, Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония, Сербия, Грузия и Косово.
В ходе дискуссии обозначились кое-какие контуры. Приём новых членов, например, ориентировочно намечен на 2030 год. Претендентам, дескать, надо дать время на завершение необходимых реформ и подготовку к вступлению.
Евросоюзу тоже следует основательно подготовиться. Так, канцлер Олаф Шольц призвал обсудить необходимые реформы системы управления и принятия решений в ЕС. Он считает, что в связи с расширением необходимо отойти от принципа единогласия (консенсуса) по ключевым вопросам, а принимать решения большинством голосов.
Лидеры ряда стран высказали резонное мнение, что начать процесс следует с небольших стран - например, с Черногории. Действительно, их проще будет адаптировать и «переварить».
Справка
Газета Financial Times подсчитала, что вступление Украины, например, обойдётся Евросоюзу в 186 млрд евро, что превышает годовой бюджет сообщества. Тот же Шольц предупредил, что в связи с необходимыми мерами по выравниванию её экономики до уровня ЕС те страны, которые получали дотации (например, Польша и державы Прибалтики), сами должны превратиться в доноров.
Основные решения перенесены на декабрь
Но вернёмся к саммиту в Брюсселе. В итоговом заявлении саммита зависший из-за проделок «анфан террибль» транш помощи самостийной на 500 млн евро вообще не упоминался. В обтекаемой форме было отмечено, что страны ЕС «продолжат предоставлять Украине значительную военную поддержку, в том числе через Европейский фонд мира, а также на двусторонней основе». Будет реализована европейская инициатива о предоставлении Украине до февраля следующего года одного миллиона артиллерийских снарядов и ракет.
Что касается бюджета ЕС на ближайшие годы и тех самых 50 млрд евро помощи для Украины, то дискуссия пока носила предварительный характер. Для принятия окончательного решения есть ещё время до следующего саммита, который состоится в декабре.
На самом деле очередная европейская тусовка показала, что 27 государствам Евросоюза всё сложнее добиваться консенсуса по ключевым внутренним и внешним вопросам. А что ещё будет, если в это объединение, делающее ставку на расширение, в обозримом будущем добавятся новые члены?