Политический «шпагат» Токаева
© facebook.com/vladimir.zharihin
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Леонидович Жарихин.

Политический «шпагат» Токаева

США начали тотальное геополитическое наступление в Центральной Азии, стремясь сыграть на амбициях лидеров региона и создать очередную «анти-Россию»
04 октября 2023, 13:00
Реклама
Политический «шпагат» Токаева
© facebook.com/vladimir.zharihin
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Леонидович Жарихин.
Читайте нас на: 

По инициативе администрации президента Байдена в Нью-Йорке, на полях сессии Генеральной ассамблеи ООН, состоялся саммит «Центральная Азия - США» (С5+1). «Историческим» он стал не столько из-за своей повестки, хотя были озвучены новые подходы для достижения давней цели - противодействие влиянию на регион России и Китая, сколько благодаря уровню представительства стран стран-участников. Впервые с американским президентом в полном составе встретились главы всех бывших советских республик Средней Азии, тогда как прежде переговоры велись исключительно на уровне министров иностранных с участием представителя Госдепа США.

Справка

Дипломатическая платформа С5+1 олицетворяет собой государственный подход США к Центральной Азии, предусматривающий общее взаимодействие с представителями пяти стран региона - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Формат C5+1 на уровне глав правительств был сформирован в 2015 году.

Повышение уровня политического диалога до руководителей государств не случайно, и продекларированное в совместном заявлении по итогам саммита «вступление в самый важный период истории партнёрства С5+1» стало тому подтверждением.

О том, почему США повысили уровень политического диалога с центрально-азиатскими странами и какие антироссийские и антикитайские предложения озвучили американцы на саммите «С5+1», а также о том, насколько реально военное присутствие Вашингтона в странах Центральной Азии и как оценивать заявление Касым-Жомарта Токаева о следовании санкционному режиму против России, еженедельнику «Звезда» рассказал заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

«Для разрыва связей с Россией»

- США полны решимости расширить своё влияние в центрально-азиатских странах, не оставляя при этом попыток добиться ослабления связей региона с Россией и Китаем - двумя мощнейшими геополитическими центрами мира, к негодованию США с двух сторон географически «зажавших» Центральную Азию и имеющих реальные силовые позиции на евразийском континенте.

«Срединный коридор» - Транскаспийский международный транспортный путь.
© middlecorridor.com
«Срединный коридор» - Транскаспийский международный транспортный путь.

Понимая расклад сил в борьбе с Россией и Китаем за влияние в Центральной Азии, Джо Байден и Энтони Блинкен прибегли к экономическим инструментам воздействия. Фактически было заявлено о готовности финансировать несколько крупных геополитических проектов, откровенно носящих антироссийский и антикитайский характер.

Прежде всего США выступили за развитие Транскаспийского международного транспортного пути (ТМТП), что позволит доставлять грузы из Китая в Европу в обход России, связывая Поднебесную и страны Центральной Азии с Европой через Каспий, Южный Кавказ и Турцию. Этот, поистине глобальный проект, который может стать альтернативой Транссибирскому маршруту, но при условии существенных и длительных капиталовложений, нашёл-таки своего интересанта, расположившегося далеко за пределами Евразии.

В реализации «Среднего коридора» США готовы использовать почти все имеющиеся у них экономические инструменты, доступные через Государственный департамент США , Международную финансовую корпорацию развития США (DFC), Экспортно-импортный банк США (EXIM) и Агентство США по международному развитию (USAID). Разумеется, действуя не в угоду Европейскому союзу и тем более Китаю.

Как на одной из прошедших встреч в формате «С5+1» без лукавства заметил госсекретарь Энтони Блинкен - «для разрыва связей с Россией». «Хорошие инвестиции», - подытожил бы скандальный американский сенатор Линдси Грэм...

Содержал протокол саммита и ещё одну попытку снизить влияние Москвы в регионе. Для чего, используя апробированную технологию «продвижения демократии и защиты прав человека по всему миру», США заверили центральноазиатские страны в наращивании образовательного потенциала, профессионального обучения и в развитии обмена в рамках «партнёрства через людей». Проще говоря, Вашингтон расширяет усилия по созданию лояльной к американской власти местной элиты, берётся за взращивание проамериканского политически активного населения.

Участники первого президентского саммита C5+1 в миссии США при ООН, 19 сентября 2023 г.
© globallookpress.com
Участники первого президентского саммита C5+1 в миссии США при ООН, 19 сентября 2023 г.

Особенно актуально это направление в свете провала попытки госпереворота в Казахстане, которая была пресечена силами ОДКБ. Это несколько отрезвило США, привыкших действовать через оппозиционные структуры, организовывать цветные революции и устраивать госперевороты. Но, по всей видимости, не надолго.

Редкоземельные интересы Америки

Критическая зависимость США от Китая в сфере редкоземельных элементов, когда на долю КНР приходится около 90% производства переработанных металлов, как считают в Вашингтоне, вопрос национальной безопасности. Его решение, что очевидно, лежит во взаимодействии с богатыми на редкоземельные элементы странами Центральной Азии.

Пока что США ограничились только предложением начать диалог в формате C5+1 о том, что касается добычи и поставок за океан важнейших редкоземельных минералов - в надежде уменьшить рискованную зависимость от импорта только из Китая. Однако по мере роста напряжённости в Южно-Китайском море, нетрудно предположить, что США будут добиваться более тесного сотрудничества со странами Центральной Азии. На что, естественно, потребуются существенные и длительные капиталовложения, и США готовы их предложить.

Тем более что этот вопрос напрямую увязан с американским военно-промышленным комплексом, которому в случае сбоя в глобальных цепочках поставок редкоземельных минералов из-за конфликта вокруг Тайваня будет нанесён колоссальный ущерб, а это напрямую отразится на обороноспособности США. Причина проста: редкоземельные металлы необходимы для создания широкого спектра военной техники от ПТРК Javelin до систем наземного базирования для перехвата баллистических ракет, от коммуникационных систем до многоцелевых крылатых ракет типа Tomahawk.

В цифрах:

Согласно отчёту исследовательской службы Конгресса за 2021 год, на создание одного истребителя F-35 уходит 417 килограммов редкоземельных металлов, на эсминец «Арли Бёрк» (USS Arleigh Burke) - 2,3 тонны, а на многоцелевую атомную подводную лодку класса «Вирджиния» (USS Virginia) - больше 4 тонн.

При строительстве такого эсминца используется 2,3 тонны редкоземельных металлов.
© flickr.com/usnavy
При строительстве такого эсминца используется 2,3 тонны редкоземельных металлов.

В совместном заявлении лидеров стран Центральной Азии и США по итогам саммита также говорилось о «расширенном сотрудничестве в области безопасности». Конечно, Штаты желали бы восстановить своё военное присутствие в регионе, сократившееся после вывода войск из Афганистана, на что, в частности, указывают утечки из американских средств массовой информации о поиске Пентагоном потенциальных кандидатов на размещение новых баз в Центральной Азии.

В недавнем прошлом в распоряжении у США уже были такие базы: переданный в аренду узбекистанскими властями в начале двухтысячных аэродром Карши-Ханабад или, например, располагавшийся в Центральной Азии офис связи НАТО, который был закрыт ещё в 2016 году. Но тогда, в эпоху однополярного мира, США заходили в регион в статусе безусловного лидера, а страны даже в ущерб своим национальным интересам старались угодить гегемону. Это время ушло.

Многополярный мир, лишённый ярко выраженного лидера, позволяет государствам выстраивать политику вокруг национальных интересов. И Центральная Азия в большей мере склоняется к естественному выбору в пользу России и Китая, поскольку потенциальная выгода от сотрудничества со Штатами не сможет перевесить неизбежные потери, которые понесут страны из-за разрыва отношений с Москвой и Пекином.

Знать свой шесток

Есть и другой немаловажный момент, на что политикум Центральной Азии обращает внимание - это кулуарность самого саммита С5+1, которая сопровождается не всегда изящным выкручиванием рук. Россия и Китай, также обладающие дипломатическим форматом на манер американского С5+1, ничего похожего никогда себе не позволяли. Си Цзиньпин и вовсе «расстилал красную дорожку» перед лидерами центрально-азиатских стран по случаю проведения встречи президентского формата «Центральная Азия - Китай», а Владимир Путин, будучи с рабочим визитом в Астане, на равных принимал участие в первом саммите «Россия - Центральная Азия».

Наконец, не одним Соединённым Штатам под силу «делать погоду» в регионе. Не секрет, что Москва обладает реальными возможностями противодействовать устремлениям Вашингтона закрепиться на Евразийском континенте, что и делает: например, решительно пресекает попытки грубого вмешательства во внутренние дела суверенных государств - именно так недавно был предотвращён государственный переворот в Казахстане. Подкрепляет нерушимость нашей дружбы со странами Центральной Азии при помощи взаимовыгодного культурно-гуманитарного сотрудничества: открываются в центральноазиатских странах филиалы ведущих российских вузов, проводятся ежегодные выставки и обмен делегациями. В общем, идёт активный диалог.

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время осмотра выставки «ИННОПРОМ. Казахстан» в Астане, 25 сентября 2023 г.
© РИА Новости
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время осмотра выставки «ИННОПРОМ. Казахстан» в Астане, 25 сентября 2023 г.

Однако это не значит, что лазеек для политического и гуманитарного вторжения Соединённых Штатов в регион не осталось, что все фланги защищены. Вашингтон обязательно будет рыскать в поиске слабых мест, а внутренних проблем в Центральной Азии, как известно, предостаточно. Не приходится сомневаться: США не упустят любую возможность для создания нестабильности, а отнюдь не ради того, чтобы «воссияло солнце свободы и демократии» в этом регионе. Кстати, это старый и довольно известный приём.

Всем мил не будешь

На руку США и соперничество за лидерство в Центральной Азии, развернувшееся между Казахстаном и Узбекистаном. Стремление выиграть в политической борьбе «по очкам», желание понравиться и одной, и другой стороне, как показала жизнь, порой оборачивается весьма странными заявлениями и поступками. Как это произошло, например, 29 сентября, когда президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече с канцлером Германии Олафом Шольцем пообещал «следовать антироссийским санкциям». Более того, было заявлено, что с этой целью власти страны якобы уже установили необходимые контакты с иностранными организациями, отвечающими за соблюдение санкционного режима.

Впрочем, после возвращения в Казахстан, то ли испугавшись реакции собственного народа, то ли внешней реакции, Токаев поспешил уверить казахов в твёрдом курсе на всестороннее сотрудничество с Москвой и дал понять, что на самом деле не собирается превращать Казахстан в «анти-Россию». По его же словам, санкционное противостояние, которое Токаев анонсировал днём ранее, уже показало свою «абсолютную контрпродуктивность». В общем, переобулся в воздухе. 

Дихотомия подобного рода, сильно напоминающая политический «шпагат» - попытку в поисках сиюминутной выгоды балансировать в разные стороны одновременно, вот только долго лавировать между геополитическими центрами силы, сколько ни прикладывай усилий, не получится, Выбор сделать всё равно придётся.

Центральноазиатский саммит президентов в Берлине. Только вместо Байдена - Шольц, 29 сентября 2023 г.
© globallookpress.com
Центральноазиатский саммит президентов в Берлине. Только вместо Байдена - Шольц, 29 сентября 2023 г.

И выбор, думается, будет сделан в пользу сотрудничества и взаимодействия с теми странами, с которыми граничит Казахстан. Такой опытный дипломат и политик, как Токаев, безусловно прекрасно понимает, что занимать антироссийскую или антикитайскую позицию, или обе одновременно - контрпродуктивно. Впрочем, соблазн утвердиться региональным лидером, а для важности ещё и разместить на своей территории центр ООН, якобы предназначенный для «устойчивого развития Центральной Азии и Афганистана», о чём также говорил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на полях саммита С5+1, по всей видимости, ещё не раз станет поводом для противоречивых заявлений.

России же, как самому важному внешнему игроку, заинтересованному в том, чтобы сохранить влияние в Центральной Азии, необходимо постоянно держать руку на пульсе региона. Тем боле, когда Вашингтон предпринял геополитическое наступление на зону стратегически важных для нас интересов всеми силами и средствами.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама