Как палестинцы проломили «Железный купол»
Неожиданные и трагические события в Израиле всколыхнули весь мир. И в данной ситуации просто невозможно оставаться безразличным. Произошло массовое убийство мирных жителей, которое является не чем иным, как военным преступлением. Причём совершённым обеими сторонами. Однако оставим гуманитарные и политические вопросы на рассмотрение другим экспертам, а сами попробуем оценить только действия системы ПВО с военно-технической точки зрения. И попытаемся сделать это без эмоций.
С этим «куполом» не всё так просто, как его малюют
По утверждению израильской стороны, за первые сутки из сектора Газа было выпущено более пяти тысяч ракет, сами же палестинцы сообщают конкретное число - 5500. Кроме массированных ракетных ударов, военное крыло движения ХАМАС активно применяло дроны-камикадзе, а для преодоления барьеров, окружающих сектор, десантировало боевиков на парапланах и мотодельтапланах.
В отражении атаки были задействованы исключительно зенитно-ракетные комплексы широко распиаренной системы ПРО «Железный купол» (иврит: כיפת ברזל - «Кипат барзель», или англ.: Irone dome).
«Уникальная надёжность и эффективность» его активно пропагандировались по всему миру западными СМИ, обосновывались различными экспертами. К голосам тех, кто исследовал вопрос, и писал, что с этим «куполом» не всё так радужно - например, американского профессора Теодора Постола, утверждавшего, что его эффективность всего лишь 5%, - никто не прислушивался.
Но 7 октября 2023 года реальное боевое применение данного комплекса показало, что концепция израильской системы ПРО выстроена не совсем правильно. Так чем же хорош или плох этот «Железный купол»?
Всевозможные «эксперты», кои сейчас полезут из всех щелей, повторяют как мантру одну и ту же глупую фразу: «ЗРК "Железный купол" - это система для защиты от неуправляемых ракет и снарядов на дальности до 70 километров». Хотя на самом деле речь должна идти о ракетах, запускаемых с дальности до 70 километров. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Потому что дальняя граница зоны поражения подобных целей составляет всего 17 км, при этом верхняя граница - 10 км.
Три серьёзных просчёта
Один из серьёзнейших просчётов, допущенных при формировании концепции «Купола» заключался в том, что он действительно был «заточен» для перехвата ракеты этого класса дальности, причём атакующих по высоким навесным баллистическим траекториям. Хотя теоретически способен сбивать и аэродинамические цели, но такая возможность ограничивается пуском его ракет «Тамир» под фиксированным углом 60 градусов к горизонту (угол возвышения пусковой установки). Учитывая, что управление ракетой начинается на высоте почти 2 км, ЗРК из-за этого имеет слишком большую ближнюю границу зоны поражения - 4 км. То есть, если комплекс не успеет сбить цель раньше, она выйдет из зоны поражения необстрелянной. Для сравнения - ближняя граница ЗП С-300/400 значительно более тяжёлыми ракетами - 1,5 км.
Таким образом, вести огонь по маловысотным и маневрирующим целям «Железному куполу» очень сложно. Как ни парадоксально, но для этого требуются значительно большие располагаемые перегрузки зенитно-управляемых ракет (ЗУР). И активная головка самонаведения ЗУР, которая неустойчиво сопровождает цели на фоне земли, ещё больше добавляет трудностей. Видимо, поэтому «Кипат барзель» называют системой ПРО, хотя это неправильно.
Здесь мы наблюдаем очень характерную картинку. Это один из предыдущих налётов на город Сдерот ещё в мае 2021 года. Палестинские ракеты из сектора Газа летят по простейшим, близким к параболическим и хорошо просчитываемым траекториям, а ракеты «Тамир» «вышивают» какие-то странные траектории.
Вопреки расхожему мнению, ЗУР не «летят в точку упреждения». Это связано с применением метода наведения «параллельное сближение». Другая причина таких траекторий в том, что управление ракетой начинается только после выполнения ею «горки» - до этого она остаётся непослушной.
Второй серьёзный просчёт связан с применением низкоскоростных ракет - скорость ЗУР «Тамир» всего лишь около 700 м/с. Для сравнения - скорость ракет российского ЗРК «Панцирь-С1» почти в два раза больше - 1300 м/с. А слишком маленькая скорость ЗУР при методе наведения «параллельное сближение» приводит к тому, что ракета не перехватывает цель, а подходит к ней фактически сзади, что не даёт возможности поразить её способом прямого попадания - hit-to-kill. Есть ещё резервный вариант - поражение осколками приходится на хвостовую часть ракеты - на уже отработавший двигатель, но после такого «попадания» она всё ещё будет продолжать движение и упадёт туда, куда её и посылали.
Третий серьёзный просчёт - использование пусковых установок с примитивным приводом подъёма пакета ЗУР на угол возвышения 60 градусов и не имеющих азимутального привода вовсе. Это определяет невозможность использования всего боекомплекта в любом направлении. Для такой стрельбы понадобилось бы три пусковые установки ориентировать по азимуту через 120 градусов, а это означает, что в каждом секторе можно применить только 20 ракет из 60.
Не в ту сторону смотрели
Но, видимо, израильтяне этим не очень озабочены. Вся их противовоздушная оборона развёрнута в сторону Газы и Сирии, а в сторону Ливана они только посматривали, и во время налёта их основной радиолокационный пост на этом направлении был уничтожен огнём активистов «Хезболлы». Судя по всему, они не ждут ударов средств воздушного нападения с моря.
Взять хотя бы к примеру эту «фотку на память» о посещении комплекса посла США Шапиро. Девушки в сандаликах больше похожи на официанток, а не на операторов «Железного купола». У израильтян принято назначать на операторские должности в основном женщин - наверное, не верили, что возможен прорыв.
А зря! Буквально на днях уже были продемонстрированы атаки катеров, и запускать с них БПЛА не так уж сложно. Заходя в тыл вне секторов стрельбы батарей, беспилотники имеют возможность уничтожать их неспеша, точно попадая в критические элементы комплексов - командный пункт и многофункциональную РЛС. Даже те, которые дислоцированы напротив сектора Газа, беспилотники могут легко обойти.
Собственно говоря, это и есть основные элементы ЗРК: РЛС, командный пункт и до четырёх пусковых установок. На каждой ПУ находится до 20 ЗУР «Тамир». Таким образом, в одной батарее могут быть готовы к пуску 60-80 ракет.
Что же случилось в Израиле?
Ну, на недостатки «Железного купола» мы указали. А есть ли в этом ЗРК что-нибудь хорошее?
Хорошее (с технической точки зрения) есть. Это функция, которую любят подчёркивать все комментаторы. Игнорирование тех вражеских ракет, по которым расчёт показывает, что их траектории пройдут мимо городов или промышленных объектов.
Это действительно очень полезная функция и нашим конструкторам не мешало бы заложить её в отечественные ЗРК и комплексы средств автоматизации. Такая функция позволяет экономить ЗУР, что в нынешние времена становится чрезвычайно важным. А если чуть доработать её, то получим автоматическое предсказание положения точки встречи ЗУР и цели, что было бы очень важно при стрельбе по беспилотникам.
Тактика палестинских ракетчиков называется «Прорыв системы ПВО превышением её возможностей». Именно такие действия и есть не что иное, как атака роя средств воздушного нападения, а не мифический налёт стаи 10-минутных квадрокоптеров. Чем меньше беспилотник, тем меньше его боевая нагрузка и дальность. Реально более, чем в 10-20 км от передовой подобная атака мелких БПЛА была бы невозможна. А вот удар ракетами возможен и на расстояние 300-500 км. Но это я скорее про СВО и угрозу ударить роем по Крыму говорю.
Что же получилось в Израиле? По разным оценкам на вооружении ЦАХАЛ имеются от 10 до 13 ЗРК «Железный купол». Один ЗРК = одна батарея. В основном, естественно, они дислоцированы вокруг сектора Газа. Считаем, что все они имеют по три пусковые на батарею. Значит, есть 13 х 60 = 780 готовых к применению ЗУР. Но ведь палестинцы запустили гораздо больше - пять с половиной тысяч ракет.
Эффективность комплекса - совершенно гражданский термин, - сплошь и рядом СМИ указывают, как 90%. Однако израильские военные дают другу цифру - 84%. Почему?
В ПВО нет понятия «эффективность». Мы, пэвэошники, используем другой термин - «вероятность поражения». Если из ста обстрелянных целей уничтожаются 90, то это не эффективность поражения, а вероятность поражения. Причём в данной ситуации можно смело говорить, что речь идёт о вероятности поражения одиночной ракетой.
Многие наши граждане, вспоминая свою срочную службу в противовоздушной обороне, утверждают, что ЗРК всегда (!) стреляют по цели тремя ракетами. Но это не так. Стрельба очередью повышает вероятность уничтожения цели. Вот несложная формула:
Подставим в неё в качестве P1 значение 0,84 и получим для двух ракет в очереди уже 0,97. Почти единица. А для 0,9 и вовсе 0,99. А если округлить, будет единица. В обычной ситуации командиры батарей так бы и стреляли очередью из двух ЗУР. Тогда, имея 100 ЗУР, можно обстрелять 50 целей и гарантированно всё уничтожить. Мы легко посчитали это по ещё одной простой формуле - математического ожидания числа сбитых целей:
Но в условиях массированного налёта израильские командиры батарей, как наши командиры дивизионов, применяют «стрельбу сокращённым расходом». Это когда каждая цель обстреливается одиночной ЗУР. Как ни странно, но количество сбитых целей при такой стрельбе увеличится. Скажем 100 х 0,9 = 90 целей, а не 50.
Зачем я мучаю вас, читатель, этой заумью? А затем, что, зная количество готовых к стрельбе ЗУР - 780, мы можем определить, что ПВО Израиля сбить могла не более 780 х 0,9 = 702 целей. Все остальные из 5 или 5,5 тыс. палестинских ракет так или иначе долетели до городов и объектов. Более четырёх тысяч взрывов - вот что пережил 7 октября Израиль.
Можно ли считать это фиаско для ЗРК «Железный купол»? Думаю, что нет. Он отработал заложенные в него возможности. Есть, правда, ещё нераскрытая тема надёжности его ЗУР. До этого отмечалось большое число «несходов» этих ракет с пусковой.
Но подтверждается тот же вывод, который можно сделать по опыту СВО - сил и средств ПВО всегда будет недостаточно. Прикрыть абсолютно все объекты или большую территорию - невозможно. Что, в общем-то, и произошло два дня назад в Израиле при отражении массированной атаки палестинских ракет.