«Таксомотор» для Пентагона
© flickr.com/145177318@N02
Американская БМП «Брэдли» и российский БТР-80 в Югославии, 90-е годы ХХ века.

«Таксомотор» для Пентагона

Начав карьеру как «солдатское такси», доставляющие пехоту на передовую, сегодня БТР и БМП стали полноценными боевыми единицами и в ряде случаев заменили танки
20 января 2023, 13:00
Реклама
 «Таксомотор» для Пентагона
© flickr.com/145177318@N02
Американская БМП «Брэдли» и российский БТР-80 в Югославии, 90-е годы ХХ века.
Читайте нас на: 

Новое время - новые машины

Боевые машины пехоты, сконструированные и специально оборудованные для транспортировки личного состава пехотного отделения, обеспечивают десанту возможность вести огонь под прикрытием брони. Как правило, вооружены они встроенной или штатно устанавливаемой пушкой калибра не менее 20 мм, а иногда и пусковой установкой противотанковых ракет. Таким образом, БМП - это основное боевое и транспортное средство пехоты, которое позволяет вести бой без спешивания, обеспечивая более тесное взаимодействие с танками.

Военнослужащие Народной милиции ДНР на боевой машине пехоты БМП-3 патрулируют улицы Мариуполя.
© РИА Новости
Военнослужащие Народной милиции ДНР на боевой машине пехоты БМП-3 патрулируют улицы Мариуполя.

В настоящее время появились определённые тенденции дальнейшего развития боевых машин этого класса. Прежде всего речь идёт о повышении огневой мощи за счёт увеличения калибра автоматической пушки до 35-40 мм. Но при этом надо учитывать, что увеличение калибра ведёт к неизбежному сокращению численности боевого расчёта.

Другой, ещё более выраженной тенденцией, является повышение уровня защиты БМП, вызывающее увеличение веса. Но практические возможности улучшения защиты этих машин, особенно амфибийного класса, весьма ограничены.

Многие западные специалисты приходят к выводу, что БМП должны иметь такой же уровень защиты, как основные боевые танки, поскольку в этом случае они могли бы реально действовать в едином боевом порядке. Последнее обстоятельство представляется ключевым для американских разработчиков, действующих по программам создания бронетехники для Сухопутных войск и Корпуса морской пехоты.

Имени бравого генерала

В отличие от немцев, которые ещё во времена Второй мировой войны осознали значение лёгких бронированных машин, американцы этому виду боевой техники должного внимания не оказали. «Просветление» пришлось на начало 1960-х годов, когда стало ясно, что армия оказалась практически без бронированных средств поддержки пехоты.

Боевая машина пехоты XM-723.
© flickr.com/99992585@N07
Боевая машина пехоты XM-723.

Но даже тогда в Пентагоне не пришли к единому мнению относительно перспективных машин поддержки пехоты. В середине 1960-х годов американцы разработали, произвели и испытали прототипы БМП с обозначением MICV-65, сконструированные на базе гусеничного БТР М-113 - разработка конца 1950-х годов. Однако дальше начальных испытаний дело не пошло, вместо этого в 1972 году корпорация FMC получила контракт на новую БМП с 20-мм пушкой, обозначенную ХМ-723. Когда были изготовлены прототипы и начались испытания, планы снова изменились. Теперь армейцы решили, что им срочно необходима бронированная машина разведки. Были изготовлены и испытаны прототипы ХМ-800 на гусеничном и колёсном ходу.

Но когда и на этот раз ничего не получилось, решили, что необходимо создать что-то единое - и разведывательную машину, и полноценную БМП. Однако конструкторская мысль всё же остановилась на варианте разработки двух машин на базе единого корпуса и башни с 25-мм пушкой и двумя пусковыми установками ПТУР TOW. Шасси также было единое.

Только в 1981 году с конвейера завода в Сан-Хосе, что в Калифорнии, сошли первые машины, сертифицированные как М2 - знаменитая сегодня БМП «Брэдли», и практически точный её аналог - разведывательная машина М3.

Боевая машина пехоты M2A2 «Брэдли».
© flickr.com/bronpancerna
Боевая машина пехоты M2A2 «Брэдли».

БМП на гусеничном ходу М2, названная в честь американского генерала Омара Брэдли, который отличился в боях в Северной Африке и Европе, почти идентична машине М3. Последняя не имеет стрелковых бойниц, перевозит 5 солдат (М2 - 10) и имеет гораздо больший боекомплект. Корпус «Брэдли» сварен из алюминиевой брони, его передняя часть, борта и корма дополнительно защищены разнесённой многослойной бронёй, создающей относительную защищённость от большинства средств поражения. 

Двухместная башня с механическим приводом расположена в центре корпуса. Основное вооружение - 25-мм пушка «Чейн Ган» с двухсторонним питанием, которая специально разрабатывалась так, чтобы была возможность поражать советские бронемашины. С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт. «Брэдли» оснащена сдвоенной пусковой установкой ПТУР TOW. Система стабилизации пушки позволяет наводчику вести прицельную стрельбу во время движения по пересечённой местности. Десантное отделение находится в кормовой части и имеет 6 бойниц для стрельбы с перископическими приборами.

Десантное отделение М3.
© forums.kitmaker.net
Десантное отделение М3.

Тактико-технические характеристики БМП М2 «Брэдли»

  • Экипаж, чел. - 3+7.
  • Масса, т - 22,666.
  • Габариты, м: длина - 6,453; ширина - 3,2; высота - 2,972.
  • Силовая установка - 8-цилиндровый дизель «Камминс» (мощность - 500 л.с.).
  • Максимальная скорость, км/ч - 66 (по шоссе); 7,2 (на плаву).
  • Запас хода, км - 483.

Следует отметить, что эта БМП хорошо зарекомендовала себя во всех сухопутных операциях, которые проводили США. Тем не менее уже сегодня, по мнению специалистов, машине следует искать замену. Считается, что «Брэдли» слишком габаритная, дорогостоящая и сложная в эксплуатации и ремонте. Но основной недостаток в том, что М2 из-за недостаточного бронирования не может действовать совместно с основными американскими боевыми танками М60 и М1 «Абрамс».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама