Утилизация по-русски, или Какая судьба уготовлена натовской бронетехнике на Украине
БМП-1 - бронированный первопроходец
Первая боевая машина пехоты появилась на поле боя через пятьдесят лет после первого танка - в 1966 году на вооружение Сухопутных войск СССР была принята БМП-1. В настоящее время насчитывается около 40 образцов боевых машин пехоты, которые производились и производятся фирмами многих стран.
Идея разработки такого транспортного средства для пехоты возникла ещё в годы Первой мировой войны. В качестве примера историки приводят созданный в Англии в 1917 году бронированный гусеничный транспорт Мк.IX, который использовали для перевозки 50 человек или 10 тонн груза.
По сравнению с бронетранспортёром, БМП обладает более мощным вооружением (ПТРК, автоматическая пушка и пулемёты), броневой защитой и высокой подвижностью на поле боя. Именно этот «джентльменский набор» позволяет боевым машинам пехоты решать такие задачи, как уничтожение живой силы и противотанковых средств противника, поражение легкобронированных целей, вести борьбу с низколетящими воздушными целями, а при необходимости - с танками.
Советские БМП-1, БМП-2, БМП-3 и боевые машины других государств принимали участие практически во всех послевоенных локальных конфликтах. Теперь очередь дошла и до боёв на Украине.
Банковской от Елисейского дворца
Впереди планеты всей оказался Елисейский дворец, заявивший о поставке ВСУ французских лёгких колёсных танков AMX-10RС. Таким образом, Эмманюэль Макрон опередил Джозефа Байдена, объявившего о поставках Украине в новом пакете помощи БМП «Брэдли». А Владимир Зеленский по этому поводу отметил, что «Франция выводит европейскую оборонную поддержку Украины на новый уровень».
Впрочем, танком AMX-10PС, хоть и колёсным, назвали авансом - французы вообще любят преувеличивать свои достижения. На самом деле AMX-10PС - это колёсный бронеавтомобиль, создан он был фирмой «Сатори милитари» по заказу Вооружённых сил Франции и предназначался на роль разведывательной машины, способной при необходимости вести борьбу с бронетехникой противника. Серийно AMX-10PС производился с 1976 по 1994 год. Всего было выпущено 457 таких бронеавтомобилей, 337 достались французской армии и применялись в ряде миротворческих операций и в войне в Персидском заливе. Марокко и Катар купили 120 машин. Но абсолютно неизвестно, окажется ли AMX-10PС по зубам украинский чернозём.
Машина лёгкая, весит 6,6 тонны. Мощность двигателя - 300 л.с. При колёсной формуле 6х6 AMX-10PС может развивать по шоссе скорость до 85 км/ч, а по пересечённой местности - до 40. Обладает большим запасом хода - 1000 км по шоссе. Машина плавающая. Вооружена нарезной 105-мм пушкой F2 и 7,62-мм пулемётом NF1. Броня - противопульная. Экипаж - 4 человека. В 2010 году 256 машин AMX-10RC прошли модернизацию и получили дополнительную броню, активную самозащиту, систему управления полем боя SIT V1 и тактическую связь.
Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать об AMX-10PС. К слову, французская программа «Скорпион» в настоящее время предусматривает замену AMX-10RC на новую бронированную разведывательную машину EBRC «Ягуар». Поставки начались с феврале 2022 года и составят 300 единиц к 2030 году. Похоже, Франция просто-напросто освобождается от хлама в войсках.
Можно предположить, что украинское командование будет использовать колёсный танк не только для разведки, но и в обороне - как противотанковое средство. Но при этом AMX-10PС придётся хорошо замаскировать, поскольку противопульная броня серьёзный удар не выдержит.
«Брэдли» с минусом
В очередном пакете военной помощи США намерены поставить Украине почти 300 единиц бронетехники: 100 БТР М113, 55 машин MRAP, 138 бронемашин HMMWV и 50 БМП М2 «Брэдли» - это наиболее раскрученная и разрекламированная американская бронемашина.
Сразу же вынесем за скобки армейский грузовой фургон HMMWV и колёсную бронемашину с усиленной противоминной защитой MRAR. Безусловно, они усилят украинские подразделения, но никак не сделают нужную погоду в бою. А вот «Брэдли» - это уже настоящая боевая машина пехоты.
Разработка «Брэдли» началась в 1971 году, когда Армия США (сухопутные войска) объявила конкурс на создание БМП. Контракт был заключён с фирмой «FMC» - впоследствии «Юнайтед Дефенс». Причём создавалась БМП с учётом опыта боевого применения советской БМП-1 и с учётом конструктивных особенностей германской БМП «Мардер», которая по лучшей защищённости и вооружению считалась альтернативой бронетранспортёрам M113. К ноябрю 1974 года было построено 11 образцов.
В 1981 году плавающая БМП М2 «Брэдли», названная в честь генерала армии Омара Нельсона Брэдли, с комплексом вооружения, включающим сдвоенную пусковую установку ПТРК «Тоу», стабилизированную в двух плоскостях 25-мм автоматическую пушку М242 «Бушмастер» и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт М240С (модернизированный вариант бельгийского MAG), была принята на вооружение. Это была первая боевая машина пехоты второго поколения, занявшая место в армейском строю, и ей придавалось в США большое значение. Историки отмечают, что до 1980-х годов имена генералов в армии США получали только танки, и присвоение генеральского имени БМП означало признание именно боевого характера новой машины. Отметим, что вместе с БМП на вооружение были приняты боевая разведывательная машина М3 «Брэдли» и РСЗО MLRS, наименования которых ныне также на слуху. В боевом строю БМП «Брэдли» более 40 лет.
Машина неоднократно модернизировалась. Некоторые модернизации связаны с заменой пусковой установки (под ПТУР «Тоу-2»), улучшением условий наблюдения и перекомпоновкой боеукладки (А1), а также с дополнительным бронированием, применением динамической защиты (A3), установкой современной системы управления огнём и др. С каждой модернизацией «Брэдли» рос вес машины - от 21,3 тонны до 30 тонн, что применительно к территории Украины является большим минусом. Для сравнения, российская БМП-3 весит 18,7 тонны.
Всего выпущено 9753 экземпляра разных вариантов «Брэдли». Гадать не будем, но вряд ли американцы передадут украинцам машины последних модификаций.
Немецкий «зоопарк»
В свою очередь власти ФРГ заявили о решении поставлять Украине БМП «Мардер». Здесь надо уточнить, что и в Европе боевые машины, подобные БМП-1, появились позднее, чем в СССР. Фирмы «Рейншталь АГ - Транспорттехник» (г. Кассель) и «МАК Машинбау» (г. Киль) приступили к производству неплавающей боевой машины пехоты «Мардер» («Marder» в переводе «куница». - Авт.) в 1969 году. Поставки в войска начались с октября 1970 года, и до 1975 года обе фирмы совместно выпустили более 2000 БМП.
Вместимость БМП «Мардер» 10 человек, в том числе 3 члена экипажа, двое из которых (командир и наводчик) располагаются в башне. Боевое отделение с вращающейся двухместной башней находится в средней части корпуса. Впереди справа от механика-водителя расположен многотопливный дизель компании «Даймлер-Бенц» мощностью 600 лошадиных сил, обеспечивающий запас хода в 520 километров.
«Мардер» вооружена 20-мм автоматической пушкой Mk.20 DM5 Rh202 «Рейнметалл», справа над ней установлен 7,62-мм пулемёт MG3A1. Ещё один такой же пулемёт с дистанционным управлением установлен на крыше десантного отделения. Для двухбашенной БМП «Мардер-2» была разработана пушка Rh503 со сменным стволом 35 и 50 мм. В качестве противотанкового средства используется ПТРК «Милан». БМП «Мардер» претерпела несколько модернизаций, связанных с усовершенствованием систем управления огнём, приборов ночного видения и с повышением защищённости машины.
Бронекорпус БМП «Мардер» сварен из листов катанной стальной брони. Защищённость повышена большими углами наклона листов корпуса. Лобовая броня толщиной около 30 мм защищает от оружия калибра до 20 мм, бортовая - от стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. Борта прикрыты навесными резиновыми противокумулятивными экранами, армированными лёгким стальным каркасом. Для маскировки на башне слева от лафета установлен блок из шести 76-мм дымовых гранатомётов.
По защищённости БМП «Мардер» приблизилась к основному немецкому боевому танку «Леопард-1». Её защита обеспечивает непоражаемость лобовой и бортовой проекций машины при обстреле из 30-мм пушки бронебойным оперённым подкалиберным трассирующим снарядом. Вместе с тем «Мардер» стала и самой тяжёлой среди серийных боевых машин пехоты - её вес, в зависимости от модификации, от 28,2 до 33,5 тонны. Она, напомним, не умеет плавать и тяжела для мостов, которые могут встретиться на Украине.
Считается, что броня «Куницы» защищает от пулемётов и пушек всех российских БТР и БМП, но не спасает от РПГ, танковых и артиллерийских снарядов, авиационных ракет. Пушка «Мардер» пробивает российские БМП в борт и с кормы, однако слабовата, чтобы расправиться с танками. Наиболее эффективным оружием на этой БМП является ПТРК «Милан», последняя модификация которого соответствует уровню российского «Корнета».
До 2011 года эти бронемашины не раз подвергались модернизации, самая последняя получила обозначение «Мардер» A5А1. В этой БМП установлена система кондиционирования воздуха, использовано мультиспектральное камуфлирование корпуса и системы РЭБ. Однако модернизации подверглось всего 35 машин, которые вряд ли попадут в зону специальной военной операции. Самая распространённая версия «Мардер» А3 выпускалась с 1989 по 1998 год, 40 машин этой серии и планируется отправить Украине.
В 2009-2011 годах бундесвер использовал порядка 20 машин «Мардер» в боевых действиях в Афганистане. И считается, что БМП неплохо себя зарекомендовала в сложных климатических условиях и при этом снискала популярность у личного состава за высокую огневую мощь, хорошую броневую защиты и надёжность. Следует только заметить, что «Мардер» использовалась исключительно при невысокой интенсивности боевых действий и отсутствии у противника современного вооружения. На Украине совсем другая война.
Хотя, что бы там ни говорили, «Мардер» машина сильная. Однако найти ей место в бою на Украине из-за насыщенности противотанковыми средствами будет не так-то просто. Кроме того, чтобы моментально не стать хорошей мишенью, требуется и соответствующая подготовка экипажей, а это в сложившейся ситуации проблематично. Есть трудности и с ремонтом западной бронетехники в пределах Украины. Поэтому, поскольку «Мардер» особенно сложна в обслуживании и ремонте, боевые машины придётся грузить на железнодорожные платформы и отправлять в Польшу, где этот процесс налажен.
А вот про свою новейшую боевую машину пехоты «Пума» (нем. «Schützenpanzer Puma» - «Бронетранспортёр пума»), разработку и выпуск которой осуществляют концерны KMW и RLS, немцы пока помалкивают. В базовой конфигурации «Пума» представляет собой авиатранспортабельную боевую машину пехоты с дистанционно управляемой необитаемой башней и компактным боевым отделением.
Планировалась, что бундесвер для замены устаревших БМП «Мардер» получит 410 таких машин, однако в 2012 году заказ был сокращён до 350 единиц при увеличении стоимости одной БМП до 7 млн евро. Первые образцы «Пумы» были изготовлены в декабре 2010 года, серийные поставки начались с апреля 2015 года, а уже к августу 2021 года весь заказ был выполнен.
Надо ли ожидать «Пуму» на просторах Украины?.. Всё зависит от продолжительности боевых действий и от того, как быстро выйдут из строя «Мардеры». Не исключено, что немцы просто захотят испытать «Пуму» в условиях реального боя. Но никто не даст гарантии, что их «зоопарк» - «Куницы», «Леопарды», «Пумы» - останется в целости и сохранности.
Массовая поставка натовской бронетехники безусловно продлит вооружённый конфликт на Украине, но ничто не замедлит темпов её утилизации. На 18 января 2023 года Вооружённые силы Украины уже потеряли 7563 танка и других боевых бронированных машин. И счёт не закрыт.