«Лишние миллионы» для Зеленского
© flickr.com/kystverket
На месте катастрофы, 8 ноября 2018 г.

«Лишние миллионы» для Зеленского

Сами норвежцы считают, что их правительство проявило в отношении Украины «аукцион неслыханной щедрости», пожертвовав с барского плеча почти 400 миллионов долларов. Примерно столько же стоил утонувший буквально на «ровном месте» фрегат Helge Ingstad, в судьбе которого проявились все проблемы норвежских ВМС
25 декабря 2023, 11:00
Реклама
«Лишние миллионы» для Зеленского
© flickr.com/kystverket
На месте катастрофы, 8 ноября 2018 г.
Читайте нас на: 

Декабрьское турне Владимира Зеленского по маршруту Аргентина - США - Норвегия, к разочарованию украинского «шаромыжника» (определение Марии Захаровой - официального представителя МИД России), принесло в кубышку Киева куда меньше подачек, чем рассчитывали на Украине. Что, в общем, и не удивительно - после провала летнего «контрнаступа» котировки Зеленского и Ко на Западе заметно просели.

Удивительно другое - попрошайке из Киева всё ж таки набросали грошей в протянутую кепку. Вдвойне удивительно, что при этом наибольший «взнос» сделала Норвегия, чей премьер Гар Стёре заявил о выделении Украине гуманитарной помощи на 272 млн долларов, а также 90,1 млн долларов на боеприпасы и 30,5 млн долларов на дополнительные зенитные ракетные комплексы NASAMS для ВСУ. Почему вдвойне удивительно? Потому что вышеперечисленные суммы, например, очень не помешали бы ВМС Норвегии, находящимся не в самой лучшей «форме» и умудрившимся в 2018-м буквально «на ровном месте» потерять один из своих современных фрегатов.  

Напомню обстоятельства этой скандальной истории.

Гордость ВМС Норвегии

Началось всё с того, что норвежцам потребовалась замена фрегатам типа Oslo, находившимся в строю ещё с 1960-х и к началу 2000-х окончательно устаревших. В качестве основы для проекта своих новых фрегатов ВМС Норвегии выбрали построенные испанской компанией Navantia корабли типа F100.

Стоимость постройки одного фрегата типа F100 оценивалась в 540 млн долларов, что ВМС Норвегии показалось несколько дороговато. Потомки викингов затеяли с потомками конкистадоров азартный спор, крутившийся вокруг снижения цены фрегатов и платежей в рассрочку. Компания Navantia согласилась «ужать» стоимость каждого из пятёрки будущих новых норвежских фрегатов «всего» до 420 млн долл. Но норвежцы настояли, чтобы в эту сумму была включена и установка на заказываемых ими вымпелах американской многофункциональной боевой информационно-управляющей системы Aegis.

Головной корабль «норвежской» серии Otto Sverdrup пришвартован на Южной набережной в Лондоне, декабрь 2017 г.
© wikipedia.org
Головной корабль «норвежской» серии Otto Sverdrup пришвартован на Южной набережной в Лондоне, декабрь 2017 г.

После того, как норвежцы ударили с испанцами по рукам, а конструкция и комплектация фрегатов типа F100 были адаптированы под требования скандинавских заказчиков, по обновлённому проекту в 2003-2007 годах состоялась закладка пяти фрегатов типа Fridtjof Nansen. В 2006-2011 годах новейшие норвежские фрегаты вступили в строй, что наконец-то позволило ВМС Норвегии отправить «старичков» типа Oslo в отставку.

Четвёртый «новичок» типа Fridtjof Nansen в честь известного норвежского путешественника, археолога и писателя получил название Helge Ingstad. Попутно фрегат обзавёлся бортовым обозначением F313.

Норвежцам фрегаты типа Fridtjof Nansen очень понравились. Их было принято считать гордостью ВМС Норвегии. Правда, в этой «бочке с мёдом» присутствовала и своя «ложка дёгтя». Для управления фрегатом типа Fridtjof Nansen, битком набитым хай-теком, требовался весьма квалифицированный экипаж.

Подготовка высококлассных специалистов обходилась дорого, что для норвежских военных моряков, недавно ухнувших уйму денег в постройку новых фрегатов, представляло серьёзную проблему. Как следствие - наскребать моряков-профи на всю пятёрку «Нансенов» Норвегии удавалось не всегда. Неоднократно один-два новейших норвежских фрегата застревали у причала просто из-за того, что у ВМС не хватало подготовленных специалистов для укомплектования их экипажей. Плюс к этому отмечались случаи недостаточного профессионализма на тех «Нансенах», экипажи которых укомплектовать всё же удавалось.

Знали ли об этих нюансах использования новейших фрегатов в Министерстве обороны Норвегии? Наверняка знали. Но закрывали на неприятные факты глаза. Так при попустительстве Военного ведомства Норвегии копилась сумма проблем, в итоге приведших к катастрофе. 

Ошибки и некомпетентность

Ранним утром 8 ноября 2018 года Helge Ingstad возвращался в свою базу Хаконсверн после окончания масштабных учений НАТО Trident Juncture. Неподалёку от нефтяного терминала Стуре фрегат оказался на пути танкера Sola TS (флаг Мальты). Согласно аудиозаписи радиопереговоров, это произошло как в результате проблем с опознанием Helge Ingstad, которые испытывала команда танкера и диспетчер Fedje VTS - местной службы движения судов, так и вследствие откровенной некомпетентности членов экипажа фрегата.

Фрегат Helge Ingstad в 2013 г.
© flickr.com/tommcnikon
Фрегат Helge Ingstad в 2013 г.

Впрочем, норвежский эксперт по навигации Гейр Эйлертсен не снимал долю ответственности за случившееся и с диспетчера Fedje VTS, который мог бы попробовать своевременно «разрулить» опасную ситуацию, вместо того, чтобы пассивно наблюдать за её развитием. Офицер ВМС Норвегии и, по совместительству, преподаватель навигации Томас Ферли, озвучил ещё нескольких причин, которые, вероятно, немало поспособствовали последующему ЧП.

Во-первых, Helge Ingstad, предупредив Fedje VTS о своём движении в сторону Хаконсверна за час до появления фрегата у терминала Стуре, после этого не выходил на связь с берегом. Иными словами, диспетчер Fedje VTS не знал точное местоположение фрегата. Соответственно, берег не мог заблаговременно предупредить танкер о том, что его курс в ночной темноте пересекает корабль ВМС Норвегии.

Во-вторых, все участники радиопереговоров - Helge Ingstad, Sola TS и Fedje VTS - во время общения не репетовали получаемые сообщения. То есть отсутствовало понимание того, насколько чётко и корректно принимается информация, передаваемая по радио.

В-третьих, радиопереговоры велись не на английском языке, а на норвежском, который понимали далеко не все члены экипажей судов, находившихся утром 8 ноября близ нефтяного терминала Стуре.

В-четвертых, в тёмное время суток фрегат следовал в районе оживлённого судоходства с непозволительно высокой скоростью. Helge Ingstad имел ход в 17 узлов (31,48 км/ч).

«Это невероятно грустно!..»

Так или иначе, 8 ноября 2018-го в 4:00 громадный носовой бульб танкера Sola TS нокаутировал винторулевую группу фрегата, оставив после себя «на память» Helge Ingstad пробоину ниже ватерлинии. В тот же момент правый якорь танкера, как консервный нож, вскрыл правый борт фрегата. Якорь оторвался, но в сделанный им «надрез» влетел похожий на рог массивный вывод якорного клюза Sola TS. Помноженный на массу танкера и скорость движения Helge Ingstad, этот «рог» мигом превратил 60 метров правого борта фрегата в руины.

Повреждения фрегат получил тяжёлые.
© flickr.com/kystverket
Повреждения фрегат получил тяжёлые.

Один из моряков, находившихся в этот момент на борту Helge Ingstad, описал столкновение следующим образом: «Мы спали в кубрике, когда неожиданно раздался грохот. Кусок металла просвистел сантиметрах в шести от моей головы… С вертолётной площадки на нас хлынули вода и топливо. Сверху падали фрагменты подволока и кабели. Кабели искрили, что вызвало пожар. К счастью его быстро погасила поступающая вода».

Танкер дедвейтом 112 939 тонн во время этой аварии практически не пострадал, чего нельзя было сказать о Helge Ingstad, водоизмещением 5290 тонн. Лишившийся хода и быстро погружающийся фрегат буксиры едва успели оттолкать к терминалу и посадить там на мель. С корабля спешно эвакуировали весь экипаж, включая восьмерых моряков, травмированных во время столкновения. К счастью, погибших на борту Helge Ingstad не оказалось.

Меж тем вода в отсеки фрегата продолжала поступать. Удержать корабль на ровном киле не удалось - вскоре Helge Ingstad завалился на правый борт. Мель не позволила фрегату затонуть полностью - над водой остались надстройка и часть левого борта корабля. В связи с тем, что волнение моря и приливы-отливы постепенно стаскивали корпус фрегата с мели на глубину, спасатели притянули Helge Ingstad к берегу десятком стальных тросов, после чего заявили СМИ: «У нас всё под контролем!» Ох, зря спасатели так сказали… Именно это - «У нас всё под контролем!» - сообщил в эфир вахтенный офицер Helge Ingstad меньше чем за минуту до столкновения с танкером. Повторение этой же фразы спасателями тоже добром не кончилось. 

В ночь на 13 ноября волнение на море резко усилилось. Наполненный водой корпус фрегата стало бить о камни. После полуночи начали рваться стальные тросы, которыми носовая оконечность Helge Ingstad была притянута к берегу. Норвежцы пытались заводить новые тросы, но в условиях почти штормового моря это вскоре стало невозможным. К 6:00 Helge Ingstad разорвал все тросы и сполз по каменистому дну на глубину. Над водой осталась только часть башнеподобной мачты корабля с антеннами РЛС.

Корабль лёг на дно.
© flickr.com/kystverket
Корабль лёг на дно.

Итак, 13 ноября 2018-го имеющий бортовой номер «313» современный фрегат, чья постройка обошлась норвежской казне в 420 млн евро, всё же затонул. На известие об этом командующий ВМС Норвегии контр-адмирал Нильс Андреас Стенсонес отреагировал цитатой, достойной голливудской  мелодрамы. Он сказал журналистам: «Это невероятно грустно!..»

Общественность жаждет крови

Что было дальше? Водолазы откачали с фрегата топливо, частично демонтировали вооружение, извлекли и утилизировали боеприпасы. Сроки подъёма «утопленника» неоднократно переносились из-за неблагоприятных погодных условий, пока 28 февраля 2019 года Helge Ingstad не удалось поставить на ровный киль и поднять на поверхность. 3 марта того же года «утопленника» доставили туда, куда «триста тринадцатый» так и не смог попасть 8 ноября 2018-го - в базу Хаконсверн.

Последующее освидетельствование корабля выявило крайне удручающую картину. Объём разрушений, полученных Helge Ingstad в результате тарана танкера и последующего затопления, оказался столь велик, что восстановление корабля было признано не рациональным. Посему многострадальный фрегат списали и отправили на утилизацию, за которую государству пришлось заплатить более 5 млн евро.

У населения Норвегии потеря в совершенно мирной обстановке современного боевого корабля вызвала настоящий шок. Немедленно началось расследование обстоятельств произошедшей трагедии. К этой работе подключились Норвежская государственная комиссия по расследованию аварийных ситуаций (Accident Investigation Board Norway - AIBN), комиссия по расследованию аварийных ситуаций Министерства обороны Норвегии, плюс - мальтийская комиссия по расследованию аварий и инцидентов на море. Естественно, норвежская общественность «жаждала крови» и требовала предъявить виновных.

Чтобы не превратить разрастающийся скандал в шторм, способный вышвырнуть всё командование ВМС Норвегии в отставку, а то и на скамью подсудимых, норвежское Министерство обороны в ходе расследования постаралось умолчать о том, что:

  • вахтенный офицер, находившийся в момент столкновения на мостике фрегата, не имел достаточного опыта для самостоятельного управления кораблём. В решающий момент вахтенный офицер полностью утратил контроль над обстановкой, что привело к столкновению с танкером;
  • шесть других членов экипажа фрегата, которые 8 ноября 2018-го в 4:00 должны были нести вахту на мостике Helge Ingstad, в момент столкновения с танкером находились в корабельной столовой. Причём эту «анархию» разрешил присутствовавший на Helge Ingstad в роли стажёра офицер ВМС США, по большому счёту вообще не имевший полномочий распоряжаться на борту корабля ВМС Норвегии;
  • вместо положенных двух сигнальщиков, вахту на фрегате нёс один, да и тот занял свой пост за десяток-другой минут до столкновения, а потому не успел разобраться в окружающей обстановке;
  • экипаж Helge Ingstad считался успешно прошедшим полный курс тренировок по управлению своим кораблём и борьбе за живучесть, хотя на деле значительная часть таких тренировок на корабле вообще (!) не проводилась. Вывод AIBN звучал весьма показательно: «Экипаж фрегата своими действиями нарушил 53 из 88 пунктов инструкции по безопасности»;
  • автоматическая система задраивания люков в водонепроницаемых переборках, которая обеспечивала непотопляемость корабля при поступлении забортной воды внутрь корпуса, на Helge Ingstad не сработала, а экипаж корабля не сумел своевременно этот факт установить;
  • программа расчёта остойчивости корабля работала не корректно.
Пребен Остхайм, командир корабля, заявил, что он спал в своей каюте, когда произошло столкновение.
© flickr.com/ronaldhermansen
Пребен Остхайм, командир корабля, заявил, что он спал в своей каюте, когда произошло столкновение.

Все эти вопиющие факты стали известны к лету 2022 года, когда Министерство обороны Норвегии в «творческом тандеме» с генпрокурором постаралось сделать главным и единственным «козлом отпущения» за ЧП с Helge Ingstad вахтенного офицера погибшего корабля. Естественно, тот с подобным раскладом оказался решительно не согласен. После чего в норвежской прессе стали «всплывать» всё новые и новые причины гибели «триста тринадцатого», бросающие тень не только на многих членов экипажа Helge Ingstad, но и на руководство Министерства обороны, включая командование норвежских ВМС. Скорее всего, к публикации этих данных был причастен адвокат обвиняемого, не желавший, чтобы его клиент оказался самым крайним во всей этой мутной истории.

Результат подковёрной сделки

Суд над «человеком, погубившим фрегат» начался 16 января 2023-го и закончился в мае текущего года совершенно феноменальным вердиктом окружного суда норвежского графства Хордаланд. Вахтенного офицера, имя которого, кстати, до сих пор не озвучено, приговорили всего лишь к лишению свободы на 60 суток условно! За потерю новейшего боевого корабля стоимостью 420 млн евро, а также создание угрозы жизням и здоровью 120 членов экипажа Helge Ingstad!..

Нет никаких сомнений, что приговор стал результатом подковёрной сделки Министерства обороны Норвегии и суда с обвиняемым и его адвокатом. Первым требовалось «бросить кость» рассерженной норвежской общественности - хоть кого-то публично наказать за гибель Helge Ingstad. Вторые же явно грозились в случае слишком сурового приговора придать огласке доказательства того, что главные виновники гибели фрегата находились 8 ноября 2018-го не на мостике «триста тринадцатого», а в тёплых кабинетах Министерства обороны Норвегии и командования норвежских ВМС. В общем, тут всё понятно. Правда, остался открытым вопрос, устроит ли вынесенный окружным судом графства Хордаланд приговор норвежскую общественность? Оказалось, что не особо. В силу чего Минобороны Норвегии пришлось ещё пару месяцев успокаивать общественное мнение, потчуя его выступлениями разнокалиберных экспертов, упиравших в своих заявлениях на тезис «В море всякое случиться может. Главное - никто не погиб, а фрегат можно новый построить».

Постепенно норвежскому Военному ведомству удалось успокоить всех, кроме… Ну, вы уже догадались, да? Кроме вахтенного офицера Helge Ingstad, продолжавшего считать себя абсолютно невиновным. Адвокат вахтенного офицера подал апелляцию. Словом, окончательная точка в истории гибели Helge Ingstad ещё не поставлена, так что скандальная эпопея, как пресловутая бочка пороха с тлеющим фитилём, может в любой момент вновь тряхнуть Минобороны Норвегии.

Не исключено, что после визита в Осло «шаромыжника» Зеленского, так и случится.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама