В Арктике много игроков, нужно отстоять своё поле.

Денонсация Конвенции по морскому праву России не выгодна

Если Госдума всё-таки примет такое решение, западные страны получат свободный доступ в нашу исключительную экономическую зону
Реклама
Денонсация Конвенции по морскому праву России не выгодна
© РИА Новости
В Арктике много игроков, нужно отстоять своё поле.
Читайте нас на: 

Раскинулось море широко...

«Россия должна выйти из Конвенции ООН в целях защиты своих позиций в Арктике» - такое предложение поступило недавно в Госдуму, где под горячую руку на самом деле могут денонсировать международный договор, ратифицированный Москвой  ещё в 1997 году - якобы в ущерб национальным интересам.

Идея выхода из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (КМП-82) буквально взорвала отечественное информационное пространство. По мнению ряда источников, «эту конвенцию придумали американцы, а мы её сдуру ратифицировали и вляпались». Утверждается, что участие  России в Конвенции ограничивает наш суверенитет в арктическом регионе, позволяя иностранным судам свободно передвигаться по Северному морскому пути, что создаёт угрозу безопасности и экономическим интересам. Более того, корабли и авиация НАТО после 1997 года получили право без уведомления орудовать в российском секторе Арктики, не пересекая 12-мильную зону наших территориальных вод, но при этом ведут активную разведывательную деятельность.

Потому, дескать, и «надо объявить, что мы выходим из конвенции, поскольку Северный морской путь - наша внутренняя транспортная артерия», цитируют журналисты одного эксперта.  Как же так, неужели англосаксы снова нас обманули?

Северный морской путь.
© Росатом/globallookpress.com
Северный морской путь.

Как известно, единых для всех стран правил пользования открытым морем длительное время не существовало. Первоначально правила устанавливались в качестве закреплённых обычаев применительно к конкретному региону, государству или порту. Например, в Средние века действовали византийский кодекс «Василики», Законы Висби на Балтике, «Олеронские свитки» на атлантическом побережье, Родосский морской кодекс, Кодекс Ганзы в Ганзейском союзе и другие. Но все они не решали проблемы свободы открытого моря, что служило поводом к многочисленным конфликтам. Так, в конце XV века между Испанией и Португалией развернулась борьба за обладание заморскими колониями. Арбитром между ними выступал папа римский, пока на этой арене не появились другие игроки.

В 1602 году голландцы создали Ост-Индскую компанию с монопольными правами на навигацию и торговлю от мыса Доброй Надежды на восток до Магелланова пролива, захват и конфискацию любого иностранного корабля в этой зоне, основание крепостей и факторий, объявление войны и заключение мира. Подобным образом была реорганизована Ост-Индская компания Англии, образованная двумя годами раньше. В разные годы создавались компании и для освоения американского континента, в том числе Российско-Американская.

Одновременно шла борьба за господство и в европейских морях. В 1651 году Англия издаёт «Навигационный акт», разрешавший торговлю с ней только на своих судах или на судах экспортёров без права захода в промежуточные порты. Она также требовала спуска флага любым кораблём, оказавшимся в зоне «британских морей», над которой добивалась господства.

Зона британских морей в XVII веке.
© Инфографика автора
Зона британских морей в XVII веке.

Тем самым государства заявляли свои интересы, формируя основу для решения проблем военным путём в отсутствие международного права. Борьба между Англией и Голландией в XVII веке привела к трём войнам, которые впервые велись не за территории, а за господство на море. К разрешению споров привлекался даже Гюго Гроций, который в своём труде «Mare liberum» стремился обосновать свободу морей свободой торговли. Но силовая составляющая интересовала монархов больше, и сначала на свет появилось право силы - то есть, войны.

Одна из первых деклараций по этому поводу была подписана в Париже в 1856 году, по окончании Крымской кампании, со своеобразным предисловием: «Морское право во время войны долго было предметом прискорбных споров». Потом состоялись Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг., Лондонские декларации 1909 и 1936 гг., Женевские конвенции 1949 года и другие. А вот о проблемах мирного освоения морей и океанов заговорили лишь в середине прошлого века.

США сказали «надо», СССР ответил…

Научно-технический прогресс, национальные интересы государств и активное освоение ресурсов Мирового океана привели к необходимости разработать универсальные нормы морепользования. По этому поводу под эгидой ООН было проведено три конференции. На первой, в 1958 году, были приняты четыре конвенции: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако их участниками являлся узкий круг стран. Более того, они не определяли ширины территориального моря и континентального шельфа.        

Предусматривалось, что эти параметры рассмотрят в ходе второй конференции в 1960 году, однако она не смогла устранить недостатки первой, на которой государства с шириной территориального моря в 3 мили, отказались расширять её до 12 миль, из-за чего не было принято решение о ширине рыболовных зон.

Между тем именно это обстоятельство в период с 1958 по 1976 год спровоцировало три «тресковые войны» между Исландией и Великобританией вплоть до применения силы и разрыва дипломатических отношений. Напомним, что обе являются членами НАТО. Причиной конфликта стало поэтапное расширение первой своих притязаний на морские пространства с 4 до 200 миль, чему способствовало её географическое положение. Разрешить эти споры удалось только в ходе третьей конференции, проходившей с 1973 по 1982 год. Результатом её стала КМП-82, которая сейчас и обсуждается.

И если первая и вторая конференции прошли в Женеве, то для третьей понадобилось проводить двенадцать сессий в разных государствах и городах, в том числе в Каракасе, Нью-Йорке и Женеве. И здесь наступает первый момент истины - американцы ли придумали эту конвенцию? Очевидно, что нет - над ней трудились специалисты 150 стран. Работа конференции завершилась 10 декабря в ямайском городе Монтего-Бэй, но ещё за полгода до её окончания Рональд Рейган сделал циничное заявление: «Конвенция не соответствует целям, к которым стремились Соединённые Штаты. Она была принята 130 голосами "за" при 4 голосах "против" (включая США) и 17 воздержавшихся. Число голосовавших "против" кажется небольшим, но они представляют страны, которые производят более 60% мирового валового национального продукта и вносят более 60% взносов в Организацию Объединённых Наций».

Морские зоны в соответствии с Конвенцией 1982 г.
© wikipedia.org
Морские зоны в соответствии с Конвенцией 1982 г.

То есть Вашингтону «купить» ООН в тот раз не удалось, а причина недовольства американцев крылась в неприятии Части XI, посвящённой дну морей, океанов и их недрам за пределами национальной юрисдикции. Как говорят сейчас, не по их «правилам» была составлена Конвенция, вот они её и не подписали.

В отличие от США, Советский Союз как раз подписал Конвенцию с некоторыми оговорками, но они не имеют отношения к теме сегодняшнего обсуждения. Ратификацию документа произвела уже Россия в 1997 году как правопреемник СССР. Причиной затягивания оказалась пресловутая Часть XI, по которой в 1994 году состоялось отдельное соглашение, ставшее неотъемлемой частью Конвенции. А вот неоднократные попытки американцев стать участником КМП-82 так и не увенчались успехом. Так что - кто и куда «вляпался», надо ещё посмотреть.

Сектор был, сектор есть, сектор будет

О секторальном подходе в разделе арктических пространств «Звезда» уже рассказывала в статье «Холодная война за студёную Арктику». Советский сектор был установлен Постановлением ЦИК СССР «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» от 15 апреля 1926 года.

Даже из названия этого документа видно, чему он посвящён, но всё же процитируем:

«Территорией СССР объявляются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной правительством Советского Союза территории каких-либо иностранных государств…» - далее идёт описание того самого сектора.

То есть речь шла о «землях и островах», а не об акваториях морей и океана внутри сектора. Этот документ считается действующим до сих пор, так как со времени его подписания никто не высказал возражений. Таковы правила международного обычного права.

Моря Российского сектора Арктики.
© geographyofrussia.com
Моря Российского сектора Арктики.

Благодаря постановлению ЦИК СССР, ни американцы, ни британцы, ни французы и даже дружественные нам китайцы не могут присвоить себе какой-либо остров в нашем секторе. А мы можем! В течение последних лет русскими моряками были открыты и описаны более 40 новых географических объектов, в том числе 14 островов и 4 островка, 15 мысов, 3 пролива и 5 бухт на архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, о чём Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов заявил 7 декабря на XIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».

Границы сектора никогда не являлись государственными, о чём некоторые «эксперты», к сожалению, не догадываются, и это истина под номером два. А значит, любые торговые суда, военные корабли и летательные аппараты могут осуществлять в его акватории и в воздушном пространстве над ней свойственную им деятельность, не нарушая установленного 12-мильного предела нашего территориального моря. Но есть исключения, о чём следует рассказать подробнее.

Поход платный

До появления КМП-82 Советский Союз придерживался доктрины международного права, согласно которой акватории морей Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского считались историческими внутренними морскими водами (а не все - от Баренцева до Чукотского, как считают отдельные «знатоки»). То есть de iure они относились к территории государства, на которую никто не мог посягнуть. Соответственно и на трассы Северного морского пути (СМП) допускались только корабли и суда под флагом СССР.

При этом стоит отметить, что морская государственная граница страны вдоль внешних пределов этих арктических морей чётко не определялась. Однако в дальнейшем законодательство стало приводиться в соответствие с нормами международного права.

Деление морских пространств и акватория Северного морского пути.
© Инфографика автора на основе карты russiancouncil.ru.
Деление морских пространств и акватория Северного морского пути.

В 1985 году постановлением Совета Министров СССР были утверждены исходные линии, от которых отсчитывалась ширина территориального моря и прилежащей зоны, исключительной экономической зоны (ИЭЗ, термин впервые введён КМП-82) и континентального шельфа. Тем самым упомянутые выше акватории трёх морей утратили статус исторических внутренних.

Далее ставился вопрос о международном торговом мореплавании по СМП, открытом в 1991 году, однако привлекательным этот маршрут станет только 15 лет спустя. Ещё через шесть лет будет принят Федеральный закон №132-ФЗ от 28.07.2012 г., который объявит акваторию Севморпути в пределах ИЭЗ и определит порядок плавания в ней, как по исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации.

Дело в том, что согласно статье 234 КМП-82 в районах, покрытых льдами в течение большей части года, прибрежные государства имеют право принимать недискриминационные законы и правила для предотвращения загрязнения морской среды. Вот мы и установили такие правила. Их суть в том, что в целях экологической безопасности для прохода по СМП допускаются торговые суда определённого ледового класса с нашей ледокольной и ледовой лоцманской проводкой. За что, конечно, надо платить. Регулятором процесса является Главное управление СМП Госкорпорации «Росатом», в чей адрес подаются соответствующие заявки.

Ну и кто может сказать, глядя на карту выше, что мы «сдуру куда-то вляпались», получив на законных основаниях больше, чем когда-то могли? И это истина под номером три. Вот только статья 234 КМП-82 относится к торговым судам, а как же быть с военными кораблями и к ним приравненным?

Заходить можно, но осторожно

Конвенция ООН по морскому праву гласит, что её положения, «касающиеся защиты и охраны морской среды не применяются к военным кораблям, к другим судам или летательным аппаратам, принадлежащим государству…», что закреплено в статье 236. На этом основании у некоторых стран, как правило, членов НАТО, иногда возникает желание продемонстрировать на Северном морском пути свой флаг, чему есть несколько препятствий.

Во-первых - согласно Постановлению 1985 года проливы Карские Ворота, Шокальского, Вилькицкого, Санникова и Дмитрия Лаптева юридически отнесены к внутренним водам, то есть это территория нашего государства. А значит, их проход носит только разрешительный порядок, что закреплено Федеральным законом №510-ФЗ от 5.12.2022 года. 

Во-вторых - самостоятельное плавание в условиях Арктики тот ещё квест. Хорошо, если повезёт и по всему маршруту будет чистая от льдов вода, а если нет?

Атомный подводный крейсер «Император Александр III» в Северодвинске.
© РИА Новости
Атомный подводный крейсер «Император Александр III» в Северодвинске.

Как-то в конце декабря 1996 года автору пришлось выводить свой ракетный подводный крейсер в море из порта Северодвинск, акваторию которого уже затянуло льдом толщиной до 8 сантиметров. Задним ходом под турбинами вывел свой дредноут водоизмещением немногим меньше 30 тысяч тонн на середину, раскантовался, а вот лечь на створ не получается. Всем правым бортом упёрся в лёд, а время полной воды подходит к завершению. Дальше, даже если выйдешь на канал, то рискуешь посадить корабль на «брюхо». Ни работа турбин в раздрай, ни подруливающие устройства, ни продувание цистерн главного балласта, ни усилия двух буксиров по левому борту не помогали, пока один из них не начал ходить вдоль правого взад-вперёд, освобождая мне пространство от ледового плена. И это была не высокоширотная Арктика, а так - южный «курорт» Белого моря.

Так что без ледоколов не обойтись, а у кого они есть? Правильно - у нас. Чужие-то мы и не пустим - это тоже нашим законодательством предусмотрено.

Что же касается действий кораблей, авиации и даже подводных лодок НАТО вблизи границы 12-мильной зоны наших территориальных вод, о чём негодуют те же источники вместе с «экспертами», то это обычная практика всех военных флотов мира. Помните, как в известном фильме Эльдара Рязанова: «И у меня привычка. Ты удираешь, а я догоняю». Приблизительно так и в этом случае - они к нам приходят, мы следим и противодействуем в рамках разумного, и наоборот. Вот только у них в медийном пространстве вселенский шум поднимается, а у нас, как правило, тишина. Так что теперь делать - выходить из Конвенции или остаться?

Вход бесплатный, а выход?

Учитывая, что российский сектор Арктики «живее всех живых» и другие приведённые аргументы, идея отказа от КМП-82 выглядит довольно странно. Не возвращаться же к византийскому кодексу «Василики»? А в конвенциях 1958 года отсутствует понятие исключительной экономической зоны и несколько иначе трактуется континентальный шельф. Так, например, американцы, не являясь участниками Конвенции, не могут подать заявку в Комиссию ООН по установлению границ этого самого шельфа не только в Арктике, но и в других морях и океанах, омывающих их территорию. И что же в итоге?

Денонсация Конвенции приведёт к автоматическому отказу:

- от акватории Северного морского пути, как «исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации», расположенной в пределах той самой ИЭЗ, от которой мы «автоматом» отречёмся;

- от заявки на континентальный шельф в Арктике;

- от континентального шельфа в Охотском море, который нам утвердила Комиссия ООН по границам континентального шельфа в марте 2014 года (кстати, оно не является внутренним морем России, как считают «эксперты», хотя бы по той причине, что его водами омывается японский остров Хоккайдо, но есть и другие).

Производственная площадка компании «РусГазШельф» в поселке Абрам-мыс - резидента будущей территории опережающего развития «Столица Арктики».
© РИА Новости
Производственная площадка компании «РусГазШельф» в поселке Абрам-мыс - резидента будущей территории опережающего развития «Столица Арктики».

И ещё много от чего... Последствия такого шага могут обойтись слишком дорого. Встав с США на один уровень в морском праве (обе страны подписали и ратифицировали конвенции 1958 года), мы, например, дадим им возможность беспрепятственно проводить морские научные исследования в пределах исключительной экономической зоны России, которая по КМП-82 пока ещё находится под нашей юрисдикцией. То есть, вплотную у наших границ. Сейчас это можно делать только с согласия прибрежного государства. Лучшего подарка англосаксам на Новый год и не придумаешь, они в полной мере реализуют свою операцию по обеспечению свободы судоходства (FONOPs), которую пытаются проводить с 1979 года по своим «правилам».

Остаётся надеяться только на то, что в органах нашей государственной власти всё же достаточно специалистов в данной области, которые должны понимать, что выход России из Конвенции ООН будет иметь серьёзные последствия как для международного морского права и судоходства в Арктике, так и для всего Русского Севера в целом.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама