Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» в арктическом походе.

Холодная война за студёную Арктику

Полярные широты были мало кому интересны, пока не стало известно, что это огромная кладовая природных ресурсов и русские не напрасно упорно осваивали эти неприветливые края
Реклама
Холодная война за студёную Арктику
© topwar.ru
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» в арктическом походе.
Читайте нас на: 

В начале 1987 года подходил к концу месяц нашей боевой службы в Арктике, и, как пишут в романах, ничто не предвещало проблем. Ракетный подводный крейсер возвращался из высоких широт поближе к родным берегам, когда с КП флота вдруг пришёл приказ идти в базу. Стали ломать голову - к чему бы это?

Причина могла быть только одна - кабель импортного происхождения, который мы зацепили в полигонах боевой подготовки в декабре прошлого года. Пришвартовавшись вместе с находкой к родному пирсу, вытащили его из воды и обнаружили на конце набалдашник в виде контактного разъёма с надписью «мэйд ин не наша». Доложили, куда следует - пусть забирают, а нас ждал новый поход…

И вот, получив приказ возвращаться, стали листать вахтенные журналы и нашли доклад штурмана о скачке курса и запись о «шуршании» чего-то за бортом. Большого значения этому инциденту тогда не придали, а тут стало интригующе интересно: по какой же такой причине нас решили «завернуть» домой раньше срока?

Советская атомная подводная лодка типа «Тайфун».
© wikipedia.org
Советская атомная подводная лодка типа «Тайфун».

А причина оказалась в том, что наш «Тайфун» слегка бортанул иностранную подлодку, но об этом чуть позже.

А мы пошли на Север

В октябре прошлого года Госдепартамент США опубликовал «Национальную стратегию в Арктическом регионе» на десять лет, которая на стратегию совсем не похожа. Чего, например, стоит фраза: «Она [стратегия] учитывает растущую конкуренцию в Арктике, усугублённую неспровоцированной войной России в Украине <…> и направлена на то, чтобы США могли эффективно управлять напряжённостью».

Управляемый хаос - хорошо знакомый почерк Вашингтона в международных делах, и Киев не стал исключением. Но при чём здесь Арктика? Только вдумайтесь: «растущая стратегическая конкуренция в Арктике» из-за проведения СВО где-то за 2000 километров на Украине... Попробуем разобраться на основе фактов, в том числе исторических.

Впервые морские владения в Арктике Россия закрепила за собой в XI веке по договору Ярослава Мудрого с норвежским королём Олафом, определив границу по заливу Лютен-Фьорд, при этом русские мореплаватели продолжали осваивать и другие берега «Студёного моря». Начиная с XV века, ходили на Грумант (ныне Шпицберген), открывали новые земли в Северном Ледовитом океане, которые становились неотъемлемой частью нашего государства.

Однако Арктика притягивала к себе не только российских подданных. Посягательства начались ещё при Иване Грозном, отказавшем Англии в исключительном праве на торговлю в устьях северных рек. А в 1619 году уже Михаил Романов под угрозой смертной казни запретил иностранным судам плавание по Мангазейскому морскому ходу без уплаты пошлины в казну.

Мангазейский морской ход - морской торговый путь от Архангельска до Тазовской губы и далее по реке Таз до Мангазеи, русского города в Сибири (1601 - 1672) (из книги «Азиатская Россия», Санкт-Петербург, 1914 г.).
© runivers.ru
Мангазейский морской ход - морской торговый путь от Архангельска до Тазовской губы и далее по реке Таз до Мангазеи, русского города в Сибири (1601 - 1672) (из книги «Азиатская Россия», Санкт-Петербург, 1914 г.).

По мере обретения могущества, Россия для укрепления северных рубежей всё чаще применяла как дипломатические, так и военные меры. В ходе Северной войны (1700-1721 гг.) по Указу Петра I в устье Двины появилась Новодвинская крепость и была сформирована Беломорская флотилия. Это позволило одержать победу над шведами при их попытке уничтожить Архангельск, единственный в то время морской порт России.

В XIX веке права Российской империи на северные моря и земли закрепляются несколькими международными конвенциями, но рост технических возможностей в кораблестроении привёл к тому, что на русскую Арктику стали заглядываться разные геополитические игроки. Одни с научными целями, другие - для откровенного грабежа.

Так, в 1849 году британец Генри Келлетт «открывает» острова Геральд и Врангеля - спустя полтора века после того, как они были открыты русскими и даже нанесены на карту. Во время Крымской войны (1854-1855 гг.) англо-французские эскадры, «попутав берега», грабят купеческие суда и прибрежных жителей в водах Баренцева и Белого морей, нападают на побережье Камчатки.

Очередная попытка «приватизации» острова Врангеля произошла в 1881 году, когда в поисках пропавшей экспедиции Де Лонга туда на паровом куттере «Томас Корвин» подошёл американец Кельвин Хупер и провозгласил остров территорией США. В сентябре 1911 года экипаж российского ледокола «Вайгач» восстановит историческую справедливость, снова водрузив над островом флаг империи.

В России издаются односторонние нормативные акты, в том числе «Инструкция для российских крейсеров при охране морских промыслов в Арктике» 1893 года, согласно которой под её суверенитетом объявляются все заливы, бухты, рейды «русского побережья» Северного Ледовитого океана и всё Белое море к югу от линий, соединяющих входные мысы. По инициативе вице-адмирала Степана Макарова начинается строительство ледокольного флота, благодаря чему в 1901 году за империей навсегда закрепляется принадлежность архипелага Земля Франца-Иосифа.

Но на этом история не заканчивается.

Остров раздора

После поражения в Русско-японской войне остро встаёт вопрос освоения Северного морского пути, но не только для наращивания сил флота и армии, но и с позиции торговых связей и освоения новых территорий. Однако попытки экспедиций Георгия Брусилова и Владимира Русанова пройти по нему в 1912 году закончатся неудачей. Судьба экспедиций навсегда останется неизвестной.

В июне следующего года под командованием Бориса Вилькицкого из Владивостока вышли ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач», которые достигли Архангельска лишь осенью 1915 года, открыв архипелаг Земля Императора Николая II (с 1926 года - Северная Земля) и ряд островов.

«Таймыр» и «Вайгач» загружают уголь, 1914 г.
© wikipedia.org
«Таймыр» и «Вайгач» загружают уголь, 1914 г.

В связи с Первой мировой войной полярные исследования будут прерваны, но ещё до её начала, в январе 1914 года, произойдёт интересный случай. Во льдах моря Бофорта погибло канадское судно «Карлук», часть команды которого сумеет добраться до русского острова Врангеля. Эвакуируют их оттуда только в сентябре, после чего в западных газетах появятся статьи о пустующих ничейных землях вблизи российского арктического побережья. У заокеанских капиталистов не на шутку разыграется аппетит - ведь от Аляски до Чукотки рукой подать!..

Эти новости дойдут до Санкт-Петербурга, и во избежание территориальных «недоразумений» императорский МИД в 1916 году известит иностранные державы, что острова и земли, открытые экспедицией Вилькицкого, а также другие близ азиатского и европейского побережья исторически принадлежат России.

Однако после русской революции, у этой истории появится неожиданное продолжение. Воспользовавшись военной смутой в России, в сентябре 1921 года канадец Аллан Кроуфорд и ещё пара авантюристов самовольно колонизируют остров Врангеля, объявив его частью Британской империи, привезут с собой эскимосов и развернут охоту на белых медведей, полярных лис и песцов.

Через три года к острову подойдёт канонерская лодка «Красный октябрь» под советским флагом и пушками на верхней палубе. Военные моряки реквизируют у захватчиков десятки медвежьих шкур и пушнину, срубят мачту с флагом США и прибьют доску с надписью крупными буквам: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Так на острове Врангеля появится советская полярная станция, которая до сих пор не даёт покоя американцам.

Участники экспедиции Кроуфорда (на фото слева).
© Соцсети
Участники экспедиции Кроуфорда (на фото слева).

В общем, если и говорить о соперничестве России и США в Арктике, то следует учесть, что тянется оно веками и к сиюминутной выдумке Вашингтона, где любят «управлять напряжённостью» в любой точке земного шара, не имеет никакого отношения. Остров Врангеля был и навсегда останется русской землёй.

Секторальный подход

Право России на остров Врангеля и на другие территории в Арктике было закреплено дипломатическим путём, получив название «секторального подхода». Первым, как ни странно, был определён сектор США, причём американцы не приложили к этому никаких усилий.

Его пределы были оговорены Конвенцией об уступке Аляски 1867 года: с востока - по меридиану 141 градус западной долготы «до Ледовитого моря»; с запада - по линии, отделяющей на равном расстоянии острова Крузенштерна и Ратманова «до пределов, пока она совсем не теряется в Ледовитом океане». Первоначально восточная граница касалась только «твёрдой земли северо-западной Америки», её морская составляющая появилась, когда о своих арктических правах между меридианами 60º и 141º западной долготы заявила Канада.

Секторальное деление Арктики.
© Инфографика автора
Секторальное деление Арктики.

Примечательно, что арктические владения США были образованы на основе двусторонних конвенций, в то время как Канада приняла закон в одностороннем порядке. Под её суверенитет попали не только земли и острова с окружающими их водами, но и часть акватории Северного Ледовитого океана с морем Бофорта, что было обозначено на картах МВД (1904 г.) и в Атласе 1906 года.

Территориальное устройство Канады и границы арктического сектора.
© wikipedia.org
Территориальное устройство Канады и границы арктического сектора.

Советское правительство пошло аналогичным путём, объявив в 1926 году территориями СССР земли и острова, расположенные в своём секторе Северного Ледовитого океана - в том числе ещё не открытые.

Содержание этого Постановления показывает, что, прозорливо резервируя под свой суверенитет будущие открытия, Россия не претендовала на чужие земли и на акваторию открытого моря.

Постановление Президиума ЦИК СССР.
© Архив
Постановление Президиума ЦИК СССР.

Дания и Норвегия в своей арктической политике не придерживались секторального подхода. Таким образом, Арктика была поделена на три сектора усилиями России и Канады, один из которых принадлежит США.

«Отсюда возьмём за живое Англию и Америку»

Северный морской путь (СМП) стал притяжением для нашей страны в 1930-е годы. Сталин, посетив Кольский залив в 1933 году, сказал: «Что такое Чёрное море? Лоханка. Что такое Балтика? Бутылка. А пробка не у нас. Вот здесь - море. Здесь - окно. Здесь должен быть большой флот. Отсюда мы сможем взять за живое, если потребуется, и Англию, и Америку. Больше неоткуда». В этот же год для защиты Арктики создаётся Северная военная флотилия, ставшая основой Северного флота.

В 1932 году создаётся Главное управление СМП, и Отто Шмидт возглавляет экспедицию на ледоколе «Александр Сибиряков», а в 1935 году проводится первая транспортная операция лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток, в 1936-м - первая проводка боевых кораблей с Балтийского на Тихоокеанский флот.

Благодаря первопроходцам, в годы Великой Отечественной войны по СМП осуществлялись межфлотские переходы боевых кораблей Тихоокеанского флота на Северный и перевозки народно-хозяйственных грузов.

Освоение Арктики и СМП продолжилось и после Второй мировой войны, хотя известно, что Комитет СМП был учреждён адмиралом Александром Колчаком ещё в 1919 году. Проводили исследования и другие государства, конкурентные достижения которых приведены на диаграммах.

Диаграммы составлены по Атласу океанов ГУНИО МО СССР, 1980 г. Учтены экспедиции, проводившиеся к северу от Полярного круга.
© Инфографика автора
Диаграммы составлены по Атласу океанов ГУНИО МО СССР, 1980 г. Учтены экспедиции, проводившиеся к северу от Полярного круга.

К 1986 году грузооборот по СМП достиг рекордного уровня в 6,4 млн тонн. Советские подводные лодки освоили не только высокие широты до Северного полюса, но и короткий подлёдный маршрут с Северного на Тихоокеанский флот. В высших эшелонах власти стали поговаривать об открытии СМП для плавания иностранных судов с нашей ледовой проводкой. Однако привлекательность полярной магистрали ещё требовалось доказать, чего не случилось в «эпоху гласности» и совсем рухнуло в «эпоху демократии и раздачи суверенитета».

Тем не менее статистика подтверждает, что ни госпереворот на Украине, ни начавшаяся СВО, ни другие усилия США и их партнёров не смогли прервать этот путь развития, пролегающий через исторические воды России. Его нельзя «по-шакальски» взорвать, как «Северные потоки». Вероятно, именно эти факты и развивают у Вашингтона маниакальное суждение о «стратегической конкуренции».

Статистика грузоперевозок по СМП по данным информационных ресурсов.
© Инфографика автора
Статистика грузоперевозок по СМП по данным информационных ресурсов.

Известно, что полярная магистраль широко используется Россией в интересах обороноспособности. С 2012 года по СМП осуществляют походы отряды боевых кораблей Северного и Тихоокеанского флотов, проводя учения разного масштаба и обеспечивая жизнедеятельность восстановленных военных баз на островах и архипелагах.

Что ищут «летучие голландцы» на русских северах

Секторальный подход в делении арктических пространств не получил развития и подтверждения в конвенциях 1958 и 1982 гг., которыми была произведена крупнейшая за всю историю кодификация норм международного морского права, но и не опроверг его. Это дало повод для очередной «конкуренции» сторон - вместо ясной, выверенной позиции начался «плюрализм мнений и военных интриг».

Американцы, апеллируя к праву мирного прохода через территориальное море, в 1960-х годах трижды «нервировали» советское руководство. Первый инцидент произошёл летом 1963 года, когда ледокол Northwind принялся исследовать море Лаптевых. Летом следующего года судно Burton Island изучило Восточно-Сибирское море. В обоих случаях использовались проливы, акватории которых были объявлены в 1925 году территориальными и внутренними историческими морскими водами СССР.

На ноту протеста нашего МИД от 21 июля 1964 года Вашингтон отреагировал с циничной наглостью: «Что касается проливов Дмитрия Лаптева и Санникова, Соединённые Штаты не знают о каких-либо основаниях для претензий на эти воды на исторических основаниях, даже если предположить, что доктрина исторических вод в международном праве может быть применена к международным проливам».

Ледокол Northwind береговой охраны США.
© wikipedia.org
Ледокол Northwind береговой охраны США.

Позиция нашего государства основывалась на том, что эти проливы никогда ранее не использовались в качестве международных, как и сам Северный морской путь. В 1967 году американцы предприняли третью попытку проникнуть в Русскую Арктику на ледоколах береговой охраны Edisto и East Wind, но дойдя до пролива Вилькицкого вокруг Новой Земли, повернули обратно. Причиной стал недвусмысленный протест советского правительства. Руководство страны настаивало, что по СМП могут ходить только суда под флагом СССР.

В отличие от США, Советский Союз в 1982 году подписал Конвенцию ООН по морскому праву и приступил к приведению национальных нормативных правовых актов в соответствие с её положениями. Постановлениями правительства был объявлен перечень географических координат исходных линий для отсчёта ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа, в том числе в Северном Ледовитом океане.

Но в 1989 году Советский Союз согласился с американской стороной и дал разрешение на мирный проход военных кораблей через территориальные воды на общих требованиях международного морского права, то есть без запроса разрешения. Позже было объявлено об открытии СМП для иностранного судоходства, но под нашей ледокольной проводкой.

В 2010 году Россия и Норвегия подписали и ратифицировали договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море, прекративший многолетние инциденты в так называемой «серой зоне». Ещё через два года, отдавая дань поколениям русских мореплавателей и исследователей Арктики, СМП был объявлен исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией России.

Разграничение морских пространств в Баренцевом море по Российско-Норвежскому договору 2010 г. (слева) и акватория Северного морского пути согласно Федеральному закону от 28.07.2012 г. №132-ФЗ.
© Инфографика автора
Разграничение морских пространств в Баренцевом море по Российско-Норвежскому договору 2010 г. (слева) и акватория Северного морского пути согласно Федеральному закону от 28.07.2012 г. №132-ФЗ.

Приводя национальное законодательство в соответствие с нормами международного права, СССР/Россия не ущемляли прав других государств. Но, как известно, есть категория «вечно недовольных» - в 1979 году президент США Джимми Картер утвердил программу по поддержанию свободы судоходства (FON), перешедшую в долгоиграющую операцию (FONОР). Её цель - демонстрация своего несогласия «с чрезмерными морскими претензиями».

Понятно, что Россия и Китай в этой демонстрации оказались на первом месте, но под неё попали и другие страны, включая Канаду с Северо-Западным проходом. Канадцы оказались слабы в игре на этой ледовой площадке и поддались американскому прессингу, пропуская их подлодки и ледоколы береговой охраны.

Ещё более показательным является объём проводимых в Арктике учений стран НАТО. Выдвинув в 1971 году концепцию «интернационализации» Арктики, американцы стали активно привлекать на свою сторону участников Североатлантического альянса. С тех пор большинство арктических учений блока проходят либо непосредственно в водах морей Северного Ледовитого океана, либо в прилегающих акваториях Северной Атлантики, и их количество с 2017 года увеличилось на 40%.

В 2018 году впервые за 27 лет для участия в учениях TRIDENT JUNCTURE в Норвежское море был развёрнут американский авианосец Harry S. Truman. В том же году вспомогательное судно ВМС Франции «Рона», пользуясь правом мирного прохода через пролив Вилькицкого, проследовало из норвежского порта Тромсё до Алеутских островов.

Военное присутствие в Арктике и прилегающих районах.
© Инфографика автора
Военное присутствие в Арктике и прилегающих районах.

Об учениях серии ICEX мне приходилось слышать ещё молодым офицером. В последние десятилетия учения в море Бофорта проводятся для подготовки подводных лодок США и Великобритании к действиям подо льдами. Примечательно, что в рамках мероприятий JOINT ARCTIC TRAINING (Харстад, Норвегия) ежегодно проходит подготовка 11-й аэромобильной бригады Голландии (в 2023 г. - с 15 января по 10 марта). Вот что ищет «летучий голландец» вдали от тюльпановых плантаций?..

Поэтому преобразование в 2014 году Северного флота в межвидовое стратегическое объединение ВС России и восстановление военных баз на островах - это не милитаризация Арктики, как заявил в августе 2014 года глава МИД Канады Джон Бэрд, а наш ответ на угрозы Русской Арктике. И конкурентов по боевому составу и численности войск в этом регионе у нас нет.

Северный флот при решении задач обеспечения военной безопасности в арктическом регионе тесно сотрудничает со многими организациями, в том числе и с моряками ледокольного флота ФГУП «Атомфлот» (7 ледоколов с ЯЭУ). Решать задачи в Арктике без ледокольного обеспечения невозможно, даже в условиях глобального потепления. И здесь у нас полное превосходство.

Ледокольный флот мира. Указано общее количество ледоколов Российской Федерации.
© Инфографика Андрея Агеенко
Ледокольный флот мира. Указано общее количество ледоколов Российской Федерации.

Безусловно, основная тяжесть службы в Арктике лежит на плечах личного состава Северного флота. При этом до сих пор осуществляются географические открытия - с 2013 года их было сделано более тридцати. Ну а объекты на островах возводились рабочими строительных организаций. И это, заметьте, не черноморское побережье Кавказа.

Акватория Северного морского пути исторически и согласно международному праву находится под юрисдикцией России, потому что оплачена самоотверженным трудом и ратными подвигами русских моряков и исследователей. Мы будем помнить о них всегда.

Берегите «хвост», Ваше Величество!

Что же касается привезённого нами в декабре 1986 года кабеля, то хозяйкой его, как выяснилось, была английская подводная лодка Splendid. Лондон прислал тогда в советский МИД ноту протеста, содержание которой до нас не доводилось, но суть заключалась в том, что мы оторвали у британки «хвост». Так на морском жаргоне называлась гибкая буксируемая антенна пассивной гидроакустической станции, с помощью которой Splendid следила за нами и записывала шумовой портрет нашего крейсера.

Субмарины неарктического Королевства Великобритания в кильватерном строю за США частенько посещают наши арктические воды. В тот раз неудачно… В предвкушении наградных фунтов британский командир рискнул сократить дистанцию между нами до предела, но не рассчитал сил своего «йоркширского терьера» водоизмещением в десять раз меньше нашего. Поэтому ему, потерявшему «хвост», пришлось вернуться на Туманный Альбион, а мы после обследования корабля пошли дальше, гонимые Гольфстримом…

Господа англосаксы, не увлекайтесь военными играми на Русском Севере. Себе же дороже.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама