Конференция ООН по климату больше не согреет Грету Тунберг
© globallookpress.com
В финале участники конференции вместе много аплодировали, но каждый - о своём.

Конференция ООН по климату больше не согреет Грету Тунберг

Климатическим неоглобалистам и «зелёным» радикалам не удалось в Дубае закопать ископаемое топливо
22 декабря 2023, 11:00
Реклама
Конференция ООН по климату больше не согреет Грету Тунберг
© globallookpress.com
В финале участники конференции вместе много аплодировали, но каждый - о своём.
Читайте нас на: 

Лидеры почти 200 стран 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28) всё же приняли совместный документ о результатах первого Глобального подведения итогов, который посвящён анализу прогресса в достижении целей Парижского соглашения. Стороны с трудом утвердили решение в ходе шестого пленарного совещания. Конференция в Дубае из-за разногласий относительно формулировки об ископаемом топливе растянулась на лишние 13-е сутки, в течение которых делегации упорно мучились, чтобы прийти к заключению по тексту «Глобальная инвентаризация» (GST). Полученная к утру разновекторная конструкция подводит черту под западным «зелёным протекторатом», навязывавшим всему миру свою эксклюзивную технологическую повестку.

«Начало конца»?

В последний день COP28 ООН торжественно отрапортовала о «начале конца эры ископаемого топлива», хотя из согласованных положений документа это прямо не вытекало. В GST никаких упоминаний о «поэтапном отказе» нет! Это не помешало ООН подчеркнуть, что новый документ «закладывает основу для быстрого, справедливого и равноправного перехода, подкреплённого глубоким сокращением выбросов и расширением финансирования». Хочется верить в равноправие, но начавшаяся рецессия может не оставить места для филантропии, и каждая страна будет поставлена перед необходимостью выполнять «зелёные параметры» в одиночку. Спасаем планету «каждый, как может», как индивидуально портили её экологию.

Хозяин конференции - министр промышленности и технологий ОАЭ Султан бен Ахмед аль-Джабер отметил, что этот «исторический» документ предлагает миру «надёжный план» для достижения целей Парижского соглашения по ограничению выбросов СО2.

Саудовский министр энергетики принц Абдель Азиз бен Сальман Аль Сауд заверил, что решения, зафиксированные по итогам 28-й Конференции ООН об изменении климата, не повлияют на энергетическую политику Саудовской Аравии. «Эти формулировки не повлияют на наш экспорт. Нефть - это энергобезопасность», - подытожил министр в интервью Al Arabiya.

Недаром мероприятие в Дубае готовил генеральный директор нефтяной компании. Документ более не содержит главного положения парижского COP о поэтапном отказе от использования ископаемого топлива. Вместо этого в ключевой раздел соглашения о мерах по сокращению выбросов внесены размытые положения, призывающие к «переходу от ископаемого топлива в энергетических системах справедливым, упорядоченным и равноправным образом, ускоряя действия в это критическое десятилетие».

Нефть остаётся залогом энергобезопасности для арабских стран.
© РИА Новости
Нефть остаётся залогом энергобезопасности для арабских стран.

Цель этой полезной активности прежняя: «достичь углеродной нейтральности к 2050 году». Какими эффективными рычагами воздействовать на нарушителей, за счёт чего финансировать переход к зелёным технологиям текст не уточняет.

Согласно выводам POLITICO, цель по возобновляемым источникам энергии вполне достижима, а вот прогресс в сфере энергоэффективности идёт намного медленнее и труднее. Всем странам Конвенции придётся урезать свою энергоёмкость (количество потребляемой энергии на единицу ВВП) как минимум в два раза быстрее в период с 2023 по 2030 год, чем это делалось в предыдущие годы. Это потребует крупных инвестиций и реальных изменений в поведении правительств.

За флажки, жизнь планеты важней

На фоне обострения глобальных конфликтов цели спасения климата как-то выпали из приоритетов мировых лидеров, а зря: экологическая катастрофа выйдет дороже.

Чтобы достичь целевого показателя по возобновляемым источникам энергии, всем странам хорошо бы сделать большую ставку на солнечную энергию и ветер. Ожидается, что на долю этих двух технологий должно приходиться около 90% новых мощностей из-за их растущей доступности и снижения затрат. Прогресс пока был неравномерным и лучше отмечен в богатых странах, которые привлекают большую часть частных инвестиций в «зелёные» технологии. В электрификации транспорта был достигнут значительный прогресс, в то время как реконструкция зданий отстаёт. Теперь остаётся вложить почти 30 триллионов долларов в «зелёные» инвестиции в период до 2030 года, в основном в здания и промсектор.

Искренний призыв в резолюции COP28 к «отказу от неэффективных субсидий на ископаемое топливо, которые не решают проблему энергетической бедности или не обеспечивают справедливый переход в кратчайшие сроки», никого конкретно не обижает. Отсутствие жёстких стандартов отказа от ископаемого топлива вызвало резкую критику со стороны многих делегаций из Европы.

Но сопротивление развивающихся стран, которые поставлены экономическим кризисом в критические условия, не позволило бы закрепить жёсткие нормативы реформы энергетики. Времена, когда G-7 расставляла флажки, уже прошли.

Всего в документе перечислены восемь климатических мер, которые конференция сочла необходимыми для сокращения выбросов и удержания роста глобальной среднегодовой температуры в пределах 1,5 ℃.

Главные из них: «утроение мощностей возобновляемой энергетики на глобальном уровне и удвоение среднегодовых темпов улучшения энергоэффективности к 2030 году» и «снижение выработки электроэнергии на основе угля». Очевидно, что в ближайшее десятилетие переход с угля на газ уже дал бы кардинальное снижение выбросов. Развитие атомной энергетики также прогресс. Парижские климатические наручники на энергозависимых экономиках и странах-экспортёрах урана и углеводородов оказались вновь расстёгнутыми. Закопать ископаемое не удалось!

Испытания электромобиля УАЗ-452 («Буханка») в Крыму: ради батарей пришлось пожертвовать частью салона.
© РИА Новости
Испытания электромобиля УАЗ-452 («Буханка») в Крыму: ради батарей пришлось пожертвовать частью салона.

Зато делегаты согласились на «ускорение создания энергетических систем с нулевым балансом выбросов парниковых газов, за счёт ввода низкоуглеродного и безуглеродного топлива к середине века». В наборе переходных мер привычно фигурирует и «ускорение сокращения выбросов от автотранспорта путём развития инфраструктуры и быстрого внедрения транспорта с нулевыми или низкими выбросами». Правда, электродвигатели нуждаются в аккумуляторах новых поколений, редких металлах, станциях подзарядки, что не по карману Глобальному Югу. Если речь идёт о гужевом транспорте: тогда это реально. Мировой авторынок ещё не готов отказаться от двигателя внутреннего сгорания, хоть на гибридах, и исключить бензин и дизель.

Климатическая одержимость - только не с немецким умом!

Лидер электромобилестроения - Китай взвинтил спрос на литиевые батареи и соответственно на литий за три года. В 2021 году в КНР, не считая гибридов, было продано 3,4 миллиона полностью электрических моделей, рост на 155% по сравнению с 2020 годом. Но как только правительство остановило программу субсидий на покупку безвыхлопных авто, спрос пополз вниз. С января 2023 продажи недешёвых электромобилей так просели, что это отразилось на спросе на литий: потребность в металле рухнула в КНР сразу на 30%. Китайский рынок потянул и общемировой, отрезвив его от «литиевой зависимости». Внедрять будущее надо с умом!

Согласно данным LME, спотовые цены гидроксида лития упали с начала года почти в 2,5 раза. В принципе, литий отыграет своё в разных отраслях, как и электропривод, но ясно, что они - не панацея. Возможно, мир заклинило на электромобилях настолько, что это создало ажиотажный спрос на литий и супербатареи. Ведь в повестке Еврокомиссии закреплён полный запрет автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году. А британский премьер Борис Джонсон в своё время зафиксировал отказ Королевства от ДВС к 2030-му.

Кроме того, резко вырос спрос на компактные аккумуляторы с большой ёмкостью для космоса, дронов и военной промышленности. Именно подогреваемая государственным заказом скупка лития, борьба за контроль месторождений так взвинтили цены, что затормозили спрос, спугнув покупателя.

Другой пример «климатической» одержимости. Один из лидеров «зелёного перехода» - ФРГ планирует ударное развитие ветроэнергетической отрасли. По плану правительства Шольца мощность морской ветрогенерации должна вырасти до 30 ГВт к 2030 году и до 70 ГВт к 2045 году. Однако, как пишет Junge Welt, только запланированное наращивание числа ветрогенераторов на море потребует до 200 га дополнительных площадей для тяжёлых условий эксплуатации в морских портах Германии. Это соответствует площади парковки на 260 тысяч автомобилей или 270 футбольных полей и миллиарды евро инвестиций, когда бюджет в дефиците. Отказавшись от российского газа из-за санкций и закрыв все АЭС, Германия обрекла себя на деиндустриализацию и погрузилась в рецессию: минус 0,5% ВВП за этот год.

Своей дорогой идите, «товарищи»!

Нашу делегацию итоговый документ Конференции в Дубае вполне устроил, поскольку представляет собой «сбалансированный набор рекомендаций, описывающих достижимые доступные и эффективные меры». Глава Росгидромета Игорь Шумаков, выступая на заключительном заседании COP28, заявил, что такой подход позволит каждой стране самостоятельно определять способы достижения углеродной нейтральности.

Анналена Бербок на конференции поделилась способами загнать свою страну в рецессию при помощи «зелёных» технологий.
© globallookpress.com
Анналена Бербок на конференции поделилась способами загнать свою страну в рецессию при помощи «зелёных» технологий.

Делегат подчеркнул, что Россия выступает против «зелёного протекционизма» и односторонних мер, которые тормозят устойчивое развитие стран. Глобальные климатические задачи не могут быть решены без сотрудничества, свободы торговли и финансирования, трансфера технологий.

Теперь необязательно всем странам и регионам руководствоваться исключительно западными нормативами. Страны БРИКС могут сами пойти путём взаимного признания таксономий или согласовать подход к единой таксономии «зелёного» финансирования. Наши признают, что в дальнейшем потребуется синхронизация систем верификации и систем отчётности для эмитента СО2. Такая задача рассчитана на два-три года, после чего постоянная рабочая группа подготовит соглашение между странами БРИКС. 

Если уж наши дорожки с Западом разошлись, то мы будем спасать планету без него. Каждая страна БРИКС сама определяет экоприоритеты и объёмы нужного взаимодействия.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама