Непокорённый Ленинград: жизнь и победа
«Дорога жизни»
Блокада вокруг Ленинграда была установлена 8 сентября 1941 года, когда вермахт захватил Шлиссельбург, через который проходил единственный к тому времени сухопутный маршрут из Ленинграда на Большую землю.
Последней надеждой на снабжение осаждённого города осталась Ладога. В навигационный период перевозки производились на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса - 135 км) и Кобона (малая трасса - 35 км) до порта Осиновец, оттуда - непосредственно в Ленинград. В зимний период перевозки осуществлялись по ледовой дороге на автотранспорте из Кобоны до деревни Коккорево. Длина этой трассы составляла 30 км, причём она проходила в 20-25 км от берега, занятого противником.
За перевозку грузов по «Дороге жизни» отвечал начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Ф.Н. Лагунов, непосредственное руководство военно-автомобильной дорогой (ВАД-101) осуществлял его заместитель генерал-майор интендантской службы А.М. Шилов. Комендантом Кобоны был старший лейтенант В.В. Юмашев.
Первые суда с грузами для Ленинграда вышли из Волховстроя и Лодейного Поля 3 сентября 1941 года, 12 сентября в Осиновец прибыл первый конвой судов с 800 тоннами зерна и муки, а сторожевой корабль «Пурга» доставил 60 тонн боеприпасов для Ленинградского фронта. Однако 5 ноября поверхность Ладожского озера покрылась льдом. Естественно, встал вопрос о перевозках автомобильным транспортом.
Утром 17 ноября на тонкий лёд у деревни Коккорево в целях разведки ледовой трассы вышел небольшой отряд бойцов, который возглавлял командир роты 88-го отдельного мотостроительного батальона воентехник 2 ранга Л.Н. Соколов. Ладога встретила красноармейцев сурово - пронизывающим ветром, снежными зарядами, а под ногами слышался треск ломающегося льда. Тем не менее отряд благополучно добрался до порта Кобона, а затем этим же маршрутом возвратился в Коккорево.
Материалы ледовой разведки были сразу же доложены Военному совету Ленинградского фронта. 19 ноября командующий фронтом генерал-лейтенант М.С. Хозин подписал приказ №0072 «Об организации автотранспортной дороги через Ладожское озеро», который предусматривал открытие пешеходного и гужевого движения по ледовой трассе с 22 ноября и автомобильного - с 25 ноября. Этот документ и положил начало знаменитой «Дороге жизни» или, если употреблять официальный язык, Военно-автомобильной дороге - ВАД-101.
Но уже 20 ноября по ледовой трассе отправился первый конный обоз из 350 саней, который возглавлял старший лейтенант М.C. Муров. Обоз благополучно достиг Кобоны, где на сани было погружено 63 тонны муки. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (знаменитые «полуторки») под командованием капитана В.А. Порчунова, которая 24 ноября была уже в Ленинграде. Правда груз колонны был меньше, чем перевезли гужевым транспортом - всего 33 тонны.
Опасались, что перегруженные машины провалятся под лёд, поэтому с полуторок сняли всё «лишнее», включая кабины, и это в тридцатиградусный мороз при пронизывающем ветре. Но вскоре нагрузку удалось увеличить, причём весьма оригинальным способом - к полуторке прицепляли обычные сани. А когда лёд окреп стали прицеплять ещё и обычные автомобильные прицепы.
В первую блокадную зиму ледовая дорога проработала 152 дня - до 24 апреля и стала спасительницей Ленинграда. В блокадный город было доставлено свыше 360 тыс. тонн грузов, в т.ч. 32 тыс. тонн боеприпасов и взрывчатки, около 35 тыс. тонн горючего и смазочных материалов. Для защиты города по «Дороге жизни» были переправлены с полным вооружением 11-я, 80-я, 115-я, 117-я, 198-я и 265-я стрелковые дивизии, 124-я танковая бригада.
Одновременно из Ленинграда были эвакуированы 539 400 человек, около 3700 вагонов промышленного оборудования, культурных ценностей и другого имущества. Но самое главное, что благодаря перевозкам по Ладоге с 25 декабря в Ленинграде были увеличены нормы выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 граммов, а служащим, иждивенцам и детям - на 75 граммов.
Весной 1942-го, с началом второй навигации, доставка грузов в Ленинград продолжилась силами Ладожской военной флотилии. За это время было перевезено в обоих направлениях свыше миллиона тонн различных грузов. Из города было эвакуировано около 540 тыс. человек. Ледовая трасса снова начала действовать с 19 декабря 1942 года, за 101 день, по 30 марта 1943 года, было перевезено более 200 тыс. тонн различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. тонн продовольствия, и эвакуировано около 89 тыс. человек.
За весь период действия «Дороги жизни» в Ленинград было перевезено свыше 1 млн 615 тыс. тонн грузов. За это же время из города эвакуировали около 1 млн 376 тыс. человек. Каждый день по дороге в оба конца перевозилось примерно 6 тыс. тонн грузов.
Но, кроме «Дороги жизни», Ленинград с Большой землёй связывала ещё одна важная магистраль. По решению ГКО от 25 апреля 1942 года для подачи в Ленинград нефтепродуктов в рекордные сроки через Ладожское озеро был проложен трубопровод длиной 35 км, из них 27 км под водой. Одновременно проложили и кабель, по которому в город поступала электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС.
Работа водителей на ледовой трассе, как и экипажей судов, была исключительно опасной. Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать поставки. «Дорога жизни» систематически подвергалась ударам авиации и обстрелам тяжёлой артиллерией. Более того, предпринимались попытки минирования магистрали и высадки десантов. Однако попытки прервать работу «Дороги жизни» не увенчались успехом.
Охрана и оборона «Дороги жизни» осуществлялась стрелковыми частями и подразделениями морской пехоты, расположенными по берегам озера и вдоль трассы, а также авиационными и зенитными частями Ленинградского фронта, Войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, объединённых в Ладожский район ПВО.
Основными объектами боевого обеспечения и ПВО являлись: трасса через озеро, железные и грунтовые дороги, связывавшие трассу с внутренними путями сообщения, перевалочные базы и площадки для складирования грузов. На ледовой трассе были созданы службы связи, регулирования, дорожно-комендантская, санитарная и спасательная, военно-продовольственные пункты. Тем не менее немцам удалось потопить пять буксирных пароходов и 46 барж.
Советское руководство принимало все меры, чтобы увеличить возможности «Дороги жизни». Зимой 1942-1943 годов по льду озера начали строить железную дорогу. Точнее - железнодорожный мост на всю длину трассы, который позволил бы перевозить большее количество грузов в любую погоду и при любой толщине льда. Железная дорога должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское Озеро на западном берегу. Одновременно строилось два пути: узкоколейный и стандартной ширины.
Через пробитые во льду майны в дно забивались сваи, на которые укладывали поперечины, а уже на них крепили прогоны. Строители работали на обоих берегах Ладоги, двигаясь навстречу друг другу. К середине января 1943 года было построено немногим меньше половины дороги, но по рельсам уже ходили обкаточные паровозы и рабочие поезда. Даже после того, как 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду и на южном побережье Ладожского озера в короткие сроки была построена стационарная железная дорога, ладожская коммуникация продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда.
Создание и бесперебойное функционирование «Дороги жизни» стали возможны благодаря согласованным действиям военных и гражданских организаций, массовому героизму советских людей: за боевую и трудовую доблесть свыше 340 строителей и защитников магистрали, соединившей Ленинград с Большой землёй, были награждены орденами и медалями. Высшей советской награды - ордена Ленина - были удостоены начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Ф.Н. Лагунов, его заместитель генерал-майор интендантской службы А.М. Шилов и комиссар дороги бригадный комиссар И.В. Шикин.
«Малая дорога жизни»
Одновременно с «Дорогой жизни» действовала и «Малая дорога жизни» (о ней, к сожалению, вспоминают значительно реже), которая проходила по льду Финского залива. Трасса начиналась от станции Бронка, что рядом с Ораниенбаумом (Ломоносов) и шла через Кронштадт к Лисьему Носу и посёлку Горская.
А защищала ораниенбаумский плацдарм специально созданная Приморская оперативная группа, состоявшая из частей морской пехоты, гарнизонов островов Выборгского залива, Гогландского сектора и полуострова Ханко. Нависая над левым флангом 18-й армии противника, плацдарм не только прикрывал подступы к Ленинграду с побережья Финского залива, но и отвлекал на себя немалые силы неприятеля, создавал благоприятные условия для действий Балтийского флота, а в 1944 году плацдарм стал исходным районом для наступления советской 2-й ударной армии.
По этой тридцатикилометровой магистрали в Ораниенбаум в дни блокады доставлялись продовольствие и боеприпасы, благодаря чему уже в январе 1942 года паёк осаждённых пополнился первой прибавкой хлеба. Тем не менее в 1941-1942 годах от голода здесь погибли около 5 тыс. человек. Поэтому летом 1942 года большинство населения Ораниенбаума было эвакуировано через Ленинград и Ладогу вглубь страны, но сам легендарный «пятачок» продолжал сражаться.
«Дорога победы»
12 января 1943 года началась операция «Искра», и неделю спустя войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились на левом берегу Невы - от противника был освобождён Шлиссельбург и очищено южное побережье Ладожского озера на ширину до одиннадцати километров. И тут же ГКО принял постановление о строительстве вдоль Ладожского озера железнодорожной линии Шлиссельбург - разъезд Поляны.
Командир 11-й железнодорожной бригады полковник Г.П. Дебольский вспоминал:
«18 января, в день завершения прорыва блокады, ГКО принял решение о постройке железной дороги нормальной колеи в полосе прорыва между станциями Поляна, перегон ст. Жихарево - Назия и ст. Шлиссельбург. Военный совет Ленинградского фронта строительство железнодорожной линии возложил на Управление военно-восстановительных работ №2 (начальник управления И.Г. Зубков), куда входили две железнодорожные бригады и специальные восстановительные организации Наркомата путей сообщения. Срок окончания работ был назначен 8 февраля 1943 года. За это время надо было построить линию протяжённостью 33 км, три железнодорожные станции с общим путевым развитием 6 км, мост через реку Неву длиной 1300 м, два средних моста через реку Назия и реку Чёрная, двадцать малых мостов и труб, линию связи, водоснабжение. Начальником работ по постройке моста через реку Неву и первых 10 км главного пути был назначен командир 9-й бригады генерал-майор В.Е. Матишев. Начальником остальной части строительства назначили меня».
Уже 7 февраля по построенной дороге прошёл первый поезд. Его встречали на Финляндском вокзале представители Военного совета Ленинградского фронта, Ленгорисполкома и жители города. Эту трассу ленинградцы назвали «Дорогой победы».
Трасса была проложена по кромке Синявинских болот всего в 3-5 км от позиций противника, поэтому дорога нередко подвергалась артиллерийско-миномётному обстрелу. Отдельной проблемой стали неразорвавшиеся снаряды и мины. Только на пути трассы воины-железнодорожники обнаружили 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. При этом из-за обстрелов дорогу называли ещё и «коридором смерти», а грузы старались перевозить под прикрытием бронепоездов.
Василий Акимов, установщик прицела орудия 5-й отдельной железнодорожной зенитно-артиллерийской батареи бронепоезда №5, вспоминал: «Бомбили беспрерывно, почти каждый день. Помню налёт, в котором участвовало до 40 немецких бомбардировщиков и до 10 истребителей. Только на наш бронепоезд было сброшено 200 бомб. Тогда мы сбили 3 вражеских самолёта».
Поезда двигались только ночью один за другим на расстоянии видимости хвостовых сигналов. Для увеличения пропускной способности линии, и чтобы избежать столкновений (в первую ночь в Ленинград прибыло 24 поезда), 7 мая 1943 года была введена «живая блокировка» - вдоль всей трассы были расставлены специальные сигнальные посты. Обычно эту нелёгкую службу несли девушки. 25 мая «живая блокировка» была заменена полуавтоматической, что позволило увеличить пропускную способность дороги до 32 поездов за ночь.
Большинство из тех, кто обеспечивал движение поездов по «Дороге победы», были вчерашними школьниками.
«Когда 7 февраля 1943-го в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли, мне исполнилось 19 лет. Мне доверили должность старшего кондуктора паровоза Эм 741-48, - вспоминала Мария Яблонцева. - Во время рейсов я следила за сцепкой вагонов, но нередко приходилось и восстанавливать повреждённое при бомбёжке полотно. Сейчас если где-то яму разроют, то месяц проходит, пока её закопают. Нам давали 40 минут на ликвидацию, иначе задерживался проход поезда».
В 1943 году в Ленинград по «Дороге победы» было доставлено 4,4 млн тонн различных грузов, в 2,5 раза больше, чем по «Дороге жизни». После полного снятия блокады Ленинграда, 10 марта 1944 года, и по этой магистрали движение прекратилось - отпала необходимость...
До Победы оставался ещё год. Целый год войны.