До конца 2025 года будут заложены большие десантные корабли для Черноморского флота
Большой десантный корабль (БДК) модернизированного проекта 11711 «Владимир Андреев», строящийся на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» по скорректированному техническому проекту, будет спущен на воду и передан в состав Военно-морского флота РФ в следующем году. Сообщение об этом отечественные СМИ опубликовали во второй половине ноября.
«"Владимир Андреев" на данный момент находится на стапелях, до конца года на объекте предстоит выполнить ряд производственных задач. Корабль будет спущен на воду, приступит к ходовым испытаниям и передан в состав ВМФ до конца 2024 года», - объявил источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК).
30 ноября появилось ещё одно интересное сообщение по тематике строительства в России БДК.
«Строительство больших десантных кораблей модернизированного проекта 11711 будет продолжено. Летом следующего года ожидается подписание контракта на строительство двух таких БДК для Черноморского флота. До конца 2025 года на заводе "Янтарь" заложат новую пару кораблей, которые будут строить по скорректированному техническому проекту», - пояснил ТАСС источник в ОПК РФ.
Строящиеся на «Янтаре» БДК «Владимир Андреев» и его «систершип» «Василий Трушин» планируется передать в состав Тихоокеанского флота в 2024-м и в 2025 годах. Ну, а пока в Калининграде работы на «Андрееве» и «Трушине» продолжаются, не лишним будет напомнить нашим читателям весьма драматичную историю создания БДК проекта 11711.
Флоту нужны новые БДК
Последствия распада СССР к началу XXI века аукнулись обвальным сокращением корабельного состава ВМФ Российской Федерации. В числе пострадавших оказались и большие десантные корабли. Из тройки самых крупных БДК проекта 1174 (полное водоизмещение 14 060 тонн) из «игры» вышли все три. Из 14 стареньких БДК проекта 1171 (полное водоизмещение 4360 тонн) осталось четыре. Из 27 БДК проекта 775 (полное водоизмещение 4400 тонн) в строю уцелело 15. При всём при том, именно БДК являлись едва ли не самыми востребованными боевыми кораблями ВМФ. Правда, объяснялось это не тем, что нашему Флоту приходилось непрерывно высаживать морские десанты, а тем, что у этого самого Флота не оказалось войсковых транспортов. В роли таковых и приходилось использовать уцелевшие БДК. Те при этом, понятное дело, тратили свой драгоценный ресурс и уж точно не молодели…
Необходимость постройки новых БДК на смену кораблям советской постройки была в полной мере осознана командованием ВМФ РФ ещё в конце «лихих девяностых». Но какие десантные корабли нужны Флоту? Ответить на этот вопрос оказалось не так просто, как может показаться.
Например, в Соединённых Штатах идея высадки людей и техники на необорудованное побережье непосредственно с крупных десантных кораблей уже считалась анахронизмом. Крупный корабль, это крупная цель. Подгонять большой десантный корабль вплотную к занятому противником побережью означало сознательно подставлять «десантника» под удар. Поэтому ВМС США деятельно занимались отработкой доктрины «загоризонтной высадки» и «вертикального охвата». Согласно ей десантный корабль оставался вне зоны видимости с вражеского берега, а высадкой людей и техники занимались базирующиеся на «десантнике» скоростные плавсредства и вертолёты. Специально под эту доктрину в Штатах строились универсальные десантные корабли полным водоизмещением свыше 40 тыс. тонн, способные нести не только несколько десятков самолётов вертикального взлёта и посадки, а также вертолётов, но и 12 десантных катеров с возможностью замены дюжины обычных катеров тройкой десантных единиц на воздушной подушке.
ВМФ СССР на пике своего развития тоже стал «подбираться» к чему-то похожему. Собственно, по этой причине и были заложены БДК проекта 1174 с четвёркой вертолётов Ка-29 на каждом и возможностью размещения в доковой камере разнообразных десантных катеров. Однако использование в качестве ГЭУ газотурбинных установок и недостатки общей компоновки предопределили недолгую жизнь БДК проекта 1174 в ВМФ РФ. Как я уже указывал, эти вымпелы после распада Советского Союза достаточно быстро перешли в разряд неходовых.
Закладка «Ивана Грена»
Итак, что строить? После некоторых размышлений, от логичной, но мало реализуемой в реалиях «девяностых» идеи постройки улучшенной версии БДК проекта 1174 командование ВМФ РФ решило отказаться. Ибо - дорого и сложно. Альтернативный и относительно дешёвый вариант постройки для ВМФ войскового транспорта в корпусе какого-нибудь ролкера тоже интереса у командования Флота не вызвал. На смену старым БДК хотелось получить новые «десантники», но под какие конкретно задачи? Тут полной ясности, похоже, не имелось. Посему техническое задание для нового корабля получилось достаточно расплывчатым. Уже одно это могло расцениваться как тревожный сигнал о том, что процесс постройки головного БДК нового проекта лёгким и быстрым стать не обещает…
Проектирование будущего «десантника» проекта 11711 по техзаданию ВМФ России стартовало в Невском проектно-конструкторском бюро (ПКБ) в 1998-м. Поскольку финансы на тот момент откровенно «пели романсы», постольку сначала речь вообще шла о постройке чего-то совсем небольшого типа нового среднего десантного корабля водоизмещением чуть больше тысячи тонн. Но довольно быстро здравый смысл возобладал, да и средства, видимо, нашлись, так что проект нового десантного корабля переформулировали именно в проект БДК. Ради ускорения проектирования решено было использовать для нового БДК размерения и обводы корпуса отлично зарекомендовавшего себя БДК проекта 1171 (строились в 1964-1975 годах). Это ограничило стандартное водоизмещение будущего нового БДК до 5 тыс. тонн. В целом у Невского ПКБ получался классический советский БДК. Впрочем, имелись и отличия: две (носовая и кормовая) надстройки вместо одной, вертолётный ангар, пара вертолётов Ка-29, а также улучшенные условия обитания экипажа и десанта.
23 декабря 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде первый БДК проекта 11711, получивший имя «Иван Грен», был заложен. После чего началась чехарда. Командование ВМФ неоднократно меняло свой взгляд на желательный облик «Грена», что приводило к постоянным корректировкам проекта уже начатого постройкой корабля. Например, изначально вооружение БДК должно было включать 100-мм артустановку А-190М, пару зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и пару же пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Однако затем всё это великолепие «съёжилось» до одной 30-мм автоматической артустановки «Дуэт» с двумя шестиствольными вращающимися орудиями АО-18, пары 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630М, пары 14,5-мм тумбовых пулемётных установок «Жало» и комплекса выстреливаемых пассивных помех.
Исходно планировалось, что БДК станет высаживать технику на берег «бесконтактно». То есть, не доходя до берега, корабль будет вставать на якорь, опускать носовую аппарель и наводить от неё до берега понтонный мост. Затем от идеи «бесконтактности» отказались. Потом к ней вернулись. Потом… Ну, в общем, вы поняли.
Всё это раз за разом «резало» проект и сам строящийся корабль «по живому», отодвигая сроки готовности «Грена». Одновременно в конструкцию корабля стали внедрять стелс-технологии. Одновременно начались перебои с финансированием. Одновременно в России стали подумывать о приобретении у Франции универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль», что ставило под вопрос необходимость достройки головного БДК проекта 11711.
Два вместо шести?
Первоначально предполагалось, что Флот получит «Грен» ещё в 2008-м. Фактически же новый БДК удалось спустить на воду и приступить к его дальнейшей достройке лишь 18 мая 2012 года. Ситуацию несколько скрашивало то, что в 2010 году завод «Янтарь» получил контракт на строительство ещё одного БДК проекта 11711. Контракт-то завод получил, но… Но тут случились известные события 2014 года в Крыму, которые аукнулись, во-первых, нежеланием Франции отдавать РФ построенные для неё «Мистрали», во-вторых, отказом ряда западных поставщиков отгружать для «Грена» необходимое России оборудование. С одной стороны, потеря «Мистралей» вновь актуализировала для ВМФ РФ тему скорейшего ввода в строй «Грена». С другой стороны, решение возникших проблем с импортозамещением вновь сдвинуло вправо сроки готовности головного БДК проекта 11711 и не позволило быстро приступить к закладке второго БДК того же проекта.
К лету 2015 г. задача адаптации проекта 11711 под отечественное оборудование была в целом решена. Параллельно на линии «черноморские порты РФ - САР» набирал обороты «Сирийский экспресс», так что каждый ходовой БДК для ВМФ РФ оказался буквально на вес золота. Вместе эти обстоятельства способствовали тому, что 11 июня 2015-го второй БДК проекта 11711 наконец-то был заложен. Он получил название «Пётр Моргунов».
Ожидалось, что ВМФ РФ получит 6 БДК проекта 11711. Однако не самая радостная картина застрявшего у заводского причала «Грена», который на момент закладки «Моргунова» не только всё ещё достраивался, но и продолжал переделываться, явно поубавила флотский оптимизм в отношении БДК проекта 11711. В результате было озвучено решение о сокращении серии новых БДК до «Грена» и «Моргунова» «ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения». По мнению представителей Минобороны РФ, водоизмещение БДК нового поколения должно было превысить 14 тыс. тонн…
Де-факто, в 2015-м командование ВМФ РФ вернулось к той точке, с которой в 1998-м стартовали работы над проектом 11771. Флоту понадобилось нечто вроде осовремененного варианта советского БДК проекта 1174, способного к «загоризонтной высадке» и «вертикальному охвату».
Пока Крыловский государственный научный центр, приободрённый возвращением в ВМФ РФ моды на БДК-вертолётоносцы, устраивал презентации моделей отечественных универсальных десантных кораблей будущего, проходивших под шифрами «Прибой» и «Лавина», на «Янтаре» достраивали «Грена» и строили «Моргунова». После впечатляющих по своим объёмам средств и сил, затраченных с 1998 года на проектирование и создание БДК проекта 11771, Флот просто обязан был получить хоть что-то!..
21 июня 2016 года «Иван Грен» наконец-то смог отправиться на заводские, а за ними и на государственные испытания. Оные проходили, мягко говоря, сложно. Это явствует хотя бы уже из того, что приёмный акт о завершении государственных испытаний «Ивана Грена» удалось подписать только 2 июня 2018 года. По неподтверждённой официально информации, «Грен» испытывал проблемы с остойчивостью, недостаточным сектором обстрела для артустановок, размагничиванием, управляемостью при движении задним ходом… «Грен» возвращался на завод, лечил свои «детские болезни», снова уходил на испытания, обнаруживал новые «косяки», вновь брал курс на завод… Словом, перефразируя «Песню о буревестнике» Максима Горького, упорству храбрых поём мы песню.
Затем заказчик корабль наконец-то принял.
Девять вместо двух?
Если кто-то думает, что эпопея с «допиливанием» головного корабля проекта 11711 завершилась 20 июня 2018 года, когда над «Иваном Греном» взвился Андреевский флаг и БДК был торжественно принят в состав ВМФ, то он ошибается.
Да, в составе ВМФ РФ наконец-то появился новый БДК. Да, приказом главнокомандующего ВМФ РФ «Ивана Грена» включили в состав 121-й бригады десантных кораблей, но вот какая штука… Ещё в конце февраля 2018 г. появилась информация о том, что правый и левый дизельные двигатели БДК «Моргунова» планируется поменять местами. Теоретически это должно было позволить изменить характер вращения винтов и устранить проблему с управляемостью БДК проекта 11711 при движении задним ходом. В случае успешных испытаний на «Моргунове», спущенном на воду 25 мая 2018 г., аналогичную перестановку дизелей предполагалось реализовать на головном корабле серии - «Иване Грене». Иными словами, на уже официально вступившем в строй головном БДК проекта 11711 продолжали сохраняться проблемы с управляемостью при движении задним ходом…
Достройка «Моргунова» тоже шла с задержками, хоть и не с такими заметными как у «Грена». Первоначально ввод в строй второго БДК проекта 11711 ожидался в 2019 году. На практике же под самый занавес 2019-го удалось лишь закончить швартовые испытания «Моргунова» и приступить к ходовым испытаниям корабля. Приём «Моргунова» в состав Северного флота ВМФ России состоялся только 23 декабря 2020 года.
Безусловно, ввод в строй «Ивана Грена», а за ним и «Петра Моргунова», стал для отечественного ВМФ, мягко говоря, не избалованного получением современных БДК, отрадным явлением. Другое дело, что «десантники» проекта 11711 имели шанс стать куда более удачными кораблями… Ну, да что уж теперь об этом говорить. Главное - сделать необходимые выводы и не повторять единожды уже совершённые ошибки, верно?
Судя по всему, необходимые выводы из истории создания БДК проекта 11711 действительно были сделаны. Когда «Грен» уже прибыл к месту несения службы на Северный флот, а «Моргунов» ещё продолжал проходить испытания на Балтике, 9 апреля 2019 года стало известно, что на «Янтаре» будет заложена ещё одна пара БДК проекта 11711. Действительно, 23 апреля 2019 года в Калининграде состоялась церемония закладки для ВМФ России одновременно двух новых больших десантных кораблей - «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». Важная деталь - эти корабли строились не по базовому проекту 11711, а по уже серьёзно скорректированному. В частности, полное водоизмещение «Андреева» и «Трушина» выросло до 8 тыс. тонн, количество базирующихся на борту БДК вертолётов увеличилось до 5 единиц, и так далее.
Продолжение этой истории, как мы уже знаем, последовало 30 ноября 2023-го в виде анонса закладки на «Янтаре» ещё двух больших десантных кораблей модернизированного проекта 11711. Таким образом, в итоге флот всё же должен был получить когда-то обещанные ему 6 БДК проекта 11711 в следующем виде:
- 2 БДК базового варианта проекта («Иван Грен» и «Пётр Моргунов») на Северном флоте;
- 2 БДК модернизированного варианта проекта («Владимир Андреев» и «Василий Трушин») на Тихоокеанском флоте;
- 2 БДК модернизированного варианта проекта на Черноморском флоте.
Логика подсказывала, что вслед за постройкой «черноморцев» нельзя было исключать закладку ещё одной пары БДК модернизированного проекта 11711 для Балтийского флота. Если это предположение оказалось бы верным, то ВМФ мог бы рассчитывать на получение в сумме 8 больших десантных кораблей базового и модернизированного варианта проекта 11711. Однако реальность превзошла даже самые смелые мои предположения.
25 декабря 2023 года президент России Владимир Путин во время церемонии подъёма флага на поступающих в состав ВМФ кораблях объявил: «На судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде также строятся два больших десантных корабля. В период до 2035 года эту серию планируется увеличить и выпустить ещё семь кораблей».
Получалось, что в дополнение к «Ивану Грену» и «Петру Моргунову», ВМФ должен будет получить уже не 6, а целых 9 БДК модернизированного проекта 11711. Итого - 11 новых БДК!
Но и это еще не всё.
Путёвка в жизнь
Помните, когда в 2015-м число строящихся БДК проекта 11711 сократили до пары, МО РФ стало подумывать о БДК нового поколения водоизмещением более 14 тыс. тонн? Эта идея, дополненная осознанием потери заказанных во Франции «Мистралей», а также необходимостью иметь в составе отечественного ВМФ десантные вымпелы, способные осуществлять «загоризонтную высадку» и «вертикальный охват», привела к тому, что в 2019 году АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» получило заказ на проектирование универсальных десантных кораблей проекта 23900, имевших полное водоизмещение 40 тыс. тонн, авиагруппу в составе 20 вертолётов и 4 БПЛА, и несущих в доковой камере 4 десантных катера.
20 июля 2020 года на судостроительном заводе «Залив» в Керчи в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина состоялась церемония официальной закладки для ВМФ России универсальных десантных кораблей проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». По данным от февраля 2021 года, ввод в строй обоих УДК ожидается в 2027-2028 годах. Проходила информация о том, что решение о продолжении строительства УДК проекта 23900 будет принято по итогам эксплуатации «Рогова» и «Москаленко» (ничего удивительного - при постройке БДК проекта 11711 имела место похожая практика).
Вывод? Драматичная история создания первых двух БДК проекта 11711, в конце концов, дала путёвку в жизнь более крупным и совершенным десантным кораблям отечественного ВМФ.