Горели «Тигры», будут гореть и «Леопарды»
© waralbum.ru
Танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H «Тигр» из состава 502-го тяжёлого танкового батальона вермахта, подбитый под Ленинградом, зима 1943 г. 

Горели «Тигры», будут гореть и «Леопарды»

Не первый раз танки с крестами появляются на нашей земле. Но ни тевтонский дух, ни крупповская броня не спасли противника от разгрома
04 февраля 2023, 09:07
Реклама
Горели «Тигры», будут гореть и «Леопарды»
© waralbum.ru
Танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H «Тигр» из состава 502-го тяжёлого танкового батальона вермахта, подбитый под Ленинградом, зима 1943 г. 
Читайте нас на: 

Первая встреча с «Тигром»

В январе 1943 года под Ленинградом при прорыве блокады советским войскам удалось захватить новый немецкий тяжёлый танк «Тигр» (Panzerkampfwagen VI Ausf., «Тигр»). Всего же на этом участке фронта воевали семь «Тигров», к концу января пять были потеряны в боях, причём три подорвали собственные экипажи. Один слегка повреждённый тяжёлый танк и был захвачен бойцами Красной армии. Георгий Константинович Жуков, находившийся на Волховском фронте в качестве представителя Ставки, написал в своих мемуарах «Воспоминания и размышления»:

«Мне доложили, что между Рабочими посёлками №5 и №6 наши артиллеристы подбили танк, который по внешнему виду резко отличался от известных нам типов боевых машин. Причём гитлеровцы предприняли настойчивые попытки эвакуировать его из "нейтральной зоны". Мы заинтересовались этим сообщением и приказали создать специальную группу в составе стрелкового взвода и четырёх танков, которой была поставлена задача захватить вражеский танк, отбуксировать его в расположение наших войск, где его надлежит затем тщательно обследовать... Танк действительно оказался необычной конструкции. Было установлено, что это экспериментальный образец нового тяжёлого танка "Тигр" №1, направленный гитлеровским командованием на Волховский фронт для испытаний».

Впоследствии самый прославленный танковый военачальник вермахта Гейнц Гудериан обвинил Гитлера в досрочном рассекречивании нового грозного оружия. Действительно, теперь рассчитывать на внезапность при массовом применении «Тигров» немцы уже не могли. Тем не менее результаты испытаний трофейного танка оказались весьма неприятными: 76-мм бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34, установленной на «тридцатьчетверке», не пробил бортовую броню «Тигра» даже с дистанции 200 метров.

Генерал-полковник Гейнц Гудериан (второй справа) осматривает танк «Тигр», апрель 1943 г.
© waralbum.ru
Генерал-полковник Гейнц Гудериан (второй справа) осматривает танк «Тигр», апрель 1943 г.

О возможности пробить бронебойным снарядом лобовую броню «Тигра» и думать не приходилось. Ещё более печально выглядели перспективы поразить «Тигр» из 45-мм противотанкового орудия, которое было основным противотанковым средством в 1943 году. Приходилось срочно искать оружие, способное «укрощать» «Тигры».

Удар с воздуха

Весной 1943 года были успешно завершены испытания кумулятивных авиабомб конструктора Ивана Ларионова, которые превосходили применяемые до этого осколочно-фугасные бомбы, возможности которых были весьма скромными. У ларионовской ПТАБ основным поражающим фактором была кумулятивная струя, которая прожигала броню толщиной до 70 мм. Первый вариант авиабомбы весил 10 кг, её можно было сбрасывать с малых высот (до 25 метров). Окончательный вариант весил 1,5 кг.

Государственный Комитет обороны решил срочно организовать массовое производство ПТАБ и уже к 15 мая 1943 года изготовить 800 тысяч таких авиабомб. Причём было категорически запрещено использовать кумулятивные авиабомбы без специального разрешения.

Но после начала сражения на Курской дуге, противотанковые кумулятивные авиабомбы стали применять в массовом количестве. ПТАБы прожигали броню и средних немецких танков, и «Тигров». Только за один день лётчики 291-й штурмовой авиадивизии уничтожили этими боеприпасами 30 вражеских танков. Причём Ил-2 брал на борт 312 ПТАБ. И поскольку бомбы сбрасывались десятками, возможность поразить вражеский танк возрастала многократно.

Поле боя на Курской дуге. Справа подбитый Т-34, дальше у левого края фото - «Тигр», июль-август 1943 г.
© waralbum.ru
Поле боя на Курской дуге. Справа подбитый Т-34, дальше у левого края фото - «Тигр», июль-август 1943 г.

После испытаний трофейного «Тигра» была ускорена и разработка нового Т-34 с более мощным орудием. Принять участие в сражении на Курской дуге Т-34-85 не успели. Но в боях 1944-1945 годов применялись массово. А для Т-34-76 постарались запасти побольше подкалиберных снарядов, которыми с дистанции 300-500 метров можно было поражать «Тигры» хотя бы в борт.

«Зверобой» на охоте

Но нехватку Т-34 на Курской дуге в полной мере компенсировали оперативно запущенные в серийное производство самоходные орудия СУ-152, справедливо прозванные «зверобоями», поскольку могли поражать новые немецкие танки даже на значительном расстоянии. Там же, на Курской дуге, СУ-152 постоянно перебрасывали на самые опасные участки как последнее средство, способное остановить атакующие «Тигры». И эту задачу СУ-152 выполняли до конца войны.

Главным козырем СУ-152 в дуэли с «Тигром» иногда были особенности его 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С. Вот как об этом рассказал Николай Шишкин (сайт «Я помню»), командовавший батареей СУ-152. До этого три танка головного дозора, поднявшиеся на пригорок, были подбиты, и перед Шишкиным встал вопрос, как достать «Тигра». Выезжать наверх, сделавшись полностью видимым противнику, Шишкину определённо не хотелось, тогда он решил воспользоваться возможностями своей пушки - гаубицы, стреляющей по навесной траектории.

Николай сел на место наводчика, и вот как развивались события: «Я заметил на холме кустик. Смотря через канал ствола, я добился от механика-водителя такой позиции самоходки, чтобы кустик был совмещён с кроной дерева, под которым стоял немецкий танк. После этого, используя прицел, опустил орудие на 3 сотых, чтобы снаряд прошёл над самой землёй. Первый же выстрел оказался удачным - попадание под обрез, и "Тигру" сорвало башню».

Окончание сборки САУ СУ-152. Челябинский Кировский Завод, 1943 г.
© waralbum.ru
Окончание сборки САУ СУ-152. Челябинский Кировский Завод, 1943 г.

Использовалась против «Тигров» и боевая техника союзников, поступавшая по ленд-лизу. Например, 58-мм пушка канадского «Валентайна» уверенно пробивала броню тяжёлого немецкого танка. Да и сам «Валентайн» оказался весьма удачной машиной - низенький, буквально в рост человека.

Вот как описал один из победных боёв на «Валентайне» Николай Железнов (сайт «Я помню»): «Когда нас под Скалатом контролировали и не пускали "Тигры", то "Валентайны" нас выручили. Два "Валентайна" из взвода управления 7-го мотоциклетного батальона прошли кустами. Танк-то невысокий. Если бы наш танк Т-34 пустили, вся башня у него торчала бы, и их бы сожгли. Били они с расстояния примерно 300 метров. Сожгли ближайших два "Тигра", а потом расправились с третьим "Тигром"».

Расправа с «Королевскими тиграми»

В августе 1944 года на Сандомирском плацдарме в Польше советским танкистам удалось весьма удачно отразить атаку «Королевских тигров». Эта машина (Panzerkampfwagen VI Ausf. B, Tiger II, или «Королевский тигр») от своего не имеющего королевского титула предшественника отличалась более мощной пушкой, а эффективность бронирования была повышена за счёт установки бронеплит верхней части корпуса и башни под большими углами наклона.

Оператор киногруппы 2-го Украинского фронта Николай Львович Прозоровский у подбитого немецкого тяжёлого танка Pz.Kpfw. VI Tiger II.
© waralbum.ru
Оператор киногруппы 2-го Украинского фронта Николай Львович Прозоровский у подбитого немецкого тяжёлого танка Pz.Kpfw. VI Tiger II.

Накануне наши разведчики захватили немецкого фельдфебеля из 501-го отдельного батальона тяжёлых танков, который рассказал, что батальон прибыл в составе 40 танков, 20 из них типа «Пантера». О «Тиграх» он не обмолвился, поэтому на плацдарме не подозревали, какие бронированные «звери» собираются их атаковать.

Но немцам не повезло: 53-й гвардейской танковой бригадой, которая обороняла плацдарм, командовал один из самых опытных советских танкистов - полковник Василий Сергеевич Архипов, получивший звание Героя Советского Союза в 1940 году ещё за финскую кампанию. Оценив обстановку, комбриг приказал опытному таковому командиру младшему лейтенанту Александру Оськину поставить свой танк в засаду на пути наиболее вероятного движения «Тигров», замаскировав Т-34 под стогом сена. И ни в коем случае не открывать огонь в лоб, а дождаться, когда немцы подставят борта.

Бой оказался чрезвычайно удачным - экипаж Оськина три танка сжёг, один подбил. Вскоре Александр Оськин был удостоен звания Герой Советского Союза, дважды Героем Советского Союза стал полковник Архипов. В тех боях удалось не только разгромить 501-й тяжёлый танковый батальон немцев, но и захватить три «Королевских тигра» почти в исправном состоянии.

Но как выяснилось, бить «Тигров» можно и трофейным оружием. Например, немецкий автор Вильгельм Тике в книге «Падение Берлина» описал случай, когда жертвой огня 88-мм немецкого зенитного орудия стал «Королевский тигр». Произошло это во время битвы за Берлин, 2 мая 1945 года.

Немецкая 88-мм зенитная пушка FlaK 37 у поверженного Рейхстага.
© waralbum.ru
Немецкая 88-мм зенитная пушка FlaK 37 у поверженного Рейхстага.

Кавалер Рыцарского креста унтерштурмфюрер Шэфер командовал одним из двух оставшихся в 503-м тяжёлом танковом батальоне СС «Королевским тигром», когда в бой вмешался совершенно неожиданный противник: «Шэфер, наводивший пушку на русский танк, не видел, что происходило на левом фланге. А там стояла брошенная немецкая зенитная батарея. Никто не заметил, как несколько русских солдат подбежали к одному из 88-мм орудий, зарядив его, стали наводить на немецкий "Тигр". Причём выстрел оказался чрезвычайно удачным: "Королевский тигр" Шэфера получил прямое попадание в основание пушки с расстояния в 120 метров. Двое членов экипажа так и сгорели в танке. Остальные трое, получив тяжёлые ранения и ожоги, успели покинуть машину и с трудом добрались до лазарета. Унтерштурмфюрер Шэфер был страшно обожжён. В лазарете он впал в глубокую кому. Но ему удалось выжить. Только через несколько лет, когда раны затянулись, к нему вернулась память».

Таким образом исторический опыт свидетельствует, что на любой танковый «зверинец» можно найти управу. Нашли в своё время управу на «Тигры», найдём и на «Леопарды». Глаза в первое время, может, и боятся, но боевая выучка и противотанковые средства дело своё делают.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама